Екатеринбург и Верхнюю Пышму свяжет трамвайная линия

  • Павел Яблоков
    19 февраля 2018 г. — 23:47
    2751
    Иллюстрация: 

    конкурсная документация

    В ближайшие три года Екатеринбург и его северный город-спутник — Верхнюю Пышму — должна соединить трамвайная линия. Она пройдёт через новый микрорайон «Северная корона». Кроме того, в зоне строительства путей реконструируют и построят дополнительные автомобильные дороги.

    Екатеринбург + Верхняя Пышма = трамвай

    Департаментом госзакупок Свердловской области объявлен конкурс на строительство и реконструкцию улично-дорожной сети и трамвайной линии. Начальная стоимость работ – 2,12 млрд рублей. Они будут выполняться за счёт средств бюджетов городских округов Екатеринбург и Верхняя Пышма. 

    Решение о строительстве трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой принято ещё в 2015 году. 18 февраля 2015 года в администрации Свердловской области состоялось совещание по вопросу комплексного развития дорожной инфраструктуры в северной части Екатеринбурга и организации транспортного сообщения «Екатеринбург – Верхняя Пышма». 24 июля 2015 года постановлением № 666 Правительства Свердловской области утверждён план дальнейших мероприятий по реализации проекта. 15 сентября 2015 года заключено Соглашение № 167 о реализации проекта между Правительством Свердловской области, Администрацией города Екатеринбурга, Администрацией городского округа Верхняя Пышма и ООО «УГМК-Холдинг».

    Базирующаяся в Верхней Пышме «Уральская горно-металлургическая компания» является важным участником процесса по созданию новой транспортной инфраструктуры. По её заказу «Уралгипротранс» разработал документацию для транспортного строительства. А налогов, уплачиваемых межрегиональным холдингом в бюджет области, должно хватить для бесперебойного финансирования всего проекта.

    Часть трассы пройдёт в Екатеринбурге через готовящийся к строительству микрорайон «Северная корона» на 24 тысячи жителей. Рядом с ним, в районе примыкания Шефской улицы к проспекту Космонавтов, будут размещены Северный автовокзал и торговый центр. Готовится строительство нескольких новых микрорайонов и в Верхней Пышме, население которой пока составляет около 70 тыс. жителей. Проектируемые улицы в «Северной Короне» пока имеют следующие названия – Меридиональная 1, Меридиональная 2, Северная широтная и Ново-Садовая. Под ними они указаны и в проектной документации на строительство трамвайной линии.

    Приём заявок от участников конкурса будет идти до 5 марта, итоги подведут 12 марта. Победитель должен обеспечить выполнение всех работ по строительству трамвайной линии и реконструкции прилегающих автомобильных дорог до 15 декабря 2020 года.

    Как пройдёт линия?

    Общая протяжённость новой линии – 17,9 км одиночного пути, из них по территории Екатеринбурга пройдёт 11,24 км, а по землям Верхней Пышмы – 6,66 км. Линия запроектирована по нормам трамвайной линии с расчётными скоростями менее 24 км/час (обычный трамвай). Расчёты энергоснабжения, длины посадочных платформ и провозной способности при проектировании новой линии выполнены для одиночных низкопольных вагонов 71-911 «CityStar». А администрация Екатеринбурга за счёт субсидий из областного бюджета должна приобрести трамвайные вагоны для линии. Для обеспечения четырёхминутного интервала в часы «пик» на маршруте необходима работа 15 вагонов. Они будут базироваться в Северном трамвайном депо.

    Новая трамвайная линия будет соединяться с действующей трамвайной сетью Екатеринбурга в Орджоникидзевском районе на перекрёстке улиц Фрезеровщиков и Старых Большевиков, рядом с конечной станцией «Фрезеровщиков» маршрутов №№ 2 и 25. Для обеспечения регулярного движения по маршруту, а также для выездов и заездов в депо здесь оборудуют повороты во всех направлениях. Чтобы оборачивать вагоны, прибывающие из Верхней Пышмы, на разворотном кольце «Фрезеровщиков» предусмотрено строительство дополнительного пути.

    От улицы Старых Большевиков новая линия пройдёт на обособленном полотне по южной стороне улицы Фрезеровщиков, западной, а затем восточной сторонам Шефской улицы, улицам Меридиональная 1, Ново-Садовая, Меридиональная 2, Широтная Северная, проспекту Космонавтов, затем по разделительной полосе автодороги Екатеринбург – Невьянск на обособленном полотне. На проспекте Космонавтов для пересечения трамвайной линии с железнодорожным подъездным путём «Уралтрансмаша» предусмотрен путепровод. Пройдя под Екатеринбургской кольцевой автомобильной дорогой (ЕКАД), трамвайная линия пересечёт границу двух городов и продолжится в Верхней Пышме.

    Здесь по Успенскому проспекту линия пройдёт сначала в центре проезжей части на совмещённом полотне, а после перекрёстка с улицей Обогатителей – по восточной стороне на обособленном полотне вдоль насыпи существующего путепровода, под которым она выйдет на северо-восточную сторону Успенского проспекта. Участок под размещение трамвайного кольца с диспетчерским пунктом в Верхней Пышме ограничен с севера улицей Александра Козицына, с востока Октябрьской улицей, с юга – улицей Сыромолотова, с запада – участком, выделенным для Дворца технического творчества.

    Внутри разворотного кольца с тремя путями в Верхней Пышме расположится диспетчерская из семи сблокированных модулей 3x12 м, общим размером 12x21 м. Здесь разместятся комната диспетчера, медпункт, комната отдыха водителей и кондукторов, помещение для зарядки и хранения электронных устройств (валидаторов), комната слесаря, санузлы, комната уборочного инвентаря и буфет.

    В Екатеринбурге остановки трамвая будут расположены

    • у перекрёстка ул. Фрезеровщиков и ул. Старых Большевиков;
    • в районе перекрёстка ул. Фрезеровщиков и Шефской ул.;
    • в районе перекрёстка Шефской ул. и Совхозной ул.
    • на Шефской ул. в районе ТЦ «Castorama»;
    • на ул. Меридиональная 1 вблизи Шефской ул.;
    • в середине ул. Меридиональная 1;
    • на Ново-Садовой ул. вблизи пересечения с улицей Меридиональная 1;
    • в начале ул. Меридиональная 2;
    • в середине ул. Меридиональная 2;
    • на автодороге Екатеринбург – Невьянск в районе примыкания Берёзовой ул.

    В Верхней Пышме трамвайные остановки запланированы

    • у перекрёстка ул. Петрова и Успенского просп.;
    • на Успенском просп.;
    • за перекрестком Успенского просп. и ул. Обогатителей;
    • на трамвайном кольце «Верхняя Пышма».

    Большую часть трамвайных путей планируется проложить на железобетонных анкерных шпалах ШТ-02 с использованием рельсов типа Р65. Кривые участки будут выполнены из рельсов Т62 на укороченных деревянных шпалах.

    За электроснабжение трамвайной линии будут отвечать две новые тяговые двухагрегатные подстанции, одна из которых будет располагаться в Верхней Пышме, а другая – в Екатеринбурге.

    Будет ли продолжение?

    Объявленные работы по реконструкции автодорог и строительству трамвайной линии из Екатеринбурга до Верхней Пышмы в проектной документации названы лишь первым этапом. Однако второй – менее масштабный, а от третьего и вовсе решили отказаться.

    В качестве второго этапа подразумевается строительство трамвайного кольца «Калиновская» с тремя путями и диспетчерским пунктом. Оно может появиться при продлении линии метро — в составе нового транспортно-пересадочного узла в районе пересечения проспекта Космонавтов и Шефской улицы.

    Более глубокую интеграцию новой линии с трамвайной сетью Екатеринбурга посчитали нецелесообразной, и в феврале 2016 года отказались от дальнейшей проработки третьего этапа. Рассматривались варианты прокладки трамвайной линии от кольца на улице Фрезеровщиков до станции метро «Уралмаш» по проспекту Космонавтов, а также два варианта трассировки до улицы Победы – через улицу Ильича и через проспект Космонавтов.

    Учитывая предполагаемый ввод единых пересадочных билетов на все виды транспорта, власти вместо строительства дополнительных трамвайных путей сочли достаточным наличие 200-метровой пересадки между кольцом «Фрезеровщиков» и станцией метро «Проспект Космонавтов».

    В 2017 году в Екатеринбурге была открыта трамвайная линия по улице Татищева.

    Виды транспорта: