Изменения вызваны растущими затратами перевозчиков на обслуживание техники и необходимостью повышения зарплат персонала
пресс-служба Минтранса России
Июнь стал знаковым месяцем для отечественных предприятий, занимающихся разработкой и внедрением беспилотных систем. Так, в Москве закончился тестовый режим для беспилотных такси: заказ машины доступен на сайте проекта. В Петербурге внедрение искусственного интеллекта в управление трамваями вызвало волнения среди вагоновожатых, хотя создание прототипа полного трамвайного автопилота — дело даже не ближайшего года. На федеральной трассе М-11 «Нева» запустили доставку грузов беспилотными тягачами КАМАЗ между Санкт-Петербургом и Москвой. А ГТЛК подписала серию соглашений с регионами и компаниями, посвящённую развитию и внедрению дронов в экономику страны.
В Москве впервые запустили беспилотное такси. В первую очередь опробовать новинку смогут жители столичного Ясенево. Об этом 7 июня рассказал информационный портал «Газета города Москвы».
Первым городом России, где начали ездить беспилотное такси, стал Иннополис — город-спутник Казани. В Москве до этого подобные автомобили передвигались исключительно в тестовом режиме, не перевозя пассажиров. Сейчас сервис доступен для пользователей. Для этого нужно подать заявку на сайте проекта. В соответствии с законом в автомобиле будет находиться водитель, отвечающий за безопасность во время поездки. Кроме этого, действует ограничение — в беспилотном такси может быть только один совершеннолетний пассажир, не считая водителя.
Кроме этого, по данным Татар-информ, Минтранс России призвал маркировать беспилотные такси знаком в виде белого треугольника с буквой «А» чёрного цвета. Обозначение «субъект экспериментального правового режима» должно располагаться на заднем или боковом стекле. Буква «А» означает «Автономное управление». Сторона треугольника должна составлять не менее 200 мм, а ширина каймы — одна десятая стороны.
В петербургском «Горэлектотрансе» (ГЭТ) внедряются системы активной безопасности на трамваях. Об этом 7 июня сообщил официальный сайт предприятия.
Задача таких систем состоит в помощи водителю в предаварийных ситуациях. Они способны распознавать помеху на пути трамвая (например, машину, человека или сугроб), прогнозировать её появление, рассчитывать необходимое ускорение и торможение, предупреждать водителя и в случае экстренной необходимости останавливать трамвай. Также они помнят маршрут, расположение остановок, знаков, ограничение скорости и контролируют соблюдение водителем заданного профиля маршрута.
Система не является автопилотом. Она создана для повышения безопасность движения и подстраховки водителя в ситуациях, когда его усталость, отвлечение внимания или иные проблемы могут привести к аварии.
Система активной безопасности построена с использованием искусственного интеллекта. В ГЭТ работает специальная группа под руководством начальника ПТО Трамвайного парка № 7. Совместно с разработчиком она исправляет ошибки, учит систему и оптимизирует алгоритмы. Также сообщается о создании Полигона по испытанию и сертификации автоматических систем управления на трамваях на площадке ПТО «Шаврова» Трамвайного парка № 5. В этом месте будут отрабатывать новые технические решения и тренировать водителей, не создавая дискомфорт пассажирам.
Сейчас на маршрутах Санкт-Петербурга работает более 80 трамваем с элементами искусственного интеллекта. Также источник заявил о намерении создать прототип полного автопилота на трамвае совместно с «ПК Транспортные системы» и Cognitive Pilot к 2026 году.
Пока же генеральному директору Горэлектротранса Денису Минкину пришлось успокаивать водителей, обратившись к ним с открытым письмом. Он обратил внимание, что без работы они не останутся. На каждом трамвае будет водитель, даже когда искусственный интеллект «развернёт плечи» и будет способен взять на себя управление. Просто функции вагоновожатого станут больше походить на бортинженера: следить за состоянием техники, обстановкой в городе, помогать пассажирам, держать связь с диспетчерской: уровень автоматизации.
Запущена доставка грузов беспилотными тягачами КАМАЗ по федеральной трассе М-11 «Нева». Об этом 14 июня сообщила пресс-служба Минтранса России.
Запуск реализован в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» при экспериментальном правовом режиме (ЭПР). Программу ЭПР сформировали при поддержке Минтранса России на площадке Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». Первыми грузы в беспилотном режиме повезли крупнейшие перевозчики: ПЭК, Globaltruck и «Газпромнефть-Снабжение».
Во время эксперимента апробируют всю цепочку процессов беспилотной перевозки в коммерческом режиме с участием цифровой инфраструктуры. Это масштабирует проект на другие трассы. В ЭПР участвуют производители беспилотного транспорта (ПАО «КАМАЗ»), крупнейшие перевозчики (ООО «Глобалтрак Лоджистик», ПАО «Магнит») и Государственная компания «Автодор», предоставившая дорожную инфраструктуру.
По данным пресс-службы «КАМАЗ», старт начался с четырёх цифровых магистральных тягачей, которые в составе автопоезда с полуприцепом перевезут грузы по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург. Машины будут работать между логистическими терминалами столиц без заездов в города в режиме 24/7, то есть ограничения, связанные с режимом труда и отдыха водителей, на технику не распространяются. Остановка автомобиля запланирована для погрузки-разгрузки, заправки топливом, а также для технического обслуживания. Во время движения в кабине беспилотника находится инженер-испытатель, готовый перехватить управление в экстренных ситуациях. На начало июля анонсирован запуск трёх машин, а с 2024 года — ещё 12.
Беспилотные автомобили создали на базе магистрального тягача КАМАЗ-54901. Модель оснащена системами связи, навигации, технического зрения и обработки входящей информации.
Проект «Беспилотные логистические коридоры» — часть стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в рамках Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. Технологические, организационные и бизнес-решения, которые отработают на М-11, станут основой будущих логистических коридоров. Ожидается, что к 2030 году беспилотные перевозки организуют на 19,5 тыс км федеральных дорог.
Проект стал возможен в том числе благодаря созданию цифрового двойника скоростной трассы М-11. Как сообщает «Российский дорожный научно-исследовательский институт», это высокоточная цифровая карта магистрали, дорожной инфраструктуры и V2X-платформа для взаимодействия с автономным транспортом. Двойник содержит центр управления, который объединяет массивы данных о дороге и отражает изменения дорожной ситуации в реальном времени. Он подключён к интеллектуальной системе дороги — автоматизированной системе управления движением. Это дополняет систему управления высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) фактическими данными о трафике, метеоусловиях, ДТП, динамических изменениях и инцидентах на всей трассе. В свою очередь, умная дорожная инфраструктура получает данные о движении беспилотного и подключённого транспорта, обеспечивая координацию и управление транспортными потоками на магистрали.
Первый российский цифровой двойник автомагистрали — инициатива Минтранса России в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры». Его разработали ФАУ «РОСДОРНИИ» и компания «СофтТелематика» (концерн «Телематика») на базе технологии связи V2X (vehicle-to-everything — автомобиль, подключённый ко всему) для обеспечения безопасного движения ВАТС на магистралях.
Запуск первого участка состоялся 14 июня. До конца 2023 года планируется создание цифрового двойника всей трассы протяжённостью 610 км.
Оператор беспилотников «БАС» запустит «пилотный» проект в Якутии. Об этом 15 июня сообщила Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
«БАС» создан ГТЛК совместно с Фондом Национальной технологической инициативы в 2022 году. Ожидается, что он станет локомотивом отечественного рынка беспилотной авиации.
Проект в Якутии предусматривает испытание в полевых условиях двух конвертопланов, двух лёгких самолётов и одного мультиротора. Беспилотники произведены компаниями «Геоскан», «Ижевские беспилотные системы» и авиазаводом «Прогресс». По завершении тестовых полётов планируется переход к оказанию коммерческих услуг с применением беспилотников в регионе.
Кроме этого, 16 июля ГТЛК объявила о заключении целой серии соглашений на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
В частности, состоялось подписание партнёрского соглашения с одним из лидеров российского IT-рынка — ООО «Т1». ГТЛК и Т1 объединят усилия, чтобы развить беспилотные авиационные технологии и реализовать проекты, связанные с рынком коммерческих услуг с применением БАС. Речь о доставке грузов, а также проведении мониторинговых и сельскохозяйственных работ. Компании будут стимулировать производство БПЛА и разработки программного обеспечения в России.
Также достигнута договорённость о сотрудничестве в сфере беспилотной авиации с Минвостокразвития России, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» (КРДВ) и ООО «БАС». Стороны будут разрабатывать региональные программы развития БАС, реализовывать пилотные проекты, формировать кадровый потенциал, создавать инфраструктуру для эксплуатации БАС и вводить экспериментальные правовые режимы на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ.
Стороны соглашения ожидают, что регион превратится в территорию развития полноценной отрасли. Для Дальнего Востока и Арктики, с учётом огромных расстояний, развитие беспилотного транспорта — востребованное и экономически эффективное направление. Дроны можно использовать для доставки лекарств, срочной почты и других продуктов первой необходимости. Также ими можно транспортировать грузы в удалённые районы. Кроме этого, четырёхстороннее соглашение направлено на решение масштабной задачи в сфере добычи природных ресурсов и развития Северного морского пути с использованием беспилотной авиации.
Не обошлось без переговоров с региональными правительствами. Так, ГТЛК подписала договоры о развитии беспилотной авиации с администрациями Томской, Калужской и Сахалинской областей, Ненецкого автономного округа, а также Правительствами Хабаровского края и Республики Саха (Якутия). Стороны будут содействовать интеграции беспилотных авиационных систем в воздушное пространство страны, проанализируют области применения беспилотников в регионах, усовершенствуют нормативно-правовую и техническую базы и подготовят квалифицированных операторов.
Кроме этого, заключено соглашение о развитии отрасли беспилотной авиации с Правительством Москвы. Стороны договорились о реализации инициатив и проектов, в том числе о проведении лётных испытаний на базе аэродромов города Москвы при участии «Федерального центра беспилотных авиационных систем» и оператора беспилотников ООО «БАС».
Развитие беспилотного транспорта — одно из направлений формирования интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Кроме этого, недавно появились новости о внедрении и развитии ИТС в Астрахани, Ростове, Омске, Чувашии, Дагестане и на Ямале. Также распространение ИТС повлекло изменения в законодательной сфере.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Изменения вызваны растущими затратами перевозчиков на обслуживание техники и необходимостью повышения зарплат персонала
А в Нижнем Новгороде перенесли окончания поставки электробусов на 2025 году
В Екатеринбурге, Самаре и Казани обновляют вагоны с помощью капитального или текущего ремонта
Также новые вагоны готовятся получить Нижний Новгород, Самара и Новосибирск
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)