Также усилено движение поездов в Калининградскую область, Карелию, на Дальнем Востоке и Сахалине
АО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» / zdship.ru
В новый сезон речной и морской навигации судоходные компании входят с пополнением флота, уже полученным с российских верфей. Другая часть техники пока только заканчивает постройку или ходовые испытания.
В Татарстане на воду спущено шестое судно на подводных крыльях проекта 03830 «Метеор — 2020».
В Саратовской области с 24 мая возрождены скоростные речные перевозки. К работе приступило первое из пяти заказанных судов на подводных крыльях «Валдай 45Р». Уже летом ожидается запуск второго судна.
Для работы на Черноморском побережье принято судно на подводных крыльях «Комета 120М» с именем «Евпатория». Другое судно этой же серии с 1 июня начало свою первую в жизни навигацию на маршруте между Сочи и Геленджиком.
Для столицы продолжается изготовление и приёмка судов проекта «Экобас»: в этом году Москва планирует открыть третий круглогодичный регулярный маршрут электросудов. С расчётом на работу в акватории Москвы-реки разработан и проект прогулочных электросудов «Москва 2.0». Однако головное судно проекта, которое уже спущено на воду, будет работать на Неве. В Санкт-Петербурге в конце весны был презентован ещё один проект электросудна для прогулок по рекам и каналам — «Мойка 2.0».
Также Северная столица продолжает формировать флот для обслуживания нового туристического кластера «Остров фортов». В течение мая принят экскурсионно-прогулочный катамаран «Равелин» и спущен на воду скоростной катамаран «Форт Обручев». Судна должны приступить к работе с пассажирами уже в этом году.
В Пермском крае подписан контракт на изготовление скоростного электрокатамарана: его появления на Каме ждут к концу лета.
Тем временем в Вологодской области занимаются формированием флота для навигации будущих годов. Подписан контракт на изготовление катамарана для Череповца Вологодской области.
30 мая на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького было спущено на воду новое скоростное пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор — 2020», ставшее шестым в этой серии.
СПК проекта 03830 «Метеор — 2020» разработаны специалистами проектного бюро «Си Тех». Каждый «Метеор» вмещает по 120 пассажиров. Будущее место работы нового судна пока не указано.
Производством «Метеоров» также занимается расположенное в Нижегородской области ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева. Однако его суда строятся по другому проекту 03580 «Метеор 120Р». В этом году одно судно должно приступить к работе в Ростовской области. В феврале специалисты ЦКБ по СПК приняли участие в стендовых испытаниях двигателя для модернизированного дизель-редукторного агрегата (ДРА) М-473, разработанного ПАО «Звезда» специально для «Метеора 120Р». Испытания показали, что двигатель соответствует заявленным техническим характеристикам согласно техническому заданию. Таким образом, в ближайшем будущем линейка двигателей, применяемых при строительстве скоростных судов на подводных крыльях, сможет пополниться агрегатом отечественного производства. Двигателестроительный завод «Звезда» разрабатывает энергетические установки для речных СПК в инициативном порядке в рамках работ по импортозамещению и обеспечению технологической самостоятельности по поручению Минпромторга России.
Объединённая судостроительная корпорация 6 мая сообщила, что входящий в корпорацию Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ), судоходная компания «Нева Тревел» и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подписали трёхсторонний акт приема-передачи экскурсионно-прогулочного катамарана «Равелин» проекта 04710 «Соммерс».
Судно является вторым по счету катамараном проекта 04710 «Соммерс», построенным на СНСЗ. Строительство катамарана началось в 2023 году, а в прошлом году судно спустили на воду.
«Равелин», как и его предшественник в серии «Бастион», пополнил экскурсионно-прогулочный флот компании «Нева Тревел». С 13 июня он начал работать на маршруте вокруг знаменитых фортов Кронштадта с отправлением от причала в парке «Остров фортов». Катамаран «Бастион» приступил к перевозкам в сезоне 2024 года.
Создание пассажирских катамаранов стало возможным в рамках реализации госпрограммы по обновлению пассажирского флота. Суда строятся при поддержке Минпромторга России.
Катамараны проекта 04710 длиной 27,3 м и шириной 7,5 м способны вмещать до 147 человек пассажиров и трёх членов экипажа и передвигаться с эксплуатационной скоростью 11 узлов.
А 30 мая на СНСЗ спустили на воду пятый скоростной пассажирский катамаран «Форт Обручев» проекта 04580 «Котлин».
Катамараны проекта 04580 смогут проходить под сводами петербургских мостов, обладают высокими скоростными и мореходными качествами. Строительство судов ведется под надзором Российского морского регистра судоходства. Серия «Котлин» разработана для обслуживания водного маршрута, соединяющего центр Санкт-Петербурга с музейно-историческим парком «Остров фортов». «Форт Обручев» был заложен в 2023 году, а в свой первый рейс катамаран должен отправиться уже этим летом.
Катамараны проекта «Котлин» длиной 32 м и шириной 8,7 м способны вмещать 197 пассажиров и трёх членов экипажа и развивать скорость до 27 узлов.
4 июня на внешней сдаточной базе рыбинского завода «Вымпел», входящего в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) в присутствии представителя ГТЛК состоялась приёмка скоростного пассажирского СПК «Комета 120М» проекта 23160, получившего имя «Евпатория» в честь крымского города. СПК, построенное «Вымпелом» совместно с феодосийским заводом ОСК «Море» скоростное пассажирское судно прошло полный цикл ходовых и приёмо-сдаточных испытаний.
Всего по контракту с ГТЛК, заключённому в рамках программы льготного лизинга водного транспорта с государственным финансированием, ОСК построила две «Кометы 120М». Первое судно на подводных крыльях проекта 23160 «Космонавт Павел Попович» с 1 июня вышло на маршрут Сочи — Геленджик. Отправление из Сочи ежедневно в 10:00. Время в пути из Сочи до Геленджика занимает 3,5 часа. С середины июня на маршруте запланировано появление дополнительных остановок в Лазаревском и Туапсе, сообщил Департамент транспорта Сочи.
СПК «Евпатория» будет эксплуатироваться компанией «Морские скоростные пассажирские перевозки» также в Азово-Черноморском бассейне.
Морское пассажирское СПК «Комета 120М» проекта 23160 длиной 35,2 м и шириной 10,3 м предназначено для скоростных перевозок до 120 пассажиров в прибрежной морской зоне со скоростью до 65 км/ч (35 узлов). Салоны эконом- и бизнес-класса оборудованы креслами авиационного типа и системой кондиционирования воздуха.
Активным возрождением скоростного речного флота занимаются в Саратовской области.
24 мая 2025 года первое поступившее в регион судно на подводных крыльях «Валдай 45Р», получившее имя «Саратов — Юрий Гагарин», начало регулярные перевозки по возобновлённому маршруту Балаково — Саратов. До этого 22 мая новое плавсредство опробовало силы в качестве экскурсионного транспорта: первыми «Валдай» испытали ветераны и общественники.
Отправление судов ежедневно в 7:30 от «Старой пристани» (Дорожная ул., 8/1) в Балакове, прибытие в Саратов — в 12:00. Обратное отправление из Саратова от причала № 5 в 14:00, прибытие в Балаково — в 18:30. По пути предусмотрены остановки на причалах Вольск, Воскресенское и Маркс. Планируется, что с 6 сентября отправление судов из Саратова сместится на час раньше. Стоимость проезда по полному маршруту — 480 руб.
Для подвоза пассажиров к рейсам «Валдая» с 24 мая в Балакове открыт новый троллейбусный маршрут № 17. Перед запуском «Валдая» обустроены причальные сооружения в Марксе, Воскресенском, Вольске и Балакове.
Второй «Валдай 45Р», получивший имя «Саратов — Пётр Столыпин» прибыл в Саратовскую область в начале июня. Ещё два новых судна Саратовская область рассчитывает получить в конце года. Сейчас идет их изготовление. Пятое запланированное судно прибудет в регион уже в 2026 году.
На базе бывшего речного училища развёрнут филиал Нижегородского университета водного транспорта, в котором ведётся подготовка специалистов для вождения и обслуживания скоростных судов.
16 мая ГТЛК сообщила о приёмке на верфи Эмпериум в Ленинградской области ещё двух электросудов проекта 401001 «Экобас» для работы в акватории Москвы-реки
Контракт на поставку восьми «Экобасов» для третьего круглогодичного регулярного речного маршрута Москвы заключён в 2024 году в рамках инвестпроекта ГТЛК с использованием средств ФНБ по обновлению водного флота России. Пятое и шестое судна получили названия «Ходынка» и «Чечера». Первые четыре «Экобаса» ГТЛК передала в лизинг в начале мая: их приёмка состоялась в конце апреля.
Компания Emperium сообщила о спуске 21 мая на воду на своей верфи в Отрадном Ленинградской области головного электросудна проекта «Москва 2.0». Его заложили на стапеле верфи весной 2024 года.
«Москва 2.0» — технологичное и современное развитие легендарной серии Р-51 («Москва»), бывшего самым популярным прогулочным и пассажирским судном в СССР. По сравнению с проектом Р-51, у его наследника на два метра увеличена ширина корпуса, что позволило расширить пространство на борту и повысить комфорт пассажиров. Второе главное отличие — использование для тяги электрических двигателей вместо двигателей внутреннего сгорания.
Головное электросудно проекта «Москва 2.0» получило имя «Стрельна» — в честь исторического района на южном берегу Финского залива, где расположен Константиновский дворец.
Проект реализуется в рамках государственной программы обновления гражданского флота России при участии АО «Машпромлизинг». Заказчиком выступает компания «ВодоходЪ. Пассажирский Порт». Ввод «Стрельны» в эксплуатацию запланирован на конец июня 2025 года. Электросудно будет курсировать по Неве с выходом Финскому заливу. На борту «Москвы 2.0» длиной 33,3 м и шириной 8 м, развивающей скорость до 18,5 км/ч (10 узлов), смогут разместиться до 140 человек, включая 10 членов экипажа. В составе энергетической установки на судне также предусмотрен вспомогательный дизель-генератор, позволяющий увеличить автономность и дальность плавания на маршрутах без зарядной инфраструктуры на пути следования. Емкость аккумуляторных батарей гибридной установки — от 300 кВт до 1000 кВт, дизель-генератора — 160 кВт.
Также планируется постепенно на «Москву 2.0» заменить суда проекта Р-51, курсирующие по Москве-реке и Каналу имени Москвы. Как сообщила компания «ВодоходЪ. Пассажирский Порт», планируется, что летом 2026 г. судоверфь передаст заказчику еще пять электросудов «Москва 2.0».
Компания Emperium («Эмпериум») в конце мая приняла участие в фестивале «ТранспортФест» в Санкт-Петербурге, где продемонстрировала новое электрическое судно «Канарейка» проекта «Мойка 2.0». Проект разработан с учётом особенности акватории рек и каналов Петербурга. Судно отличается повышенной экологичностью, бесшумностью и манёвренностью.
Как сообщило Министерство транспорта и дорожного хозяйства Вологодской области, средства на покупку электрических судов для крупнейших городов региона выделены в рамках Стратегии 2.0 — инициативы Губернатора области. В рамках этой инициативы закуплены два речных электросудна для Вологды. Их в 2026 году поставит ООО «Эмпериум». Соответствующий контракт стоимостью 421 млн руб. с администрацией Вологды подписан 20 мая. В областной центр будут поставлены суда проекта «Мойка 2.0».
А 3 апреля Комитет по управлению имуществом города Череповца объявил электронный аукцион с начальной ценой 535 млн руб. 21 апреля подвели итоги закупки. Единственным участником торгов стало зарегистрированное в Ярославле ООО «Верфь "Паритет"», с которым 3 мая комитетом по управлению имуществом города Череповца заключён контракт по цене номинала аукциона.
На постройку катамарана у исполнителя контракта есть 1,5 года его требуется доставить в акватории реки Шексны в границах города Череповца не позднее 1 декабря 2026 года.
Электрический катамаран с алюминиево-магниевым корпусом с установкой мощностью 1,2 МВт длиной 32,34 м и шириной 9,9 м должен вмещать 130 человек и передвигаться со скоростью 20 км/ч. В салоне предусматривается установка 24 столов с 96 стульями, а на верхней пассажирской палубе — диваны с рундуками по левому и правому бортам.
Запас электроэнергии литий-железо-фосфатных (LFP) аккумуляторных батарей ёмкостью 645 кВт*ч должен обеспечивать 8 часов автономного плавания на эксплуатационной скорости.
Для зарядки катамарана вместе с ним закупаются две зарядные станции ёмкостью 150 кВт с двумя дизель-генераторами.
Планируется, что для пассажирских перевозок в Череповце по маршруту, который соединит три района города, планируется обустроить четыре причала на Соборной и Октябрьской набережных, в районе Ломоносовского пляжа и у музея «Усадьба Гальских».
Аналогичный катамаран «Белояр» проекта Looker 1100H в 2024 году верфь «Паритет» построила для группы «ВодоходЪ». Судно эксплуатируется в Ярославле на Волге.
19 мая ГКУ Пермского края «Центр организации закупок» объявило электронный аукцион на поставку пассажирского судна с начальной ценой контракта 38,954 млн руб. 30 мая итоги закупки были подведены, а 10 июня с единственным участником закупки ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» подписан контракт с ООО «Верфь "Паритет"». До 31 августа этого года ярославская компания должна поставить в Пермь пассажирское судно с алюминиевым корпусом длиной 11,95 м и шириной 4,1 м, предназначенное для перевозки 18 пассажиров со скоростью до 55 км/ч с помощью электрической установки мощностью 0,411 МВт. Запас автономного хода судна должен составлять 220 км, чего должно быть достаточно для четырёх часов быстрого плавания.
В пассажирском салоне предусмотрены мягкие кресла по количеству пассажиров и система кондиционирования воздуха.
Также в этом году новые суда должны выйти на водные просторы Поморья.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Также усилено движение поездов в Калининградскую область, Карелию, на Дальнем Востоке и Сахалине
Три троллейбуса с увеличенным автономным ходом в Московской области ждут до конца года
На июль намечена премьера нового пятисекционного трамвайного вагона
В подконтрольную эксплуатацию передана продукция МАЗ, КамАЗ и «Синары»
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.