В столице 1-2, 15-16 и 22-23 марта не будет работать часть Калужско-Рижской линии
Трамвайная линия «Славянка» / ВКонтакте
В этом году несколько российских городов имеет ненулевые шансы расширить свои трамвайные сети. Среди них — Москва, Санкт-Петербург и Краснодар.
В Санкт-Петербурге за последние месяцы заметно продвинулось строительство концессионной трамвайной линии «Славянка», что оставляет возможность открыть первую очередь до Шушар в последние недели 2025 года.
В Москве за минувшее десятилетие уже дважды доказывали, что после необходимой подготовки могут построить трамвайную линию за один строительные сезон. В очередной раз эту схему планируют повторить в этом году сразу на двух участках — линиях до Рижского вокзала и по проспекту Академика Сахарова. Тем временем начат уже поиск подрядчика на проектирование и строительство ещё одной линии в Ивановское, которую хотят создать к началу 2028 года.
В Краснодаре в рамках концессионного проекта продолжается строительство первого участка Западной трамвайной линии, однако темпы пока не столь высоки, чтобы гарантировать запуск движения после ближайшего строительного сезона.
Тем временем с 3 января этого года в России вступили в силу изменения к своду правил по проектированию и строительству трамвайных и троллейбусных линий, направленные на повышение комфорта пассажиров и жителей близлежащих домов.
В Краснодаре в рамках концессионного проекта, реализуемого ООО «Синара — ГТР Краснодар» продолжается строительство Западной трамвайной линии. Как сообщил 13 февраля Telegram-канал проекта «Новый трамвай Краснодара», на трассе уложено 1,4 км рельсошпальной решётки от Западного депо до ул. Красных Партизан. На следующем участке ул. Красных Партизан идёт вынос инженерных сетей.
С октября вдоль трассы будущей трамвайной линии началось строительство остановочных платформ длиной 40 метров и шириной 2,5 метра, адаптированные для маломобильных пассажиров. Всего на первом участке Западной трамвайной линии планируется построить 28 платформ.
В ближайшее время планируется направить на государственную экспертизу проектно-сметную документацию по строительству линии от ТЦ «Лента» до ЖК «Немецкая Деревня». На третьем этапе планируется проложить рельсы к спортивному комплексу «Баскет-Холл», а четвёртый этап соединит новую линию с уже существующей линией по Московской ул.
Тем временем администрация города продолжает активно работать над процедурой предоставления земельных участков для строительства новой трамвайной линии. И успех в этом вопросе во многом повлияет на дальнейшие темпы строительства. Для завершения строительства первого пускового участка Западной трамвайной линии от Западного трамвайного депо до Немецкой деревни требуется уложить ещё 9,8 км путей. Технически это можно осуществить до конца года, прокладывая по километру путей в месяц, но если земельные вопросы не будут решены, то с большой вероятностью пуск движения состоится не раньше 2026 года.
В 2025 году в Москве готовятся открыть две трамвайные линии. Основные работы по сооружению трамвайной инфраструктуры проведут за ближайший сезон. До этого уже выполнены подготовительные работы.
Первая линия — восстанавливаемая трасса от улицы Образцова по Трифоновской улице и улице Гиляровского до Рижского вокзала. Сохранившиеся с 1995 года пути по Трифоновской улице полностью обновлены в прошлом году, а утраченный за минувшие десятилетия участок вместе с новым разворотным кругом на Рижской площади намечены к строительству в наступающем сезоне. Пока что строители ещё не вышли на объект.
А линия по проспекту Академика Сахарова от станции метро «Чистые пруды» до Каланчёвской улицы в 2024 году прошла подготовительную стадию по переносу подземных коммуникаций и усилению системы электроснабжения.
На этот год запланирована укладка путей и сдача линии в эксплуатацию, причём пока сроки работ ориентированы на запуск движения ко Дню города Москвы, отмечаемому ежегодно во второе воскресенье сентября.
С 17 февраля для проведения строительных работ частично ограничено движение транспорта на проспекте Академика Сахарова и улице Маши Порываевой. Как сообщил Telegram-канал столичного Департамента транспорта, на участке проспекта Академика Сахарова и улицы Маши Порываевой от Садового кольца (Садовая-Спасская улица) до Каланчёвской улицы с 17 февраля по 30 июня круглосуточно будет закрыто движение автотранспорта по одной-двум полосам движения в каждом направлении. Движение будет сохранено по трём-четырём полосам в каждом направлении за счёт переразметки проезжей части и запрета парковки.
На участке внутри Садового кольца от Садовой-Спасской улицы до Сретенского бульвара движение автотранспорта будет ограничено с 17 февраля по 10 сентября. Движение автотранспорта будет сохранено по двум-трём полосам в каждом направлении с запретом парковки.
Трамвайная линия пройдёт по оси проезжей части проспекта Академика Сахарова.
Тем временем в столице готовится ещё одна давно намечавшаяся трамвайная стройка. 24 февраля Департаментом города Москвы по конкурентной политике по заказу Управления дорожно-мостового строительства Москвы объявлен электронный аукцион на выполнение проектно-изыскательских работ и работ по строительству трамвайной линии от 3-й Владимирской улицы до района Ивановское с начальной ценой контракта 4,9928 млрд руб. Приём заявок ведётся до 12 марта, а подведение итогов намечено не позже 17 марта.
Трамвайная линия пройдёт от 3-й Владимирской улицы по северной стороне шоссе Энтузиастов до пересечения с Большим Купавенским проездом и Свободным проспектом, где будет построена автомобильная эстакада по основному ходу шоссе. Под эстакадой в одном уровне с кольцевым пересечением автодорог трамвайная линия перейдёт на южную сторону и закончится после пересечения улицы Сталеваров кольцом перед МКАД. Для пересечения трамвайной линией Чёрного ручья предусмотрено строительство трамвайного моста длиной 30 м.
На новой линии длиной 3,6 км в двухпутном исчислении запланировано 10 трамвайных платформ (по две на конечной остановке «Ивановское» и четырёх промежуточных остановках). Возле трамвайного кольца «Ивановское» со зданием конечной станции предстоит создать транспортно-пересадочный узел с двумя перехватывающими парковками для индивидуального транспорта (рядом с трамвайным кольцом площадью 0,67 га на 235мест и на противоположной стороне шоссе Энтузиастов у дома 63Б (Магнитогорская ул., 27) площадью 1,92 га на 490мест). Также рядом с трамвайным кольцом предусмотрена отстойно-разворотной площадкой для автобусов и электробусов с зарядными станциями площадью 0,6 га. с подъездной дорогой к ней и малой перехватывающей парковке длиной 200 м.
Для энергоснабжения новой линии и обеспечения трамвайного движения по изменённым маршрутам предусмотрено строительство новой трансформаторной подстанции и реконструкция трёх действующих тяговых подстанций.
Сроки начала строительства основных видов работ будут уточняться после получения положительного заключения государственной экспертизы.
Выполнить все работы на объекте нужно в течение 1044 дней с даты заключения контракта, то есть примерно до февраля 2028 года.
Параллельно АО «Мосводоканал» объявило 18 февраля конкурсы на проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по выносу сетей водопровода из зоны прохождения трамвайной линии с начальной ценой 69,4366 млн руб., и на вынос сетей электрозащиты стоимостью 11,28 млн руб.
Идеи о строительстве трамвайной линии по шоссе Энтузиастов посещают столичное руководство давно. В середине нулевых ради её строительства в 2007 году даже создавали специальную организацию — ОАО «Городская транспортная система скоростного трамвая» (ГТССТ). Последнюю активность организация проявляла в 2012 году: рассматривался вопрос о продлении линии до Балашихи. Затем после нескольких лет тишины 25 декабря 2017 года она была окончательно ликвидирована.
Постановлением Правительства Москвы от 22.10.2014 № 609-ПП был утверждён проекта планировки территории участка линейного объекта — линии скоростного трамвая от станции метрополитена «Шоссе Энтузиастов» в район Ивановское города Москвы. Планы по строительству линии стали включаться в Адресную инвестиционную программу города Москвы. Затем несколько раз объявлялся конкурс на проектирование, но каждый раз заканчивался неудачей. Совмещённый тендер на проектирование и строительство объекта объявлен впервые.
23 сентября 2024 года в Москве открылась новая трамвайная линия по улице Сергия Радонежского. Одновременно открыт новый трамвайный маршрут № 2 «3-я Владимирская ул. — Курский вокзал». Планируется, что после достройки линии в Ивановское его трасса будет продлена до новой конечной. Путевое развитие на примыкании новой линии к существующей сети позволит также организовать движение трамваев от кольца МЦД Новогиреево до Ивановского и в обратном направлении.
До этого предыдущая новая трамвайная линия в Москве до площади Тверская застава открыта 9 сентября 2017 года: она построена за летний сезон в рамках благоустройства Лесной улицы и прилегающей к Белорусскому вокзалу территории.
В Северной столице готовятся в конце года запустить движение по первому этапу концессионной трамвайной линии «Славянка». Проект реализует ООО «БалтНедвижСервис». Общие капитальные затраты в проект оцениваются в 51 млрд руб., из них 17,4 млрд ру. заимствовано через инфраструктурные облигации ДОМ.РФ.
В ноябре строители «Славянки» получили «конверт» — перекрёстный стрелочный съезд, изготовленный по специальному заказу на заводе транспортного оборудования в городе Кушва Свердловской области. «Конверт» состоит из четырёх комплектов стрелочных переводов, оснащённых автоматизированной системой смены направления движения, включающей четыре ромбовых и четыре одиночных крестовины.
Если в российском метрополитене такие конструкции установлены на многих конечных станциях, то в российской трамвайной практике конструкция будет применяться впервые. Конструкция будет установлена на конечном остановочном пункте «Балканский» и обеспечит оборот подвижного состава с одного пути на другой без использования разворотного кольца. «Конверт» по сравнению с обычным междупутным съездом позволяет ускорить оборот подвижного состава, посадку и высадку пассажиров.
Будущий стрелочный узел трамвайной линии длиной 23 метра изготовлен из высокомарганцовистой стали (тело стрелок и крестовины) и стали марки Dillidur 400 (поворотный остряк), обладающими высокой степенью износостойкости и оснащён стрелочным обогревом с внешним датчиком температуры для исключения рисков замерзания систем автоматизации.
К 24 декабря завершена надвижка пролётного строения самого крупного путепровода трамвайной линии «Славянка», который пересекает Московское шоссе, Октябрьскую железную дорогу и Кольцевой автодорогой (КАД). Протяжённость путепровода с учетом подпорных стенок и ответвлений на Виллеровский переулок — порядка 1209 метров, в том числе240,8 м над КАД.
Старт надвижке ферменной металлической конструкции третьим уровнем над КАД был дан 26 сентября 2024 года. Заключительный этап работ был начат в ночь с 15 на 16 декабря.
На других участках первого и второго этапов строительства идет переустройство инженерных сетей, сооружаются здание АБК конечного остановочного пункта «Балканский» у станции метро «Купчино» и комплекс зданий будущего трамвайного депо, ведутся работы по устройству верхнего строения пути и опор контактной сети будущей трамвайной линии.
К концу февраля в высокой степени готовности находится новое трамвайное депо, где будет проводиться техническое обслуживание и ремонт трамвайных вагонов и диспетчерское управление ими. Всего работу в депо получат 295 сотрудников. В депо уже построены трёхэтажное административно-бытовой корпус и здание инфраструктурных служб, а также два контрольно-пропускных пункта. В дальнейшем появится здание котельной и тяговая подстанция.
Обслуживание составов будет организовано в производственном корпусе на пяти путях, проходящих через здание. Уже идёт монтаж поставляемого технологического оборудования. Водоснабжение к объектам депо пока не подключено. Весной на территории депо будет прокладываться трамвайная контактная сеть.
На других участках первого этапа уже частично уложены трамвайные пути, в том числе на Старорусском проспекте и вдоль Шушарской дороги.
Уже возведены конструкции путепровода над Витебским проспектом и для второго этапа линии.(от Шушар до Славянки), идёт монтаж подпорных стенок. Также возводятся мосты через Волковку и Славянку.
Проект создания трамвайной линии предусматривает строительство 21,3 км путей, включая три моста, четыре путепровода, трамвайное депо (с укладкой 2,5 км путей), остановочные павильоны, а также приобретение 22 трёхсекционных трамвайных вагонов двустороннего движения модели 71-932 «Невский», окрашенных в фирменные цвета «Славянки» — бирюзовый, сине-зелёный и оранжевый. Для аванса на их закупку госкорпорация «ДОМ.РФ» выделила городу свыше 500 млн рублей.
Источник: Трамвайная линия «Славянка» ВКонтакте
В четвёртом квартале 2025 года планируется запустить участок от станции метро «Купчино» до посёлка Шушары (включая трамвайное депо), с запуском движения 10 трамваев. До конца 2026 года планируется открыть и второй следующий участок до микрорайона Славянка. Планируется, что новой транспортной артерией будут пользоваться порядка 13 млн пассажиров в год.
Для внедрения новых технологий и материалов при проектировании и строительстве объектов системы общественного транспорта, необходима своевременная актуализация нормативной базы.
С 3 января этого года вступили в силу изменения к своду правил по проектированию и строительству трамвайных и троллейбусных линий, направленные на повышение комфорта пассажиров и жителей близлежащих домов (Изменения № 3 к СП 98.13330.2018 «СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии»).
Как сообщили в Минстрое России, обновлённая редакция свода правил СП 98 включает применение норм для проектирования бесстыкового пути, что повышает комфорт для пассажиров и жителей близлежащих домов за счёт снижения шума и вибрации при движении трамвая по стыкам рельсов.
Также в утверждённой редакции свода правил уточнены требования к ширине колеи малых радиусов, что позволит сократить количество сходов подвижного состава, уменьшить интенсивности износа рельсов, элементов стрелочных переводов и колёс подвижного состава, а также продлит их срок службы. Ещё важными для отрасли стало изменение норм на материалы для балластного слоя трамвайного пути.
В прошлом году новая трамвайная линия открылась в Екатеринбурге, а в Санкт-Петербурге после девятилетнего перерыва трамваи поехали до Детской улицы.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В столице 1-2, 15-16 и 22-23 марта не будет работать часть Калужско-Рижской линии
В столице расширяют маршрутную сеть, в городах на Неве и Урале ждут новую технику, в Шклове подвели первые итоги эксплуатации
Ожидается выпуск первых составов электропоезда ЭС105 и дизель-поезда ДП2М
Тем временем в Ижевске проводят капитально-восстановительный ремонт троллейбусам
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.