Города приобретают низкопольные односекционные и трёхсекционные вагоны
СПб ГЭТ / electrotrans.spb.ru
Любой маршрут общественного транспорта может оказаться неудобным, если на его пути есть хотя бы одно «слабое звено». Наличие даже одного пробкоопасного места может сделать время поездки непредсказуемым и существенно снизить эффект даже у линий с высокими провозными возможностями. Поэтому транспортники Санкт-Петербурга взяли курс на комплексный подход к «лечению» трамвайных маршрутов, чтобы сделать настоящий аналог наземного метро с точки зрения регулярности и надёжности сервиса.
В этом транспортным инженерам поможет «начинка» новых трамвайных вагонов, которые уже за обилие электроники и программного оборудования стали называть «умными трамваями». Элементы интеллектуальных транспортных систем позволят ускорить три популярных городских трамвайных маршрута за счёт приоритетного движения через «светофорные» перекрёстки. Обособят и некоторые участки путей, расположенных в одном уровне с проезжими частями автодорог.
13 апреля Санкт-Петербургское ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» объявило три аукциона общей суммой 53,385 млн руб. на выполнения работ по разработке проектно-сметной документации для ускорения движения на трамвайных маршрутах. Выбор пал на три популярных маршрута, расположенных в разных частях города: № 6 «ул. Кораблестроителей — пл. Ленина», и № 27 «Рыбацкое — река Оккервиль» и № 100 «ст. Ручьи — Придорожная аллея». Начальная цена контрактов составляет 22,577 млн руб., 16,191 млн руб. и 14,617 млн руб. соответственно.
Приём заявок ведётся до 2 мая, а подвести итоги закупок планируют к 5 мая. Работы выполняются за счёт целевой статьи 0550060900 «Расходы на разработку проектно-сметной документации по созданию и модернизации светофорных объектов, автоматизированных систем управления и иных технических средств организации дорожным движением (включая элементы интеллектуальных транспортных систем)» в пределах лимитов финансирования работ, установленных Законом Санкт-Петербурга от 25.11.2021 № 558-119 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».
Работы по контракту планируется выполнять двумя этапами: окончание первого — через 28 недель с даты его заключения (не позднее 30 ноября 2023 года), окончание второго — через 50 недель (не позднее 30 апреля 2024 года). При этом подрядчик вправе досрочно выполнить работы и сдать их результат заказчику. Каждая работа должна быть оформлена в шесть томов (том № 1 «Транспортное обследование»; том № 2 «Схемы применения ТСОДД для ускорения движения на трамвайном маршруте за счёт организации приоритетных условий движения»; том № 3 «Строительная часть»; том № 4 «Электроснабжение»; том № 5 «Организация дорожного движения на период производства работ»; том № 6 «Сметы»).
В 2023 году проектировщики должны получить исходные данные для проектирования, выполнить инженерно-геодезические изыскания, выполнить транспортное обследование и разработать схемы организации дорожного движения, предусматривающие ускорение движения на трамвайном маршрутах, а также принципиальных схем пофазного разъезда на перекрёстках. Далее требуется разработать схемы дислокации дорожных знаков, ограждений и направляющих устройств; схемы расстановки периферийного оборудования и светофоров; схемы нанесения дорожной разметки, а также рабочую документацию и схемы по организации связи для подключения к ЦУДД кабельной и/или беспроводной связью. Также в состав работ включены разработка кабельного и сводного планов светофорных объектов и схем прокладки кабелей, концепции предоставления приоритетного проезда и расчёт режимов светофорного регулирования. Разработка томов №№ 4, 5, 6 и окончательное оформление проектно-сметной документации (ПСД) с учётом необходимых согласований отнесены к работам 2024 года.
Для маршрута № 6 планируется частичная модернизация 30 светофорных объектов путём технического дооснащения периферийным оборудованием для предоставления приоритета. Для четырёх участков улично-дорожной сети будут разработаны схемы применения технических средств организации движения (ТСОДД):
На этих участках, пути, расположенные в середине проезжей части в одном уровне с автодорогой, обособят разметкой или ограждениями, установят необходимые дорожные знаки и направляющие устройства для участков улично-дорожной сети, а также нанесение дорожной разметки.
Несмотря на внушительное количество светофорных объектов по трассе маршрутов, их количество после реализации проектов может возрасти. Дополнительные светофоры могут быть установлены в том случае, если окажутся необходимыми для целей реализации алгоритма светофорного регулирования, обеспечивающего ускорение движения на трамвайных маршрутах.
Для маршрута № 27 планируется модернизировать 22 светофорных объекта и обособить ТСОДД два участка:
Для маршрута № 100, полностью проходящему по обособленному трамвайному полотну, том № 2 не создаётся. В систему приоритетного движения трамваев подлежит включению 22 светофорных объекта, расположенных по его трассе. При этом на ул. Руставели планируется создание «с нуля» или полная модернизация семи светофорных объектов.
Полученный набор проектной документации позволит в летний строительный сезон 2024 года, начиная с мая, выполнять необходимые работы по ускорению трамвайных маршрутов. Поскольку ни одна из трёх трамвайных трасс не обособлена от остальной маршрутной сети городского рельсового электротранспорта, то выгодоприобретателями работ по ускорению трёх титульных трамвайных маршрутов №№ 6, 27 и 100 станут также пассажиры соседствующих с ними на различных участках маршрутов №№ 3, 7, 21, 23, 24, 39, 40, 51, 55, 57, 58, 61, 65, А.
Ответственный за работу маршрута № 27 трамвайный парк № 7 приступил к внедрению системы автоматического управления стрелочными переводами. Её работу продемонстрировали 11 апреля на второй площадке Трамвайного парка № 7, в ПТО «Рыбацкое». Инновационный комплекс установлен на всех новых трамваях, поступающих в Петербург. В ходе демонстрации трамвай в автоматическом режиме проехал по заданному маршруту, при этом водитель не участвовал в процессе управления.
Управление трамваем обеспечивается автоматической системой, включающей комплекс вагонного оборудования, оборудование в диспетчерской, шкафы управления вблизи стрелок, маршрутные указатели на контактной сети и систему позиционирования с определение местоположения трамвайного вагона. Внедрение системы авторасстановки позволит без участия водителей-перегонщиков готовить трамваи к выпуску на линию или обеспечивать их передвижение по парку в зависимости от необходимости выполнения обслуживания (мойка, ремонт и т.д.) и далее с учётом графика выпуска на линию. Также управление может осуществляться диспетчером с задачей маршрута вручную «из точки А до точки Б».
Первым парком, где планируется полномасштабно внедрить систему авторасстановки, станет трамвайный парк № 7 после завершения его реконструкции в 2024 году, сообщает СПб ГУП «Горэлектротранс».
С 2022 года на все новые трамвайные вагоны, поступающие в Санкт-Петербург, устанавливается комплекс активной помощи водителю. Он включает в себя связанные между собой системы активной безопасности и контроля бодрствования водителя. В систему активной безопасности входят видеокамеры и радар-детектор с высокой чувствительностью, точностью восприятия и передачи информации. Также система обладает самостоятельным правом осуществлять торможение, если распознает препятствие. В тёмное время суток автоматика позволяет отреагировать быстрее скорости человеческой реакции. При отсутствии надлежащих действий со стороны водителя система снижает скорость трамвая вплоть до полной остановки.
Система контроля бодрствования водителя состоит из видеокамеры, программного обеспечения и кнопки бдительности. Система следит за состоянием водителя и при обнаружении отклонений подаёт соответствующий сигнал водителю. Если водитель вовремя отреагировал и подтвердил режим бодрствования, то система снимает сигнал. Иначе система контроля бодрствования даёт сигнал на включение режима служебного торможения до полной остановки. Это страхует от человеческого фактора, когда водителю неожиданно стало плохо, он заснул или отвлекся от управления, объясняет СПб ГУП «Горэлектротранс».
В 2022 году «Горэлектротранс» заключил контракты на поставку в 2022-2023 годах 192 двух- и трёхсекционных вагонов. В этом году объявлена закупка ещё 22 двухсекционных вагонов в стиле RetroFuture, однако 12 апреля стало известно, что ни одной заявки от претендентов не поступило. Приём заявок ещё по одной закупке, предусматривающей поставку в 2023-2026 гг. 116 вагонов разной вместимости продлён до 17 мая.
Обособление трамвайных путей бортовым камнем в прошлом году начато в Москве.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Города приобретают низкопольные односекционные и трёхсекционные вагоны
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Текстовые онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.