ПАО «КамАЗ» приступает к серийному производству пассажирской техники нового поколения
Telegram-канал «Дептранс. Оперативно»
В марте среди регионов, меняющих системы общественного транспорта, новшествами отметились Москва и Московская область.
В столице автобусы начали обслуживать новые для себя улицы в Западном и Юго-Восточном округах и в Новой Москве — Коммунарке и на южной окраине Троицка. В то же время общественный транспорт покидает мало востребованные среди пассажиров места — Московский скоростной диаметр и деревню Кожухово. Благодаря новым выделенным полосам улучшается подвоз к станциям МЦД — Сетунь в Западном округе и Щербинка в Новой Москве. При изменениях маршруты обычно получают новые номера по секторальному признаку.
Продолжается курс на сближение транспортных систем двух регионов. Автобусы московского перевозчика с 6 марта стали обслуживать микрорайон Дружба подмосковных Мытищ. А в Химках на Ленинградском шоссе уже почти месяц работает выделенная полоса для общественного транспорта.
Впереди — реализация анонсированного перевода около 200 пригородных маршрутов на работу по стандартам Московского транспорта. Но на эту работу авторы идеи из-за сложности реализации отвели ещё два года. Тем временем для разгрузки МКАД в конце марта с кольцевой трассы уберут ещё несколько второстепенных съездов, что должно повлиять и на улучшение столичного общественного транспорта.
Если в Москве внутригородские маршруты по нерегулируемым тарифам (кроме обслуживающих некоторые территории Новой Москвы) прекратили работу ещё в 2016 году, то между Москвой и область «маршрутки» ещё продолжают работу. Чётких утверждённых планов по прекращению их работы нет, и заканчивающиеся пятилетние свидетельства на право выполнения перевозок по маршрутам в отсутствие утверждённых документов планирования регулярных перевозок автоматически пролонгируются.
Тем не менее, частные перевозчики добровольно отказываются от обслуживания некоторых направлений, в результате чего транспортники Москвы или Подмосковья вынуждены обеспечивают продолжение транспортного обслуживания с помощью других перевозчиков. Так, осенью 2024 года вместо группы «Ранд-Транс», отказавшейся от работы на маршрутах, перевозки стало выполнять АО «Мострансавто». При этом часть маршрутов была переведена на регулируемые тарифы.
Процесс продолжился и начавшейся весной. С 6 марта автобусы ГУП «Мосгортранс» освоили новое для себя направление в ближнем столичном пригороде — микрорайоне Дружба города Мытищи.
Вместо маршрута по нерегулируемым тарифам № 333 «Москва (метро ВДНХ) — Мытищи (микрорайон Дружба)» (обслуживался ООО «Автолайн-Мытищи») заработал автобусный маршрут № 1133а «метро ВДНХ — 4-я Парковая ул.» по тарифам московского транспорта. По просп. Мира и столичной части Ярославского шоссе автобусы малого класса следуют в полуэкспрессном режиме только с остановками «МЦК Ростокино» и «ул. Егора Абакумова», далее в Мытищах по Ярославскому шоссе, ул. Карла Либкнехта, Октябрьской ул. и 4-й Парковой ул.
Пассажиры Мытищ получили возможность бесплатных пересадок на маршруты столичного наземного транспорта в течение 90 минут после первой оплаты проезда. Для этого нужно привязать свою карту «Тройка» к личному кабинету в приложениях «Метро Москвы» или «Московский транспорт». Также с появлением нового маршрута стали доступны выгодные пересадки на метро и МЦД по тарифу «90 минут».
С 6 марта прекратил работу маршрут по нерегулируемым тарифам № 120 «Москва (метро Тушинская) — Красногорск (ЖК Изумрудные холмы)» (обслуживался ООО «Транскорпорация» «Группы Автолайн»). Перевозку пассажиров продолжает маршрут № 120к «Москва (метро Тушинская) — МЦД Опалиха», полностью покрывающий трассу отменённого маршрута (обслуживается ООО «КАВЗ-2000»).
А с 3 марта прекратил работу маршрут по нерегулируемым тарифам № 1716 «метро Сокольники — пос. Восточный» (обслуживался ООО «Автокольцо»), чью трассу покрывает экспресс-маршрут по регулируемым тарифам ГУП «Мосгортранс» № е66 «Дворец спорта Сокольники — пос. Восточный».
Однако «Мосгортранс», и, возможно, другие компании, работающие, по столичным контрактам, несмотря на неопределённость с судьбой маршрутов по нерегулируемым тарифам, намерен наращивать своё присутствие на смежных пригородных маршрутах.
Впервые о том, что Московский транспорт выйдет на пригородные маршруты из Москвы в ближайшее Подмосковье уже в этом году, столичный Дептранс сообщил 27 января этого года, обозначив, что в течение следующих двух лет планируют перевести в Московский транспорт около 200 маршрутов, которые сейчас ходят из Подмосковья к станциям метро в границах МКАД. Для этого потребуется выделить более 1500 современных автобусов, преимущественно большого класса, которые оборудованы в соответствии со стандартами Москвы. Тогда же сообщалось, что в качестве пилотной зоны выбрано северо-западное направление, где уже в начале второй половины 2025 года (то есть ближайшим летом) планировали перевести в Московский транспорт более 20 маршрутов.
При этом по трассам следования маршрутов на территории области проведут локальные мероприятия, которые позволят снизить задержки в движении и повысить комфорт поездок, а также введут выделенные полосы и обустроят ТПУ. Работы в этом направлении хватает. Ещё в конце «нулевых» в ближнем Подмосковье закончились земельные участки, которые можно было бы застраивать и заселять без развития инфраструктуры пассажирского транспорта. Однако остановки для общественного транспорта и разворотные площадки в проектах если и присутствовали, то только по остаточному принципу. О конечных станциях для отстоя автобусов и отдыха водителей во время обеденных перерывов не вспоминали вообще.
Тему подхватили и в Московской области. На проведённой 29 января этого года Открытой трибуне в Московской областной Думе в ответах на многие острые вопросы говорили о том, что с июня высвободятся 200 автобусов с московского направления, что позволит усилить или открыть новые маршруты в других проблемных местах.
Многие дальние районы Москвы и ближайшие населённые пункты Подмосковья настолько слились, что разница в сервисе, предоставляемом пассажирам по разным («московским» и «областным») правилам и тарифам на одних и тех же улицах порой вызывает по меньшей мере недоумение. Сделать качество услуг на одинаковом уровне — задача хорошая, но из-за отсутствия достаточного количества открытой информации непонятно, насколько стороны готовы к этому финансово, ресурсно и организационно.
Чтобы передать маршруты между Москвой и Подмосковьем на обслуживание за счёт столичного бюджета, необходимо провести аукционы на право выполнения перевозок по маршрутам, и заключить контракты. Соответствующие статьи расходов должны быть предусмотрены в городском бюджете.
Пока же запуск маршрута № 1133а, хотя и укладывается в новый тренд, но мера, скорее вынужденная, в связи с уходом не связанного серьёзными обязательствами перевозчика. Маршрут расположен не на обозначенном в качестве «пилотного» северо-западном направлении, а на северо-восточном. Пока что для «Мосгортранса» действует исключение, предусмотренное Федеральным законом № 220-ФЗ, о 10-летнем переходном периоде перевода региональных и муниципальных заказов на выполнение транспортной работы по регулярным маршрутам на контрактную основу. Однако летом этого года на контракты вместо городской субсидии должно полностью перейти и ГУП «Мосгортранс». Частично этот процесс уже начался, с декабря 2023 года часть городских маршрутов «Мосгортранс» обслуживает на контрактной системе. Частные перевозчики в столице с 2016 года работают по контрактам. Но пока что столичный гарантирующий перевозчик смог оперативно выйти на проблемное направление без конкурсных процедур.
За несколько месяцев до выхода перевозчиков на маршруты должны быть объявлены аукционы и заключены сами контракты, что позволит использовать оставшееся время между заключением контрактов на закупку и оборудование автобусов, найм сотрудников, аренду и обустройство эксплуатационных площадок (автобусных парков). Пока что публично эта работа не начата.
Засилье «маршруток» на ближних пригородных маршрутах — следствие недостаточного внимания к пассажирской инфраструктуре в последние 20 лет, плоды которого сейчас пожинаются. Во многие микрорайоны и ЖК техника крупнее микроавтобусов проехать не может, потому что на момент согласования проектов застройки и их реализации и подмосковные чиновники мало уделяли внимание вопросам общественного транспорта. Поэтому многим жилым комплексам столичные автобусы помочь не в состоянии — для этого нужно сначала создать инфраструктуру. А в условиях нынешнего повсеместного по всей стране дефицита водительских кадров использовать микроавтобусы для обслуживания крупных жилых комплексов крайне расточительно. Я бы сказал, что в первую очередь московские автобусы должны приходит в те подмосковные города и ЖК, в которых дорожные условия позволяют беспрепятственно использовать автобусы большого и даже особо большого класса («гармошки»).
Сейчас на столичные маршруты в будни выходит около 7000 автобусов и электробусов — как «Мосгортранса», так и частных перевозчиков. 1500 автобусов — это достаточно заметная прибавка на этом фоне. Для того, чтобы автобусы могли работать в две смены, с раннего утра до позднего вечера, на каждый автобус должно приходиться по 2,5-2,7 водителя, то есть штатную численность персонала нужно увеличить на 3,7-4,0 тысяч водителей. За весь прошлый год, по официальной статистике, в «Мосгортранс» было принято порядка 2000 водителей — и это большей частью не в рост, а обыкновенная кадровая ротация: часть прежних водителей ушла на пенсию, уехала в другие регионы, или перешла на работу в другие виды перевозок (доставка, грузы, такси). Даже если представить, что все 4 тысячи водителей, условно, останутся на «своих» маршрутах, и просто перейдут работать из областных компаний на московские автобусы, это всё равно очень сильная перетряска для рынка труда. И что-то может оказаться не так просто, как оказывалось. При закрытии троллейбусных маршрутов в Москве далеко не все московские водители троллейбусов пересели на электробусы и автобусы. А если процесс перевода маршрутов из подмосковной юрисдикции в московскую будет запущен так, что его уже не остановить, то, естественно, все дыры будут затыкаться за счёт городских московских маршрутах.
Но 1,5 тысячи автобусов ещё нужно где-то размещать ночью и обслуживать. Действующие 25 автобусных и электробусных парков их принять не смогут. Нужно будет либо арендовать какие-то площадки в области, либо строить и переоборудовать, это тоже требует соответствующей подготовки, которая может занять не один месяц.
Отдельный вопрос — тарифная система. На областных маршрутах действует зонная оплата, в то время как «Мосгортранс» действующие маршруты обслуживает по единому городскому тарифу даже на выходящих в Подмосковье направлениях.
По-разному устроена даже сама оплата проезда. В столице водители выключены из системы расчётов между пассажиром и перевозчиком ещё с 2020 года, с начала коронавирусных ограничений. На подмосковных маршрутах водители, как правило, совмещают в себе функцию кондуктора. При этому формально они уже не имеют права принимать наличные средства, но злоупотребления на этот счёт продолжаются — в том числе, с «переводами по номеру», образуя серую денежную массу, не всегда доходящую до кассы транспортного предприятия.
Поэтому в вопросе интеграции наземного транспорта Москвы и Подмосковного транспорта невыясненных моментов пока больше, чем публично озвученных моментов.
Пока же московский общественный транспорт приходит на ранее не охваченные им столичне улицы.
С 8 марта городские автобусы стали обслуживать ЖК «Береговой» в Западном административном округе. Маршрут № 152 «Филёвская пойма — метро Краснопресненская» вместо Новофилёвского пр., Берегового пр. и Новозаводской ул. следуют через Проектируемый пр. № 2017 с организацией двух новых пар остановок «ЖК Береговой» и «Проектируемый пр. № 2017». Одновременно маршруту присвоен новый № 315
С 15 марта в районе Печатники Юго-Восточного административного округа открывается новый маршрут № с783 «ул. Гурьянова — Центр московского долголетия» с трассой движения по ул. Гурьянова, ул. Кухмистерова, Шоссейной ул. и 1-й Курьяновской ул. (обратно с заездом ко МЦД Курьяново по Проектируемому пр. № 4331). Специально для открытия маршрута оборудована остановка «Центр московского долголетия» на 1-й Курьяновской ул., ранее не обслуживавшейся маршрутами общественного транспорта.
С 15 марта в Новой Москве (район Коммунарка) движение автобусных маршрутов между метро «Новомосковская» и ул. Липовый парк организовано по новой улично-дорожной сети по Проектируемому пр. № 7191а и ул. Сосенский Стан с организацией новых автобусных остановок «Школа» и «Поликлиника». Одновременно снято движение автобусов с параллельной Фитарёвской ул. Маршрут № 895к «Метро Тёплый Стан — метро Новомосковская» получает № 935, маршрут № 882 «метро Тёплый Стан — метро Новомосковская» получает № 992. Нумерация маршрутов №№ 967 и 983 не изменяется.
На юге Троицка с 22 марта запускается регулярное движение общественного транспорта по недавно открытым улицам Академика Черенкова и Академика Франка.
Маршрут электробуса № 906 «МЦД Остафьево — Троицкий храм» продлевается по Физической ул., ул. Академика Черенкова, ул. Академика Франка и Промышленной ул. до остановки «Промышленная ул.». Вводятся новые остановки «Дальняя ул.» и «ул. Академика Франка».
Маршруты № 168 «микрорайон В — Промышленная ул.» и № с174 «микрорайон В — Былово» объединяются в единый маршрут № 168 «микрорайон В — Былово», который после ул. Академика Дыхне вместо Промышленной ул. направится по ул. Академика Франка и дороге до Былово. На ул. Академика Франка первых пассажиров примут новые остановки «ул. Академика Франка, 15» и «Квантовая ул.». В наследство от упраздняемого маршрута № с174 маршруту № 168 вводится заезд к 45-му км Калужского шоссе.
Помимо вышеупомянутой Фитарёвской ул. в марте 2025 года общественный транспорт покидает в столице ещё несколько направлений.
Одновременно с запуском маршрут № с783 в районе Нагатинский затон с 15 марта прекращает временный маршрут № 824п «метро Нагатинский затон — Ривер Парк». Его запускали для связи со станцией метро «Нагатинский затон», открывшейся в марте 2023 года Однако с тех пор между ЖК «Ривер Парк» и метро через разделяющий их затон проложен прямой пешеходный мост, что позволило следовавший в объезд маршрут общественного транспорта. Находящиеся в 700-800 метрах от вестибюля метро остановки «Ривер парк» и «Корабельная ул., 17» останутся без обслуживания.
С 22 марта регулярное автобусное движение покидает деревню Кожухово Восточного административного округа. Маршрут № 772 «метро Выхино — Красковская ул.» прекращает работу. Деревенские остановки «микрорайон Кожухово», «деревня Кожухово» и «Красковская ул.» расположены в 150-250 метрах от остановок городского транспорта на Лухмановской ул., через которые общественный транспорт проходит гораздо чаще. Пассажирам рекомендуется пользоваться маршрутом электробуса № 613 «3-й микрорайон Новокосина — МЦД Вешняки», обеспечивающему практически все связи по трассе отменяемого маршрута.
Также с 22 марта общественный транспорт покинет несколько десятков километров Северо-Восточной хорды (Московского скоростного диаметра). С 22 марта вместо маршрута 643 пользуйтесь МЦД D3 и МЦК. На дороге, предназначенной большей частью для транзитного движения через город, не было оборудовано ни одного остановочного пункта общественного транспорта. Поэтому открытый осенью 2022 года маршрут № 643 «Базовская ул. — 9-й микрорайон Кожухова» между районами Кожухово в Восточном округе и Западное Дегунино в Северном округе имел лишь несколько остановок в районе съездов с МСД в районе станции метро «Ботанический сад». При этом интервалы движения последние 1,5 года на маршруте оставались на стабильном уровне 45-50 минут, что делало маршрут малопривлекательным в сравнении с ритмичным движением поездов с 10-минутным интервалом по открывшейся 17 августа 2023 года линии МЦД-3, к которой из района Кожухова можно добраться по Некрасовской линии метро.
Следует отметить, что для автомобильного потока трасса МСД стала настолько популярной, что с 15 февраля плату за проезд по ней стали брать с резидентов Москвы и Подмосковья. Чтобы частично снять нагрузку с дороги. По будням с 7:00 до 11:00 и 16:00 до 20:00 по МСД введён платный проезд. Вся трасса диметра разделена на девять участков:
Проезд по каждому из них стоит 5 руб. (сумма за все участки — 45 руб.). Оплата взимается, если въезд и выезд произошли в платное время.
С начала года в Москве и ближнем Подмосковье на трёх участках появились новые выделенные полосы.
С 15 февраля новые выделенные полосы заработали в Химках и Западном административном округе столицы.
Как сообщил Дептранс Москвы, в Химках приоритет движению общественного транспорта введён на участке Ленинградского шоссе между Юбилейным просп. и остановкой «Монумент» в обоих направлениях общей протяжённостью 6 км для автобусных маршрутов ГУП «Мосгортранс» №№ н1, 400, 817, 851, 865 и подмосковных перевозчиков №№ 20, 30, 43, 50, 342к, 350, 437, 481, 484. На ул. Толбухина в районе Можайский попутная выделенная полоса длиной около 0,5 км введена на участке ул. Толбухина от Запорожской ул. к Можайскому шоссе для маршрутов автобуса №№ 198, с289, 300, 825, 840. Также введена встречная выделенная полоса длиной 150 м на участке ул. Толбухина от Запорожской ул. к Барвихинской ул., однако по ней маршруты общественного транспорта по ряду причин запускаются только спустя месяц, с 15 марта.
С 8 марта новая выделенная полоса протяжённостью 200 м в Щербинке рядом с одноимённой станцией МЦД. Она обустроена на Железнодорожной ул. на участке от путепровода над железной дорогой до поворота на ул. 40 лет Октября. Здесь проходят трассы маршрутов автобуса №№ 937 и 1021 и электробуса № с963.
В Кунцеве изменения организации дорожного движения, связанные с вводом встречной выделенной полосы и обустройством дополнительных остановочных пунктов, привели к целой серии изменений. С 15 марта.
С 1 марта в столице заработала новая конечная станция наземного городского транспорта у станции МЦД Курьяново. Она расположилась у примыкания ул. Сечкина и Проектируемого пр. № 4311. Старая конечная была закрыта в связи со строительством Московского скоростного диаметра (Юго-Восточной хорды) и автобусные маршруты продлили до временной стоянки у Курьяновскому терминалу.
В связи с открытием конечной станции автобусные маршруты № 35 «Курьяновский терминал — Цимлянская ул.» и № 292 «Курьяновский терминал — ул. Гурьянова» с 1 марта укорочены вместо Курьяновского терминала до МЦД Курьяново. Через Курьяновский терминал продолжает следовать маршрут электробуса № 736 «МЦД Курьяново — метро "Кожуховская"».
С 8 марта маршрут автобуса № 730 «Гаражная ул. — метро Площадь Ильича» для улучшения обслуживания посетителей городской поликлиники № 64 стал в обоих направлениях заезжать по ул. Измайловский Вал, Малой Семёновской ул., Семёновскому пер., Измайловской ул. и ул. Измайловский Вал к остановке «Малая Семёновская ул.» Также маршрут получил новый № с636.
С 15 марта начинает работу ещё одна конечная станция. На этот раз — построенная у МЦД Мичуринец, что повлекло за собой изменения в Новой Москве.
С 15 марта в Юго-Западном административном округе объединяются маршруты автобуса № 188 «метро Тёплый стан — метро Генерала Тюленева» и № 444 «метро Тёплый стан — парк Тропарёво». Маршрут № 188 от метро «Генерала Тюленева» продлевается по трассе маршрута № 444 по ул. Тёплый Стан, далее кольцом по ул. Академика Варги, Проектируемому пр. № 6259 и ул. Академика Виноградово до парка Тропарёво.
С 22 марта в Восточном административном округе маршрут электробуса № т75 «Ивановское — Новокосино» вместо Новокосина укорачивается до 3-го микрорайона Новокосина (высадка на остановке «ул. Николая Старостина») со снятием движения по Салтыковской ул. и ул. Галины Вишневской и присвоением нового № 635. На отменённом участке маршрута пассажирам рекомендуется пользоваться маршрутом электробуса № 674.
Общественный транспорт по Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД) движется, как правило, в крайних правых полосах в связи с необходимостью совершать остановки, предусмотренные трассами маршрутов. И избыточное количество съездов и заездов на МКАД затрудняет движение автобусов и электробусов.
Поэтому изменения в организации дорожного движения, реализуемые совместно транспортниками Москвы и Подмосковья, помогут и пассажирам.
Так, по сообщению Дептранса Москвы, с 27 марта отменяются семь съездов на внешней стороне МКАД:
Ранее с 11 января 2025 года по сообщению Дептранса Москвы закрыты шесть съездов на МКАД с прилегающих территорий для улучшения условий движения.
В марте изменения произошли также в работе транспортных систем Петрозаводска, Набережных Челнов, Нижнего Новгорода, Перми, Саратова и Сыктывкара.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
ПАО «КамАЗ» приступает к серийному производству пассажирской техники нового поколения
С 30 марта произойдёт первая корректировка графика движения поездов пассажирских поездов на 2024/2027 годы
В обеих столицах готовят объекты к запуску в 2025 году
В столице 1-2, 15-16 и 22-23 марта не будет работать часть Калужско-Рижской линии
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.