Железнодорожная инфраструктура: новые объекты на Дальнем Востоке и реконструкция в Сочи

  • Дарья Гербер
    7 мая 2024 г. — 20:35
    222
    Иллюстрация: 

    Официальный Telegram-канал РЖД

    Восточный полигон железных дорог и отмечающая юбилей Байкало-Амурская магистраль продолжают оставаться в центре внимания не только благодаря историческим датам, но и в связи с открытием новых объектов инфраструктуры на БАМе и Транссибе. Так, в Бурятии и Иркутской области открыли разъезд 1174 км на участке Кирон — Ангоя, новые вторые пути на перегонах Янчуй — Чуро, Таковка — Небель и Муякан — Улан-Макит, а также приступили к подготовке строительства второй очереди Северомуйского тоннеля. В Амурской области расширили перегон Пурикан — Муртыгит, а в Забайкальском крае — участок Сенаторский — Икабьекан. В Приморском и Хабаровском краях второй этап развития Восточного полигона включил тоннель на обходе Шкотово — Смоляниново и перегоны Дюанка — Токи, Усть-Орочи — Чепсары.

    Празднование 50-летия с начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали оказалось сопряжено с анонсом дальнейшего развития коридора «Север — Юг» при российско-азербайджанском сотрудничестве. Тем временем на юге стране в Краснодарском крае успели завершить четвёртый этап капитального ремонта на перегоне Сочи — Мацеста.

    50-летие БАМа и коридор «Север — Юг»

    22 апреля в Кремле состоялась встреча с ветеранами-строителями и работниками Байкало-Амурской железнодорожной магистрали по случаю 50-летия с начала её строительства. Об этом сообщила пресс-служба Минтранса России.

    Строительство БАМа стартовало в апреле 1974 года. В нём принимало участие более 2 млн человек. Общая протяжённость магистрали составила 4300 км. Она пересекает три часовых пояса и шесть регионов России: Иркутскую, Читинскую и Амурскую области, Бурятию, Якутию, а также Хабаровский край.

    Президент России отметил, что БАМ во многом определяет глобальную логистику на весь XXI век. Страна смогла осваивать и развивать Сибирь, Дальний Восток, а также расширять грузоперевозки по направлению к Тихому океану. Кроме этого, значению БАМа, в строительстве которого участвовали специалисты из Азербайджана, соответствует ещё одно направление российско-азербайджанского сотрудничества — развитие транспортного коридора «Север — Юг». Он станет примером наиболее широкой международной кооперации — формирования новых логистических маршрутов для ускоренного социально-экономического развития стран Евразии и глобального Юга. В частности, лидеры стран отметили необходимость обеспечения уникального транспортного пути от Севера до Индийского океана.

    Вопросы развития МТК «Север — Юг» этой весной обсуждались на конференции «Вызовы XXI века: геополитика, транспорт, таможенное регулирование и международное право».

    Новые объекты в Бурятии и Иркутской области

    Пресс-служба Восточно-Сибирской железной дороги сообщила об открытии в середине апреля движения поездов:

    • на разъезде 1174 км на участке Кирон — Ангоя в Республике Бурятия:
    • по новым вторым путям на перегоне Янчуй — Чуро в Республике Бурятия;
    • по новым вторым путям на перегоне Таковка — Небель в Иркутской области.

    Строительство велось в комплексе мероприятий по увеличению пропускной способности Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. Общая протяжённость путей составила 29,8 км, установлено 15 стрелочных переводов, 861 опора контактной сети, более 190 км сетей связи, сигнализации, централизации и блокировки. Также строители возвели девять железобетонных мостов и 29 водопропускных труб. Основная часть искусственных сооружений расположена на перегоне Таковка — Небель, который проходит через горный перевал. Разъезд 1174 км получил отечественную микропроцессорную централизацию системы МПЦ-ЭЛ.

    Новые участки увеличили провозную способность БАМа в границах Восточно-Сибирской железной дороги на участке Лена — Таксимо с 24,7 до 51,2 млн т грузов.

    Позднее, 7 мая, Главгосэкспертиза России сообщила о завершении строительства в Бурятии завершилось двухпутной вставки на перегоне Муякан — Улан-Макит. Работы проводились в сейсмоопасной зоне на участке от разъезда Муякан до путевого поста 1440 км Восточно-Сибирской железной дороги. Общая протяжённость новых путей составила 6,5 км, было отсыпано 95 тыс. м³ грунта, уложено два стрелочных перевода, 38,2 км кабеля системы сигнализации, централизации и блокировки, смонтировано 9,2 км контактной сети и возведено мостовое сооружение. Открытие движения по новому участку увеличит провозную способность БАМа на линии Северобайкальск — Таксимо с 24,7 до 51,2 млн т грузов.

    Кроме этого, также в Бурятии стартовала подготовка к строительству второй очереди Северомуйского тоннеля. По данным ФАУ «Главгосэкспертиза России», РЖД и АО «Бамтоннельстрой-Мост» подписали договор 29 марта 2024 года. Соглашение предусматривает создание ещё двух сооружений-дублёров — второго Кодарского и второго Кузнецовского тоннелей на БАМе, а также нового железнодорожного моста через Амур, что стало началом III этапа развития Восточного полигона.

    Первый Северомуйский тоннель открыли 5 декабря 2003 года. Он проходит по Северо-Муйскому хребту на территории Бурятии и является самым протяжённым в России — 15,3 км. В общей сложности его строили 26 лет. Наиболее известным и опасным участком обхода стал «Чёртов мост» — скруглённый виадук длиной 360 м на двухъярусных опорах, который проходит на высоте 35 м над рекой Итыкит в Муйском районе. С появлением тоннеля железнодорожники смогли запустить регулярное движение грузовых и пассажирских поездов по БАМу. До этого составы расцепляли и направляли по частям в обход Северомуйского хребта.

    Как сообщило Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), подрядчику окажут помощь в выделении земельных участков под строительство. В разные периоды на стройке задействуют до 11 тыс. человек. Завершение проекта ожидается до конца 2032 года. Ввод тоннеля в эксплуатацию увеличит провозную способность БАМа и Транссиба до 270 млн т.

    В Амурской области расширили перегон Пурикан — Муртыгит

    Пресс-служба РЖД проинформировала об открытии движения поездов по новой двухпутной вставке на перегоне Пурикан — Муртыгит в Амурской области. Обновлённый участок находится на линии Тында — Бамовская, соединяющей Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали.

    Для прокладки 7,7 км пути строители возвели шесть мостов и реконструировали две водопропускные трубы. Также было отсыпано 210 тыс. м³ земляного полотна и смонтировано более 50 км кабельных коммуникаций. Строительство велось с применением технологий для районов с высокой сейсмичностью.

    Перегон Пурикан — Муртыгит стал третьим объектом с начала реализации второго этапа программы модернизации Восточного полигона. До конца года на линии Тында — Бамовская будет модернизировано ещё 10 перегонов. Это позволит к началу 2025 года увеличить провозную способность ветви с 42,2 до 54,9 млн т.

    В Забайкалье стал двухпутным участок Сенаторский — Икабьекан

    Также на участке БАМа, входящего в состав Восточно-Сибирской железной дороги в Забайкальском крае состоялось открытие движения по второму пути на перегоне Сенаторский — Икабьекан. Участок расположен в районе вечной мерзлоты и зоне повышенной сейсмической активности.

    Специалисты уложили 12,2 км пути, пять стрелочных переводов, отсыпали 115 тыс. м³ грунта, в том числе специальный защитный слой, которым укрывают насыпь, чтобы удерживать холод, протянули 44 км линий автоблокировки и связи, а также возвели 17 искусственных сооружений, семь из которых — мосты, спрямляющие сложный рельеф. Наиболее значимым стал шестипролётный железнодорожный мост через реку Икабьякан протяжённостью 282 м. Он собран из шести пролётных строений длиной от 33 до 55 м. Сооружения возводились по технологиям обеспечения дополнительной устойчивости. Они рассчитаны на пропуск тяжеловесных поездов в условиях высокой сейсмической активности.

    Объекты в Приморском и Хабаровском краях

    В рамках второго этапа развития Восточного полигона открыты тоннели на обходе Шкотово — Смоляниново в Приморском крае, а также новые вторые пути на перегонах Хабаровского края.

    По данным Дальневосточной железной дороги, обход Шкотово — Смоляниново является одним из крупнейших инфраструктурных объектов восточной части Транссиба. Его общая протяжённость — около 10 км, включая два однопутных тоннеля длиной по 1450 м и 1420 м. Реализация проекта началась в апреле 2021 года. Проходка велась в сложных геологических условиях без взрывных работ из-за нестабильного грунта и высокой обводнённости. Его ввод в эксплуатацию увеличит вес грузовых поездов с 6300 до 7100 т без использования дополнительной тяги и увеличит провозную способность участка в 1,4 раза до 102,3 млн т.

    В свою очередь, перегон Дюанка — Токи стал пятым объектом на линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино, где в 2024 году поезда отправились по вторым путям. Открытие двухпутного движения стало финальным этапом обновления Ванинского транспортного узла, который обслуживает тихоокеанские порты в Татарском проливе, а также является ключевым в сообщении с Сахалином, Камчаткой, Чукоткой и Магаданской областью. В ходе строительства для спрямления сложного рельефа переработали более 640 тыс. т кубометров грунта, уложили 11 км нового пути, 11 стрелочных переводов, возвели три моста, реконструировали две водопропускные трубы и уложили более 200 км кабельных коммуникаций.

    Также на линии Комсомольск-на-Амуре — Ванино, по сообщению ОАО «РЖД», завершили строительство и открыли движение поездов по второму пути на перегоне Усть-Орочи — Чепсары. Путь лёг вдоль реки Тумнин между горными хребтами. Из-за сложных геологических условий объём земляных работ превысил 1 млн м³. Крутые склоны вдоль перегона укрепили противообвальными системами и оснастили камнеулавливателями. Площадь защитных сооружений составила 215 тыс. м². Всего железнодорожники уложили более 9 км пути, три стрелочных перевода, возвели мост, реконструировали десять водопропускных труб и протянули 150 км кабельных коммуникаций.

    Строительство вторых путей на участке Комсомольск-на-Амуре — Ванино увеличит провозную способность с 40 до 82 млн т до конца 2024 года. Для этого необходимо модернизировать ещё 20 перегонов.

    Завершён четвёртый этап на перегоне Сочи — Мацеста

    В преддверии курортного сезона завершились ремонтные работы на юге страны в рамках четвёртого этапа капитального ремонта объекта «Тоннели № 6 и № 7 перегона Сочи — Мацеста Северо-Кавказской железной дороги». Специалисты СМТ «Стройиндустрия» — филиала АО «РЖДстрой» — заменили мост на сборную железобетонную трубу с устройством монолитных фундаментов и порталов, смонтировали фундаментные плиты под путь пониженной вибрации, отремонтировали надпортальные водоотводы, а также устроили коммуникации эксплуатирующих служб ОАО «РЖД» в межпортальной зоне.

    Изначально работы должны были завершиться 1 мая, однако в связи со стихией на соседнем перегоне потребовалось укрепление откосов. Дирекция инфраструктуры Северо-Кавказской железной дороги попросила завершить работы раньше, чтобы выделять «окна» по соседнему участку. В свою очередь, специалисты добились сокращения на пять суток.

    Также железнодорожники не только открывают объекты на БАМе и Транссибе, но и озвучивают планы для Европейской части страны.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)