ТН-2024: Транспортное сотрудничество в формате «СНГ плюс»: текстовая онлайн-трансляция

  • Павел Яблоков
    19 ноября 2024 г. — 10:30
    94
    Иллюстрация: 

    Оргкомитет «Транспортной недели 2024»

    Сегодня, 19 ноября, в Московском Гостином Дворе начались основные мероприятия традиционной «Транспортной недели 2024» — XVIII международный форум и выставка «Транспорт России — 2024».  Тема этого года — «Будущее транспорта. Прямо перед вами». Одно из первых событий форума — пленарная дискуссия «Транспортное сотрудничество "СНГ плюс": взаимосвязанность, устойчивость, эффективность». О ключевых проектах для обеспечения транспортных и экономических связей, развитии международных транспортных коридоров и маршрутов расскажут участники из Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Монголии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана.

    Интернет-издание TR.ruТранспорт в России ведёт текстовую онлайн-трансляцию мероприятия. Присоединяйтесь!

    Трансляция

    Обновления текстовой трансляции публикуются с периодичностью в несколько минут. 

    11.15 Открытие пленарной дискуссии. Зал полный, слушателей более 400 человек.      

    Пленарная дискуссия «Транспортное сотрудничество «СНГ плюс»: взаимосвязанность, устойчивость, эффективность» началась.
    Модератор Геннадий Бессонов, председатель Исполкома КТС СНГ отметил, что задачи, которые будут обсуждаться, актуальны не только для России, но и для всех стран, чьи представители приглашены к участию.

    11.25 Роман Старовойт, Министр транспорта Российской Федерации, председатель КТС СНГ, выступил с приветственным словом. Все участники как трансопртники работают над одной целью – повышением благосостояния граждан за счет роста экономики. Экономические операторы выходят на новые рынки, договорённости с новыми партнёрами. Реализуется целый комплекс мер, направленных на снятие инфраструктурных ограничений – в первую очередь, на БАМе, Транссибе, подходах к морским портам. Эта задача должна решаться вместе с партнёрами.
    В России разрабатываются новые нацпроекты «Эффективная транспортная система» и «Инфраструктура для жизни», создаётся транспортный каркас. Большой проект – высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва – Санкт-Петербург. В перспективе рассматриваются и другие направления.

    Реализация предусмотренных мер должна сделать транспортную систему ещё более конкурентной. Последние несколько лет сделано много на важнейших транспортных артериях Запад – Восток, Север – Юг. Морские порты станут неотъемлемой частью транспортных путей. В целях развития перевозок на приоритетных направлениях строятся новые специализированные терминалы. Ведётся развитие Северного морского пути – от Санкт-Петербурга и Калининграда до Владивостока. В соответствии с Транспортной стратегией ведётся строительство сети опорных автодорог, обходов городов и агломераций. Идёт оснащение техническими средствами – весогабаритным контролем, фотовидеофиксацией.

    Ответ на развитие транспортной системы – усиление взаимодействия различных видов транспорта.

    Развитие транспорта влияет на смежные отрасли – экологию и производство. Эти вопросы страны должны рассматривать совместно. Важный вопрос – бесшовные перевозки, увеличение пропускной возможности пунктов пропуска. 

    Международные транспортные коридоры – это целый комплекс транспортно-логистических решений, в том числе перевод в электронный вид провозных документов. Исключительно важно сформировать с участием стран перечень транспортных интеграционных проектов. Одними из первых могут стать проекты по развитию международных транспортных коридоров и логистики. Важный инфраструктурный проект – развитие городского электрического транспорта. В ряде городов страны идёт комплексная модернизация. Городской транспорт всё более сращивается с пригородным, в связи с чес идёт развитие транспортных мультимодальных систем агломераций. 

    Сегодня заседание КТС СНГ впервые проводится в новом формате.
    Предлагается объединить усилия, потенциал транспорта и науки.

    11.35 Ильхом Нематов, заместитель Генерального секретаря Содружества Независимых Государств выступил от имени Исполкома СНГ. Тематика форума весьма актуальна на фоне углубления противоречий в международных отношениях. Перспектива экономической интеграции определяется стратегией развития СНГ до 2030 года. Сейчас завершается реализация первого этапа до 2025 года. Выполнение мероприятий стратегии уже достигает 70%. 

    Транспортная система имеет солидную правовую базу. Большое внимание уделяется созданию современной инфраструктуры, беспилотным автоматизированным системам, системам обработки больших данных. 

    Перевозки грузов всеми видами транспорта в СНГ в первом полугодии 2024 года увеличились на 4,9% по сравнению с прошлым периодом, а автомобильным транспортом – на 10%. В этом году Российская Федерация председательствует в СНГ. Из 50 мероприятий 43 предусмотрены в экономической сфере.  

    Направления развитие – повышение качества транспортно-логистических услуг, их доступности, бесшовности в автомобильном железнодорожном и других видах транспорта. 13 декабря в Москве предлагается рассмотреть меморандум о цифровой трансформации транспортной отрасли. Транспортные вопросы стран СНГ интересны не только внутри Содружества. Так, на 81 Совете железнодорожных администраций приняли участие не только представители СНГ, но и Афганистан, Грузия, Литва, Эстония.

    11.45 Абсаттар Сыргабаев, Министр транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики, член КТС СНГ получил от Геннадия Бессонова вопрос по поводу создания связей Киргизии и Китая – являются ли они альтернативой взаимодействию с СНГ или дополнением? Тот ответит, что недавно проводилось заседание по поводу создания транспортного коридора Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Россия.

    Железнодорожный проект является трёхсторонним – в нём участвуют Кыргызстан, Китай и Узбекистан. Подписано соглашение о совместном продвижении железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан. Строительство идёт по Кашкар – Туругар – Длелалабад – Туркестан. Маршрут позволит обеспечить доставку грузов из Китая и Средней Азии в Турцию, страны СНГ и Европу за счет сокращения времени доставки грузов по сравнению с альтернативными транспортными коридорами. Строительство дороги будет иметь мультипликативный эффект и создаст выход в Китай для стран СНГ по более короткому маршруту. Строительство железной дороги изменит привлекательность региона для инвесторов. В конце ноября планируется приступить к практической реализации проекта.

    11.55 Азим Иброхим, Министр транспорта Республики Таджикистан, член КТС СНГ сообщил, что Таджикистан придаёт большое значение созданию устойчивых транспортных коридоров, в том числе между Центральной Азией и Россией. Строящиеся автомагистрали и инфраструктура превращают регион в транзитный хаб.

    Цель Таджикистана – полноценное включение транспортной системы страны в мировую транспортную систему, развитие интермодальных и мультимодальных трансграничных транспортных услуг. Усилия направлены на развитие коридора Китай – Таджикистан – Узбекистан – Туркменистан - Иран – Турция. В этом году прошло первое совещание министров стран Центральной Азии, где обсуждались общие вопросы городского транспорта. В целом в развитие транспортной инфраструктуры в ближайшие годы планируется привлечь 6,3 млрд долларов США.

    Важным проектом является модернизация автодороги Дангара – Гулистон: она должна стать образцовой «зелёной» дорогой. Существующая двухполосная трасса протяжённостью более 50 км будет превращена в четырёхполосную. 10 дней назад сдана в эксплуатацию другая дорога до Дангары протяжённостью 70 км. В государстве действует программа развития электротранспорта на 2023-2028 годы. Реализация мероприятий позволила улучшить рейтинг дорог Таджикистана. Страна поднялась на 37 позиций со 134 на 97 место.

    Правительством страны создан центр цифровизации транспорта в Таджикистане. Из 5600 км дорог международного и республиканского значения оцифровано уже около 5000 км.

    12.05 Илхом Махкамов, Министр транспорта Республики Узбекистан, член КТС СНГ, рассказал о развитии транспорта в самой большой по населению стране Средней Азии. Исторически Узбекистан находится в центре Великого Шёлкового пути. И спустя многие годы транспортные связи существенно не изменились. Отдельное внимание в стране уделяется развитию транспортной инфраструктуры как внутри страны, так и на внешних коридорах. Узбекистан – одна из двух стран в мире, у которых не только она сама, но и соседи не имеют выхода к морю.

    В части укрепления атмосферы добрососедства и доверия Узбекистан реализует транзитные проекты в кооперации с соседями и другими странами. Министр отметил два крупных проекта, появившихся по инициативе Узбекистана – железные дороги Узбекистан – Кыргызстан – Китай и Узбекистан – Афганистан – Пакистан.

    За последние 3 года объём перевозок по маршруту Китай – Кыргызстан – Узбекистан увеличился более чем в 20 раз, с 1 до 16% в общем грузообороте. Узбекистан участвует в развитии коридора Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан. До строительства железной дороги Узбекистан – Пакистан усилия координируются на развитии железной дороги через Термез.
    Основная политика Узбекистана – интеграция в международные транспортные коридоры, использование страны как транзитного хаба, удешевление транспортной составляющей.

    12.10 Геннадий Бессонов отметил, что у Узбекистана уже есть опыт строительства железной дороги Термез – Мазари-Шариф.

    Армен Симонян, заместитель Министра территориального управления и инфраструктуры Республики Армении, сообщил что основой развития транспортных коридоров является цифровизация перевозок, упрощение трансграничных переходов и удешевление стоимости перевозки. 

    Прошедшие геополитически изменения существенно повлияли на изменение цепочек поставки товаров и грузов. В Армении был презентован проект «Перекрёсток мира», предусматривающий связи с Азербайджаном и Турцией, которые сейчас закрыты. Возобновление железнодорожных связей и участков железных дорог длиной около 150 м позволит обеспечить в первый же год несколько миллионов тон грузов и 300 тыс. пассажиров, а к 2050 году 9,8 млн тонн. «Перекрёсток мира» предполагает также использование автодорог «Север – Юг» и «Восток – Запад». Первая автодорога уже реализуется, проект разбит на несколько этапов, первый уже открыт, второй и третий в процессе. С 2024 года начато строительство по четвёртому участку с 17 мостами – наиболее сложный участок. Для не имеющей выхода к морю Арменией, ведущей деятельностью в условиях закрытых границ с двумя из четырёх соседних стран, важное значение имеет развитие авиасообщение. Инвестиционный проект по аэропорту Звартноц позволит увеличить поток до 10 млн пассажиров в год. 

    Цифровые решения в транспорте реализуется в том числе через соглашение о применении навигационных пломб и электронные накладные. Армения ратифицировала соответствующие соглашения и протоколы, что позволит сократить время на административные процедуры. В стране действуют электронные системы выдачи разрешений на провоз крупногабаритных грузов, полётов, электронные решения применяются в городском пассажирском транспорте.

    12.17 Сергей Дубина, заместитель Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, отметил, что Республика Беларусь также стремится к развитию международных транспортных коридоров. В результате геополитического форс-мажора многие связи были переориентированы на восток. 

    В направлении северо-запада России белорусскими грузоотправителями задействованы порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга, а также Мурманской области. Развиваются мультимодальные перевозки. Контейнерные поезда отправляются по маршруту Беларусь – Россия – Азербайджан, далее грузы следуют автотранспортом через Иран в Индию. Важно формирование комплексных ставок на весь путь по коридору, упрощение прохождения грузов через границы. В этом году Беларусь присоединилась к меморандоуму о развитии коридора Беларусь – Россия – Пакистан. Страна вступиа в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

    Задача страны – дать жизнь любому международному коридору. Транспорт всегда служил надёжной опорой международному сотрудничеству и развитию стран.

    12.25 Талгат Ластаев, Вице-министр транспорта Республики Казахстан, отметил, что географическое направление Казахстана делает развитие транспортных коридоров стратегическим направлением развития. У страны, являющейся мостом между Европой и Азией, нет прямого выхода к открытым морям.

    По итогам 2023 года рост объёма транзитных перевозок составил 20% (32 млн тонн), и эта динамика продолжается. На границе с Китаем имеется два железнодорожных и пять автомобильных пропускных пунктов. С момента запуска контейнерных поездов по маршруту Китай-Европа с 1 тыс. ДФЭ в 2011 гдоу до 900 тыс. ДФЭ в 2023 году. Ожидается полностью исключение дефицита провозных возможностей с Китаем. В следующем году планируется модернизация станции Достык. Также планируется открытие третьего железнодоржоного пропускного пункта. 

    Увеличивается мощность портов Актау и Куйлюк. Развиваются и автодороги, по которым можно пересечь Казахстан с севера на юг и с запада на восток, увеличиваются объёмы ремонта автодорог. Продолжается реконструкция автодороги в направлении Омска, с 2025 года начнётся реконструкция дороги Караганды – Жезказган.

    12.35 Аллагулы Худайбердиев, заместитель генерального директора Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Туркменистана. Программа развития транспортной дипломатии на 2022-2025 годы определяет направления взаимодействия с другими государствами. В последние годы в стране ведётся модернизация и строительство автомобильных и железных дорог между регионами страны. Внимание уделяется модернизации морских портов Каспийского моря. Порт Туркменбаши превратился в грузопассажирский хаб. Одновременно порт может принимать не менее 17 судов.

    Авиационный транспорт – ведётся подготовка к открытию нового международного аэропорта, который будет пятым в стране. Планируется увеличение внутренних авиаперевозок для улучшения доступности регионов.

    Автодорожная деятельность – продолжается создание сети дорог, и автобанов Ашхабад – Туркменабад и Ашхабад – Мары. Автодорога Туркменбаши – Кара-Богаз должна войти в состав восточного маршрута международного транспортного коридора Север – Юг. Туркменистан является важным пунктом маршрутов Казахстан – Иран, Афганистан – Грузия – Турция. К Ашхабадскому соглашению присоединились Казахстан, Индия и Киргизия.

    В Туркменистане открыты для привлечения инвестиций готовы предоставить партнёрам комфортные условия для работы на транспортном рынке страны. 24 ноября в Ашхабаде состоится транспортный форум. Укрепление межнациональных связей отвечает задачам развития страны.

    12.40 Роман Старовойт подвёл итог дискуссии. Россия отталкивается от принципов взаимного уважения, и как следствие, от взаимовыгодного сотрудничества. Очень важен обмен опытом и применение лучших практик, чтобы реализовывать его на территориях своих страны. Важно создание новых коридоров и логистических центров, хабов – такие проекты уже реализуются. Особое внимание уделяется сохранению природы и внедрению бережливой экологии. Новые виды транспорта и технологии строительства не должны оказывать негативного влияния на окружающую среду. Без цифровизации тоже никуда, поэтому в России реализуется отдельный нацпроект в этом направлении.

    Геннадий Бессонов поблагодарил всех участников пленарной дискуссии за участие. Трансляция окончена.