автора
Год назад ни форума «Цифровая транспортация», ни даже места его проведения ещё не существовало. Однако стремительное развитие новых технологий привело как к необходимости расширения территории Московского государственного университета, так и к появлению нового мероприятия для обсуждения достижений в цифровизации транспортной отрасли и будущих планов.
19 декабря в Москве в кластере «Ломоносов» — открытом в январе этого года флагмане инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьёвы горы» — прошёл первый международный форум цифровых технологий в сфере транспорта и логистики «Цифровая транспортация».
Месяц назад на «Транспортной неделе» в Москве транспортникам обозначили основные задачи для преобразования транспортной отрасли к 2035 году. В предновогодние дни лидеры цифровой трансформации задумались уже о том, каким сможет стать транспорт России в 2040 году.
Об основных темах, звучавших на форуме, новостях и планах цифровизации транспорта — в обзоре TR.ru — Транспорт в России.
К своему 270-летию в 2025 году МГУ должен обрасти целым новым научным городом, расположенным южнее основной территории. Первым объектом, построенным на месте десятилетиями стоявших гаражей и промзоны, стал 10-этажный корпус-кластер, получивший название «Ломоносов». Несмотря на свою молодость (открытие состоялось 25 января 2023 года), «Ломоносов» не первый раз становится площадкой для мероприятий с транспортным уклоном: в сентябре здесь состоялась очередная «Неделя ГЧП».
Организатором форума «Цифровая транспортация» выступила созданная в 2019 году ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) при поддержке Минтранса России.
К сожалению, не все помещения, в которых проходили сессии «Цифровой транспортации» были одинаково комфортными для участников. Если к основной площадке форума — кинозалу «Молекула» на 640 мест претензий ни по вместимости, ни по комфорту, ни по качеству звука и изображения, как и к несколько меньшему кинозалу «Атом» не было, то выступавшим и слушателям лекториев «Физика» и «Кинетика» пришлось нелегко. Акустика этих модульных помещений (каждое из них способно разделяться перегородками ещё на две отдельные аудитории) оказалась на порядок хуже.
Так, сессия «Цифровая экосистема для транспортной отрасли в пассажирском транспорте и интеллектуальная трансформация агломераций», на которой в наибольшей степени из всех форматов форума обсуждались вопросы цифровизации наземного городского пассажирского транспорта, внезапно сама оказалась похожей на поездку в общественном транспорте. Лишь порядка 70% слушателей смогли найти места для сидения, а вентиляция не справлялась с переполненным помещением, напоминая о том, что далеко не весь общественный транспорт страны оборудован системами кондиционирования. «Пассажиропоток» сессии с активным участием основного представителя Минтранса на форуме — заместителя министра транспорта Дмитрия Баканова — при общем количестве зарегистрированных делегатов форума в 2400 человек и вместимости основного зала в 640 мест, несмотря на проведение параллельно ещё двух сессий, оказался слишком велик для зала с всего лишь 75 посадочными местами. При этом более вместительный зал «Атом» в этот период уже не использовался другими мероприятиями, и непонятно, что мешало провести сессию в нём.
Парадоксальным образом рассказы и рассуждения о цифровизации оказались в отрыве от визуализации. Лишь малая часть докладов на форуме сопровождалась презентациями, что для двух площадок «Физика» и «Кинетика» делало информацию, звучащую от докладчиков, и вовсе маловоспринимаемой.
В роли своеобразного «Домового» «Молекулы» выступил некий искусственный интеллект по имени Тамара — он периодически разбавлял реплики выступавших то уместной, то парадоксальной информацией.
«Домовята» встречались и вне дискуссионных залов в виде передвигающегося робота-официанта (отвечал за сбор посуды после кофе-брейков), ровера от «Яндекса», собакообразного робота, и робота, поддерживающего дискуссии.
Многие спикеры форума, не исключая заместителя министра транспорта Дмитрия Баканова, выступали сразу на нескольких сессиях, иногда идущих параллельно. Поэтому не только аудитория в залах, но и составы президиумов сессий менялись порой стремительно.
Транспорт и цифровизация настолько переплелись между собой, что на форуме наблюдался интересный парадокс. Несмотря на то, что из федеральных ведомств соорганизатором форума выступило Министерство транспорта России, в его работе приняли участие два заместителя министра транспорта — Дмитрий Баканов и Александр Пошивай. В то время как министерство цифрового развития было представлено лично руководителем ведомства Максутом Шадаевым.
Но цифровизация отрасли невозможна без обеспечения компонентной базы микроэлектроники — а это уже удел Минпромторга. Его на форуме представлял заместитель министра Василий Шпак. Он анонсировал, что именно в составе Минпромторга, а не Минтранса, будет в ближайшее время сформировано подразделение, отвечающее за развитие беспилотных технологий сразу нескольких видов транспорта (авиационном, водном, железнодорожном). Для суверенности нужна собственная электроника, но, чтобы сэкономить время на её создание, нужно двигаться вместе с дружественными странами. При этом допуск, например, китайских беспилотников на транспортный коридор от Китая до Бреста не планируется — процесс должен быть двусторонним, а китайская сторона ездить по своей территории не предлагает не предлагают. Использовать конкурентное преимущество России — протяжённость дорожной сети — предлагается, максимально насытив заказами собственную промышленность.
Даже от Правительства России с приветственными выступлениями к участникам транспортно-цифрового форума обратились сразу два руководителя — курирующий большинство транспортных направлений первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов и заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, отвечающий за государственную политику в сфере научных исследований и разработок. Оба выступления прозвучали в записи: зампреды в этот день были заняты в составе делегации на 28-й регулярной встрече глав правительств России и Китая. Впрочем, потенциально обращений могло быть и три. Но курирующий, помимо прочего, автомобильный транспорт, дорожное строительство, нацпроект «Безопасные качественные дороги» и развитие Московского транспортного узла вице-премьер Марат Хуснуллин в повестке форума замечен не был.
Дмитрий Чернышенко напомнил участникам форума, что цифровая трансформация — одна из пяти целей развития страны до 2030 года, поставленная Президентом страны. Цифровизация отрасли приносит всё больше положительных эффектов. Из достижений этого года — запуск ФГИС «Такси», перевод госуслуг в сфере транспорта на площадку портала Госуслуг.
Началась «Цифровая трансформация» с пленарной сессии «Быстрые цифровые победы»: сделано в 2022-2023 гг. и будет сделано в 2024-2025 гг.».
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев отметил, что отрасль транспорта незаметно оказалась в лидерах по цифровым решениям, в том числе по передовым разработкам. Так, авиакомпании перешли на российские системы бронирования. А компания FESCO создала цифровой двойник морского порта.
Дальнейшее развитие цифровизации транспорта будет идти на базе единой цифровой платформы «ГосТех». Минцифры вместе с Минтрансом будут строить большую платформу — облачный сервис для всех участников, которые будут работать в системе государственного регулирования
Заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов, курирующий последние два года цифровизацию отрасли, отметил основные достижения:
Из озвученных замминистра ближайших планов — уже одобрено для пассажирского сообщения создания платформы пассажирского горэлектротранспорта на базе платформы «ГосТех». Будет охвачено четыре основных направления:
В сфере грузового транспорта начато создание федеральной логистической системы — формируется перечень сервисов для реализации, внедряется электронный документооборот.
Президент Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова презентовала аналитический сборник «Цифровая трансформация транспортно-логистической отрасли Российской Федерации: тренды, вызовы, решения, технологии». Всего эксперты выявили 27 актуальных для отрасли трендов цифровой трансформации. Полина Давыдова отметила два мега-тренда ближайших лет, «золотые звенья», создающие базу для реализации и других цифровых инициатив:
Сильны в цифровизации железнодорожники. Полина Давыдова отметила, из что 27 трендов цифровизации специалисты Ассоциации ЦТЛ смогли найти лишь два, в которых ни бы не присутствовали — ими оказались кикшеринг и каршеринг. Замруководителя «РЖД» Евгений Чаркин сообщил, что уже 80% билетов на поезда дальнего следования продаётся исключительно в электронном виде. Но и остальные реализуются через кассы, интегрированные на цифровой основе. В электронном виде стали оформляться и электронные билеты. В свою очередь, грузы переходят в сферу электронного «РЖД-маркета».
В расширении цифровизации заинтересованы и дорожники: цифровые платформы позволяют повысить эффективность перевозок и управлять разветвлённой дорожной сетью. В электронный вид переводятся многие услуги, в частности выдача спецразрешений для проезда негабаритных грузов и транспорта с превышением весовых показателей.
Ещё один крупный цифровой игрок, не чуждый транспортной сфере — «Росатом». Екатерина Попова сообщила, что госкорпорация является единственным в мире владельцем атомного ледокольного флота, обеспечивает проводку судов по Севморпути. Проектный подход уже не позволяет обеспечить темпы цифровизации, поэтому применяется и продуктовый подход. То, что делается в одном месте, масштабируется на другие. С помощью решения «Росатома» «Умная уборка» в Мурманской области уже управляют парком снегоуборочных машин.
Генеральный директор компании «Яндекс.Доставка» Тембот Керефов отметил, что взрывной рост спроса на сервис был обусловлен тем, что это удобно: людям и бизнесу дали экспресс-доставку, в том числе в классе лёгкого коммерческого транспорта (0,5-3 т). Заказать грузоперевозку становится также просто, как еду или такси. Из планов на будущее — цифровыми решениями сдержать инфляционный рост стоимости услуг. И в целом тренд на удорожание стоимости рабочей силы идёт — в этом году пришлось дополнительно 5 млрд руб. потратить на доплаты водителям и курьерам. Поэтому сценариев развития два — по первому больше станет роботов-роверов, по второму будут продолжаться «невидимые изменения» в перестройке логистики. В грузовом секторе платформа сервиса позволяет при перевозке больших грузов всем участникам сервиса получать гарантированную ежедневную загрузку разными грузами.
Крупнотоннажный перевозчик международного уровня FESCO поделился новостями в своём сегменте. Как отметил вице-президент по информационным технологиям, Дмитрий Суровец, стало гораздо проще оформлять перевозки «в один клик» с помощью личного комитета. Создан цифровой двойник порта и управляющая система порта «TOS». Вводится система единого окна в работе с Федеральной таможенной службой. Автоматизируется процесс взвешивания грузов.
Генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко отметил, что транспортная логистика — одно из мест, где у России есть место для технологического лидерства, и анонсировал выход в январе нового исследования в этой сфере. Отрасль транспорта и логистики пока в середине по уровню цифровизации, но занимает четвёртое место из 13 по публичной цифровой зрелости, а по практическим кейсам — третье место, уступая только энергетике и ритейлу.
Генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул сообщил об основных успехах предприятия по цифровой трансформации. Компания первой в России начала переводить водителей автобусов и электробусов на электронные путевые листы. Средняя экономия времени водителей — 16 минут в день. В следующем году перевод парков на ЭПЛ завершится. Также предприятие одно из первых стало практиковать медосмотры с помощью телемедицины. Свыше 280 аппаратов установлено в парках и на конечных. Время медосмотра сократилось до трёх минут.
Контроль за состоянием водителей на линии выполняет система «Антисон». Таже «Мосгортранс» гордится внедрением сервиса поездок по заказу «По пути». Хотя труд 150 водителей, занятых на обслуживании 60 автобусов малого класса, могут оценить лишь только около 3000 тыс. пассажиров в будний день — это крайне небольшая доля из общего объёма ежедневных перевозок столичного гиганта.
На электронные путевые листы начали переходить и в других регионах — в частности, в Калининграде и в Калужской области (Обнинское МП ОПАТП).
Отдельное направление цифровизации транспорта — беспилотные технологии. Многие вопросы обсудили на сессии «Без экипажа: в воздухе, на воде, на дороге».
Ведущий сессии, главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин отметил особенность российского подхода к беспилотникам — все проекты реализуются по заказу эксплуатантов, бизнеса, а не по инициативе IT-компаний, как в Силиконовой долине, где все проекты «схлопываются» из-за отсутствия спроса. За каждым видом беспилотников стоит реальный бизнес, который хочет создать себе лучшую экономику. За последние два года мощный прорыв в отрасли был реализован благодаря фактическому разделению обязанностей. Бизнес занимается разработкой транспорта и экономикой будущей эксплуатации. А государство взяло на себя инфраструктуру, управление рисками и экспериментальный правовой режим (ЭПР).
Экспериментальные технологии требуют нового подхода во многом. появляющиеся сервисы никак не предусматривались и не учитывались старыми правилами. Поэтому многие новшества получили «зелёный свет» только благодаря механизму ЭПР. Процесс настройки общего регулирования в какой-то сфере занимает 1,5-2 года, и в передовых отраслях упускается время для актуальных разработок.
ЭПР используют 95 компаний. При этом из 12 ЭПР в сфере транспорта действует шесть. Пять из них — в авиационной отрасли, и один ЭПР — в наземном транспорте.
Выделенные для экспериментов зоны позволили «Яндексу» реализовать проект тестирования беспилотных такси в столичном районе Ясенево. Беспилотные авто внедряются и в федеральной территории «Сириус»
Как сообщил Дмитрий Круглов из подразделения «Яндекс. Беспилотные технологии» (Яндекс), в беспилотном режиме работает уже 130 легковых машин — «Сонат» и «Приусов». Доставку из более чем 100 ресторанов выполняют 130 роботов, на будущий год есть план удвоить их до 260.
Большое будущее многие участники форума у беспилотных авиационных систем. Технологи развиваются. Сейчас возможности полётов ограничены, есть ограничения регуляторов в сфере безопасности. Заместитель руководителя Минпромторга Василий Шпак предостерёг, что если мы в ближайшее время не найти как снять барьеры, то весь наработанный потенциал будет утерян. Также надо будет со временем конверсировать предприятия от нынешних задач в гражданскую сферу. Проблемы беспилотного вождения ощущаются не только в воздухе, но и на земле, и на воде.
Заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков отметил, что необходимо продумывать такие системы, чтобы они сами на себе не замкнулись, а дали развиваться другим секторам экономики, и для авиабеспилотников использовать наработки пилотируемой авиации.
Президент АО «Ситроникс» Николай Пожидаев сообщил, что за три года группа компаний поставила поставили свои «умные» системы на семь типов судов, и перешла к выпуску собственных судов. При этом речные «беспилотники» сложнее, чем морские, — надо быстрее реагировать. В этом году прошли тесты на реке, в следующем году планируется запуститься в коммерческую эксплуатацию.
Евгений Дудоров, исполнительный директор НПО «Андроидная техника», обобщил мировые тренды роботизации на железной дороге, выделив четыре основных направления:
2023 год уже стал знаковым для беспилотного транспорта. В сентябре утверждён регламент по беспилотным воздушным судам. В июле стартовали беспилотные перевозки на автотрассе М-11, работают уже девять машин двух производителей. Начата эксплуатация беспилотных такси. А прямо на финальной сессии форума участники стали свидетелями запуска в автономном движении одного из новейших 200-метровых паромов «Генерал Черняховский», соединяющего порты Усть-Луга в Ленинградской области с Балтийском в Калининградской области. В ближайшее время аналогичную систему запустят и на другом похожем судне «Маршал Рокоссовский». Проект реализовали ФГУП «Росморпорт» и компания Sitronics. В реализованном виде (первые две степени автономии) автономный ход означает то, что можно не держать вахту в машинном отделении. На капитанском мостике остаётся только один судоводитель, но и от него можно будет впоследствии отказаться.
Отдельный вопрос, поднимавшийся не нескольких сессиях, — где при внедрении цифровых технологий, в том числе беспилотных, останутся работать люди. Представитель «Яндекса» отметил, что в сфере такси и доставки дефицит людей такой, что речи о безработице на ближайшее время не идёт вообще.
Кроме того, есть разные режимы автономного пилотирования — полностью беспилотный транспорт, транспорт с водителем-испытателем за рулём, и с водителем–испытателем за пассажирским сидением (последний может только нажать только кнопку остановки в критических ситуациях).
Помимо взятия на себя рутинных операций, цифровые системы позволят повысить качество работы сотрудников, от которых отказываться не планируют.
На железной дороге профессия машиниста не исчезнет полностью. Но за счёт возможности управления несколькими составами одновременно сократится потребность в кадрах. Как сообщил заместитель генерального директора — директор Санкт-Петербургского филиала АО «НИИАС» Павел Попов, требуется ежегодно находить и обучать порядка 4-5 тыс. машинистов. Автоматизацию труда начали в 2016 году с «технического зрения». Испытания показывают более быстрое реагирование технических систем по сравнению с возможностями людей. НИИАС В 2022 году уже внесена в реестр профессий новая специальность машинист-оператор, утверждён профессиональный стандарт, разрабатываются программы обучения.
Участники форума приводили разную статистику. 90% инцидентов на воде происходят по причине человеческого фактора. Дмитрий Суровец, вице-президент по информационным технологиям FESCO отметил, что цифровые двойники позволяют принимать более правильные решения. Цифровизация направлено на то, чтобы убрать ошибки, связанные с человеческого фактора, но не самого человека. В первую очередь, речь идёт о страховке человека и создании ему помощника, а не замены.
Заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации ГК «Автодор» Виктория Эркенова отметила, что запускаемая на днях в полном объёме автодорога М-12 «Восток» от Москвы до Казани получилась даже более интеллектуальной, чем М-11. Искусственный интеллект, машинное зрение, применили в составе СУБД. Если человек может качественно отслеживать 5 камер онлайн, то на М-12 наблюдение за сотнями камер вместо людей заменили алгоритмом.
Не дойдя ещё до начала 2024 года, и оказаться в 2040? Какая-то фантастика, космос? Возможно, именно такой ассоциативный ряд сработал у организаторов форума, пригласивших на заключительную пленарную сессию форума «Мечты, которые сбудутся: российский транспорт 2040» бывшего главу Роскосмоса Дмитрия Рогозина.
На этот раз нынешний сенатор от Запорожской области поднял более приземлённые вопросы — будущей конверсии кадров операторов беспилотных систем для решения гражданских хозяйственных задач. Немало возможностей для них в Арктике и Сибири, где они могут взять на себя задачи, выполняемые вертолётами, доставку всего необходимого для жизни, мониторинга трубопроводов, обследование приграничных территорий.
Первые шаги к 2040 году необходимо сделать уже в будущем году. И без космических вопросов здесь никак не обойтись. Заместитель генерального директора «Бюро 1440» Дмитрий Агафонов сообщил о начале формирования низкоорбитальной спутниковой группировки. Она позволит обеспечить полное покрытие и передачу данных в режиме 24/7, при этом не требуется такого финансового вливания, как для построения наземной инфраструктуры. В июне этого года на орбиту выведены первые три спутника. запустили первые 3 спутника на орбиту. Вывод всей группировки намечен горазда раньше 2040 года — в 2026-2027 годах. Покрытие будет глобальным и поддерживаться с с любой точкой планеты. Появятся необходимые возможности для того, чтобы российский транспорт и российские товары оставались на связи в любой точке планеты.
Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров, в свою очередь, отметил, что уже внесены изменения в воздушный кодекс и в федеральные правила пользования воздушного пространства. Они позволяют формировать специальные беспилотные зоны без предварительной подачи плана полётов. Режим уже тестировался на Ямале. С марта 2024 года провайдер авианавигационного оборудования в режиме «единого окна» будет занимается согласованием плана полётов.
Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» отметил, что холдинг психологически готов к использованию беспилотных поездов. На Московском центральном кольце осенью был успешный тестовый запуск. Остаётся получить нормативное разрешение на использование беспилотных поездов, на МЦК к этому готовы. Также на беспилотное движение можно будет переводить маневровые поезда.
Искусственный интеллект в ближайшие 15 лет будет внедрён в большинство информационных систем. Железнодорожники видят перспективы использования роботов в программных рутинных операциях. На основе предиктивных моделей можно будет перейти на обслуживание инфраструктуры по фактическому состоянию.
Автономное судовождение, начатое запуском «Генерала Черняховского», будет продолжать развиваться — в будущем судно в порту должны встречать управляемые с берега автономные буксиры, стыковаться с ним магнитами и аккуратно причаливать к причальной стенке.
Один из очагов внедрения передовых технологий — федеральная территория «Сириус». Как отметила председатель Совета федеральной территории «Сириус» Елена Шмелёва, важны две тенденции — беспилотность и экологичность. И то, и другое требует развивать ускоренными темпами инфраструктуру. Беспилотные автомобили и роботакси уже стали частью среды Сириуса. Углеродно-нейтральные практики федеральная территория планирует внедрять во всех сферах. В документы территориального планирования уже учли появление электробусов, за ними последуют и машины на водородных топливных элементах.
Управляющий директор по работе с цифровыми активами АО «ГТЛК» Алексей Куканов, сообщил, что компания «БАС», которую ГТЛК создала, стала самым крупным эксплуатантом беспилотных авиасистем в России. Компания запустила первый маркетплейс по беспилотникам. В отрасли пока что наблюдается «дикий» рынок — много моделей которые пытаются произвести и пытаются получить заказчики. Отсутствуют спецификации. Для шага вперёд необходима стандартизация.
Участники сессии подчеркнули важность того, чтобы все новые технологии обеспечивались российскими промышленными предприятиями.
В аналитическом обзоре Ассоциации ЦТЛ отмечено, что в ближайшие годы проявит себя ряд новых трендов. Расширятся практики государственного управления отраслью на основе существующих и вновь создаваемых источников данных о грузоперевозках и пассажиропотоках, государственные данные и сервисы на их основе станут доступны для национального бизнеса. Международная цифровая интеграция станет необходимым условием для трансграничных грузовых перевозок и переориентации транспортных коридоров. Цифровизация междугородних автобусных перевозок позволит реорганизовать этот сегмент и привлечь льготных пассажиров
Отдельная пленарная сессия форума была посвящена мультимодальным грузовым перевозкам. На ней презентовали архитектуру Национальной цифровой платформы для грузоперевозок (НЦТЛП). Первые сервисы НЦТЛП, призванной объединить цифровые логистические сервисы грузоперевозчиков на одной платформе, стать своеобразной службой «одного окна» для взаимодействия государства, перевозчиков и их клиентов, будут доступны уже в 2024 году.
Работу НЦТЛП в будущем планируется увязать с цифровыми национальными логистическими платформами стран БРИКС и ШОС, например с китайской Logink и индийской ULIP. НЦТЛП разрабатывается СИЦ Минтранса РФ во взаимодействии с крупным бизнесом (задействованы ОТЛК ЕРА, FESCO, «ДелоТех» (входит в группу компаний «Дело»), ПЭК, «Деловые линии», «Евросиб» и другие), а также Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика».
Вопросы безопасности тоже рассматривались в цифровом ключе — на сессии «Кибербезопасность и искусственный интеллект: транспорт, инфраструктура, информационные системы».
Упрощение документооборота с помощью «цифры» рассмотрели на сессии «Электронные перевозочные документы: внедрять, нельзя ждать».
На стратегической сессии «Цифровая повестка для дружественных стран: делаем вместе» участвовали зарубежные гости из Анголы, Беларуси, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Мозамбика, Португалии, Сенегала, Сингапура.
В зоне питчинг-сессий презентовали стартапы, а также региональные проекты.
На стенде музея транспорта Москвы можно было совершить VR-экскурсию по его экспозиции.
Немало было подписано разнообразных соглашений о сотрудничестве. В частности, Минтрансом России, ассоциацией ЦТЛ, ПАО «МТС», представителями регионов (включая Калужскую область и МП ОПАТП) подписано многостороннее соглашение о сотрудничестве в части перехода на электронные перевозочные документы и связанные с ними бизнес процессы. Стороны-подписанты займутся продвижением и популяризации перехода перевозчиков на электронные путевые листы (ЭПЛ) на транспорте общего пользования на территории РФ. А крупнейшие игроки рынка грузоперевозок подписали соглашение с Минтрансом России об участии в разработке и создании НЦТЛП.
Участники форума, включая главу Минцифры Максута Шадаева, отметили новый формат как хорошую практику и предложили сделать её регулярной.
Вопросы развития общественного транспорта обсуждались 31 октября на отраслевом форуме «Общественный транспорт — 2023».
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)