Транспортные реформы в марте. Часть 1: Петрозаводск, Набережные Челны и Нижний Новгород

  • Павел Яблоков
    1 марта 2025 г. — 13:00
    4
    Иллюстрация: 

    МКУ «Горкоммунхоз» / ВКонтакте

    С 1 марта изменилась работа общественного транспорта в крупных городах Карелии, Татарстана и Нижегородской области.

    В Нижнем Новгороде с 1 марта завершён длившийся больше года процесс перевода троллейбусных маршрутов в двух из трёх городских троллейбусных депо, на обслуживание электробусами. При этом интервалы на бывших троллейбусных маршрутах местами выросли, а обещанного увеличения выпуска троллейбусов из сохранившегося депо № 2 так и не произошло. Кроме этого, мартовские изменения коснулись нескольких автобусных маршрутов.

    В Петрозаводске в малых дозах продолжают запускать автобусные маршруты по регулируемым тарифам. После прошлогоднего фиаско с прекращением работы федерального перевозчика администрация пытается создать условия для перевода местных перевозчиков на регулируемые тарифы. С 1 марта открыт один новый маршрут по нетто-контракту, а трасса другого существенно удлинена.

    В Набережных Челнах с 1 марта городские автобусные и трамвайные маршруты обслуживает единый муниципальный перевозчик: трамвайное хозяйство перешло в управление муниципального перевозчика «Горкоммунхоз», который всего два года назад начал автобусные перевозки.

    Набережные Челны

    В Набережных Челнах идёт процесс объединения двух муниципальных компаний-перевозчиков в единое предприятие.

    До 2024 года в автограде работало только переданное в 2013 году от ПАО «КамАЗ» в муниципальную собственность ООО «Электротранспорт», а автобусный сегмент был представлен исключительно частными компаниями.

    В прошлом году с учётом закупок новой техники при федеральной поддержке автобусными перевозками стало заниматься многопрофильное МУП «Горкоммунхоз».

    С 1 марта «Горкоммунхоз» станет перевозчиком на всех 11 городских трамвайных маршрутов: по итогам февральского аукциона предприятие заключило соответствующий контракт с городской администрацией.

    Контракт на перевозки стоимостью 5 тыс. руб. предусматривает выполнение транспортной работы с 1 марта по 31 декабря 2025 года по маршрутам:

    • № 2 (в будни в утренние и вечерние часы пик, в выходные дни — только утром; 3 вагона в будни, два в выходные дни);
    • № 3 (только в часы пик; в будни 4 вагона, в выходные дни 2 вагона);
    • № 4 (только в часы пик; в будни 3 вагона, в выходные дни 2 вагона);
    • № 5 (только в часы пик; в будни 3 вагона, в выходные дни 2 вагона);
    • № 6 (8 вагонов в будни, 8 в выходные дни);
    • № 7 (только в часы пик; в будни 3 вагона, в выходные дни 2 вагона);
    • № 8 (в будни 8 вагонов, в выходные дни 8 вагонов);
    • № 9 (в будни 8 вагонов, в выходные дни 8 вагонов);
    • № 10 (в будни 8 вагонов, в выходные дни 8 вагонов);
    • № 11 (только в будни в утренние часы пик, один вагон);
    • № 12А (только в будни в часы пик, 1 вагон).

    Как сообщило издание «Вести КамАЗа», в феврале автобусный перевозчик получил в своё распоряжение 24 трамвая «Электротранспорта». При этом вагоны возрастом 34-42 года выкуплены за 174 млн руб. (7,25 млн руб. за вагон). Для этого 10 февраля исполкомом было подписано постановление о бюджетном субсидировании покупателя трамваев. Формально городская субсидия выделялось юрлицу, которое на конкурсной основе получит право на такой выкуп, — единственным участником конкурса стал «Горкоммунхоз». По мнению издания, деньги «Электротранспорту» потребуются для ликвидации юрлица, хотя сервисы проверки контрагентов, долгов такого масштаба за «Электротранспортом» не видят. Всего в парке ООО «Электротранспорт» 103 трамвайных вагона, из которых 69 морально устарели. В первой половине февраля, по данным «Челнинский известий», «Горкоммунхоз» выделил 1,3 млн рублей на страховку для 76 трамваев по ОСАГО и ОСГОП.

    Ранее в декабре руководство исполкома Набережных Челнов сообщало, что объединение предприятий позволит городу выстроить общую диспетчеризацию всех пассажирских маршрутов с обоюдным учетом возможностей как трамваев, так и автобусов. Кроме того, единый городской перевозчик необходим как оператор системы проездных билетов, ведь они действуют безлимитно на оба вида транспорта.

    Юридически слияние пока не состоялось — ООО «Электротранспорт» по нынешнее время числится самостоятельным действующим предприятием, но передаёт хозяйственную деятельность «Горкоммунхозу».

    До 3 марта 2023 года основным видом деятельности «Горкоммунхоза» значился «Сбор неопасных отходов», после чего он сменился на «49.31. Деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении». Недавно в ОКВЭД был внесён дополнительные вид деятельности предприятия «49.31.23. Регулярные перевозки пассажиров трамваями в городском и пригородном сообщении».

    С января в Набережных Челнах обновлена автобусная маршрутная сеть, а с февраля начали действовать безлимитные проездные на оба вида транспорта.

    Нижний Новгород

    С 1 марта в Нижнем Новгороде завершён длившийся больше года процесс перевода троллейбусных маршрутов, обслуживаемых двумя из трёх городских троллейбусных депо, на обслуживание электробусами. Вся маршрутная сеть депо № 3 в Автозаводском районе замещена электробусами ещё в прошлом году. Депо № 1 до наступления весны сохраняло комбинированный выпуск троллейбусов и электробусов на маршруты в нагорной части города. Последним на электробусы заменён троллейбусный маршрут № 13 «4-й микрорайон — микрорайон Щербинки-2». Вместо него заработал электробусный маршрут № Э-13 «пл. Минина и Пожарского — автовокзал "Щербинки"». Электробусы следуют по исторической трассе троллейбусного маршрута, нарушенной из-за строительных работ в районе площади Свободы, где сооружается продление линии метро — по просп. Гагарина, ул. Бекетова, ул. Ванеева, пл. Свободы и Варварской ул.

    Одновременно Минтранс Нижегородской области и ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» навели порядок в договорных отношениях с перевозчиком, объявив аукционы на выполнение перевозок по троллейбусным и электробусным маршрутам.

    Аукционы на выполнение перевозок по оставшимся троллейбусным маршрутам объявлены 11-17 февраля с подведением итогов 3-5 марта. Нетто-контракты, заключаемые отдельно на каждый маршрут, будут действовать с 20 марта по 31 декабря 2025 год.

    На маршруты депо № 2 согласно проектам контрактов будет выпускаться 35 троллейбусов в будни и 20 в выходные дни:

    • № 3 «платф. Чаадаево — микрорайон Мещерское озеро» (только в будни в часы пик, 1 троллейбус, 8 рейсов: 4 утром, 4 вечером);
    • № 5 «микрорайон Комсомольский — микрорайон Мещерское озеро» (6 троллейбусов в будни, 105 рейсов; 3 в выходные дни, 69 рейсов);
    • № 8 «Дубравная ул. — Тоннель Московского вокзала» (2 троллейбуса в будни, 15 рейсов; 1 троллейбус в выходные дни, 10 рейсов);
    • № 10 «микрорайон Мещерское озеро — Авторынок Московский» (12 троллейбусов в будни, 177 рейсов; 8 в выходные дни, 154 рейса);
    • № 15 «платф. Чаадаево — Московский вокзал» (8 троллейбусов в будни, 171 рейса; 5 в выходные дни, 138 рейсов);
    • № 25 «микрорайон Мещерское озеро — Архангельская ул.» (6 троллейбусов в будни, 91 рейс; 3 в выходные дни, 71 рейс).

    До начала трансформации троллейбусных перевозок депо № 2 обслуживало пять маршрутов с выпуском 35 троллейбусов в будни и 22 в выходные дни. Ранее 19 июня 2023 года ГКУ НО «ЦРТС» сообщало, что количество подвижного состава в депо № 2 за счёт передачи наиболее свежей техники из других парков будет увеличено до 60 машин, что позволит увеличить выпуск троллейбусов на маршруты депо с 35 до 50. Однако обещанного увеличения выпуска из единственного теперь троллейбусного депо не произошло. Фактически, троллейбусы из двух перепрофилированных депо растворились «в никуда». В ноябре 2023 года перед началом запуска электробусов был возобновлён маршрут № 8, но его присутствие на городских улицах осталось весьма скромным. И даже его возрождение, как и усиление маршрута № 5, выполнено за счёт сокращения работы маршрута № 25. Часть оставшейся без работы техники из троллейбусных депо была передана в Харцызск, остальные машины — списаны.

    На обслуживание электробусных маршрутов аукционы объявлены 27 января с подведением итогов 14 февраля. 25 ноября ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» заключены нетто-контракты с ГП НО «Нижегородэлектротранс» на выполнение перевозок с 1 марта по 31 декабря 2025 года.

    На электробусные маршруты депо № 1 предусмотрен выпуск 55 электробусов в будни и 28 в выходные дни:

    • № Э-9 «пл. Минина и Пожарского — Анкудиновский лесопарк» (в будни 13 электробусов, 206 рейсов, в выходные дни 7 электробусов, 149 рейсов);
    • № Э-13 «пл. Минина и Пожарского — автовокзал "Щербинки"» (в будни 14 электробусов, 160 рейсов; в выходные дни 7 электробусов, 107 рейсов);
    • № Э-17 «пл. Минина и Пожарского — ЖК "Новая Кузнечиха"» (в будни 11 электробусов, 149 рейсов; в выходные дни 6 электробусов, 107 рейсов);
    • № Э-31 «пл. Минина и Пожарского — автовокзал "Щербинки"» (в будни 17 электробусов, 197 рейса; в выходные дни 8 электробусов, 136 рейсов).

    Раньше на троллейбусные маршруты депо № 1 был предусмотрен выпуск 39 троллейбусов в будни, и 25 в выходные дни. Однако интервалы движения по маршрутам фактически не сократились, так как из трассы были существенно удлинены за пределы контактной сети в микрорайоны-новостройки. При этом с работой, возложенной на электробусы с ночной зарядкой, могли бы справиться и троллейбусы с увеличенным автономным ходом, но на их закупку не предоставлялась беспрецедентная федеральная финансовая поддержка. Из 5,338 млрд руб., потраченных на приобретение электробусов и зарядных станций, региону необходимо было профинансировать лишь 4% (213,5 млн руб.). Аналогичного предложения для льготного приобретения троллейбусов с увеличенным автономным ходом в 2023 году регионам не поступало.

    На маршруты депо № 3 контрактами предусмотрен выпуск 43 электробусов в будни и 17 в выходные дни:

    • № Э-4 «ЖК "Торпедо" — ул. Плотникова» (9 электробусов в будни, 135 рейсов; 5 электробусов в выходные дни, 107 рейсов);
    • № Э-11 «метро "Автозаводская" — ул. Плотникова» (только в будни в часы пик; 6 электробусов, 132 рейса: 60 утром, 72 вечером);
    • № Э-12 «метро "Пролетарская" — ЖК "Торпедо"» (в будни 12 электробусов, 160 рейсов; в выходные дни 6 электробусов, 97 рейсов);
    • № Э-14 «ЖК "Торпедо" — метро "Пролетарская"» (в будни 12 электробусов, 160 рейсов, в выходные дни 6 электробусов, 99 рейсов);
    • № Э-22 «Космическая ул. — 7-я проходная ГАЗ» (только в будни в часы пик, 4 электробуса, 58 рейсов, утром 26, вечером 32).

    Раньше на шесть маршрутов депо № 3 выпускалось 37 троллейбусов в будни и всего 15 в выходные дни, так как четыре из шести маршрутов работали только в будни в часы пик. При переводе на электробусы один из маршрутов (№ 2) поглотился другими изменёнными, а ещё один перешёл на ежедневный режим работы в течение всего дня. На сети депо № 3 рост выпуска даже меньше роста протяжённости трасс маршрутов, поэтому интервалы движения при переводе на электробусы выросли. В частности, раньше на троллейбусном маршруте № 14 предусматривалось 352 рейса в будни и 234 в выходные дни, а на маршруте № 4 — 252 и 158 соответственно.

    Таким образом, с лета 2023 года выпуск на городские троллейбусные маршруты снизился со 111 до 35 машин в будни и с 57 до 20 в выходные дни. Из 120 новых электробусов (58 ЛиАЗ-6274 и 62 Нижэкотранс-6256 «МиНиН») по контрактам должны работать 98 машин в будни и 45 в выходные дни. Общий прирост выпуска безрельсового электротранспорта составил в будни 19,8% (133 вместо 111 машин) и на 14% в выходные дни (65 вместо 57 машин). Планировалось, что электробусы будут обслуживать 11 маршрутов, но в результате они вышли работать только на девять направлений: троллейбусный маршрут № 2 был поглощён электробусными №№ Э-12 и Э-14, а автобусный маршрут № А-23а поглощён другими автобусным маршрутом.

    Троллейбусные маршруты №№ 11 и 22 переведены на электробусы в феврале 2024 года (затем на маршрут № 11 троллейбусы временно возвращались, окончательно уступив место электробусам в октябре), а в мае продлены за пределы контактной сети. В марте электробусы заменили троллейбусы маршрута № 4 (с апреля маршрут был продлён), в том же месяце появился электробусный маршрут № Э-17, некоторое время существовавший наряду с троллейбусным № 17. В июне электробусы заместили троллейбусный маршрут № 12, в июле — маршрут № 14, в сентябре — маршрут № 9.

    Также в марте продолжились изменения городских маршрутов.

    С 1 марта 2025 года

    • маршрут № А-31 «ЖК Победа — пл. Минина и Пожарского» вместо ЖК «Победа» следует в укороченном сообщении «Автовокзал Щербинки — пл. Минина и Пожарского», при этом вместо Горной ул. в обоих направлениях будет следовать через ул. 40 лет Октября и Шатковскую ул.; на маршруте планируется задействовать15 автобусов большого класса;
    • маршрут № А-36 «ул. Долгополова — Ближнее Константинрво» вместо Ближнего Константинова направлен до ЖК «Победа»;
    • временный маршрут № А-42 «Комсомольская пл. —пл. Горького», введённый на время ремонта трамвайных путей на Окском съезде, продлён от пл. Горького по Малой Покровской ул., Ильинской ул., ул. Добролюбова и Зеленскому съезду до пл. Минина и Пожарского, количество транспорта сохранено — четыре автобуса среднего класса;
    • маршрут № А-82 «Автовокзал Щербинки — ул. Усилова» продлевается от автовокзала «Щербинки» до ЖК «Победа» по просп. Гагарина и ул. 40 лет Победы; вместо ул. 40 лет Октября и Шатковской ул. направляется по Горной ул.;
    • на маршруте № А-76 «Дубравная ул. — Московское шоссе» количество увеличено подвижного состава до шести автобусов большого класса.

    По данным ГКУ НО ЦРТС, рокировка маршрута № А-31 с маршрутами №№ А-36 и А-82 вызвана тем, что на маршруте № А-31 начали работать 15 автобусов большого класса, для которых не обеспечивается безопасный проезд по Горной ул. и поворот на ул. 40 лет Октября. На маршруте № А-82 работает 10 автобусов среднего класса.

    Маршруты №№ А-31, А-76 и А-86 по результатам проведённых в феврале аукционов с 1 марта работают по брутто-контрактам, заключённым на срок до 31 декабря 2025 года.

    В январе и феврале в Нижнем Новгороде начали работать по брутто-контрактам более 50 автобусных маршрутов АО «Нижегородпассажиртранс».

    Следующие изменения маршрутов запланированы на второй месяц весны. С 11 апреля 2025 года:

    • маршруты № Т-45 «ЗКПД-4 — микрорайон Верхние Печёры» и № Т-59 «Красное Сормово — ЖК Торпедо» по нерегулируемым тарифам прекращают работу, одновременно маршрут № А-45 «ЗКПД-4 — микрорайон Верхние Печеры» по регулируемым тарифам усиливается (15 автобусов большого класса и 15 автобусов среднего класса);
    • маршрут № Т-24 «5-й микрорайон Сормова — микрорайон Верхние Печёры» заменяется маршрутом по регулируемым тарифам № А-24 «ЗКПД-4 — микрорайон Верхние Печёры» (укорачивается в Сормовском районе).

    С 25 мая 2025 года:

    • маршрут № Т-40 «микрорайон Юг — ул. Усилова» заменяется маршрутом № А-13 «микрорайон Юг — ул. Усилова»;
    • маршруты № Т-57 «Красное Сормово — микрорайон Верхние Печёры» заменяется маршрутом № А-78 «Красное Сормово — микрорайон Верхние Печёры».

    Последний «Т»-маршрут Нижнего Новгорода № Т-83 «микрорайон Соцгород-2 — деревня Афонино» должен прекратить работу с 1 января 2026 года.

    Петрозаводск

    С 1 марта в Петрозаводске начал работать ещё один автобусный маршрут по регулируемым тарифам № 31 «ул. Энтузиастов — Садовый центр». Его, как и открытый в прошлом году маршрут № 30 «ст. Томицы — Лыжная ул.», обслуживает ПМУП «Городской транспорт», до прошлого лета занимавшееся лишь троллейбусными перевозками. Трасса маршрута № 31 проходит по Комсомольскому просп., Красноармейской ул., пл. Гагарина, просп. Ленина, ул. Антикайнена, Первомайскому просп., Московской ул., Октябрьскому просп., ул. Мелентьевой, ул. Зайцева, Заводской ул., Заводской пл., Шуйскому шоссе, пл. Шуйское кольцо и Агрономическому пр.

    Как отмечает администрация Петрозаводского городского округа, автобусы связали Тепличный район с центром города, Кукковкой, Октябрьским и Первомайским районами. На пути по маршруту расположены школы, детские сады, предприятия, университет, колледжи, железнодорожный вокзал, гипермаркет. Стоимость проезда — 50 рублей. Перед запуском маршрута 21 февраля городское руководство проверила трассу маршрута и качество автобусов.

    ПМУП «Городской транспорт» выиграло аукцион на право обслуживать маршрут № 31. Маршрут обслуживает транспорт не старше шести лет, оборудованный видеонаблюдением и навигационным контролем: три автобуса среднего класса и два — малого. В нём предусмотрена возможность безналичной оплаты и перевозка маломобильных граждан. Автобусы курсируют ежедневно с интервалами 25-35 минут. Отправление от ул. Энтузиастов ежедневно с 6:30 до 20:10, от Садового центра — с 6:46 до 20:56. Нетто-контракт стоимостью свыше 3 млн руб. заключён на выполнение перевозок с 1 марта по 30 июня 2025 года.

    Также с 1 марта изменился маршрут по регулируемым тарифам № 28 «Рабочая ул. — Железнодорожный вокзал», открытый с 1 ноября 2024 года. При переходе на новый контракт перевозчик остался прежним (ООО «АТП 2»), как и вид организации перевозок по нетто-контрактам. Однако интервалы сокращены с 20-41 минут до 20 минут в течение всего дня. Перевозки по новым условиям будут выполняться до 30 июня этого года.

    От железнодорожного вокзала маршрут продлён на Древлянку до Финского пер. по ул. Шотмана, ул. Чапаева, Лесному просп., ул. Древлянка и ул. Попова (обратно Лососинскому шоссе), Лососинскому шоссе, Оборонной ул. (обратно Скандинавскому пр. и Ярославской ул.) и ул. Новосёлов. При этом между Октябрьским просп. и вокзалом вместо Мурманской ул., Первомайского просп., ул. Антикайнена трасса новая трасса проложена в обоих направлениях по Ленинградскому просп., ул. Кирова и просп. Ленина.

    Фактически, маршрут № 28 в новом виде полностью дублирует маршрут по нерегулируемым тарифам № 14. Оба маршрута обслуживает один перевозчик — ООО «АТП 2». Таким образом, в Петрозаводске в мини-варианте повторяется ситуация, сложившаяся в начале 2023 года в Кургане, когда одна и та компания могла одновременно обслуживать маршруты по регулируемым и по нерегулируемым тарифам с одинаковой или близкой друг к другу трассой. Постепенно такое дублирование привело к победе маршрутов по регулируемым тарифам, так как в областном центре Зауралья не допустили ошибок столицы Карелии.

    Ранее в 2023-2024 годах маршрут № 14 в Петрозаводске уже работал по регулируемым тарифам на основе брутто-контракта в рамках первого этапа городской транспортной реформы. На тот момент все городские автобусные маршруты работали по нерегулируемым тарифам на основании свидетельств, действующих до 2026 года. Перевозчики не имели контрактов, заключённых с мэрией, а следовательно, и чётких требований к качеству услуг. Городская администрация пыталась изменить ситуацию через ввод брутто-контрактов на маршрутах №№ 5, 14 и 29. Победившая на аукционе компания «Транс-Балт» предоставила современные лазурные автобусы и обязалась чётко соблюдать расписание, начав в июне 2023 года обслуживать новые для себя маршруты. Для старых перевозчиков требования к подвижному составу оказались непосильными, однако уходить с маршрутов они отказались. Судебное решение также было вынесено в их пользу из-за некорректной подготовки городской администрацией документа планирования перевозок. Поэтому с 1 июля 2024 года компания «Транс-Балт», входящая в Национальную транспортную ассоциацию, перестала работать на маршрутах №№ 5, 14 и 29 и покинула региональный карельский рынок перевозок. С 1 августа, после месячного перерыва, в Петрозаводске снова появились автобусные перевозки по регулируемым тарифам: трасса нового маршрута № 30 охватила наиболее проблемные в транспортом отношении городские районы.

    Теперь администрация Петрозаводска пытается медленно пошагово заново переводить перевозки на регулируемые тарифы, но не входя в противостояние с местными участниками рынка.

    Ранее в феврале в Екатеринбурге автобусы перешли на брутто-контракты, а в Томске и между Новочебоксарском и Чебоксарами начали работу новые троллейбусные маршруты.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.