автора
Перевод работы столичных частных перевозчиков на принципиально иные правила организации городских перевозок оказался не так прост, как это виделось «на бумаге». Пассажиры столкнулись с многими негативными моментами переходного периода. Перевозчики не смогли вовремя начать обслуживание нескольких десятков маршрутов. Чиновники же делают вид, что всё в порядке. TR.ru продолжает цикл материалов, посвящённых внедрению новой транспортной модели в Москве.
К середине июня процесс запуска маршрутов, работающих по новой транспортной модели, должен был закончиться. На 15 июня была запланирована передача последнего из 67 маршрутов ГУП «Мосгортранс» – № 755 «Метро "Красногвардейская" – Метро "Красногвардейская"» (Схема маршрута), с одновременной отменой «маршрутки» № 207м.
Кроме того, должны были возродиться в новом качестве две транспортные линии, уже прекративших работать в качестве «маршруток»: № 517 «Метро "Орехово" – ТЦ "Москва"» (Схема маршрута) и № 676 «Метро "Алма-Атинская" – Метро "Красногвардейская"» (Схема маршрута).
Однако, глядя на то, как перевозчики справлялись с в предыдущие две недели с освоением новых для них маршрутов, можно предположить, что новинки этого дня ограничатся одним из маршрутов №№ 517 или 676. А маршрут № 755, скорее всего, на неопределённое останется в ведении ГУП.
Дополнение от 06:15 16.06.2016. Обслуживание маршрута № 755 действительно пока сохранено за ГУП «Мосгортранс». Маршруты №№ 517 и 676 работают.
Запуск новых синих автобусов малого, среднего и (в отдельных случаях) большого класса вместо «маршруток» ещё имел для многих пассажиров положительный эффект. Главным образом, среди тех, кто пользуется правом бесплатного проезда, или интенсивно использует городские транспортные билеты и карты «Тройка», «Единый», «90 минут». А вот в замене автобусов «Мосгортранса» на сервис частных перевозчиков, кроме отсутствия турникетов, других плюсов не оказалось. В итоге из-за серьёзной нехватки автобусов большого класса и полностью низкопольных автобусов среднего класса часть маршрутов, которую по госконтрактам должны обслуживать частные перевозчики, остаётся обслуживаться «Мосгортрансом». Ожидается, что все предусмотренные госконтрактами новые автобусы поступят перевозчикам с заводов до осени.
«Мосгортранс» по-прежнему работает на маршрутах автобусов №№ 26, 44, 73, 80, 83, 86к, 88, 91, 99, 100, 119, 125, 145, 178, 140, 190, 201, 225, 236, 250, 265, 290, 294, 601, 619, 641к, 644, 667, 673, 688к, 691, 702, 704, 704к, 815, 853. Это 36 из 66 маршрутов, передача которых должна была произойти к 13 июня – то есть более половины. Частные перевозчики обеспечивают работу лишь 30 из 66 запланированных к передаче маршрутов «Мосгортранса» – №№ 13, 19, 56, 63, 112, 138, 141, 143к, 172, 188, 191, 195, 215, 244, 259, 270, 282, 606, 617, 618, 641, 650, 658, 660, 714, 727, 739, 745, 771, 787.
На некоторые маршруты частные перевозчики уже успели выйти на несколько дней (№№ 91, 201, 601, 619, 641к, 673, 704, 704К, 815), но «от греха подальше» вместо них до стабилизации ситуации на них снова работает «Мосгортранс».
Из шести перевозчиков, выигравших аукционы на право обслуживания 208 маршрутов, запускаемых в мае-июне этого года, только один смог в установленные сроки (шесть месяцев с момента заключения госконтрактов) начать работу по всем «своим» маршрутам. Окончательно это стало ясно на неделе с 7 по 10 июня, когда в пассажирских перевозках по «новой модели» дебютировали три последних перевозчика. Впрочем, отличнику «Гортакси» повезло в том, что его зона ответственности – самая маленькая из всех: всего пять маршрутов, обслуживаемых автобусами малого класса, которые легче всего было получить с заводов.
Сохранение обслуживания маршрутов «Мосгортрансом» вместо передачи их частным перевозчикам не столь значительно влияет на качество перевозок. В этом и была одна из идей реформы – сервис, правила оплаты и условия проезда должны быть одинакового уровня независимо от перевозчика. Гораздо хуже ситуация там, где перевозчики на новые маршруты не вышли. Это означает, что ещё в течение неопределённого времени пассажиры не смогут ездить на условиях Единого тарифного меню по маршрутам, уже широко разрекламированным городом. Из 139 таких маршрутов, которые уже должны действовать по состоянию на 13 июня, не подают «признаки жизни» 34 маршрута: №№ 145к, 314, 317, 329, 340, 350, 379, 380, 390, 409, 412, 413, 426, 438, 440, 448, 451, 456, 457, 470, 474, 494, 497, 554, 555, 561, 572, 579, 597, 613к, 691к, 877, 957, 987 – то есть почти 25%.
Вечером 10 июня – того дня, когда по графику (уже неделю как убранному с Единого транспортного портала в связи с существенными отклонениями) должны были заработать 205 из 208 маршрутов, Департамент транспорта Москвы своеобразно «подвёл» промежуточные итоги, выпустив релиз под названием «Реформа внутригородских перевозок идет в плановом режиме».
К моменту публикации релиза из 205 маршрутов по майско-июньскому графику частные перевозчики так и не вышли более чем на треть из них – 70 маршрутов. Видимо, семь десятков необслуживаемых маршрутов и были названы Департаментом транспорта «минимальными отклонениями», с которыми, по его мнению, проходит внедрение реформы.
И это несмотря на то, что «начало реформы наземного городского транспорта заблаговременно запланировано к реализации именно в летнее время, когда происходит традиционное сезонное снижение пассажиропотоков». Действительно, предусмотренные шесть месяцев с даты заключения госконтрактов – предельные сроки выхода перевозчиков на маршруты, истекают в мае-июне. Параметрами перевозок по госконтрактам предусмотрено четыре вида графиков – два «летних» (с мая по сентябрь включительно, раздельно для рабочих и выходных дней) и два «зимних» (с октября по апрель включительно, так же отдельно для рабочих и выходных дней). При этом в «летних» графиках запланированное количество рейсов, как правило, меньше, чем в «зимних». Но даже для летних графиков у перевозчиков не хватило автобусов, а кое-где — и водителей.
Из перечисленных задач и целей реформы остаётся непонятным, зачем нужно было доверять частным перевозчикам обслуживать маршруты «Мосгортранса». Ни уровнем комфорта и безопасности, ни профессионализмом водителей, ни увеличенным количеством пассажирских мест в автобусах «ЛиАЗы» частных перевозчиков от «ЛиАЗов» «Мосгортранса» существенно не отличаются.
«Заменить старые и неудобные маршрутки на новые и современные автобусы с низким полом, кондиционером и системой отопления» – это тоже явно не про ситуацию, когда на смену автобусам большой вместимости «Мосгортранса» на маршрутах №№ 13, 138, 739 и других в исполнении частных перевозчиков работают автобусы VSN-700, у которых из низкого пола – только задняя площадка, как в музейных экспонатах – легендарных «скотовозах» ЛиАЗ-677. А особенности конструкции (открытие дверей наружу салона) не позволяют «причаливать» близко к посадочным площадкам. И не про те случаи, когда автобусы особо большого класса («с гармошкой») заменяются на автобусы просто большого класса, как на маршрутах №№ 188, 714 и 745. И не про обеспечение возможности «поездки на любом внутригородском маршруте всех категорий пассажиров со льготами или городскими тарифами» – у «Мосгортранса» такие условия действовали на любом внутригородском маршруте и так.
Упомянутая чиновником Департамента транспорта «планомерность внедрения частных перевозчиков» вылилась в то, что план выхода этих самых перевозчиков на маршруты в итоге пришлось с Единого транспортного портала скрыть – слишком уж он стал расходиться с реальностью. Хотя красочные объявления об изменении каждого отдельного маршрута с просроченными сроками запуска многих из них можно увидеть там и до сих пор.
А слова представителя основного перевозчика «новой модели» (128 маршрутов из 211) фактически подтверждают, что все вопросы решаются в режиме «ручного управления». То есть заложенные изначально механизмы модели оказались не очень дееспособными.
И завершается «программное заявления» Департамента транспорта лишь на первый взгляд хорошо:
«Информация об изменениях трасс и нумерации маршрутов размещена на остановках наземного транспорта и на Едином транспортном портале http://transport.mos.ru/, о режиме работы маршрутов можно узнать также в колл-центре 8 495 539 54 54.»
Новые трассы, новые номера и даже новые режимы работы маршрутов – всё это благодаря проведённой рекламной кампании стало более-менее известно. Многие пассажиры даже приготовились ждать запуска этих маршрутов. Неизвестным же остаётся совсем другое и весьма важное, ответа на что не даётся – когда, с какого дня можно рассчитывать на вступление в силу тех или иных изменений? Ведь город задолжал горожанам запуск уже 70 обещанных маршрутов. Тем временем, на расширенные выходные 11-13 июня «Единый транспортный портал» ушёл с последней информацией о выходе перевозчиков на маршруты…3 июня, хотя после этого были состоявшиеся и несостоявшиеся запуски маршрутов 7, 8 и 10 июня.
Между тем, Правила перевозок пассажиров и багажа, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации № 112 от 14.02.2009, гласят, что информация об изменении расписания должны доводиться до пассажиров в срок не позднее 10 дней до даты изменения расписаний.
Печально не то, что планы запуска маршрутов «новой модели» нарушились. Самое плохое – это когда горожане прекрасно видят что «что-то пошло не так» и ждут от транспортников правдивой, точной и актуальной информации, а вместо этого им сообщают, что «всё идёт по плану».
Продолжение темы – в следующих материалах TR.ru
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)