«Главные на дороге»: трудоустройство женщин помогает сократить дефицит водителей автобусов

  • Павел Яблоков
    29 января 2025 г. — 14:00
    174
    Иллюстрация: 

    Национальная транспортная ассоциация

    Профессия водителя автобуса уже достаточно давно перестала быть чисто мужской. Однако до недавних пор целенаправленное ориентирование на женскую аудиторию среди работодателей отсутствовало. Женщины приходили в систему автобусных перевозок в индивидуальном порядке, а отношение к соискательницам вакансий было, обычно, прохладно-нейтральным на уровне «Пришла? Ну ладно…».

    Однако растущий повсеместно дефицит водительских кадров в общественном транспорте заставил транспортные компании пересмотреть свои подходы к рынку труда. На этом фоне работодатели стали организовывать специальные целевые наборы женских групп. Пожалуй, первыми по этому пути пошли в Новокузнецке, где такой комплексный подход, объединивший усилия заказчика и исполнителя перевозок, уже принёс первые ощутимые плоды.

    Будущих сотрудников нужно обучать

    С 18 ноября 2020 года автобусный транспорт Новокузнецка одним из первых в стране перешёл на работу по брутто-контрактом. Основную часть маршрутов стала обслуживать компания «Питеравто», входящая в Национальную транспортную ассоциацию (НТА), работающую на городских маршрутах в девяти регионах страны.

    Контракты в Новокузнецке заключены на 10 лет, однако не все водители по разным причинам оказались готовы работать в сфере автобусных перевозок весь этот срок.

    Поэтому в определённый момент администрация Новокузнецка и «Питеравто» пришли к выводу о необходимости целевого обучения новых сотрудников.

    В июле 2024 года в Новокузнецке подписано соглашение о проведении проекта «Женский батальон». Сторонами соглашения стали администрация города Новокузнецка, городской кадровый центр и три транспортных предприятия — уже упомянутое «Питеравто», а также МТТП, отвечающее за трамвайные и троллейбусные перевозки, и АО «ПАТП», обслуживающее некоторые городские и пригородные автобусные маршруты. Каждая из сторон закрепила свои гарантии участниц проекта: бесплатное обучение, меры социальной поддержки и обязательное трудоустройство после прохождения всех квалификационных экзаменов.

    Так, компания «Питеравто» не только профинансировала обучение новых сотрудников на права категории D, необходимые для управления автобусом, но и ежемесячно платила успевающим студентам стипендию. Таким образом, новые сотрудники не тратят на обучение свои деньги и получают гарантированное трудоустройство, а автошколы загружаются работой. После обучения женщины должны отработать на предприятии не менее двух лет.

    В свою очередь, администрация города взяла на себя решение других вопросов, актуальных для матерей. Женщина-водитель может отдать своего ребёнка в любую городскую школу или детский сад независимо от прописки. Также город взял на себя обеспечение детей женщин-водителей бесплатным питанием в школах и путёвками в летние лагеря.

    «Главная на дороге»

    При переходе на брутто-контракты в Новокузнецке практически полностью обновили автобусный парк, а все автобусы «Питеравто» — не старше 2020 года выпуска. И это обстоятельство позволило шире использовать кадровый потенциал женщин-водителей. Управление современными автобусами не требует значительных физических усилий: водителю на помощь приходят гидроусилитель руля, автоматическая коробка передач, умная электроника. Автобусы обслуживаются в оборудованной ремонтной зоне, и водители не участвуют в этом процессе.

    27 января НТА сообщила что первые три новых водителя-женщины вышли на самостоятельную работу. В ближайшее время за руль автобусов большого класса сядут ещё двадцать местных специалистов, получивших необходимую квалификацию. Основная их часть — тоже женщины, которыми в январе были успешно сданы экзамены в ГАИ. Как правило, перед стартом переобучения на категорию D у них уже имелись права категории B и стаж вождения от трёх лет.

    За полгода количество женщин-водителей в «Питеравто» удвоили с 21 до 42. По мере оформления документов и прохождения стажировки в парке новые специалисты будут выходить на самостоятельную работу. После выездов с опытными наставниками они получают допуск на линию. В процессе обучения новые водители находятся под контролем начальника колонны и сопровождением наставников. По возможности, новых женщин-водителей в компании стараются отправлять в первые самостоятельные рейсы по субботам и воскресеньям, когда улицы не так загружены и меньше пассажиров.

    Привлечение женщин-водителей в трудовой коллектив положительно повлияло и на общую культуру на предприятии. Механики уделяют особое внимание машинам, закреплённым за женщинами. Для женщин-водителей на конкурсной основе разработан новый дизайн формы, финальный вариант выбран с учетом мнения самих женщин-водителей. Для сотрудниц-водителей оборудованы отдельные душевые комнаты, санузлы и комнаты отдыха. А на нескольких конечных установках силами «Питеравто» установили биотуалеты.

    Специалисты «Питеравто» отмечают важные качества женщин-водителей. Им оказалось ближе понимание перевозки пассажира как услуги, и они часто искренне заботятся о тех, кто в автобусе или рядом с ним. Кроме того, женщины оказываются аккуратнее за рулем, что подтверждает статистика.

    Зародившийся в Новокузнецке проект под слоганом «Главная на дороге» по целенаправленному привлечению женщин на работу НТА масштабирует сегодня и в других регионах.

    В конце декабря автобусы Национальной транспортной ассоциации приняли участие в новогодней акции, став частью виртуальной гирлянды. Многие лампочки в ней зажигали женщины-водители.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: