Отечественные низкопольные трамваи протестируют в Ростове-на-Дону в 2016 году

  • Юлия Лунская, Павел Яблоков
    11 декабря 2015 г. — 17:37
    871
    Иллюстрация: 

    Готовясь к строительству новых трамвайных линий взамен утраченных в «девяностые» и «нулевые», в Ростове-на-Дону будут тестировать отечественные низкопольные трамваи производства «Транскомпонент». Они поступят в город в 2016 году. Соглашение об этом уже подписано между мэрией и холдингом.

    «Бизнес газета» отмечает со ссылкой на президента ООО «ПК Транспортные системы» Феликса Винокура, что новый трамвай проектировался специально под нужды российских городов, с учётом их особенностей. Вагоны будут иметь стопроцентно низкий пол без ступенек, что удобно для людей с ограниченными возможностями. Также в трамваях предусмотрены кондиционеры.

    Сейчас в Твери уже эксплуатируются восемь вагонов модели 71-911 «City Star», созданных «ПК Транспортные системы» на производственной базе Тверского вагоностроительного завода. А три сочленённых вагона модели 71-931 «Витязь» перевозят пассажиров в Санкт-Петербурге, где в ближайшие два года к ним должны добавиться ещё семь. Также испытания обеих моделей вагонов проходили в Москве.

    Для работы трамваев в Ростове-на-Дону необходимо внести изменения в конструкцию, так как городская сеть имеет «европейскую» ширину колеи – 1435 миллиметров вместо стандартных для России 1520 мм.

    Перекос не в пользу трамвая

    Администрацией города отмечается,что снятие трамвайных линий в 90-х годах обернулось серьёзными транспортными проблемами на основных вылетных линиях от центра города по проспектам Нагибина, Космонавтов и Стачки. На этих направлениях переполненные автобусы в часы «пик» стоят в пробках. Тогда как в то же время трамваи движутся полупустыми. По мнению городской администрации, такой перекос возник из-за того, что существующая система трамвайных линий города мало задействована на перегруженных направлениях пассажирских перевозок.

    Поэтому уже сейчас рассматривается вопрос о приобретении в 2016 году 30 трамвайных вагонов для «Ростовской транспортной компании», занимающейся городскими трамвайными перевозками. Департаментом транспорта Ростова-на-Дону сформирован запрос о предоставлении коммерческих предложений для приобретения трамвайных вагонов российского производства.

    Повысить значимость трамвайных перевозок в Ростове-на-Дону должны новые линии. О конкурсе на предварительное проектирование линии в Северный жилой район TR.ru уже рассказывал ранее. К сожалению, начало работ по проектированию отложено, так как конкурс признан несостоявшимся. Единственный претендент – проектный институт из Санкт-Петербурга — подал заявку, не соответствующую конкурсным требованиям. Предложение участника содержало условие о способе и порядке исполнения контракта, не соответствующее конкурсной документации.

    Институт хотел работать не самостоятельно, а в составе консорциума «ЛРТ Ростов на Дону», в состав которого, по его словам, входит три фирмы –  «Севзаптранспроект-СПб», НПИ «ЭНКО» и «АЛЬСТОМ Транспорт Рус». В то же время по условиям конкурса исполнитель имел право заключать договоры для исполнения контракта с субподрядчиками и соисполнителями только с согласия Заказчика. Новый конкурс на предпроектные работы для Северного жилого района пока не объявлен.

    Венгерский вариант

    Тем временем венгерская компания «А-ХИД», являющаяся генподрядной организацией по строительству трамвайных линий, также активно инициирует сотрудничество по строительству ЛРТ в Ростове-на-Дону. Предлагается схема финансирования строительства, при которой муниципальный заказчик в период строительства по контракту с генподрядчиком оплачивает 15% стоимости проекта, а 85% оплачивается в течении 10 лет Эксимбанку Венгрии, который участвует в софинансировании проекта.

    Городским Департаментом транспорта были подготовлены предложения и схема вариантов развития перспективных трамвайных линий из центра в западную часть города. Ориентировочная стоимость строительства первоочередной линии из Западного жилого района в центр города составляет около пяти миллиардов рублей.

    Проработка вопросов перспектив строительства линии, исследования пассажиропотоков и темпов застройки Левенцовского жилого района показала, что экономическая целесообразность строительства трамвайной линии «Западный жилой район – Центр города» возникнет не ранее, чем через 10 лет. Прогнозируемые объёмы пассажирских перевозок на этом направлении будут составлять только 20-25 % от провозной способности.

    Представителю венгерской стороны было разъяснено, что на 2016 год проведение конкурса на проектирование трамвайной линии «Западный жилой район – Центр города» не планируется из-за отсутствие бюджетных средств на оплату 15% стоимости проекта. Это около 750 миллионов рублей. Инвестору предложено реализовать проект за счёт собственных финансов.

    Перспективы и реалии

    На этом международные контакты по вопросам развития трамвайных перевозок не исчерпываются. Ранее сообщалось о возможном сотрудничестве Ростова-на-Дону с Чехией и Францией. Чешские специалисты могут поставить в город вагоны и помочь в развитии системы управления трамвайным движением, спроектировать объездные маршруты на случай ремонта путей. С французами же была договоренность о модернизации трамваев к Чемпионату мира по футболу—2018.

    По данным Департамента транспорта Ростова-на-Дону, в 2014 году трамваем было перевезено 10,1 млн пассажиров. Это менее четырёх процентов от общего числа людей, перевезённых всеми городскими видами транспорта. На сегодняшний день в парке «Ростовской транспортной компании» находится около 40 трамваев. Их средний возраст — 19 лет, а многие вагоны уже перешагнули 25-летний рубеж.

    Виды транспорта: