Вместо «Ласточки» с тепловозом — паровоз! В Карелии открыт новый ретро-маршрут

  • Павел Яблоков
    1 июня 2019 г. — 23:35
    5555

    Вслед за линией Бологое—Осташков в Тверской области паровозы отвоевали место в расписании и в Карелии. И не у кого-нибудь, а у популярных электропоездов «Ласточка». С 1 июня на участке Сортавала—Маткаселькя можно каждый день прокатиться в ретро-составе под управлением паровоза. А «Ласточки» из Петербурга теперь будут заканчивать свой маршрут в Сортавале.

    Электропоезд уступил паровозу

    Гибридный мультитопливный маршрут Санкт-Петербург — Сортавала — Маткаселькя был открыт 22 декабря прошлого года. От Санкт-Петербурга до ст. Каменногорск электропоезда следуют своим ходом по электрифицированной железной дороге, а далее по участку Каменногорск — Сортавала — Маткаселькя — в составе под управлением магистрального пассажирского тепловоза ТЭП70БС.

    Маршрут стал третьим на сети РЖД, обслуживаемым по такой комбинированной технологии, после линий Москва — Владимир — Иваново и Санкт-Петербург — Псков. По выходным дням одна из двух пар поездов следовала до станции Маткаселькя, в остальное время «Ласточки» ходили только по участку Санкт-Петербург — Сортавала. В мартовские и майские праздничные выходные маршрут «Ласточек» в виде эксперимента продлевался ещё дальше вглубь Карелии, до станции Суоярви.

    С 1 июня перевозки между Сортавалой и горным парком «Рускеала», расположенным вблизи станции Маткаселькя, станут ежедневными. Но отвечать за них будут не «Ласточки», а… паровоз. Состав с двумя купейными вагонами и вагоном-рестораном, интерьер которых выполнен в стиле «Николаевского экспресса», будет тащить ветеран железной дороги.

    Скорый ночной поезд №№ 5 / 6 «Николаевский экспресс» работал на линии Санкт-Петербург — Москва. Получил своё имя по историческому названию Октябрьской железной дороги, названной в честь императора Николая I, по инициативе которого дорога строилась в 1842—1851 годах. В состав поезда включались спальные вагоны с четырёхместными и двухместными купе, вагон-ресторан, вагон-буфет. Интерьер вагонов оформлен в ретро-дизайне для воссоздания атмосферы уюта и комфорта вагонов I и II класса начала XX века. Внешний вид вагонов, а также форменная одежда проводников с петлицами и золотым шитьём также делали его не похожим на другие составы главной железнодорожной линии страны. После обновления вагонного парка с 1 февраля 2015 года место «Николаевского экспресса» в графике заняли составы из двухэтажных вагонов.

    Для продажи в каждом составе доступно 91 место. Стоимость билета на собственно «паровозную часть» (между станциями Сортавала и Маткаселькя) — 420 руб., при оформлении билета по тарифу «Детский» (для детей до 10 лет) цена снижается на 70%, для пассажиров в возрасте до 21 года — на 30%, для пассажиров старше 60 лет — на 30%. При оформлении билетов по тарифу «туда-обратно» стоимость обратного билета снижается на 20%. Приобрести билеты на ретропоезд можно за 90 суток до отправления во всех кассах дальнего следования на сайте РЖД или с помощью мобильного приложения «РЖД Пассажирам».

    Для организации паровозного движения на участке Сортавала—Маткаселькя железнодорожники восстановили почти 2,5 км пути, отремонтировали платформу станции Сортавала и поворотный круг бывшего веерного локомотивного депо, провели реконструкцию инженерных коммуникаций для снабжения паровоза водой и его технического обслуживания, сообщает сайт РЖД.

    По станции Сортавала между маршрутами паровоза и состава «Ласточка+тепловоз» организована пересадка.

    Поезд «Ласточка» № 821 отправляется ежедневно с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга в 6:15 с прибытием в Сортавалу в 10:20. Ретро-поезд № 921 отправляется от станции Сортавала в 10:40 и прибывает на станцию Маткаселькя в 11:35.

    Обратный поезд № 922 отправляется от станции Маткаселькя в 17:30 и прибывает в Сортавалу в 18:20. «Ласточка» № 822 отправляется из Сортавалы в 18:42, прибывая на Финляндский вокзал Санкт-Петербурга в 22:43.

    Путь между станциями Сортавала и Маткаселькя паровоз, как ранее «Ласточка+тепловоз», проходят без остановок.

    Поезда №№ 921 / 922 запланированы в расписании ежедневно вплоть до ввода сетевого графика 2019 / 2020 гг. в декабре этого года. Прямое сообщение станции Маткаселькя и Санкт-Петербурга, как и до запуска «Ласточек», два раза в неделю обеспечивают поезда дальнего следования №№ 350 / 349 Костомукша — Санкт-Петербург, отправляющиеся от Маткаселькя в 6:58 по пятницам и воскресеньям, а с Ладожского вокзала Петербурга — в 15:19 по средам и пятницам.

    Путь между парком «Рускеала» и северной столицей эти поезда проходят дольше, чем пересадочный «ласточко-паровозный» маршрут — за шесть часов и 20-40 минут, следуя с большим количеством остановок и другой трассой — по Приозерскому направлению вместо Выборгского, с остановками Кааламо, Хелюля, Сортавала, Куокканиэми, Хухоямяки, Яккима, Ихала, Элисенваара, Алхо, Хийтола, Кузнечное, Приозерск и Девяткино. Кроме того, график движения не позволяет совершать поездки «одним днём» из Санкт-Петербурга в Рускеалу и обратно.

    Первый регулярный пассажирский маршрут в современной России на паровой тяге был открыт 29 сентября прошлого года. Паровоз ведёт состав из сидячих вагонов по линии, соединяющей Бологое и Осташков, каждую субботу. В остальные дни маршрут обслуживают тепловозы.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 14:45 10.06.2019
    Конечным пунктом поездов на паровозной тяге является не сама станция Маткаселькя, а новая платформа Горный парк Рускеала, расположенная на тупиковом ответвлении от основной железной дороги в 3 км от станции Маткаселькя. Из-за того, что новую платформу не успели зарегистрировать в технических справочниках, продажа билетов первое время оформлялась до станции Маткаселькя. Уточнённое расписание поездов: № 921 Сортавала — Горный парк Рускеала (отпр. 10:40, приб. 11:40) и № 922 Горный парк Рускеала — Сортавала (отпр. 17:30, приб. 18:30).

    Что туристу хорошо, то пассажиру — вред?

    Долгое время на железных дорогах России паровозы можно было встретить только на туристических маршрутах. Но хороша ли ситуация, когда ретро-поезд становится единственной возможностью добраться из точки А в точку Б, а твоя цель поездки — вовсе не туризм?

    Ситуацию с организацией паровозных ретро-маршрутов прокомментировал руководитель агентства экотуров «Заповедные железные дороги. Душевные туры» Михаил Кончиц:

    Как это происходит в России: знаковую узкоколейку давно разобрали (читай, Мещёрскую магистраль), но в кабинетах рождается идея запустить где-нибудь паровоз. Благие намерения смешиваются с чёрт знает чем, и паровоз запускается по обычному пригородному маршруту.

    На минуточку, в мире борются за ускорение транспорта, комфорт, вот это всё, но до того же Осташкова 3.5 часа терпели, потерпим и 4 часа. На удачу этот рейс ещё и дотируется Тверской областью, так что аттракцион можно продавать по цене обычного билета.

    В результате в топке паровоза сжигается бюджет Тверской (Ярославской и т.д.) области, Осташков становится ещё дальше от мира, паровоз большую часть маршрута из вагона не видно, но ретропоезд запустили, опыт признали положительным.

    Субботний поезд между станциями Бологое и Осташков проводит время в пути больше обычного — три часа 42 минуты вместо двух часов 50 минут, а обратный — три часа 14 минут вместо двух часов 45 минут. По пути в Осташков все пассажиры паровозного рейса обязаны совершить получасовую остановку на станции Куженкино для посещения местного мини-музея. Но и на перегонах между станциями скорость движения паровозов оказывается ниже, чем тепловозная. А другого способа проехать по железной дороге в этот день у пассажиров нет.

    Запуск ретро-поезда в Карелии тоже увеличил время поездки пассажиров. «Ласточка» преодолевала участок Сортавала—Маткаселькя за 33-34 минуты. Паровозному составу отведено на этот же путь 50-55 минут. А из Санкт-Петербурга путь до Рускеалы удлинился на полчаса — с четырёх часов 50 минут до пяти часов 20 минут. При этом добавилась обязательная пересадка в Сортавале из одного поезда в другой, что тоже не добавило комфорта поездке.

    Паровозы — модный тренд?

    Дать паровой технике регулярную работу намерены и другие железные дороги страны.

    В последние годы РЖД уделяет внимание сохранению паровых локомотивов. 23 ноября 2012 года подписано распоряжение № 2380р «О сохранении и восстановлении работоспособности паровозного парка ОАО "РЖД"», в рамках которого отреставрированы несколько десятков паровозов. Часть из них сделали ходовыми, сняв с «вечных стоянок»—памятников.

    В Перми со 2 марта этого года по субботам организованы экскурсионные рейсы Пермь-2 — Лёвшино — Пермь-2 под управлением паровоза 1956 года выпуска со стоянкой для фотосессий. Стоимость билета 850 руб. Отправление от вокзала Пермь-2 в 10:00. В 2019 году поездки запланированы на 9 и 30 марта, 13 апреля, 1, 9, 11 и 25 мая, 1 и 8 июня, 14 сентября, 5 октября, 2 и 9 ноября, 14, 21 и 28 декабря, пишет организатор поездок — Пермская пригородная компания.

    13 мая тестовый рейс на паровозной тяге совершён по маршруту и расписанию пригородных поездов №№ 6582 / 6581 Ярославль — Рыбинск-Пассажирский. В обычное время здесь ходят тепловозы с прицепными вагонами. Планируется, что ретро-движение между Ярославлем и Рыбинском будет регулярным. При этом компания-перевозчик при поддержке Департамента туризма Ярославской области намерена проводить и экскурсионные туры, заверяет Северная ППК.

    В середине мая состоялась опытная поездка туристического пригородного поезда на паровозной тяге по маршруту Пенза—Белинская — совместного проекта Куйбышевской железной дороги, администрации Пензы, областного департамента туризма и Башкортостанской пригородной пассажирской компании. Главным мотивом запуска состава стала перевозка туристов и гостей 48-го Всероссийского Лермонтовского праздника, который пройдёт 6 июля в Государственном музее-заповеднике «Тарханы» в селе Лермонтово, поблизости от станции Белинская.

    В ходе тестовой поездки ретро-поезд из двух пассажирских вагонов во главе с паровозом Л-3854 преодолел 90 км от Пензы до Белинской за два часа. Тестовая поездка показала готовность локомотива к ретро-туру для гостей Лермонтовского праздника. Специально для тура будет подготовлена стилизованная форменная одежда для проводников и билетных кассиров. В планах Куйбышевской железной дороги — организация ретро-тура по «лермонтовским» местам в выходные дни каждую неделю, декларирует сайт дороги.

    22 мая на Свердловской железной дороге провели пробную поездку экскурсионного ретро-поезда по маршруту в окрестностях Екатеринбурга с заходом в Верхнюю Пышму. На следующий год СвЖД планирует восстановить до рабочего состояния ещё два паровоза, которые будут дислоцироваться в Екатеринбурге (сейчас оба «живых» паровоза приписаны к депо Пермь). Параллельно прорабатываются варианты движения экскурсионных поездов на паровой тяге в окрестностях Екатеринбурга, констатирует сайт уральских железнодорожников.

    Уступив паровозам участок Сортавала—Маткаселькя, электропоезда «Ласточка» при помощи тепловозов ТЭП70БС готовятся с августа освоить новое направление — неэлектрифицированный участок от Пскова до эстонской границы.

    Виды транспорта: