Города приобретают низкопольные односекционные и трёхсекционные вагоны
Развитие железнодорожного сообщения ведётся не только в направлении строительства и модернизации линий и инфраструктуры, но и возобновления работы ранее действовавших объектов. Так, на Октябрьской железной дороге восстановили вокзал на станции Калязин, сохранив традиции тверского зодчества и привнеся в объект элементы современного удобства. В Ингушетии начали расчищать железнодорожные пути и планируют восстановление вокзала в Сунже, чтобы в течение двух лет запустить транзитные поезда в Баку, Махачкалу и Грозный.
Из крупных инфраструктурных проектов железнодорожники приступили к электрификации участка Ртищево — Кочетовка, проходящего по Саратовской, Пензенской и Тамбовской областям: смена тяги позволит сократить время в пути для поездов, курсирующих между центральной и южной частями страны. В Санкт-Петербурге рассматривают возможность строительства железнодорожного кольца для электричек по примеру Москвы, однако местные особенности вносят свои коррективы, и транспортники пока только обсуждают два варианта предпроектных предложений. Продолжаются работы и на БАМе. Ожидается, что в этом году будет введён в эксплуатацию вокзал станции Лена в Усть-Куте, проект которого разрабатывался при необходимости сохранить архитектуру старого вокзала 1953 года и с учётом суровых климатических условий.
Пресс-служба Октябрьской железной дороги сообщила о восстановлении вокзала на станции Калязин. Старое деревянное сооружение было утрачено в 2012 году после пожара. Объект стал вторым в Тверской области, возведённым по технологии модульного пассажирского комплекса. Первый появился во Ржеве в мае 2021 года.
Малые вокзалы России — это пласт регионального наследия, отражающий эпоху массового развития железных дорог в стране. Новый вокзал на станции Калязин позволит организовать транспортно-пересадочный узел и обеспечить комфортную пересадку туристам с железнодорожного на автомобильный транспорт.
Площадь объекта составила 190 кв. м. При оформлении старались воссоздать прежний облик: элементы деревянного зодчества («Калязинские кружева»), мраморную мозаику в виде панно с колокольней Николаевского собора, а также элементы местных достопримечательностей во внутреннем убранстве. Тем не менее не обошлось без современности: зал ожидания стал просторнее, появились доступ к Wi-Fi и зал с мультимодальными билетными кассами. Также здание адаптировано для маломобильных пассажиров.
Через новый калязинский вокзал один раз в неделю проходят поезда дальнего сообщения №№ 601 / 602 Москва — Рыбинск, а также беспересадочные вагоны №№ 692 / 46 / 45 / 691 Углич — Сонково — Санкт-Петербург. Местные поезда курсируют ежедневно в направлениях на Сонково и Углич, а в Савёлово (г. Кимры) ежедневно выполняется по две пары пригородных рейсов.
По данным ОАО «РЖД», работа в городах Золотого кольца России продолжается: в ближайшее время планируется открыть вокзал Переславля-Залесского и Углича.
Ещё один быстровозводимый вокзал открыт в 2023 году в Свердловской области на станции Шарташ в Екатеринбурге.
Специалисты РЖД приступили к электрификации участка Ртищево — Кочетовка. Сейчас для проезда по этому отрезку, проходящему по Саратовской, Пензенской и Тамбовской областям, необходимо дважды менять локомотивы с электровозов на тепловозы и обратно.
Электрификация сократит время в пути для поездов, курсирующих между центральной и южной частями страны. Первым модернизируется перегон Тамбов — Цна: уже началась установка опор контактной сети. Работы ведутся во время технологических окон.
Всего в рамках проекта будет установлено 12 тыс. опор контактной сети, протянуто 768 км линий электропередачи, построено четыре и реконструирована одна тяговая подстанция, а также обновлены устройства автоблокировки и связи на девяти станциях. Ожидается, что первые электровозы поедут по обновлённому участку в конце 2026 года. Полное завершение работ планируется в 2027 году.
По данным РБК, в Санкт-Петербурге рассматривают возможность строительства железнодорожного кольца для электричек наподобие Московского центрального кольца (МЦК). Целесообразность подтверждена расчётами Комитета по транспорту. Однако полноценный объект построить сложно ввиду наличия Финского залива.
Тем не менее ещё в 2019 году НП «Транспортный союз Северо-Запада» (ТССЗ) предложил свой вариант. Им предусматривалось, что на юге, востоке и севере дорога пойдёт по существующим железнодорожным путям, а на западе начиная от Лахта-центра — по новой эстакаде, вдоль ЗСД, до Обводного канала и далее до Балтийского вокзала, где вольётся в Балтийскую железную дорогу и закончится на станции Броневая, соединяясь с существующей городской железной дорогой, идущей на север. По оценкам авторов проекта замыкание стоит не больше центрального участка ЗСД, однако в Смольном считают, что железнодорожная эстакада обойдётся дороже и найти средства трудно. Плюс потребуется решить проблемы охраны объектов культурного наследия, так как западная часть такого варианта кольца затрагивает центральные районы города.
Другое кольцо предусматривает Концепция развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Его основная часть пройдёт по существующим железнодорожным путям от Финляндского вокзала на север, потом повернёт на восток через станцию Кушелевка до станции Пискаревка, от которой проследует на юг, через Ладожский вокзал, далее по Финляндскому железнодорожному мосту через станцию Волковская, вливаясь в Балтийскую железную дорогу и заканчиваясь на Балтийском вокзале. Для замыкания кольца между Балтийским и Финляндским вокзалами запланирован семикилометровый тоннель под городом с тремя-четырьмя промежуточными подземными станциями.
Такое предпроектное предложение охватывает небольшую часть Петербурга, однако, согласно расчётам Комитета по транспорту, оно будет пользоваться спросом у пассажиров благодаря большому количеству связок с городским транспортом, в том числе пересадок на станциях метро «Площадь Ленина», «Выборгская», «Ладожская», «Волковская» и будущих станциях «Броневая», «Балтийская». Также потребуется обеспечение транспортной связи с жилыми массивами.
В комитете считают, что этому варианту препятствует не столько стоимость тоннеля, которая не дороже тоннеля метро, сколько грузовое движение по существующей ветви. Без освобождения центра от грузов невозможно организовать движение пассажирских электричек в тактовом режиме. Самое узкое место — единственный в городе железнодорожный мост — Финляндский. По правилам безопасности интервалы между проходом грузовых и пассажирских составов по мосту должны быть довольно большими. При тактовом движении электричек с интервалом в 15 минут выполнить это условие невозможно. В связи с этим необходим предварительный этап — строительство Северо-Восточного грузового обхода Петербурга, что запланировано Концепцией развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла. В свою очередь, в новом Генплане Петербурга железнодорожного тоннеля под городом пока нет.
По информации «Комсомольской правды», директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин полагает, что проект кольцевой электрички — полезный и нужный. В Москве МЦК показало свою жизнеспособность. На кольцо можно вывести загородные маршруты и предоставить возможность пассажирам пересесть на электрички с машин. К тому же трафик из пригородов обрубается на конечных станциях метро или на вокзалах, а сквозной диаметр, как в Москве, может быть привлекателен для жителей дальних районов Петербурга и прилегающих территорий Ленобласти. Про тоннель между Балтийским и Финляндским вокзалами идёт речь 20 лет, но не ясно, где его вводить ввиду сложностей со строительными требованиями и требованиями к безопасности движения. Более реалистичный путь — ещё одна железная дорога вдоль Финляндского моста с переводом на неё товарных поездов.
По данным сетевого издания «Интерфакс-Россия», власти Ингушетии расчищают железнодорожные пути, простаивавшие с 90-х годов, чтобы запустить поезда в Баку в течение ближайших двух лет. Кроме этого, на балансе РЖД до сих пор находится вокзал в Сунже (станция Слепцовская), работавший до боевых действий в соседней Чеченской республике. Его восстановление также запланировано к 2026 году, что позволит организовать прямое сообщение с Махачкалой, Грозным и Баку.
Вопрос финансирования также уже проработан. Затраты на разработку технико-экономического обоснования проекта реконструкции железнодорожной линии на участке Слепцовская — Грозный учтены в инвестиционной программе ОАО «РЖД» на 2024 год: размер финансовых вливаний на разработку по реанимации практически полностью разобранной линии протяжённостью около 50 км составит 46,7 млн рублей. Помимо этого, достигнута договорённость с правительством Чеченской Республики о финансировании разработки ТЭО в объёме 30,8 млн рублей. Ожидается, что разработка ТЭО завершится в 2024 году.
Железнодорожное пассажирское сообщение между Россией и Азербайджаном не возобновлялось с 2020 года, хотя ежегодно Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества предусматривается возможность запуска круглогодичных поездов №№ 355 / 356 Баку — Астрахань.
Также «Интерфакс-Россия» проинформировало о ходе модернизации на Байкало-Амурской магистрали в 2024 году. Как обозначило представительство Восточно-Сибирской железной дороги, на участках БАМа и Транссиба будут реорганизованы 32 объекта инфраструктуры.
В частности, по северному ходу ВСЖД построят два разъезда, ещё два — реконструируют, возведут 15 двухпутных вставок, уложат вторые пути на четырёх перегонах.
Продолжаются работы на новом пассажирском вокзале станции Лена в Усть-Куте. Проект разрабатывался с учётом необходимости сохранить архитектуру старого вокзала 1953 года постройки и климатических особенностей. Фасад нового здания будет представлять собой стеклянный витраж, однако благодаря отопительным приборам в полу и у стен в терминале сохранятся комфортные температуры. Летом будут использоваться кондиционеры. В новом здании появятся досмотровые зоны, кассовый блок, санитарно-бытовой комплекс, системы навигации и оповещения пассажиров, кафе, детская площадка. Ожидается, что вокзал введут в эксплуатацию в текущем году. В старом же здании проведут реставрационные работы.
Ранее в 2020 году РЖД завершили модернизацию станции Лена-Восточная. В соответствии с договорённостями на первом этапе объём перевозок грузов составит 2,1 млн т в год, на втором — 3,2 млн т.
Новые объекты железнодорожной инфраструктуры появляются не только на Дальнем Востоке, но и в Сочи.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Города приобретают низкопольные односекционные и трёхсекционные вагоны
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Текстовые онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)