Свыше 130 остановочных пунктов сменили «километровые» имена на привязку к местным географическим объектам.
Новости Астрахани / astrakhan-news.net
В начале 2023 года ситуация с пассажирскими перевозками в Астрахани начнёт меняться в лучшую сторону. На маршруты выйдет новый вместительный подвижной состав. Однако по-настоящему магистральных автобусных маршрутов в городе по-прежнему не будет, несмотря на литеры «М» в номерах шести маршрутов, право обслуживания которых наряду с другими направлениями получил перевозчик федерального уровня.
Как сообщил 2 июля этого года губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин в соцсети ВКонтакте и Telegram-канале, Минтрансом РФ одобрена заявка региона по обновлению подвижного состава в рамках федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В Астраханскую область поступят 94 новых автобуса большого класса, которые на 100% закроют потребности областного центра в транспорте большой вместимости и на 20% — в общем количестве необходимого городу подвижного состава. В соответствии с рекомендациями РосдорНИИ автобусы будут направлены на обслуживание шести магистральных маршрутов, которые охватывают все городские микрорайоны.
Новый транспорт будет закупаться победителем конкурентной процедуры в рамках льготного финансирования. Государственная лизинговая компания предоставит скидку 7,2 млн рублей с одной единицы транспорта. Для примера: если автобус большой вместимости стоит в районе 19 млн рублей, то победитель приобретёт его за 11,8 млн.
Прежде, чем перейти к закупке автобусов, сначала должны были определиться перевозчики для запланированной новой маршрутной сети.
26 октября в Астрахани подвели итоги шести электронных аукционов на право обслуживания 26 автобусных маршрутов по регулируемым тарифам. Астраханская агломерация переходит на работу общественного транспорта по брутто-контрактам, поэтому каждый из договоров, заключаемых с ГКУ «Организатор перевозок Астраханской области», имеет многомиллиардную стоимость. Справиться с такой работой может далеко не каждый участник транспортного рынка, поэтому в период подачи заявок с 6 по 24 октября на каждый из лотов было подано всего по одной заявке от московского ООО «Таксомоторный парк № 20», входящего в холдинг «Питеравто» с штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. В свою очередь, «Питеравто» вместе с производителем подвижного состава «Волгабас Групп» входят в состав Национальной транспортной ассоциации (НТА), что позволяет транспортному игроку федерального уровня обеспечивать проекты, в которых он участвует, необходимыми транспортными средствами.
Все маршруты с автобусами большого класса должны начать работу не ранее 1 января, но не позднее 20 января 2023 года, а среднего класса — не ранее 1 мая, но не позднее 20 мая 2023 года. Весь транспорт должен быть новым, низкопольным, оборудован кондиционерами и работать на компримированном природном газе (КПГ). В салонах должны быть установлены информационные табло, USB-зарядки и система видеонаблюдения. Для всех автобусов предусмотрена единая схема окраски кузова: они должны быть окрашены в ночной синий цвет (RAL 5022).
Автобусы большого класса должны быть не короче 11,9 м, иметь три двери, иметь не менее 26 мест для сидения, одного места для размещения маломобильных пассажиров в креслах-колясках и вмещать не менее 103 пассажиров. Автобусы среднего класса должны быть длиной 8,9-9,0 м, иметь не менее двух дверей, в том числе одну двустворчатую, не менее 22 мест для сидения, одного места для размещения маломобильных пассажиров в креслах-колясках и вмещать не менее 49 пассажиров.
В состав каждого из шести разыгранных крупных лотов включено по одному «магистральному» маршруту, обслуживание которого предусмотрено транспортом большого класса (БК), а также трёх-четырёх с транспортом среднего класса (СК). Условно их можно обозначить по номеру вошедшего в их состав маршрутов с литерой «М».
Лот «М1» (3,807 млрд руб.; 15 автобусов БК, 5,6 млн км транспортной работы; 27 автобусов СК, 11,458 млн км) включает маршруты:
Лот «М2» (3,642 млрд руб.; 15 автобусов БК, 5,617 млн км; 30 автобусов СК, 11,696 млн км) содержит маршруты:
Лот «М3» (3,541 млрд руб.; 9 автобусов БК, 3,413 млн км; 34 автобуса СК, 13,123 млн км) состоит из маршрутов:
Лот «М4» (3,513 млрд руб.; 14 автобусов БК, 5,244 млн км; 32 автобуса СК, 12,144 млн км) предусматривает обслуживание маршрутов:
Лот «М5» (3,974 млрд руб.; 12 автобусов БК, 4,4 млн км; 39 автобусов СК, 15,453 млн км) включает маршруты:
Лот «М6» (3,65 млрд руб.; 18 автобусов БК, 7,048 млн км; 26 автобусов СК, 10,049 млн км) состоит из маршрутов:
Всего расписаниями шести контрактов предполагается выпуск на линию в рабочие дни 83 автобусов БК и 188 СК. Обслуживание маршрутов по всем контрактам предполагается в течение семи лет, до мая 2030 года.
К сожалению, при формировании лотов объёмы заложенной в них транспортной работы были уменьшены таким образом, что позиционируемые как магистральные шесть маршрутов №№ М1, М2, М3, М4, М5, М6 таковыми не будут.
Федеральные меры поддержки, предусмотренные федеральным проектом «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» нацпроекта «Безопасные качественные дороги», предоставляются регионам на конкурсной основе. Победителей определяют специально разработанным порядком. Он основан на использовании комплексного подхода, включающего анализ деятельности региональных и местных властей на территории, входящей в городские агломерации. Имеет значение и приоритетное использование транспорта, работающего на природном газе.
Два из трёх основных условий оказания федеральной поддержки обновления подвижного состава городского транспорта в рамках реализации нацпроекта относятся к технике, которую можно приобретать таким способом. Это должны быть транспортные средства большого и/или особо большого класса со 100% низким уровнем пола, включая автобусы на газомоторном топливе (дизельное топливо допускается только если к агломерации не проведён магистральный газопровод), автобусы с электрическим двигателем (электробусы), троллейбусы и вагоны трамвая.
Подвижной состав должен быть произведён на территории Российской Федерации, не ранее, чем за 1 год до даты поставки по договору лизинга перевозчику, и оснащён техническими устройствами контроля и прогнозирования состояния водителя.
Новые, вместительные, надёжные, удобные транспортные средства должны эксплуатироваться на важных для агломерационной сети маршрутах. В этом и состоит третье условие. Соискатели поддержки должны обеспечить эксплуатацию приобретаемого подвижного состава на регулярных маршрутах по регулируемым тарифам, проходящих в границах городской агломерации, с началом работы не позднее 6:00 и окончанием не ранее 23:00 в ежедневном режиме. При этом интервалы движения в часы пик (два двухчасовых пиковых периода, утренний и вечерний, определяются исходя из фактически сложившейся транспортной ситуации) не должны быть более 10 минут, а в остальное время работы маршрута интервалы не должны превышать 20 минут. Такие маршруты при порядке рассмотрения заявок на обновление подвижного состава по «БКД» названы магистральными маршрутами.
Если условие, касающееся режима работы, для астраханских М-маршрутов выполнено — первый рейс отправляется с обеих конечных остановок в 6:00, последний — в 23:00, то частота движения до критериев магистральных маршрутов не дотягивает.
Ни один из маршрутов в часы пик по расписанию не планируется с интервалом хотя бы в 10 минут. В межпиковые часы интервалы будут достигать 20-минутной отметки, что де-факто определённому стандарту магистральных маршрутов соответствует. Но в выходные дни и вечерние часы ситуация хуже: по субботам и воскресеньям интервалы на маршрутах №№ М2 и М6 превышают 20 минут, а в вечерние часы после 19:00 интервалы движения превышают 20 минут ежедневно на всех М-маршрутах.
Расписание маршрута № М2 из аукционной документации
Если формально следовать рекомендациям РосдорНИИ по количеству подвижного состава для обслуживания «магистральных» маршрутов, то в действительности проектами контрактов предусмотрена значительно более скромная транспортная работа. Если одним из дефектов существующего положения с транспортным обслуживанием в Астрахани специалистами РосдорНИИ отмечалось раннее окончание работы городских маршрутов в связи с работой автобусов в одну смену, то в новых расписаниях продление режима достигнуто преимущественно не вводом двусменных графиков, а поздним выпуском части автобусов. Так, на маршруте № М2 окончание работы графиков №№ 4 и 5 предусмотрено ранее начала работы графиков №№ 14 и 15. Фактически заложенные расписанием рейсы можно выполнить не 15 автобусами, а 13. Кроме того, три графика начинают работу позднее утреннего часа пик.
Графики движения маршрута № М2 из аукционной документации
Таким образом, расписание, формально составленное для работы 83 автобусов, можно сократить до 75, если часть из них будет работать в две смены. А в утренний час пик до 9 утра на линию запланирован и вовсе выход лишь 63 из 83 автобусов, что и приводит к росту плановых интервалов движения.
Между тем, параметры работы маршрутов, рекомендованные РосдорНИИ, предусматривали одновременную работу в часы пик всех автобусов.
Строгое соблюдение магистральных интервалов движения и режима работы требует выполнения в сутки не менее 128 рейсов суммарно в обоих направлениях в самом крайнем случае (интервал 20 мин. с 6:00 до 23:00 с двумя двухчасовыми усилениями в часы пик до интервалов в 10 мин.), в то время как на маршруте № М2 их предусмотрено лишь 96, № М5 —120, № М6 — 104 рейса. На кольцевом маршруте № М3 из минимально необходимых 64 кругов предусмотрено лишь 60.
Недозаложенный объём транспортной работы по магистральным маршрутам составляет не менее 12%, что превышает допустимые 10% корректировки объёмов работ или их стоимости по контракту.
Таким образом, старт транспортной реформы в том виде, в котором он планируется к реализации, не приведёт к появлению в Астрахани ни одного по-настоящему магистрального маршрута. И слабым утешением для астраханцев станет то, что помимо их города, не выявлены магистральные маршруты ещё в 28 из 84 заметных городов страны, участвовавших в исследовании, проведённом компанией SIMETRA.
С 1 декабря обновление маршрутной сети планируют начать в Вологде.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Свыше 130 остановочных пунктов сменили «километровые» имена на привязку к местным географическим объектам.
До конца года заводы должны выпустить 2654 автобуса
Изменения вступили в силу с 11 июня
Транзитное судоходство между каналом имени Москвы и Москвой-рекой возобновится в середине лета
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.