Новая авиалогистика: воздушные маршруты адаптируются под закрытия аэропортов и «несанкционный» авиапарк

  • Полина Лемешева
    21 апреля 2022 г. — 18:45
    446
    Иллюстрация: 

    «Блокнот Ростова-на-Дону» / bloknot-rostov.ru

    Ограничение работы аэропортов юга и центральной части России, введённое с 24 февраля, снова продлено: на этот раз до 25 апреля. Регулярные обновления Росавиацией сроков стали уже настолько привычными, что удивление вызовет, если 25 апреля аэропорты всё-таки откроются. Во всяком случае, многие авиакомпании не планируют рейсы в «замороженные» аэропорты вплоть до конца мая. Тем временем близится летний сезон, в который ожидается рост пассажиропотока в южном направлении: как внутри страны, так и за границу, — по тем направлениям, которые ещё доступны для россиян. 

    Сочи и Красноярск выступают в качестве временных авиахабов: международного и внутреннего. Российские «Суперджеты», которым, в основном, из-за санкционных ограничений доступны зарубежные маршруты, из-за увеличенных расстояний в обход закрытых воздушных зон вынуждены делать по пути технические посадки для дозаправки. Также пассажиры ряда направлений пересаживаются на самолёты белорусского перевозчика, поезда и автобусы.

    Сочи и Красноярск всё больше используются как авиахабы

    До 25 апреля останутся закрытыми аэропорты 11 российских городов: Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста. Уже девятое по счёту начиная с конца февраля сообщение о продлении режима опубликовано Росавиацией 18 апреля с рекомендацией, адресованной авиакомпаниям: для организации пассажирских перевозок федеральное агентство предлагает использовать альтернативные маршруты через аэропорты таких городов, как Москва, Волгоград, Минеральные Воды, Сочи и Ставрополь.

    Остальным же аэропортам, продолжающим простаивать, государство выделит деньги на зарплаты, чтобы не пришлось сокращать персонал более, чем на 10%. Согласно распоряжению, подписанному 15 апреля премьер-министром страны, в течение года закрытые аэропорты получат субсидии в размере более 1,5 млрд рублей из резервного фонда правительства РФ. Контроль за использованием средств по назначению будет осуществлять Росавиация, сообщает Интерфакс.

    Потоки пассажиров необходимо было перенаправить: аэропорт в Сочи уже давно используется в качестве временного авиахаба. Новый международный хаб в начале апреля запущен «дочкой» «Аэрофлота» — авиакомпанией «Россия». Планируется продолжать использовать его ресурсы для того, чтобы обеспечить внутреннее и внешнее воздушное сообщение в текущих условиях.

    24 перевозчика подписали многостороннее соглашение с Транспортной клиринговой палатой, в рамках которого зарубежные рейсы будут осуществляться из регионов со стыковкой в Сочи. Соглашение позволит продавать единые билеты на сквозной перелёт с пересадкой в Сочи: один авиаперевозчик доставляет пассажира до авиахаба, а там он пересаживается на рейс «России».

    Проблемой может стать отсутствие трансферной обработки багажа в Сочи: связной багажной системы для подобных рейсов в аэропорту Сочи нет, так как ранее он не выступал в качестве авиахаба. Прилетающим в Сочи пассажирам даже по сквозным перелётам всё равно придётся тратить время на багаж: сначала забирать его, затем отдельно регистрироваться на заграничный рейс и сдавать багаж снова.

    В программе принимают участие такие авиакомпании, как «Аэрофлот», «Нордвинд», «Уральские авиалинии», «Ижавиа», «Ютэйр», «Азимут», «Ямал» и Red Wings. Основную нагрузку примет на себя «Нордвинд» — более 52% от числа всех рейсов. Также значительные доли приходятся на «Ютэйр» (16%) и «Азимут» (15%). Рейсы будут выполняться из 34 российских городов, в т. ч. Барнаула, Владикавказа, Екатеринбурга, Казани, Краснодара, Магнитогорска, Минеральных Вод, Норильска, Салехарда и других.

    При всём этом зарубежных направлений, куда можно улететь из Сочи, на данный момент всего пять: это Армения (Ереван), Египет (Каир), Израиль (Тель-Авив), Турция (Стамбул, Анталья, Даламан, Бодрум) и Узбекистан (Ташкент, Бухара, Самарканд, Фергана, Ургенч).

    В качестве регионального хаба для внутренних авиаперевозок может выступить также аэропорт в Красноярске. Первым шагом в этом направлении станет запуск «Аэрофлотом» нового рейса внутри страны. Компания открыла продажу билетов на прямые перелёты по маршруту Красноярск — Чита. Первые самолёты, принадлежащие авиакомпании «Россия», отправятся в полёт по расписанию 3 июня. В дальнейшем планируется развитие направлений из Красноярска в города Сибири и Дальнего Востока, сообщает онлайн-издание «Федеральное агентство новостей».

    «Суперджетам» придётся заправляться по пути из Москвы в Эмираты и Израиль

    Из оставшихся доступными для полётов российских авиакомпаний стран отдельный интерес представляют ОАЭ. С 27 апреля авиакомпания Red Wings запускает рейсы в Дубай из Москвы. При этом полёты будут обслуживаться самолётами Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), которые не рассчитаны на маршруты такой дальности.

    Суперджеты относятся к типу ближнемагистральных лайнеров, поэтому по дороге они будут делать техническую остановку в Махачкале для дозаправки. Вместимость одного суперджета — 98 пассажиров. Ранее Red Wings полётов в ОАЭ не осуществляла, сообщает сетевое издание «Лента Ру».

    Но сейчас на первое место при организации зарубежных маршрутов вышло не наличие опыта обслуживания тех или иных авиалиний, а наличие допускаемых к вылету за рубеж машин. На данный момент из 193 таких самолётов, находящихся в распоряжении российских авиакомпаний, большую часть составляют лайнеры Sukhoi Superjet — 148 единиц.

    Самолётами Sukhoi Superjet 100 будет осуществлять полёты в Израиль и иркутская авиакомпания «ИрАэро». Регулярные рейсы из московского Домодедово в Тель-Авив отправляются с 18 апреля четыре раза в неделю: в понедельник, среду, четверг и субботу. 

    Эти рейсы сталкиваются сразу с двумя трудностями: во-первых, приходится делать крюк, огибая через территорию Казахстана закрытое воздушное пространство над южной частью России. Из-за этого дальность полёта увеличивается, и снова возникает проблема с малолитражностью суперджетов. Для дозаправки приходится делать техническую посадку в аэропорту Минеральных Вод, сообщает сетевое издание «Интерфакс-Россия».

    Воздушные суда SSJ-100 производятся в России, но не являются полностью импортозамещёнными. В этом году около 20 самолётов этой модификации может быть выпущено ОАК из иностранных запчастей и комплектующих, уже имеющихся в распоряжении. Возможность продолжать производство в дальнейшем пока под вопросом.

    «Аэрофлотом» можно улететь в Киргизию

    С 22 марта «Аэрофлот» вернул регулярные авиарейсы из Москвы в столицу Киргизии Бишкек. Утренние рейсы по маршруту должны были начаться ещё 14 марта, однако в полном объёме возобновить авиасообщение удалось только к 22 числу.

    Рейсы выполняются дважды в день, один — утром и ещё один в послеобеденное время, сообщает ТАСС. Введённые в 2020 году в связи с пандемией коронавируса ограничения на нерегулярные и регулярные полёты в страну были сняты 9 марта. То же решение Правительства РФ распространяется на рейсы в Азербайджан, Армению, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Иран.

    Belavia доставляет пассажиров из Екатеринбурга, Казани и Калининграда в Минск

    В текущих условиях белорусская Belavia становится значимым игроком на рынке авиаперелётов: россияне всё ещё имеют возможность посетить во время отпуска Минск. С 11 апреля два раза в неделю, по понедельникам и четвергам, начали отправляться рейсы из Екатеринбурга в столицу Беларуси. Стоимость одного билета составляет от 10 до 42 тыс. руб. Вылет осуществляется из Кольцово в 16:05, прибытие в Минск в 17:25 по местному времени. Время в пути при этом всего 3 часа 20 минут.

    Также Belavia расширила расписание для уже существующих маршрутов в Казань и Калининград. В столицу Татарстана теперь летает не один рейс, а два. С 15 апреля возобновились полёты в Калининград, сообщает сетевое издание «66.ru».

    В Ростовской области обсудили план по замене самолётов автобусами и поездами на летний сезон

    Ростовский аэропорт Платов ранее принимал на себя существенную долю пассажиропотока. Особенно значимым был его вклад в летний сезон, когда многие россияне отправлялись на юг, чтобы провести отпуск. Из-за закрытия аэропорта пассажирам приходится обходиться автомобильным и железнодорожным сообщением. Уже сейчас дополнительная нагрузка ощутима — а если ситуация сохранится до лета, потребуются дополнительные меры.

    В связи с этим совещание по вопросу подготовки к летнему сезону было проведено министерством транспорта Ростовской области. Предсказать, как будет далее развиваться события, невозможно, так как ситуация беспрецедентная. Помочь сориентироваться может детальный анализ трафика аэропорта «Платов» за 2021 год.

    Ряд мер уже был принят: увеличено число автобусов — в первую очередь речь идёт о рейсах в столицу. Дополнительные рейсы планируется запустить в Волгоградскую область, города Краснодарского и Ставропольского края, сообщается в публикации сайта «Блокнот Ростова-на-Дону». Также расширена составность поездов, курсирующих по наиболее популярным направлениям. Кроме того, из-за роста пассажиропотока приходится добавлять новые маршруты. С 20 апреля возобновлено движение поездов №№ 642 / 641 Ростов-Главный — Адлер.

    С 20 апреля восстановлено пассажирское железнодорожное сообщение между Россией и Казахстаном, а для ускорения грузоперевозок железнодорожники продолжают обновлять инфраструктуру.