Новые трамвайные линии: открытие в Москве, строительство в Ростове, Краснодаре и Петербурге

  • Павел Яблоков
    25 сентября 2024 г. — 10:33
    1367
    Иллюстрация: 

    Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы (В. Новиков) / mos.ru

    Осенний урожай от нынешнего строительного сезона собрали транспортники и пассажиры Москвы. 23 сентября открылась новая трамвайная линия по улице Сергия Радонежского: по ней пошли вагоны маршрута № 2.

    Помимо Москвы, строительство новых трамвайных линий продолжается в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Ростове-на-Дону. Но воспользоваться ими первые пассажиры смогут не раньше конца 2025 года.

    Тем временем в Хабаровске трамвайная сеть сокращается: продолжается демонтаж линии по Воронежской улице, не использовавшейся последние четыре года.

    Москва

    23 сентября в Москве открылась первая за семь лет новая трамвайная линия. Участок длиной 860 м по ул. Сергия Радонежского построили в этом строительном сезоне: основные строительные работы на объекте начались в марте.

    Работы по созданию трамвайной линии удалось включить в проект комплексного благоустройства улицы Сергия Радонежского. До этого на протяжении последних 10 лет городской электротранспорт в ходе обновления улиц, как правило, лишь терял позиции. Так, в 2014 году при благоустройстве улиц Покровки и Маросейки с них исчезла троллейбусная линия, к 2016 году такой подход стал лавинообразным, а в 2020 году троллейбусное движение было практически полностью закрыто даже на улицах, которых благоустройство не затрагивало.

    На улице Сергия Радонежского количество автомобильных полос уменьшили с восьми до шести, что позволило проложить на северной (нечётной) стороне вдоль исторической застройки трамвайные пути. Ранее до 1952 года по улице Сергия Радонежского (тогда — Тулинской) уже ходили трамваи. Затем их перенесли на параллельную Школьную улицу, расположенную южнее, но и там движение рельсового транспорта прекратилось к 1980 году. При этом попытки возродить линию по Школьной улице, ставшей пешеходной, наткнулись на сопротивление местных жителей, в том числе из многоэтажных домов, находящихся между Школьной улицей и улицей Сергия Радонежского. В результате Школьную улицу благоустроили в 2019 году без восстановления трамвайного движения, а в 2020 году столичным комплексом ЖКХ и благоустройства было объявлено о проработке восстановления трамвайной линии по улице Сергия Радонежского. Новое решение позволило создать более прямой маршрут между шоссе Энтузиастов и Курским вокзалом.

    По новой линии начал работу новый трамвайный маршрут № 2 «3-я Владимирская ул. — Курский вокзал» с трассой следования по шоссе Энтузиастов, бульв. Энтузиастов, ул. Сергия Радонежского, Костомаровскому мосту, Костомаровскому пер., 3-му Сыромятническому пер., Верхн. Сусальному пер. и 1-му Сыромятническому пер.

    На линии работают девять трамвайных вагонов модели 71-931М «Витязь-М» с интервалом 10-12 мин. (в ранние утренние и поздние вечерние часы — до 20 мин.). Отправление от Курского вокзала в будни с 5:07 до 23:47, в выходные дни — с 5:35 до 23:36, от 3-й Владимирской ул. — в будни с 5:47 до 23:50, в выходные дни — с 5:24 до 23:37.

    Маршрут № 2 работал до последнего дня на Школьной улице: перед закрытием вагоны следовали от Курского вокзала до Новогиреева. Возрождённая версия маршрута № 2 короче и заканчивается 3-й Владимирской улицей не случайно, так как есть планы по строительству трамвайной сети в район Ивановское: после нескольких неудачных попыток проектирование трассы практически завершено.

    С 24 сентября в работу трамвайных маршрутов столицы внесены и другие изменения. Полностью возобновлено движение трамваев на линиях по Волочаевской ул. и Андроньевскому пр. между Красноказарменной пл. и Андроньевской пл., по Б. Андроньевской ул., Трудовой ул. и М. Андроньевской ул. между Андроньевской пл. и Абельмановской заставой, и по Костомаровскому пер. между Андроньевской пл. и Курским вокзалом, закрытыми в августе для достройки и подключения новой трамвайной линии в общегородскую трамвайную сеть.

    Также возобновлено движение по бездействовавшему более двух лет участку шоссе Энтузиастов и Рогожскому Валу между метро «Авиамоторная» и Абельмановской заставой — его перекрывали с частичным демонтажем трамвайных путей в зоне реконструкции путепровода Московской железной дороги в рамках проекта «Московские центральные диаметры».

    • отменены временные автобусные маршруты № 04 «Красноказарменная пл. — Курский вокзал» и № 012 «метро "Авиамоторная" — метро "Пролетарская"»;
    • возобновлены действовавшими до августа трассами маршруты трамвая № 4 «метро "Бульвар Рокоссовского"— Курский вокзал», № 32 «метро "Партизанская" — Курский вокзал», № 43 «МЦК Угрешская — Сокольническая застава»;
    • возобновлены действовавшими до мая 2022 года трассами маршруты трамвая № 12 «16-я Парковая ул. — МЦК Дубровка» и № 46 «Метрогородок — Новоконная пл.»;
    • маршрут трамвая № 38 «Черёмушки — метро "Пролетарская"» продлён по Абельмановской ул., Рогожскому Валу, бульв. Энтузиастов и шоссе Энтузиастов до ДК «Компрессор» (до 2022 года следовал до 3-й Владимирской ул.);
    • действовавший до августа 2024 года трамвайный маршрут № 45 «Новоконная пл. — Курский вокзал» прекратил работу.

    Предыдущая новая трамвайная линия в Москве до площади Тверская застава открыта 9 сентября 2017 года в рамках благоустройства Лесной улицы и прилегающей к Белорусскому вокзалу территории.

    В 2025 году в Москве могут быть открыты ещё две трамвайные линии. Первая — восстанавливаемая трасса от улицы Образцова по Трифоновской улице и улице Гиляровского до Рижского вокзала. Сохранившиеся с 1995 года пути по Трифоновской улице полностью обновляются в этом году, а утраченный за минувшие десятилетия участок вместе с новым разворотным кругом на Рижской площади намечены к строительству в будущем сезоне. А линия по проспекту Академика Сахарова от станции метро «Чистые пруды» до Каланчёвской улицы в этом году проходит подготовительную стадию по переносу подземных коммуникаций и усилению системы электроснабжения: укладка путей запланирована на будущий год.

    Краснодар

    В Краснодаре ООО «Синара — ГТР Краснодар» продолжает строительство Западной трамвайной линии. Пока все работы сосредоточены на первом километре от кольца у Западного трамвайного депо до ул. Красных Партизан. Всего же в рамках первого пускового участка до Немецкой деревни предстоит уложить более 7 км линии, а общая протяжённость трассы до примыкания к действующей линии на Московской ул. составит более 17.5 км в двупутном исчислении.

    На переданном концессионеру третьем участке этапа 2.1 ведутся подготовительные работы: в том числе разобраны смотровые ямы и фундаменты бывших гаражей и удаляются старые и аварийные деревья.

    Строителям предстоит заменить грунт согласно нормативам, установить дренажную систему, создать балластный слой из песка и щебня и уложить рельсошпальную решётку.

    На участке этапа 2.1 выполняют работы по сварке стыков рельсов. Всего на первом и втором участках необходимо сварить 150 стыков. Также здесь продолжают устанавливать опоры контактной сети.

    Тем временем в административном центре Кубани разрабатывают другие перспективные трамвайные трассы. В частности, «Кубань информ» со ссылкой на отдел по развитию ГЧП и реализации концессионных соглашений Минэкономики Кубани сообщает о проекте линии скоростного трамвая с подземными участками от железнодорожного вокзала Краснодар-1 до аэропорта «Пашковский» длиной 25,6 км. Предполагается, что пути проложат по улицам Красной, 40-летия Победы, и Багряной, а также через жилой район Новознаменский.

    Предположительный срок реализации проекта строительно-монтажных работ на первом отрезке от железнодорожного вокзала Краснодар-1 до депо на Багряной улице оценивается в шесть лет. Запустить в Краснодаре подземный трамвай власти намерены с помощью механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) на условиях концессионного соглашения. Рассматривается возможность привлечения финансирования из федерального бюджета. Пока что готовится технико-экономическое обоснование скоростного подземного трамвая, а также прорабатывается концепция и трассировка, в частности, специалисты решают земельно-правовые вопросы, чтобы подтвердить реальную возможность строительства линии и увязать ее с другими проектами.

    Ранее планировалось заключить концессионное соглашение на реализацию проекта Восточной трамвайной линии в наземном исполнении.

    Ростов-на-Дону

    В Ростове-на-Дону ООО «Синара — ГТР Ростов-на-Дону» продолжает реализацию концессионного проекта «Ростовский трамвай» по модернизации трамвайной сети города. Продолжается строительство трамвайной линии в микрорайоне Левенцовский. Активные работы ведутся на участке от ул. Жданова до ул. Малиновского:

    • на участке ул. Ерёменко от просп. Солженицына до ул. Жданова установили ограждение, завершается устройство щебёночного основания под плиты, ведётся укладка плит;
    • на участке ул. Ерёменко от просп. Маршала Жукова до ул. Еляна ведётся установка ограждения и устраивается щебёночное основание под плиточное покрытие;
    • на ул. Ткачёва возвели производственно-бытовое здание, с диспетчерской и комнатой отдыха вагоновожатых;
    • на пересечении ул. Ткачёва и просп. Солженицына обустраиваются тротуарные дорожки;
    • на восточной стороне кольца Солженицына заасфальтировали проезжую часть;
    • на правом повороте с просп. Солженицына на ул. Ерёменко идёт переустройство и защита тепловых сетей;
    • на ул. Ерёменко от просп. Маршала Жукова в сторону улицы Малиновского ведётся балластировка и выправка трамвайного пути;
    • на пересечении ул. Ерёменко и Оружейного пер. уложили рельсошпальную решётку и заасфальтировали проезжую часть;
    • на пересечении ул. Ерёменко и просп. Маршала Жукова ведётся устройство нижнего строения пути.

    На ул. Жданова, ул. Ткачёва, ул. Ерёменко и просп. Солженицына ведётся переустройство ливневой канализации, вынос сетей и монтаж рельсошпальной решётки.

    Уложенные трамвайные пути сваривают алюминотермитным методом, получая бесстыковой путь.

    На участке будущей линии между микрорайоном Левенцовский и действующей трамвайной сетью по улицам Малиновского, 339-й Стрелковой Дивизии, Зорге и проспекту Стачки пока строительные работы не начаты.

    Санкт-Петербург

    В Северной столице продолжается строительство концессионной трамвайной линии «Славянка». 1 Сентября 2024 года на Октябрьском электровагоноремонтном заводе был представлен пилотный вагон для трамвайной линии «Славянка» производства ООО «ПК Транспортные системы». Как напомнил Минтранс России, проект создания трамвайной линии предусматривает строительство 21,3 км путей, включая три моста, четыре путепровода, трамвайное депо (с укладкой 2,5 км путей), остановочные павильоны, а также приобретение 22 трёхсекционных трамвайных вагонов двустороннего движения модели 71-932 «Невский», окрашенных в фирменные цвета «Славянки» — бирюзовый, сине-зелёный и оранжевый. Для аванса на их закупку госкорпорация «ДОМ.РФ» выделила городу свыше 500 млн рублей.

    В четвёртом квартале 2025 года планируется запустить участок от станции метро «Купчино» до посёлка Шушары (включая трамвайное депо), с запуском движения 10 трамваев. До конца 2026 года планируется открыть и второй следующий участок до микрорайона Славянка. Планируется, что новой транспортной артерией будут пользоваться порядка 13 млн пассажиров в год.

    Строительство конечного остановочного пункта «Балканский» линии «Славянки» в Купчино уже идёт. А общая готовность первого участка оценивается на 50% — возводятся два путепровода (первый — через железнодорожные пути Витебского направления Октябрьской железной дороги и Витебский проспект, второй — через Московское шоссе, КАД и Южное железнодорожное полукольцо Октябрьской железной дороги), мост через реку Волковку и комплекс депо. В посёлке Шушары на Старорусском просп. и в Виллеровском пер. идёт перекладка коммуникаций, выемка грунта и укладка песчано-щебёночного основания для укладки трамвайных путей.

    На втором этапе идёт подготовка к строительству моста через реку Славянку и путепроводов через Витебский просп., а также через железнодорожные пути Витебского направления Октябрьской железной дороги и южной трассы детской железной дороги.

    О некоторых перспективных проектах издание «Фонтанка» губернатор Санкт-Петербурга на заседания Координационного совета по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти. В частности, был упомянут проект от станции метро «Шушары» до города Колпино по Софийской улице. Финансовая модель проекта пока не определена.

    Тем временем Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга распорядился подготовить документацию по планировке участка новой трамвайной линии в посёлке Парголово, входящем в Санкт-Петербург. Как следует из распоряжения от 21.08.2024 № 1-19-222, будущая трамвайная линия пройдёт мимо станции метро «Парнас» по ул. Михаила Дудина от просп. Энгельса до ул. Фёдора Абрамова, а также по ул. Фёдора Абрамова до Заречной ул. Протяженность участка составит 2,5 км. Комитет будет принимать предложения проектировщиков до 26 ноября. Выбранный подрядчик должен подготовить документацию до 26 февраля 2026 года. Участок должен стать частью продления трамвайной линии от просп. Энгельса до границы с городом Бугры (новый статус посёлок получил 18 июня этого года на основании закона Ленинградской области № 66-оз). На следующем этапе планируется прокладка линии по Заречной улице и 8-му Верхнему проспекту до границы с городом Бугры и строительство трамвайного депо.

    А распоряжением КГА Санкт-Петербурга от 21.08.2024 запланировано строительство трамвайной линии от ул. Руставели до Васнецовского просп. протяжённостью 1,15 кмоп с путепроводом через железную дорогу в створе Северного просп. Срок подготовки документации — до 26 февраля 2026 года.

    Хабаровск

    Тем временем на Дальнем Востоке одна из трамвайных линий окончательно ликвидируется.

    Как сообщило Управление промышленности, транспорта и связи Хабаровска, продолжается демонтаж рельсов на Воронежской улице. Летом уже разобрали рельсы на перекрёстке с Большой улицей и в районе Ленинградского переулка. Осенью демонтажные работы ведутся от автовокзала до пересечения с улицей Ухтомского.

    После демонтажа трамвайных путей рабочие приступят к благоустройству проезжей части и уложат два слоя асфальтобетона на песчано-щебёночном основании.

    Движение трамваев по маршруту № 6 прекращено в 2020 году в связи с аварийным состоянием инфрастрктуры.

    В феврале этого года новая трамвайная линия открылась в Екатеринбурге. В Челябинске идёт подготовка к строительству линии метротрамвая: согласованы проекты переноса подземных коммуникаций.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: