Аэропорты: концессия в Омске, реконструкция в Воронеже, Йошкар-Оле, Красноярске и Якутии

  • Дарья Гербер
    17 июня 2024 г. — 11:15
    180
    Иллюстрация: 

    АО «КрасАвиаПорт» / krasaviaport.ru

    Развитие инфраструктуры для авиаперевозок продолжается в разных частях страны. Пока в бездействующем международном аэропорту Воронеж завершили строительство нового терминала, в Якутии, Марий Эл, Красноярском крае, а также Калининградской и Омской областях работают над действующими проектами и планируют новые.

    В Йошкар-Оле строят терминал и реконструируют взлётно-посадочную полосу, а в аэропорту якутского Олёкминска продолжается реконструкция инфраструктуры в рамках нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». В Калининграде пока только оценили стоимость работ на магистральной рулёжной дорожке и по расширению аэровокзального комплекса в единственном пассажирском аэропорту балтийского анклава.

    В планах Красноярска — создание крупного авиаузла на базе одноимённого международного аэропорта и местного аэропорта Черемшанка. Пока же в последнем усовершенствуют аэровокзал. Омский проект-долгострой по выносу аэропорта за городскую черту вылился в подписание на полях ПМЭФ-2024 концессионного соглашения: ожидается, что новый объект возведут всего за четыре года.

    В Омске построят новый аэропорт

    ПМЭФ-2024 стал в том числе местом подписания концессионного соглашения о создании и эксплуатации объектов инфраструктуры международного аэропорта Омск-Фёдоровка для обслуживания международных и внутренних авиалиний. По данным пресс-службы Министерства транспорта Российской Федерации, соглашение заключено на 49 лет, а стоимость проекта составила более 43 млрд рублей.

    Концессионное соглашение, заключённое Омской областью и УК «Аэропорты Регионов», позволит вынести аэропорт Омска, который находится в центре города, за пределы городской застройки. Это снимет ограничения для развития как самого аэропорта, так и городской инфраструктуры, а также повысит безопасность полётов и снизит негативное воздействие на жилую застройку.

    Новая воздушная гавань сможет обслуживать 3,5 млн пассажиров в год, что в два раза больше, чем пассажиропоток действующего аэропорта. Аэрокомплекс Омск-Фёдоровка включён в региональную стратегию социально-экономического развития до 2030 года. Объект станет частью трансконтинентального коридора, включающего, помимо пассажирских перелётов, транспортировку грузов между Азией и Европой.

    Строительство аэропорта Омск-Фёдоровка начали в 1982 году и прервали в начале 90-х годов. Комплекс недостроенных и не законсервированных сооружений находится в 15 км от границы Омска. В рамках соглашения все объекты на участках нового строительства демонтируют. Частный инвестор профинансирует проектирование и строительство аэродромной инфраструктуры, пассажирского терминала, грузового комплекса и сопутствующих зданий. В свою очередь, государство оплатит подключение аэропортового комплекса к коммунальным сетям, строительство подъездной дороги, создание объектов управления воздушным движением и оснащение пункта пропуска через госграницу.

    Новый аэропорт получит взлётно-посадочную полосу длиной 3200 м и шириной 45 м. Он будет принимать все типы современных средне- и дальнемагистральных самолётов. Взлётно-посадочную полосу оборудуют светосигнальным оборудованием II категории ИКАО. Перрон вместит до 25 воздушных судов. Пропускная способность нового терминала площадью около 30 тыс. кв. м составит не менее 700 пассажиров в час на внутренних авиалиниях и 600 пассажиров в час на международных. Терминал оборудуют телескопическими трапами. Перед зданием на привокзальной площади появится парковка на 500 машино-мест. Новый грузовой комплекс сможет обрабатывать не менее 6 тыс. т грузов в год.

    Проектирование аэродромной инфраструктуры и аэровокзального комплекса стартует уже в этом году, строительство аэропортового комплекса — в 2026 году. Ожидается, что работы завершатся к концу 2028 года.

    В аэропорту Воронеж построили новый терминал

    Пресс-служба Министерства промышленности и транспорта Воронежской области сообщила о завершении строительства нового терминала Международного аэропорта Воронеж им. Петра I. Заключение о соответствии объекта требованиям проектной документации выдало Верхне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

    Стиль здания отсылает к Петровской эпохе, а элементы дизайна выдержаны в морском стиле: белый цвет, изображения Петра, якорей и отделка деревом. По завершении приготовлений объект откроют для совершения авиаперевозок. Ожидается, что новый аэровокзал увеличит пропускную способность аэропорта, расширит воздушную сеть и обеспечит международный уровень обслуживания пассажирских перевозок.

    Приём пассажиров в аэропорту Воронежа приостановлен по решению Росавиации с февраля 2022 года. 

    В аэропорту Олёкминска реконструируют инфраструктуру

    Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) проинформировало о ходе реконструкции аэропорта Олёкминска. Ведутся устройство насыпи площадки очистных сооружений, изготовление армокаркасов склада горюче-смазочных материалов, а также работы по части геодезии на патрульной дороге.

    Проект реконструкции предусматривает устройство грунтовых сопряжений, обочин взлётно-посадочной полосы, рулёжной дорожки, устройство перрона, обновление светосигнального оборудования, строительство служебно-бытового здания склада ГСМ и контрольно-пропускного пункта, строительство очистных сооружений, реконструкцию метеоборудования, также запланирована установка периметрового ограждения с инженерными средствами охраны длиной 6305 м.

    Реконструкция проходит по нацпроекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». Ожидается, что объект запустят в эксплуатацию уже в 2024 году.

    В Йошкар-Оле строят терминал и реконструируют полосу

    В аэропорту Йошкар-Олы также работают над совершенствованием инфраструктуры. По данным ТАСС, на прошедшем 5–8 июня Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2024) власти Республики Марий Эл сообщили о состоянии объекта. По их оценке, готовность здания нового терминала составляет 54%: возведён аэровокзальный комплекс, завершено строительство подъездной дороги и патрульной дороги. Кроме этого, подрядчик устраивает внутренние перегородки здания АВК и систему вентиляции. В ближайшее время планируется перенос действующих очистных сооружений. Параллельно заказчик в лице ФКУ «Рострасмодернизация» и подрядчик АО «МСУ-1» завершают разработку рабочей документации по реконструкции взлётно-посадочной полосы.

    В связи с последней аэропорт Йошкар-Олы приостановил полёты с 30 сентября 2023 года. По её завершении объект сможет принимать воздушные суда вместимостью до 200 человек. Работы по реконструкции взлётно-посадочной полосы синхронизированы со строительством аэровокзального комплекса, которое ведётся с 2022 года и планируется к завершению в ноябре 2024 года. В свою очередь, ввод в эксплуатацию взлётно-посадочной полосы ожидают в 2025 году.

    Оценена стоимость работ по реконструкции аэропорта Калининграда

    В Калининграде оценили стоимость реконструкции аэропорта Храброво с учётом работ на магистральной рулёжной дорожке и расширения аэровокзального комплекса. По сведениям ТАСС, она составит около 13,5 млрд рублей: 5,5 млрд рублей — проект магистральной рулёжной дорожки и 7,5–8 млрд рублей — инфраструктура аэровокзального комплекса.

    Калининградская область не имеет прямого сухопутного сообщения с основной территорией страны. Большинство поездок в и из региона осуществляются авиатранспортом. В области проживают чуть более 1 млн человек. Количество пассажиров, которое обслуживает аэропорт Храброво, постоянно растёт. В 2023 году область приняла больше 2 млн туристов, улучшив показатель 2022 года (1 млн 835 тыс.) на 11%. В 2024 году для аэропорта прогнозируется рост до 4,5 млн человек. Действующие мощности воздушной гавани рассчитаны на 5 млн пассажиров в год. Ранее власти сообщали, что магистральная рулёжная дорожка Храброво рассчитана 16 взлёто-посадок в час. С учётом роста пассажиропотока её возможности нужно увеличить в два раза — до 32 взлёто-посадок в час.

    Проект реконструкции магистральной рулёжной дорожки предполагает федеральное финансирование, однако возможно и государственно-частное партнёрство в соотношении 60/40%. Отмечается, что в качестве частного инвестора может выступить холдинг «Новапорт». Таким образом, стороны потратят 3,3 млрд рублей и 2,2 млрд рублей соответственно. Техническое задание уже готово и проходит согласование, после объявят торги для выбора подрядчика. В части расширения инфраструктуры аэровокзального комплекса финансирование ляжет на частного инвестора — компанию «Новапорт». Ведутся предпроектные работы, за которыми последует проектирование.

    В руководстве аэропорта рассчитывают на синхронизацию обоих проектов. Ожидается, что Храброво сможет принимать до 7 млн пассажиров в год.

    Пока же министерство развития инфраструктуры Калининградской области ищет перевозчика для обслуживания автобусного маршрута, связывающего аэропорт Храброво с Зеленоградском, Светлогорском и Балтийском.

    В Красноярске может появиться крупный авиаузел

    В Красноярске объявили торги на реконструкцию здания аэровокзала в аэропорту Черемшанка. В отличие от аэропорта Красноярск им. Хворостовского, эта воздушная обслуживает чуть более полутора десятков авиакомпаний, однако ожидается, что её значение будет расти на фоне больших транспортных планов региона.

    Как сообщило сетевое издание «Дела.ру», аэропорт Черемшанка открылся 1 апреля 1988 года — через семь с половиной лет после начала эксплуатации аэропорта Красноярск. Перелёты из него выполняли по местным маршрутам, также обслуживались транзитные суда. Объект располагал одной взлётно-посадочной полосой длиной 1,8 км и шириной 35 м, что вдвое короче полосы Красноярск. Таким образом, Черемшанка способна принимать небольшие самолёты — L-410, Ан-24, Ан-26, Ил-114, Як-40 и ATR-42.

    Также в 1988 году возвели типовой аэровокзал. Через 23 года, в декабре 2011 года, он сгорел, и пассажиров несколько лет отправляли из помещений бывшего коммерческого склада. Второй аэровокзал Черемшанки площадью 1500 кв. м возвели в 2018 году по технологии быстровозводимых сооружений. Его стоимость составила 100 млн рублей. Пропускная способность — 100 человек в час и около 40 тыс. пассажиров в год. За 2023 год пассажиропоток возрос до 68,5 тыс. человек, а в первые пять месяцев 2024 года услугами Черемшанки воспользовались свыше 20 тыс. человек. 97% пассажиропотока пришлось на авиакомпанию «КрасАвиа», принадлежащую Красноярскому краю.

    Тем не менее из Черемшанки совершаются не все региональные рейсы. Например, в Ванавару, Туру, Игарку, Хатангу, Северо-Енисейск и Байкит самолёты «КрасАвиа» отправляются из аэропорта Красноярск. Из Черемшанки воздушные суда также летают в Туру, Байкит, Ванавару, а также в Богучаны, Ярцево, Мотыгино и Туруханск. У такого распределения рейсов есть причины. В частности, некоторые воздушные суда могут обслуживаться только в Черемшанке. Помимо этого, отсюда вылетают авиаотряды МЧС России, подразделения лесоохраны, часть бортов силовых министерств и ведомств. Всего через Черемшанку летают 15 пассажирских и специальных перевозчиков. Среди них — «КрасАвиа», «Арт Авиа», «ИрАэро», «Авиакомпания Тайга», хабаровские, абаканские, кызыльские компании.

    В планах региональных властей пополнить авиапарк базового перевозчика. Так, с «Уральским заводом гражданской авиации» подписано соглашение о поставках 20 самолётов «Ладога» и 10 самолётов ЛМС-901 «Байкал». Следующим шагом станет создание центра послепродажного обслуживания полного цикла новых региональных самолётов. Также для Черемшанки обсуждаются и более глобальные перспективы: объединение аэропортовой инфраструктуры из двух авиаузлов с созданием единой логистики и системы управления. В этом случае аэропорт Красноярска станет двухполосным, а взлётно-посадочную полосу Черемшанки потребуется удлинить до 3,2 км, что позволит принимать все типы воздушных судов. Также ещё с советских времён есть планы по строительству между полосами общей рулёжной дорожки.

    Проект создания и развития международного транспортного и производственно-логистического хаба на базе аэропортов Красноярск и Черемшанка включён в КИП «Енисейская Сибирь». По нему уже ведётся документальная работа. Если его реализуют, в течение 10 лет в Красноярске появится большой авиаузел с двумя взлётно-посадочными полосами и терминалами, а также новыми мощностями для обработки грузов, доставляемых в отдалённые районы Сибири. Пока же в Черемшанке реконструируют аэровокзал. Начальная цена контракта составила 11,5 млн рублей. Строительно-монтажные работы требуется выполнить за 120 дней. Известно, что на конкурс подали одну заявку, которая была признана соответствующей требованиям.

    Над совершенствованием авиаинфраструктуры работают также в Якутии, Краснодарском, Алтайском краях, Татарстане, Иркутской области и на Камчатке.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)