Расширяя платную парковку — не забывать бороться с нарушителями: практика Перми, Казани и Тюмени

  • Полина Лемешева
    13 января 2022 г. — 18:45
    54
    Иллюстрация: 

    Business Class / business-class.su

    Расширение зон платной парковки часто встречает сопротивление со стороны автолюбителей: платить за то, что ещё недавно было так же бесплатно, как воздух, — не каждому по вкусу. При этом в администрациях многих городов продолжают держать курс на запрет стихийных парковок хотя бы в центре. Приходится усиливать контроль и выписывать штрафы, и не всегда в этом помогают современные технологии: опыт Перми и Тюмени показывает, что технику слишком легко «сбить с толку», сняв госномера или оставив их грязными. Инспекторам приходится выписывать штрафы «по старинке» — лично. А в Казани пошли ещё дальше и начали устанавливать на колёса «неопознанных» автомобилей без госномеров блокираторы.

    «Умную» камеру легко обмануть, а вот человека — нет. В Перми штрафовать машины без госномеров будут инспекторы

    С 10 января в центре Перми зона платной парковки в очередной раз была расширена. В этот раз в неё вошли ещё несколько участков улиц в центре города: Пионерская ул. от ул. Глеба Успенского до ул. Белинского, ул. Полины Осипенко между Пионерской ул. и Комсомольским проспектом, а также участок ул. Белинского от Пионерской до Комсомольской площади.

    В Пермской администрации считают, что введение платных стоянок — эффективный способ регулирования загруженности дорог в центре города. Необходимость внесения оплаты за каждый час простоя заставляет водителей задуматься, так ли необходимо оставлять личный автомобиль на парковке в центре города, особенно на продолжительное время. Как следствие — увеличивается оборачиваемость мест, сокращается количество «длинных парковок». Особенно это важно для бизнеса: так, на Пионерской ул. парковку сделали платной как раз после поступления обращений владельцев расположенных на этой улице кафе и магазинов. Для ведения бизнеса важно обеспечить посетителям возможность оставить свои автомобили где-то поблизости. Улицу включили в платную зону парковки сразу после завершения ремонта, сообщает сетевое издание «КП-ПРИКАМЬЕ»

    Также в этом году чиновники планируют расширить зону платной парковки в историческом районе Разгуляя — квадрате, ограниченном ул. Пушкина, Клименко, Островского и Достоевского, а также на квартале ул. Луначарского, находящемся внутри этой территории. Ограничение бесплатной стоянки вызвано необходимостью: спрос на парковочные места в этих кварталах превысил предложение после того, как в недавно построенные здесь многоквартирные дома въехали жильцы. К сожалению, при проектировании застройки никто не позаботился о том, чтобы обеспечить новым жителям района достаточно мест для размещения личных транспортных средств.

    Но одной установки паркоматов недостаточно для того, чтобы навести порядок в зоне парковки. Многие водители отказываются соблюдать правила. Чаще всего для того, чтобы избежать штрафов, оставляя автомобиль на муниципальной стоянке, владельцы снимают с него госномера, чтобы невозможно было выписать штраф. Причём таким образом стараются сэкономить даже владельцы дорогих машин: особенно это наглядно на примере Москвы, где эвакуаторам иногда приходится увозить на штрафстоянки Tesla, Lamborghini и Maserati, оставленные без номеров.  

    В Перми намерены бороться с такой практикой: машины без номеров или со скрытыми номерами влияют на заполняемость парковочных мест, мешая внедрению системы платной парковки. Кроме того, из-за дефицита свободных мест приходится повышать размер платы за парковку. В этом году перед администрацией города стоит вопрос о необходимости выделения в зоне платной парковки тарифных зон: на ул. Попова, Пушкина, Сибирской и Монастырской в самом центре города чрезвычайно высокая загруженность парковочных мест: до 90%. В течение года будет проводиться углубленное исследование заполняемости парковок на этих улицах. Если ситуация не изменится, придётся установить на этом участке повышенную стоимость за час стоянки. Похожее решение недавно приняли в Краснодаре: с 10 января 2022 года краснодарские парковки разделили на пять тарифных зон. 

    Частично ситуацию с загруженностью парковочных мест может решить как раз борьба с нарушителями. В прошлом году в локальные нормативно-правовые акты специально внесён ряд изменений для того, чтобы облегчить работу с такими случаями. Раньше нарушителей могли штрафовать только при выявлении нарушения фотовидеофиксатором, работающим в автоматическом режиме. Соответственно, если регистратор не мог считать грязные или скрученные госномера — за нарушение правил парковки не приходилось платить штраф. Теперь допускается сбор доказательной базы правонарушения с помощью ручного видеонаблюдения или фотосъемки, проведённой инспектором «вживую». Полномочиями по рассмотрению собранных таким образом материалов наделены административные комиссии в районных администрациях. 

    Также в Перми заботятся об удобстве пользования системой платной парковки. Для того, чтобы исключить неоплату из-за забывчивости или дефицита времени в мобильном приложении «Горпарковки» и на официальном сайте «Парковочное пространство Перми» добавлена функция постоплаты. Теперь автомобилисты Перми могут внести деньги за оставленное транспортное средство не только в течение текущих суток, но и на следующий день.

    Недавно интересное расширение функционала получило московское приложение для оплаты парковок: для удобства пользователей, часто посещающих и Москву, и Санкт-Петербург, разработчики выпустили приложение «Парковки России». В нём можно найти и оплатить место стоянки как в Москве, так и в Санкт-Петербурге.

    В Казани автомобили без госномеров попадают «в капкан»

    В Казани на «неопознанные» транспортные средства без госномеров, запаркованные на муниципальных стоянках, начали устанавливать блокираторы колёс. Попавшие в «капкан» нарушители не смогут воспользоваться своим автомобилем: им придётся идентифицировать себя и дождаться прибытия инспектора для составления протокола об административном правонарушении. Штраф — 2,5 тыс. руб.

    За время действия нововведения, с 22 декабря (исключая период новогодних праздников — муниципальные парковки работали бесплатно), блокираторы автомобильных колес были установлены на 51 транспортное средство. При этом, как сообщает газета «Вечерняя Казань», количество нарушителей на платных парковках столицы Татарстана резко снизилось сразу после объявления данной акции.

    В случае обнаружения автомобиля без госномеров на переднее колесо с водительской стороны устанавливается специальный металлический блокиратор, препятствующий движению. Эту работу обязаны выполнять сразу два инспектора: один из них должен фиксировать происходящее на камеру, чтобы доказать правомерность действий в том случае, если автовладелец впоследствии подаст в суд. Помимо регистрации факта нарушения видеозапись должна послужить доказательством того, что при установке устройства автомобиль не был поврежден.

    Представители администрации предупреждают автовладельцев о том, что демонтировать блокираторы самостоятельно нельзя. На то есть сразу две причины: во-первых есть риск повредить автомобиль, во-вторых это может быть основанием для привлечения уже к уголовной ответственности: за порчу имущества или даже вандализм. По данным издания «Бизнес Online» в Казани выявлено 6 случаев повреждения блокираторов с целью избежать уплаты штрафа. Личности пятерых владельцев автомобилей, самовольно демонтировавших блокираторы, уже установлены. Предвидя возможность порчи блокираторов, в конце прошлого года Казанский комитет по транспорту специально закупил дополнительную партию специализированных конструкций.

    Жители города восприняли это решение неоднозначно: одни относятся к борьбе с нарушителями позитивно, так как давно испытывают трудности с поиском возможности легально запарковать автомобиль из-за тех, кто занимает парковочные места бесплатно, сняв или заклеив госномера. Другие видят в существовании платных парковок не более, чем способ косвенного налогообложения и обвиняют администрацию города в том, что, прежде, чем наказывать за несоблюдение новых правил, необходимо обеспечить достойную альтернативу: комфортный общественный транспорт, бесплатные перехватывающие парковки у станций метро и шаттлы в центре города. 

    С прошлого ноября в Республике Татарстан запретили проезд в общественном транспорте без QR-кодов. В связи с этим в Казани сильно вырос спрос на услуги такси, а также в спорных ситуациях люди предпочли использовать личный автотранспорт.

    В Тюмени комплексы авторегистрации нарушений курсируют каждые 15 минут — но водители находят способы избежать наказания

    В центре Тюмени месяц назад расширилась зона платной парковки. Исключение, как и в Казани, сделали только на каникулы в период новогодних праздников. В первые дни года горожане могли парковаться везде бесплатно. Но праздник закончился: теперь в центре города водители должны платить за занимаемое автомобилем место. Большинство тюменских водителей согласны с требованиями закона и оставляют машины с чистыми и читаемыми номерами в парковочных карманах. Всего за две недели за счёт платных парковок бюджет Тюмени пополнился на 1,7 млн руб., при том, что стоимость парковочного места составляет всего 30 рублей в час.

    Но находятся и нарушители: в центре города часть автомобилей по-прежнему запаркована на тротуарах, у многих — нечитаемые из-за грязи номера. Часто встречаются автомобили, у которых отсутствуют именно задние номера. Это вызвано пониманием особенностей фиксирования  нарушения в автоматическом режиме: на видео регистрируются именно номера автомобиля, расположенные сзади, сообщило в своём репортаже сетевое издание «72.ру».

    Автомобили инспекций с установленными комплексами автоматической фиксации нарушений курсируют с 15-минутным интервалом, таким образом в доказательную базу сразу поступают подтверждения случаев, в которых транспортные средства занимают парковочное место дольше 15 минут. И не всегда отсутствие номеров сзади помогает избежать квитанции на оплату штрафа: специалисты могут осуществлять контроль за машинами и «вручную».

    Система платных городских парковок в Тюмени запущена в 2016 году. Стоимость часа на платном участке парковки варьируется в диапазоне от 25 до 45 рублей в час. В последний раз зона платной парковки в городе была расширена в ноябре прошлого года: в неё включили участок, ограниченный ул. Герцена, Челюскинцев, Республики, Первомайской, Советской и Профсоюзной. 

    С 1 декабря прошлого года Петербург получил 5600 новых парковочных мест: в зону платной парковки разом вошёл участок, включающий 71 улицу в центре города.

    Организации: 
    Виды транспорта: