71 год спустя в Москве возрождают трамвайную линию к Белорусскому вокзалу

  • Павел Яблоков
    8 июля 2017 г. — 15:43
    2156
    Иллюстрация: 

    автора
     

    Перерыв, по продолжительности сравнимый с человеческой жизнью, уже в этом году должен завершиться в движении московских трамваев на площади Тверская застава. Впервые после 1946 года здесь, у Белорусского вокзала, появятся рельсы, а на них – современные вагоны.

    Это стало возможным благодаря проведению очередного этапа работ по городской подпрограмме «Моя улица». Ранее она запомнилась пассажирам тем, что из-за неё в центре города почти полностью прекратилось движение основного вида электротранспорта — троллейбусов.

    Подготовительные работы по укладке рельсошпальной решётки на Лесной улице уже начались. Для проезда автотранспорта осталось по одной-двум полосам в каждом направлении, а центр проезжей части отдан под стройплощадку. Перекрыты левые повороты с Лесной улицы на 1-й Лесной переулок и улицу Александра Невского, а также левый поворот с улицы Александра Невского на Лесную улицу. На восстанавливаемом участке линии уложат около километра новых путей.

    Как это было

    Линия по Лесной улице — самая старая из сохранившихся трасс трамвая в Москве. Впервые вагоны прошли здесь ещё в 1899 году. Отступление трамваев от Белорусского вокзала вглубь прилегающих кварталов продолжалось несколько десятилетий и проиисходило поэтапно. Так, движение трамваев по площади Тверская застава и участку Лесной улицы между 1-й Тверской-Ямской улицей и 2-й Тверской-Ямской улицей прекратилось в 1946 году. Тогда же завершила работу линия по Тверскому путепроводу. С тех пор разворот трамваев был перенесен на частично новое кольцо вокруг квартала, образованного Лесной, 2-й Тверской-Ямской улицами, переулком Александра Невского и 3-й Тверской-Ямской улицей.

    В 1984 году трамвайная трасса отдалилась от привокзальной площади ещё дальше. Новое небольшое двухпутное кольцо взамен прежнего разворота расположилось в 300 м от неё на Лесной улице за перекрёстком с 1-м Лесным переулком.

    Спустя ещё почти четверть века, в 2008 году из-за строительства бизнес-центра «Белые Сады» кольцо было демонтировано. По первоначальному проекту офисное здание должно было не полностью поглотить его, а лишь накрыть сверху. Движение трамваев на Лесной улице прервалось до 2012 года, когда в линию удалось вдохнуть новую жизнь благодаря строительству оборотного тупика и выпуску специальной партии модернизированных вагонов на базе T3SU с возможностью выхода на обе стороны дороги.

    «Тяни-толкаи», образованные путём сцепления задних частей двух таких вагонов, с тех пор стали единственными обитателями возрождённой линии, по которой был запущен восстановленный маршрут № 9 «Метро Белорусская – МИИТ».

    Перспективы остаются в тумане

    Хотя «Моя улица» и позволит впервые за 70 лет приблизить трамваи к Белорусскому вокзалу, но улучшать движение этого вида транспорта у другого московского вокзала – Павелецкого, пока не будут. Хотя строительные работы этого сезона охватывают Садовое кольцо вблизи железной дороги и прилегающие к нему участки привокзальной площади, трамвайные пути в интересы строителей не вошли. А это значит, что в очередной раз откладывается строительство поворотных кривых, по которым трамвайные вагоны могли бы соединить Бульварное кольцо не только с южными линиями, но и в сторону станции метро «Пролетарская».

    Не получило дальнейшего развития и заказанное «Мосгортрансом» предварительное проектирование соединения тупиковой линии по Бульварному кольцу от Чистых прудов по проспекту Академика Сахарова до Комсомольской площади.

    Несмотря на заявление руководителя Дептранса М. С. Ликсутова в эфире радиостанции «Эхо Москвы» 4 июля 2017 г.:

    «Трамваи у нас развиваются темпами одними из самых быстрых в мире»,

    фактически планы развития и возрождения линий Московского трамвая сорваны. Несколько сотен метров дополнительных путей, обещанных к этой осени – слишком скромный результат, чтобы возместить столичным пассажирам так и не начавшиеся строиться линии в Бирюлево, Ивановское, посёлок Северный.

    Не говоря уже о возрождаемых который год только на бумаге линиях по Школьной и Госпитальной улицам, Трифоновской улице, улице Гиляровского, и даже о строительстве дополнительных поворотов на трамвайных узлах северо-западной столичной сети. Невзирая на попадание ряда трамвайных проектов в городские адресно-инвестиционные программы разных лет, до их реализации всё так же далеко.

    Регионы: 
    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)