Вадим Горбачёв
Как поживает общественный транспорт Ставрополя? 15 декабря 2023 года, интернет-изданием TR.ru — Транспорт в России была опубликована статья, посвящённая этому вопросу. В ней отмечалось, что в Ставрополе с 2022 года происходит так называемая «транспортная (не)реформа». Для неё характерна разрозненность проводимых мероприятий, из-за чего и само словосочетание «транспортная реформа» взято в кавычки. Удалось ли за прошедший год преодолеть эту разрозненность и определить шаги для давно назревшего комплексного реформирования общественного транспорта? Какие изменения произошли более чем за год и какие вызовы стоят перед отраслью?
Ответам на эти вопросы посвящён новый обзор. Он охватывает изменения, которые происходили в системе общественного транспорта «ворот Кавказа» — 560-тысячного Ставрополя — с января 2024 года по март 2025 года.
Основные события последнего времени, связаны с:
В работе над обзором его автор, Андрей Черняков — автор телеграм-канала «Заметки Ставропольского урбаниста» и участник Ассоциации транспортных инженеров, проинтервьюировал представителя компании-оператора транспортной карты «Ставрополье», несколько крупных перевозчиков г. Ставрополя, водителей автобусов и троллейбусов, а также получил официальные ответы от администрации города Ставрополя, министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края и ГУП СК «Крайтранс».
По состоянию на 1 апреля 2025 года, согласно данным реестра маршрутов, размещённого на официальном сайте миндора Ставропольского края, маршрутная сеть города Ставрополя состоит из 52 муниципальных маршрутов (исключая сезонные дачные маршруты), в том числе 44 автобусных и 8 троллейбусных маршрутов.
Лишь 19 муниципальных маршрутов (36%) предназначены для выполнения перевозок по регулируемым тарифам, ещё 33 маршрута (64%) — по нерегулируемым тарифам.
5 маршрутов (два троллейбусных и три автобусных) не обслуживаются по различным причинам.
Согласно реестру муниципальных маршрутов, в Ставрополе на маршруты может максимально выходить 1 195 единиц транспортных средств всех классов (исключая особо большой), однако фактический выход составляет до 750 транспортных средств (менее 65%).
Основу парка общественного транспорта составляют автобусы малого класса (64%), автобусы среднего класса — 25%, автобусы и троллейбусы большого класса — 11%.
Общая стоимость действующих нетто-контрактов на работу маршрутов по регулируемым тарифам в Ставрополе составляет 187,9 млн рублей, из них почти 99% — это годичный контракт на работу шести троллейбусных маршрутов.
Работа маршрутов по разным регулируемым тарифам — не очень частое явление в российских городах, но в Ставрополе есть и такое. Стоимость проезда варьируется от 25 рублей на части маршрутов, работающих по регулируемым тарифам (на остальных она равна 30 рублям), и до 50 рублей на маршрутах по нерегулируемым тарифам. При этом на большей части маршрутов стоимость проезда находится в диапазоне 30-40 рублей. При этом постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края 10 января 2025 года предельный максимальный тариф за одну поездку в троллейбусе был установлен на уровне 47,5 рублей.
Единая транспортная карта, действующая на всех маршрутах города, отсутствует.
В общественном транспорте Ставрополя оплата проезда осуществляется при выходе через переднюю дверь у водителя. В автобусах и троллейбусах полностью отсутствуют контролёры, и хотя штраф за безбилетный проезд составляет 500 рублей (до июля 2024 года —100 рублей), фактически наказывать пассажиров за отсутствие оплаты некому.
На конец ноября 2024 года, по данным сетевого издания NewsTracker, терминалами безналичной оплаты были оборудованы около 80% автобусов и 100% троллейбусов, однако в действительности доля автобусов с терминалами ниже. В Ставрополе также распространена практика оплаты проезда путем переводов по номеру телефона, встречающаяся в том числе и на отдельных маршрутах по регулируемым тарифам (например, на «магистральном» маршруте № 14).
Эксплуатантом троллейбусной системы Ставрополя, запущенной 1 августа 1964 года, выступает ГУП СК «Крайтранс», с 2022 года объединяющее под своим началом и трамвайную систему города-курорта Пятигорска.
По состоянию на 1 апреля 2025 года в троллейбусном парке Ставрополя числится 61 троллейбус:
Из семи б/у троллейбусов из Нальчика за более чем год в работу удалось запустить только три: два ЗиУ-682Г (двух модификаций) и один ЛиАЗ-5280, остальные четыре троллейбуса ЛиАЗ запустить в работу пока так и не удалось. В течение 2024 года также были списаны 9 троллейбусов ЗиУ-682Г 2002-2006 годов выпуска.
Сейчас в Ставрополе работает шесть маршрутов с максимальным выпуском 49 троллейбусов (в 2024 году плановый выпуск составлял 55 троллейбусов), часть из которых работает на маршрутах почти до полуночи:
При начале действия нового годичного нетто-контракта плановый выпуск уменьшили на маршрутах № 1 (ранее — 8 ед.), № 2 (ранее — 10 ед.), № 7 (ранее — 12 ед.) и № 8 (ранее — 11 ед.). Однако даже новый плановый выпуск не выполняется на 100%.
По данным миндора края, в 2024 году ставропольскими троллейбусами воспользовалось 7,5 млн пассажиров.
Финансирование работы шести троллейбусных маршрутов с 1 января по 31 декабря 2025 года осуществляется в рамках годичного нетто-контракта с ценой 185,7 млн рублей.
В 2023 году в целях приобретения 45 новых троллейбусов с автономным ходом не менее 20 км между Правительством Ставропольского края и Минстроем России было заключено соглашение на реализацию инфраструктурного проекта «Комплексное развитие городского наземного электрического транспорта в г. Ставрополе».
К непосредственной реализации инфраструктурного проекта приступили в 2024 году, когда было предпринято три попытки заключения контракта на поставку новых троллейбусов.
Уже четвёртая по счету попытка была предпринята после согласования властями Ставропольского края переноса финансирования на новый бюджетный год. 4 февраля 2025 года был объявлен новый аукцион, по результатам которого заключён контракт с АО «Платформа А» с ценой 1,480 млрд рублей (32,8 млн рублей за один троллейбус) со сроком поставки 45 новых троллейбусов до 31 марта 2025 года. По состоянию на 18 апреля миндором Ставропольского края подтверждено поступление в Ставрополь 26 троллейбусов модели Volgabus-5270Т, кузова которых ожидали заключения контракта ещё в начале 2024 года.
Троллейбус Volgabus-5270Т «Пересвет». Фото azabustro.
Основным местом эксплуатации новых троллейбусов станут новые маршруты № 6 «45 параллель — мемориал "Танк"», № 13 «ул. И. Щипакина — ж/д вокзал», а также продлеваемый по ул. 45 параллель до ЖК «Олимпийский» маршрут № 4 «Поликлиника № 6 — ж/д вокзал». Всего на данных маршрутах с 1 июля по планам миндора края с 1 июля будет работать более 30 троллейбусов, остальные направят на другие действующие маршруты.
С начала 2025 года ведётся активная работа по освобождению территории ГУП СК «Крайтранс» по ул. Доваторцев, 30 от неиспользуемой техники, в том числе от б/у автобусов ЛиАЗ-5292, полученных осенью 2021 года из Москвы. Большинство из них не эксплуатировалось уже длительное время с 2023 года, а в начале 2025 года автобусы были списаны.
Номинальное увеличение доли маршрутов с 24,5% до 36%, работающих по регулируемым тарифам в 2024 году в Ставрополе, было обусловлено:
В 2024 году ставропольские перевозчики отказались от свидетельств по пяти муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам (маршруты №№ 7м, 12м, 21м, 38, 53). Маршрут № 12м был закрыт, а остальные были выставлены на открытые конкурсы в попытке найти новых перевозчиков.
По результатам открытых конкурсов перевозчики были определены для маршрутов №№ 7м, 38, 53, в результате чего:
Конкурсные процедуры по маршруту № 21м ведутся в настоящий момент, а их итоги будут подведены в конце апреля.
Самым главным фактором, ограничивающим возможность возобновления работы маршрутов по нерегулируемым тарифам, является дефицит водителей: по оценке крупных перевозчиков он достигает 30%. Помимо этого, значительное влияние оказывает маршрутная сеть с высокой степенью дублирования и сильной конкуренцией.
Вместо того, чтобы разбираться с проблемными маршрутами по нерегулируемым тарифам путём их перевода на регулируемые тарифы, власти выбирают путь создания параллельных маршрутов, дополнительно усиливая конкуренцию.
В 2023-2024 гг. Ставропольский край за счёт средств ФНБ и СКК суммарно получил 254 новых автобуса. 134 из них были переданы в собственность ГУП СК «Крайтранс» для работы на маршрутах Ставрополя: 50 автобусов большого класса Lotos-105, 40 автобусов среднего класса ПАЗ «Вектор Некст 8.8» и 44 автобуса малого класса ГАЗ-A63R45 «ГАЗель Некст».
Новые автобусы вышли работать по нетто-контрактам на следующие маршруты:
Более подробно ситуация о каждом из отмеченных в таблице маршрутах описана далее.
С 1 января 2024 года начали работу маршруты №№ 36, 37, 52 на автобусах большого класса Lotos-105 — именно они были приобретены по лизинговой схеме с использование средств ФНБ. Их запуск сопровождался рядом проблем:
Опасность накопления задолженности по лизинговым платежам отмечалась в предыдущем обзоре, увидевшем свет ещё в декабре 2023 года. ГУП СК «Крайтранс» с января по март 2024 года накопило задолженность по лизинговым платежам в размере более 31,2 млн рублей (арбитражное дело № А40-86059/2024). Причинами этого стали:
Накопленная задолженность по лизинговым платежам была погашена из бюджета Ставропольского края путём предоставления субсидии ГУП СК «Крайтранс» в размере 187,5 млн рублей (соответствует размеру лизинговых платежей за 50 автобусов Lotos-105 за один год) по утверждённому Правительством Ставропольского края 24 июня 2024 года Порядку предоставления субсидий организациям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, на возмещение затрат по уплате лизинговых платежей. Данный факт дополнительно может свидетельствовать о недостижении планового пассажиропотока, рассчитанного в НМЦК. В феврале 2025 года «Крайтранс» получил субсидию в таком же размере.
Автобус Lotos-105C02 на маршруте № 36. Фото Вадима Горбачёва
При запуске маршрутов №№ 36, 37, 52 в январе 2024 года стоимость проезда составляла 30 рублей, однако уже с 1 марта 2024 года её снизили до 20 рублей, и такой она оставалась до февраля 2025 года. Можно предположить, что данное решение было принято для увеличения пассажиропотока и последующего уменьшения размеров задолженности по лизинговым платежам. Снижение стоимости проезда на маршрутах №№ 36, 37, 52 также не повлияло на стоимость проезда на конкурирующих маршрутах по нерегулируемым тарифам, обслуживаемых частными перевозчиками.
С 1 февраля 2025 года стоимость проезда на троллейбусных маршрутах и на всех автобусных маршрутах (№№ 1, 5, 12, 33м, 36, 37, 52), обслуживаемых ГУП СК «Крайтранс», стала единой и равняется 25 рублям.
Пассажиропоток по маршрутам №№ 36, 37, 52 в 2024 году суммарно составил 3,8 млн пассажиров (1,2 млн, 1,5 млн и 1,1 млн пассажиров соответственно). При расчёте начальной цены контракта на обслуживание этих маршрутов, для обеспечения их безубыточности, был заложен плановый пассажиропоток в 6,4 млн пассажиров (при стоимости проезда 30 рублей). Таким образом фактический пассажиропоток оказался в 1,7 раза меньше.
В июне-октябре 2024 года начали работу маршруты по регулируемым тарифам №№ 33м, 5, 12. Их запуск тоже сопровождался проблемами с серьёзным недовыпуском из-за дефицита водителей.
Путь следования маршрута № 5 был спланирован исходя из жалоб пассажиров и сейчас он также является самым протяжённым в городе — 34,5 км в одном направлении.
На маршруте № 12 ещё в 2023 году предполагалось запустить автобусы среднего класса, однако несколько попыток заключения государственного контракта не привели к результату. В 2024 году маршрут был переведён на автобусы малого класса (ГАЗель Некст), которые при этом не приспособлены для перевозки пассажиров стоя (не имеют поручней на потолке).
Связь аэропорта со Ставрополем до сентября 2024 года обеспечивалась только с помощью межмуниципального маршрута № 120 «Бульвар Архитекторов — Аэропорт» на автобусах малого класса по нерегулируемым тарифам и с непредсказуемым временем в пути из-за большой протяжённости маршрута и отсутствия выделенных полос по пути следования.
Автобус «ГАЗель Некст» на маршруте № 120. ФотоАндрея Чернякова
В конце декабря 2024 года открыт новый терминал аэропорта Ставрополь. Но ещё со 2 сентября 2024 года в рамках подготовки к его открытию для обеспечения стабильной связи, «улучшения имиджа» воздушной гавани столицы региона начал работу «Ставрополь — Аэропорт» по регулируемым тарифам на автобусах большого и среднего класса с плановым выпуском 12 автобусов (четыре большого класса и восемь среднего), и промежуточными остановками только у гостиницы «Интурист» и у ж/д вокзала. По состоянию на апрель 2025 года на маршрут выходит не более двух автобусов, которые приезжают к прилетающим и вылетающим самолетам.
Маршруты №№ 1, 5, 12м, 33м за 2024 год суммарно перевезли 485 тыс. пассажиров, сведения о количестве перевезенных пассажиров по каждому маршруту в отдельности ГУП СК «Крайтранс» не предоставило, сославшись на коммерческую тайну.
Весной-осенью 2022 года в Ставрополе были запущены так называемые «магистральные» маршруты (так их с момента открытия и до 2025 года позиционирует региональный миндор) №№ 10, 13, 14, 46 на автобусах среднего класса. Они могли стать прообразом так и не начавшейся до сих пор «транспортной реформы». Во время аукционов наблюдались значительные падения цен, что тогда повлекло задержки процедуры заключения нетто-контрактов, которые в итоге были заключены со сроком действия до 31 декабря 2024 года.
Автобус ПАЗ-320435-04 «Vector Next» на маршруте № 46. Фото Вадима Горбачёва
В связи с приближающимся истечением сроков действия контрактов министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края в начале декабря 2024 года разместило аукционы на выполнение работ по перевозке пассажиров по указанным маршрутам с 1 января по 31 декабря 2025 года. Ограничение срока действия новых контрактов одним годом вызвано истечением 31 декабря 2025 года срока передачи полномочий по организации транспортного обслуживания населения на территории Ставрополя и Пятигорска. Их передали миндору края с 1 января 2021 года на 5 лет (краевой закон от 12 ноября 2020 года № 121-кз).
Объявленные 2 декабря 2024 года аукционы сопровождались падением НМЦК: по маршруту № 10 падение составило 756% (с 228,6 тыс. рублей до -1,5 млн рублей), по маршруту № 13 — 357% (со 155,5 тыс. рублей до -400,1 тыс. рублей), по маршруту № 14 — 2 936% (с 229,1 тыс. рублей до -6,5 млн рублей), по маршруту № 46 — 4 113% (со 149,4 тыс. рублей до -6,0 млн рублей). Снижение НМЦК на сотни и тысячи процентов спровоцировало дальнейшее уклонение потенциальных перевозчиков от подписания контрактов и отзыв заявок.
18 декабря УФАС по Ставропольскому краю на основании жалобы из-за разночтений в документации вынесло миндору края предписания отменить протоколы подачи ценовых предложений по всем «магистральным» маршрутам, внести изменения в документацию и провести аукционы заново.
По маршрутам №№ 13, 14, 46 государственные контракты были заключены со второй попытки. Итоги заключения государственных контрактов по «магистральным» маршрутам представлены в таблице ниже:
Из-за стоимости проезда, которая составляет 30 рублей и не меняется уже три года, перевозчики, работающие на «магистральных» маршрутах №№ 10, 13, 14, 46, остаются один на один с серьёзными финансовыми трудностями. Прежде всего — с уплатой лизинговых платежей, поскольку частные перевозчики не подходят по ряду критериев для предоставления им субсидии из бюджета края.
Показатели работы автобусов на «магистральных» маршрутах №№ 10 и 13 в рабочий и выходной день представлены в таблице (без учета расходов на ремонт):
Значительная часть автобусов, задействованных на «магистральных» маршрутах по нетто-контрактам, была приобретена на условиях коммерческого лизинга. Это серьёзно повышает зависимость перевозчиков от наличия конкурентов и величины пассажиропотока. При этом параллельно происходит усиление роли государственного перевозчика «Крайтранс», возобновление работы маршрутов по нерегулируемым тарифам и рост конкуренции частных перевозчиков между собой.
В 2024 году в Ставрополе лизинговые компании продолжили практику изъятия автобусов у крупных частных перевозчиков из-за проблем с выплатой лизинговых платежей. Во время подготовки этой статьи эти же перевозчики заявляли о невозможности приобретать новый подвижной состав и выражали сомнения о возможности участия в новых аукционах по «магистральным» или иным маршрутам по регулируемым тарифам.
Одним из неотъемлемых элементов, необходимых для обеспечения стабильной и бесперебойной работы общественного транспорта, являются выделенные полосы. Однако не во всех городах России этот элемент находит свое практическое применение.
Ставрополь в этом случае не является исключением и на текущий момент протяженность выделенных полос составляет всего 2,8 км, они являются односторонними и организованы на ул. Артёма и 8 Марта, а совокупный объём транспортной работы, выполняемой с приоритетом, составляет менее 1%.
В октябре 2024 года, в ответ на официальное обращение, администрация города Ставрополя сообщала, что пропускная способность улично-дорожной сети полностью исчерпана и обустройство выделенных полос не планируется из-за:
В ноябре 2024 года Губернатор Ставропольского края дал поручение администрации Ставрополя совместно с миндором края проработать вопрос создания выделенных полос. По состоянию на март 2025 года, практическая реализация поручения пока не началась, однако в конце февраля из бюджета города Ставрополя на разработку проектно-сметной документации выделили 5 млн рублей. Заместитель председателя Ставропольской городской Думы Куриленко А.И. сообщал, что выделенные полосы могут появиться на ул. Тухачевского, Доваторцев, 45 Параллель, Западный обход, а также на просп. Российском и Кулакова, однако процедуры определения подрядчика до сих пор не начаты.
Выделенные полосы так и не были организованы перед появлением в городе в 2023-2024 гг. 134 новых автобусов, в результате чего пассажиры продолжают терять время в пробках, только уже в более комфортных новых автобусах. Учитывая крайне медлительную проработку вопроса, можно с уверенностью утверждать, что ситуация не изменится и перед запуском в июле этого года 45 новых троллейбусов по маршрутам города. Это может указывать на отсутствие плана «транспортной реформы» и консолидированной позиции миндора края и администрации города по вопросу организации приоритета для общественного транспорта.
Актуальным вопросом также остаётся обновление инфраструктуры троллейбусной системы: тяговых подстанций, контактной сети и прочей инфраструктуры троллейбусного парка.
Ещё в 2019 году отмечалось, что износ контактной сети троллейбуса в Ставрополе составляет около 80%. В 2024 году миндор края планировал провести техническую оценку её состояния, чтобы в 2025 году начать планировать необходимые работы по обновлению.
В течение 2024 года на территории ГУП СК «Крайтранс» отремонтированы смотровые ямы и отдельные производственные помещения, на 2025 год запланирован ремонт крыши мастерских и установка проходной щёточной мойки. Это позволит улучшить условия труда водителей автобусов, которые сейчас вынуждены тратить 1,5-2 часа в ожидании очереди на мойку в ручном режиме.
В отдельных городах России (например, в Краснодаре, Санкт-Петербурге и др.) для обеспечения эффективной работы новых троллейбусов с автономным ходом используются «ловушки» для токоприёмников на контактной сети. В ответ за вопрос о планах использования «ловушек» в Ставрополе миндор края сообщил, что проработка данного вопроса начнётся в ходе эксплуатации новых троллейбусов. В то же время, по сообщению источников из ГУП СК «Крайтранс», «ловушки» всё же были закуплены и ожидают установки.
Также одним из важнейших элементов системы общественного транспорта являются отстойно-разворотные площадки. Подавляющее большинство их в Ставрополе не имеет инфраструктуры, необходимой для отдыха и удовлетворения других бытовых нужд водителей. Установкой туалетов на отстойно-разворотных площадках перевозчики занимаются самостоятельно.
В 2024 году были отремонтированы две отстойно-разворотные площадки — на бульв. Зелёная Роща и ул. Доваторцев (в районе Лазурного проезда), однако места отдыха водителей на них оборудованы не были.
Остановки общественного транспорта в Ставрополе не оборудованы схемами маршрутов и табло с отображением времени прибытия транспорта, вместо этого имеются только указатели с номерами маршрутов, а также интервалами и временем начала/окончания движения. Информация на них зачастую устаревшая и не соответствует действительности. Содержанием остановок и обновлением информации на них занимается администрация Ставрополя.
До конца 2024 года в Ставрополе параллельно существовали две транспортные карты — «СберТройка» и «Ставрополье», которые использовались частными перевозчиками и государственным перевозчиком «Крайтранс» соответственно. Постепенно за счёт более привлекательных условий («гарантия оплаты первой поездки», более гибкие предложения для местного рынка и др.) в Ставрополе осталась единственная транспортная карта — «Ставрополье», внедряемая с декабря 2023 года местной компанией-оператором «Апекс».
Основной этап внедрения транспортной карты начался ГУП СК «Крайтранс» с 20 мая 2024 года, когда она стала доступна для льготных категорий пассажиров, в том числе для школьников. На текущий момент транспортная карта используется почти на 40% маршрутов города Ставрополя (не считая сезонных дачных маршрутов, на которых она также действует). С начала февраля 2025 года также появились студенческие транспортные карты, действующие на маршруте № 41.
Ассортимент транспортных карт «Ставрополье». Фото Юрия Каратеева.
По информации, предоставленной ООО «Апекс», всего за 2024 год было реализовано более 1 тыс. карт. По состоянию на март 2025 года, при внедрении «Ставрополья» компания-оператор сталкивается со определёнными сложностями:
Из ближайших перспектив внедрения транспортной карты «Ставрополье» можно считать запуск мобильного приложения (до конца апреля 2025 года), тестирование возможностей поездок с пересадками и «подтягивание» транспортной карты к банковским картам.
Помимо этого, с 7 апреля и до конца июля 2025 года на маршрутах, обслуживаемых ГУП СК «Крайтранс» будет тестироваться оплата по QR-коду и с помощью NFC через Систему быстрых платежей.
Говорить сейчас о распространении действия транспортной карты на все маршруты города, или хотя бы их большую половину преждевременно, в связи с наличием большого количества нерешённых системных проблем.
По состоянию на март 2025 года утверждены следующие документы транспортного планирования и программы развития, касающиеся общественного транспорта Ставрополя:
Утверждённая КСОТ была выполнена некачественно и в итоге использовалась исключительно для подачи документов по программам обновления общественного транспорта.
Региональный стандарт транспортного обслуживания (РСТО) и региональный комплексный план транспортного обслуживания (РКПТО), обязательные к разработке и утверждению с 1 марта 2024 года, в Ставропольском крае до сих пор не разработаны и не утверждены. Однако в план-графике закупок миндора края запланирован аукцион на разработку проектов РСТО и РКПТО с начальной ценой 40,3 млн рублей.
Во время ежегодного послания 23 мая 2024 года Губернатора Ставропольского края дал поручение краевому миндору разработать концепцию развития общественного транспорта, в том числе с привлечением «общественников и активистов», которые в итоге привлекались формально посредством направления замечаний через форму обратной связи.
В 2024 году миндор края дважды (в конце июля и в начале октября) размещал проекты Концепции развития общественного транспорта, однако обе размещённые версии имели очень низкую степень проработки, были проигнорированы некоторые разделы (например, анализ проблем и текущей ситуации), а предлагаемые мероприятия не формировали общей картины. После октября 2024 года проекты Концепции нигде повторно не размещались, а сама Концепция так и не была утверждена.
Можно выделить ещё шесть причин, не дающих общественному транспорту Ставрополя быть эффективным.
Во-первых, «горячая линия» по общественному транспорту.
23 сентября 2024 года по поручению Губернатора Ставропольского края на базе краевого министерства промышленности, энергетики и связи была запущена «горячая линия» по вопросам общественного транспорта, позвонить на которую можно с 8:00 до 20:00 по номеру 122. На «горячей линии» при этом не осуществляется приём обращений, а в случае каких-либо вопросов оператор советует обратиться напрямую в миндор края по «Телефону доверия» или оставить официальное обращение на сайте.
На главной странице официального сайта миндора края телефон «горячей линии» также не размещён. Новость о запуске «горячей линии» из информационного поля пропала очень быстро.
Во-вторых, брендирование.
Общественный транспорт в Ставрополе не имеет какой-либо единой и официальной ливреи и экипировки, поэтому в салонах транспортных средств информация располагается хаотично и может закрывать обзор пассажирам — это происходит как у частных перевозчиков, так и у ГУП СК «Крайтранс». В салонах и на окнах транспорта, работающего на маршрутах по регулируемым тарифам, несмотря на требования государственных контрактов, размещается реклама.
Салон автобуса «магистрального» маршрута № 46. Фото Андрея Чернякова
В-третьих, взаимодействие с общественностью.
С осени 2021 года, когда должность замминистра дорожного хозяйства и транспорта замещал Борис Борисов, при миндоре края действует комиссия по развитию общественного транспорта и повышению его доступности для маломобильных групп населения. В её состав первоначально входило большое количество независимых представителей общественности.
На заседаниях комиссии регулярно рассматривались вопросы изменения муниципальных маршрутов в Ставрополе и Пятигорске, межмуниципальных маршрутов, а также иные вопросы. Для обеспечения прозрачности члены комиссии участвовали в приёмках транспортных средств для работы на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам. Однако в июле 2023 года после назначения на должность заместителя министра Дениса Янакова, ставшего также председателем комиссии, постоянный и реальный диалог с независимыми представителями комиссии прекратился. Её заседания всё больше стали приобретать номинальный характер. В период с августа 2023 года по настоящее время не был проведён ни один круглый стол или иное публичное мероприятие, которые регулярно проводились в 2021-2023 гг.
А в конце мая 2024 года состав комиссии был изменён путём исключения из него независимых представителей общественности, в том числе и автора данного обзора.
С 1 апреля 2025 года на должность замминистра, курирующего направление «Общественный транспорт», назначен Денис Марченко, который с 2018 года был заместителем начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области. Представители общественности надеются, что с назначением нового лица, ответственного за общественный транспорт, произойдет возобновление реального диалога.
В-четвертых, контрольно-надзорная деятельность.
Согласно официальному ответу миндора края, в 2024 году была проведена 61 проверка соблюдения условий государственных контрактов и направлено 118 требований об уплате штрафов на общую сумму 1,04 млн рублей.
В 2024 году продолжало действовать постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336, что ограничивало возможности осуществления эффективного контроля за перевозками на маршрутах по нерегулируемым тарифам. В 2024 году миндор края объявил 221 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований на маршрутах по нерегулируемым тарифам.
В-пятых, региональная информационная система.
С 2020 года на базе министерства промышленности, энергетики и связи Ставропольского края была введена в эксплуатацию региональная информационная система управления общественным транспортом на территории Ставропольского края (АИС «Управление транспортом»).
Полноценно АИС «Управление транспортом» так и не функционировала, а в 2022 году один из заместителей председателя Правительства края направлял Губернатору информацию о том, что система морально устарела и предлагалась её замена на новую на базе ЭРА-ГЛОНАСС.
В ноябре-декабре 2024 года проводилось внедрение модуля «Управление движением общественного транспорта» стоимостью 18,7 млн рублей в интеллектуальную транспортную систему Ставропольского края, которая сейчас эксплуатируется на базе подведомственного учреждения «Центр организации дорожного движения» ГБУ СК «Стававтодор». В настоящий момент специалисты учреждения вносят сведения об остановочных пунктах, муниципальных и межмуниципальных маршрутах, а также о перевозчиках и транспортных средствах. Эта работа займет до двух-трех месяцев.
В-шестых, ситуация с водителями.
Дефицит водителей общественного транспорта является общероссийской проблемой, которая с каждым годом только усиливается. В настоящий момент в Ставрополе, по оценкам крупных перевозчиков, дефицит водителей достигает около 30%.
На базе ГУП СК «Крайтранс» в 2021 году был создан учебный центр по обучению водителей автобусов и троллейбусов. В официальном ответе миндор края сообщил, что в 2022-2024 гг. в учебном центре было обучено 37 человек по профессии «Водитель троллейбуса», информация о количестве человек, прошедших обучение на категорию D, не была предоставлена.
В настоящий момент какая-либо единая государственная программа Ставропольского края, направленная на преодоление дефицита водителей, не разработана. Мероприятия по предоставлению общежития или по выплате «подъёмных» не реализуются. Водители могут регулярно менять место своей работы, «мигрируя» между маршрутами и перевозчиками.
Согласно информации, полученной от нескольких водителей ГУП СК «Крайтранс», работавших в 2024 году на новых автобусах Lotos-105, имелись проблемы с соблюдением обязательств по выплате заработной платы при графике 5/2. Вместо обещанной заработной платы в размере 90 тысяч рублей фактически выплачивалось около 65 тысяч рублей, что значительно ниже зарплат, предлагаемых крупными частными перевозчиками.
Государственное предприятие «Крайтранс» не предоставило информацию о плановой и фактической численности водителей автобусов и троллейбусов, сославшись на коммерческую тайну.
На текущий момент в Арбитражном суде Ставропольского края рассматривается несколько арбитражных дел, значимых для системы общественного транспорта.
Во-первых, дело № А63-16129/2024 по вопросу прекращению действия свидетельств на перевозки по маршрутам по нерегулируемым тарифам №№ 9м, 13м, 19, 29, 32м, 55.
Арбитражное дело возбуждено по заявлению миндора края в августе 2024 года после вступления в силу обвинительного приговора в отношении замминистра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Борисова Б.Г., признанного виновным в продлении в 2021 году срока действия свидетельств на перевозки по маршрутам №№ 9м, 13м, 19, 29, 32м, 55, выданных незаконно администрацией Ставрополя ещё в 2016 году.
В случае вынесения решения о прекращении действия свидетельств по указанным маршрутам и вступления его в законную силу, произойдёт значительное перераспределение техники (в основном малого класса) и водителей на остальные маршруты города по нерегулируемым тарифам, в том числе и на нефункционирующие сейчас маршруты. Кроме этого, высока вероятность возникновения проблем с транспортным обслуживанием отдельных районов города из-за приостановки работы маршрутов №№ 9м, 13м, 19, 29, 32м, 55 на время определения новых перевозчиков.
Итоговое решение по арбитражному делу может быть вынесено 23 апреля 2025 года.
Во-вторых, рассматриваемое с января 2025 года дело № А63-26287/2024 по вопросу признания незаконным и отмены предписания УФАС по Ставропольскому краю по «магистральному» маршруту № 10, выданному из-за выявленных в декабре 2024 года нарушений при проведении аукциона. В случае, если Арбитражный суд Ставропольского края вынесет решение о признании действий УФАС законными, то может возникнуть вопрос о законности действий должностного лица миндора края (замминистра Янаков Д.О.), подписавшего государственный контракт по «магистральному» маршруту № 10 до исполнения выданного предписания. Следующее судебное заседание назначено на 22 апреля 2025 года.
Параллельно рассматриваются аналогичные арбитражные дела № А63-26300/2024, № А63-26296/2024, № А63-26284/2024 об оспаривании миндором края законности предписаний, вынесенных УФАС по Ставропольскому краю, по аукционам «магистральных» маршрутов №№ 13, 14, 46. По маршруту № 14 решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15 апреля 2025 года заявление миндора оставлено без удовлетворения.
В Рейтинге городов России по качеству общественного транспорта от компании SIMETRA в 2022 году Ставрополь занял 79 место, а в 2023 году — 80 место, при этом картина в столице Ставропольского края достаточно классическая для остальных городов Северного Кавказа.
При первом взгляде на систему общественного транспорта Ставрополя становятся очевидны следующие проблемы:
При более детальном анализе системы общественного транспорта можно выявить такие проблемы, как:
Несмотря на большое количество проблем, перечисленных и описанных выше, в 2024 году и за три месяца 2025 года произошел ряд положительных событий:
Благодаря указанным изменениям система общественного транспорта Ставрополя в 2024 — начале 2025 гг. стала более «дружелюбной» для пассажиров, однако в основном это произошло благодаря приобретению новой техники.
Что осталось за рамками обзора? Сложные взаимоотношения перевозчиков между собой и с миндором края, ситуация с пригородными межмуниципальными маршрутами из Ставрополя в ближайшие крупные населённые пункты агломерации, обслуживаемые исключительно автобусами малого класса по нерегулируемым тарифам, а также слабая транспортная политика администрации города.
В условиях наличия нерешённых системных проблем уже в ближайшее время возникнет ряд серьезных вызовов.
Первый — организация выпуска на линию новых троллейбусов в условиях дефицита водителей. Необходимость при любых условиях обеспечить открытие новых маршрутов и запуск новой техники, которую не могли приобрести более года, может вызвать массовое снятие водителей с троллейбусных маршрутов №№ 1, 2, 7, 8, 9, а также дальнейшее увеличение интервалов на них. Контрактом, заключённым в прошлом году с ГУП СК «Крайтранс» на обслуживание маршрутов №№ 6 и 13, но расторгнутым из-за отсутствия троллейбусов с увеличенным автономным ходом, предусматривался выпуск в будни 22 машин и 14 в выходные дни, что составляет почти половину от нынешнего выпуска (49 троллейбусов).
Второй — окончание срока передачи полномочий по организации транспортного обслуживания 31 декабря 2025 года. Это вызывает определённую неясность, например, будут ли происходить организационные преобразования, особенно актуальные в условиях возрастающих вызовов в отрасли. Новое распределение полномочий, переводящее «по умолчанию» организацию перевозок по муниципальным маршрутам на региональный уровень, уже утверждено Федеральным законом от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», но вступать в силу будет лишь с 1 января 2027 года.
Третий — окончание в конце этого года срока действия всех контрактов по маршрутам по регулируемым тарифам (36% маршрутной сети Ставрополя). Если по троллейбусным и автобусным маршрутам, обслуживаемых сейчас ГУП СК «Крайтранс» никакой интриги не предполагается, то по «магистральным» маршрутам №№ 10, 13, 14, 46 возникает масса вопросов. В частности, неясно, будет ли закрыт маршрут № 13, у которого будет почти полный дублёр в виде нового троллейбусного маршрута № 6. Также остаётся повисшим в воздухе вопрос об участии в новых аукционах частных перевозчиков (без которых справиться не получится), учитывая ухудшение экономики перевозок. В совокупности это вызывает большую степень неопределённости для всех.
Четвёртый — окончание в 2026-2027 гг. срока действия свидетельств на 75% маршрутов по нерегулируемым тарифам. С учетом внесённых в 2022 году изменений в Федеральном законе от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, закрыть или перевести маршруты на регулируемые тарифы без желания перевозчиков можно только после окончания срока действия свидетельств. К этому моменту заранее должны быть утверждены РСТО и РКПТО и не позднее ноября 2025 года (за 180 дней до даты окончания срока действия первых свидетельств) внесены изменения в Документ планирования регулярных перевозок, а также определены общие параметры транспортной реформы.
Пока же, исходя из крайне медлительного процесса подготовки документов транспортного планирования, складывается ощущение, что подход к ближайшей возможности пересмотра маршрутной сети (2026-2027 гг.) и качественного изменения текущей ситуации ведётся с явным опозданием.
Пятый — участие Ставропольского края в новых программах обновления общественного транспорта. Исходя из критериев отбора по новой программе льготного лизинга АО «ГТЛК» становится очевидно, что с учётом практически полного отсутствия выделенных полос, неутвержденных РСТО и РКПТО, низкой доли маршрутов по регулируемым тарифам в масштабах Ставропольской агломерации и других факторов, шансы Ставропольского края на получение новой техники пока выглядят туманно.
Обзор изменений общественного транспорта Ставрополя за январь 2024 года по март 2025 года подтверждает: необходимость проведения комплексной транспортной реформы за прошедший год выросла только сильнее и это особенно заметно с учетом критериев отбора по новой программе льготного лизинга. Сейчас первостепенной задачей выглядит определение направлений и очертаний давно назревшей транспортной реформы, которую нужно было начать проводить ещё вчера.
Существует острая необходимость в организационных изменениях, формировании новой структуры и подходов к управлению общественным транспортом не только самого Ставрополя, но и Ставропольского края в целом.
Несмотря на ряд положительных изменений, из-за наличия большого количества противоречий и нерешённых проблем всё еще остается вопрос, можно ли называть «реформой» проводимые мероприятия.
С одной стороны, запуск новой техники, особенно автобусов большого класса, улучшил условия транспортного обслуживания жителей города, но с другой стороны была полностью торпедирована подготовка необходимой инфраструктуры. Выделенные полосы так и не были организованы, и пассажиры продолжают терять время в пробках, только в более комфортных автобусах.
Открытие новых маршрутов в 2024 году ещё сильнее усугубило проблему дефицита водителей, с которой и так сталкивались перевозчики. Это привело к перераспределению водителей на более прибыльные и новые маршруты, особенно в ГУП СК «Крайтранс». На маршрутах, ставших «донорами» водителей, качество обслуживания пассажиров снизилось.
В 2024 году значительно усилилась роль государственного перевозчика «Крайтранс» за счёт получения 134 новых автобусов и открытия новых маршрутов. Одновременно с этим усилилась конкуренция с частными перевозчиками, которые стали ещё больше испытывать проблемы с экономикой — прежде всего в виде трудностей с уплатой лизинговых платежей. Это также вызывает невозможность своевременно обновлять подвижной состав.
Совершенно очевидно, что сейчас в Ставрополе происходит огосударствление сферы пассажирских перевозок. Тем не менее, обеспечение всего объёма перевозок силами одного государственного предприятия «Крайтранс» невозможно. Поэтому при проработке стратегии транспортной реформы необходимо обеспечить интеграцию частных перевозчиков в новую систему организации работы общественного транспорта на новых условиях.
Отсутствие чёткого плана и стратегии проведения давно назревшей транспортной реформы вызывает серьезные опасения. Складывающееся впечатление (исходя из отсутствия публично объявленных планов) о медлительном и несистемном характере работы ставит перед лицами, принимающими решения, серьезные вызовы.
Главным остается вопрос — сумеют ли органы власти, ответственные за общественный транспорт в Ставрополе, справиться с вызовами ближайших двух лет или время и возможности для качественного изменения ситуации будут утеряны?
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.