ВСМ Москва — Санкт-Петербург: новые цифры и сроки исполнения поручений

  • Дарья Гербер
    16 апреля 2024 г. — 19:15
    368

    5 апреля утверждён перечень президентских поручений по итогам совещания, посвящённого строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Отмечается, что все решения по строительству должны быть приняты уже к 1 июля. Пока же актуализирован механизм финансирования строительства инфраструктуры, а РЖД делится некоторыми проектными решениями ВСМ-1.

    Параллельно научные и инженерные учреждения работают над новым российским высокоскоростным электропоездом, и уже заключён первый контракт на поставку двух составов с предприятием «Уральские локомотивы». До 1 июля в правительстве страны должны окончательно определиться со стоимостью перевозок пассажиров и багажа. Однако некоторые озвученные параметры и сроки реализации проекта ВСМ уже вызывают вопросы: какими составами и по какому графику смогут ездить высокоскоростные поезда к обозначенной дате открытия в 2028 году?

    Актуализировано финансирование строительства

    Финансовая модель строительства первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург предполагает привлечение до 300 млрд рублей из ФНБ. Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями 200–400 км/ч. По данным РИА Новости, на совещании у президента РФ, прошедшем 15 февраля, обозначалось, что базовый вариант финансирования предполагает 580 млрд рублей из ФНБ. По итогам мероприятия были даны  поручения касательно доработки экономических аспектов. Среди них:

    • предоставление в 2024–2028 годах капитального гранта за счёт средств федерального бюджета на выкуп земельных участков для строительства объектов транспортной инфраструктуры в размере 28,5 млрд рублей;
    • софинансирование проекта за счёт средств: г. Москвы — в размере не менее 150 млрд рублей, г. Санкт-Петербурга — не менее 30 млрд рублей, Московской области — не менее 20 млрд рублей, Ленинградской области — не менее 10 млрд рублей, Новгородской области — не менее 6 млрд рублей, Тверской области — не менее 5 млрд рублей;
    • предоставление субсидии из федерального бюджета в размере не более 299,4 млрд рублей на операционной стадии реализации.

    В результате на итоговой коллегии Минтранса РФ озвучено решение о привлечении 300 млрд рублей из ФНБ в 2025 году для предоставления кредитов на строительство объектов транспортной инфраструктуры по ставке не более 1% годовых с капитализацией процентов в первые 10 лет. При этом по кредитам действует отсрочка не менее чем на три года.

    Актуализировано и распределение рисков. Если пассажиропоток снижается на 5% и менее, убытки концессионера возмещают участвующие субъекты РФ, если на 5–10% — то концедент (Росжелдор), если более чем на 10% — концедент и концессионер. Аналогично с допзатратами в случае увеличения сроков строительства или удорожания: если до 10% — финансирует концессионер, если более 10% — концессионер и концедент согласуют дальнейшие действия.

    Строительство идёт по концессионной модели, для чего создана компания «ВСМ Две Столицы». В учредителях — РЖД, Москва, Петербург, Московская, Ленинградская, Новгородская и Тверская области. Стоимость работ составляет порядка 2 трлн рублей. Правительство, РЖД, «Сбербанк», а также заинтересованные исполнительные органы субъектов РФ до 15 апреля должны были обеспечить заключение с ООО «ВСМ Две Столицы» концессионного соглашения о реализации проекта.

    Озвучен срок прохождения госэкспертизы

    29 марта ОАО «РЖД» сообщило о выполнении проектно-изыскательских работ ВСМ на 60%. В соответствии с утверждённым перечнем поручений главы государства проектная документация и оценка достоверности сметной стоимости по всем этапам строительства должны получить положительное заключение Главного управления государственной экспертизы до 1 июля 2025 года.

    Правительству предстоит сформировать перечень земельных участков, необходимых для реализации проекта. Проектирование всех работ идёт за счёт инвестпрограммы РЖД. В неё же включены городские участки магистрали Москва — Алабушево и Санкт-Петербург — Обухово II.

    Представлены данные по линии Москва — Санкт-Петербург

    Пока реализуются президентские поручения и идут проектно-изыскательские работы, РЖД анонсировали первые данные касательно организации движения на ВСМ Москва — Санкт-Петербург.

    На маршруте протяжённостью 679 км поезда в зависимости от расписания смогут делать 16 остановок, включая конечные. Если ранее уже было озвучено, что минимальное общее время в пути составит 2 ч. 15 мин., из Москвы до Твери можно будет доехать за 39 мин., а из Санкт-Петербурга до Великого Новгорода — за 29 мин., то теперь в информации от железнодорожников добавились новые ориентиры. Ожидается, что самое быстрое путешествие из столицы до Валдая займёт 1 ч. 15 мин., а до Великого Новгорода — 1 ч. 41 мин. Таким образом высокоскоростная линия почти сотрёт границы между двумя крупнейшими агломерациями страны, открыв новое пространство для туризма, общественных и деловых связей. По Москве и Петербургу поезда будут ехать с минимальным уровнем шума со скоростью 200 км/ч, а между ними — до 400 км/ч. Ожидается, что ежегодно высокоскоростной линией Москва — Санкт-Петербург будут пользоваться не менее 23 млн человек.

    Также железнодорожники анонсировали, что с запуском ВСМ в 2028 году минимальный интервал движения в часы пик составит до 10 мин. При этом анонсировано прохождение до 40 поездов в сутки в каждом направлении. Если взять за ориентиры режима работы будущей линии нынешние первые отправления «Сапсанов» (отправление первого рейса около 5:30, прибытие  последнего на конечный пункт около 1:00), то в режиме с минимальным количеством остановок время от отправления первого до последнего поезда займёт 17 часов. В среднем каждый час с лимитом 40 поездов в сутки получится отправлять по 1-2 поезда, а в пиковые часы увеличивать их количество до 3-4. Минимальный интервал, вероятнее всего, будет достигаться, как и сейчас, при пакетном отправлении двух составов с разным набором промежуточных остановок, которым понадобится около трёх часов на поездку по полному маршруту. Подробно этот механизм, а также роль всех промежуточных остановок на ВСМ разбирались в отдельной статье на TR.ru — Транспорт в России. Учитывая, что основной поток на ВСМ всё-таки генерируется непосредственно Москвой и Санкт-Петербургом, такие поостановочные рейсы с шестью-семью остановками могут чередоваться и с полными экспрессами. Условно это может выглядеть так: в 7:00 — отправление экспресса, за ним в 7:10 — первый поезд с «чётными» промежуточными остановками, в 7:20 с «нечётными» промежуточными остановками, в 8:00 — следующий экспресс, обгоняющий поостановочные поезда на промежуточных станциях, и так далее.

    Идёт разработка российского высокоскоростного поезда

    Параллельно с продолжающимися строительно-монтажными работами на одном из наиболее сложных участков магистрали на входе в Москву научные и инженерные учреждения продолжают разрабатывать новый российский высокоскоростной электропоезд.

    В соответствии с поручениями президента правительство должно обеспечить льготы производителям подвижного состава для ВСМ, а также совместно с «ВЭБ.РФ» обеспечить возможность лизинга составов в рамках программы «Фабрика проектного финансирования». Доклад следует подготовить до 1 июля 2024 года и далее ежегодно.

    Всего потребуется 66 составов, стоимость каждого ранее оценивалась в 5,3 млрд рублей. В свою очередь, «Сбербанк» и РЖД должны были обеспечить до 15 апреля заключение с производителем договора на поставку и сервисное обслуживание составов.

    Как сообщила «Фонтанка», основным производителем высокоскоростных поездов для магистрали будет группа «Синара». В кооперации примет участие второй крупнейший российский производитель железнодорожной техники — «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Он обеспечит поставки ряда компонентов и систем для новых поездов.

    Пока же успели выполнить поручение первого лица страны в минимальном уровне. В РЖД сообщили о подписании договор об изготовлении, сертификации и поставке первых двух высокоскоростных электропоездов для ВСМ Москва — Санкт-Петербург с предприятием «Уральские локомотивы». Стоимость контракта — 12 млрд рублей. Готовые к эксплуатации составы должны поставить до конца марта 2028 года.

    Для создания головных образцов РЖД предоставят конструкторскую документацию. За её разработку отвечает Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта. Уже завершено эскизное проектирование, приняты ключевые решения по конструкции и дизайну поезда. Он будет иметь восьмивагонную компоновку с возможностью соединения двух поездов. Прорабатываются четыре класса обслуживания. Максимальная скорость электропоезда — 400 км/ч, скорость в эксплуатации — 360 км/ч.

    В связи с обозначенными сроками поставки первых составов становится не очень ясно, каким образом запускаемая в 2028 году ВСМ сможет быть обеспечена в полном объёме новыми электропоездами для обеспечения заявленной парности 40 поездов в сутки. Теоретически с этой задачей на первых порах (по аналогии с прошлогодним запуском линий D3 и D4 Московских центральных диаметров) могут справиться старые электропоезда. В распоряжении РЖД имеется 20 построенных в 2008-2021 годах электропоездов «Сапсан» с расчётным сроком эксплуатации 30 лет. Однако из них лишь четыре из них двойного питания постоянным и переменным током модели ЭВС2, в то время как большинство — ЭВС1, способные работать только  от сети постоянного тока. По проекту у будущей ВСМ-1 только головные участки в Москве и Санкт-Петербурге, пролегающие вдоль действующих железнодорожных путей, планируются к электрификации постоянным током 3кВ, а основная часть маршрута, на которой будет развиваться высокая скорость до 400 км/ч, будет электрифицироваться под напряжением переменного тока 25кВ.

    Стоимость перевозок установят летом

    Поручения главы государства коснулись в том числе определения стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа. Правительство должно принять решение до 1 июля 2024 года. Однако уже известно, что механизм реализуют на основании рыночных, то есть нерегулируемых тарифов. Кроме этого, ожидается, что на перевозку пассажиров будет установлена нулевая ставка НДС.

    Ранее были озвучены примерные суммы, необходимые для строительства отдельных участков инфраструктуры и закупки подвижного состава, возможные сроки реализации проекта и стоимость самих перевозок, а АО «Синара — Транспортные машины» при поддержке АО «Трансмашхолдинг» обозначило сроки и этапы разработки скоростного электропоезда.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)