В РУДН провели ситуационный анализ перспектив транспортного коридора «Север — Юг»
Официальный сайт Фонда «Сколково» / sk.ru
Первые российские DRT-сервисы в ноябре-декабре продолжили своё развитие. Столичный проект «По пути» начал работать в инновационном центре «Сколково», а для пассажиров Новой Москвы предоставил больше вариантов поездок. В Татарстане проект «Челнок» перешёл от тестирования к полномасштабной работе, постепенно решая и вопрос перевозки детей среднего возраста.
В прошлом году в Новомосковском административном округе столицы начал работу DRT-сервис (demand-responsive transport) «По пути». Постепенно зона охвата росла, пассажирам начали предоставлять новые варианты поездок.
Осенью с помощью отобранной фокус-группы началось тестирование сервиса на новой для него территории: в инновационном центре «Сколково».
С 28 ноября сервис стал доступен всем пассажирам территории, добавленной к Западному административному округу столицы в 2012 году. Для работы в Сколкове выделены 10 микроавтобусов Mercedes Sprinter филиала «Служба заказных перевозок» ГУП «Мосгортранс», базирующихся внутри МКАД на Сколковском шоссе. Поездки доступны не только между станцией МЦД Сколково и остановками внутри территории инноцентра, но и между жилыми домами, учебными и бизнес-центрами. Всего пассажирам доступно 25 точек посадки-высадки.
Источник: сайт проекта "По пути"
По сравнению с «По пути» в Новомосковском округе, сколковский аналог имеет, по крайней мере пока, более ограниченный режим работы. Поездки доступны только по будням с 7:00 до 21:00. Условия проезда такие же: стоимость — 51 руб., оплата по банковской карте, привязанной к приложению «Московский транспорт», сообщает ГУП «Мосгортранс».
Запуск сервиса «По пути» является отступлением от ранее декларировавшихся администрацией «Сколкова» принципов обслуживания технополиса. Предполагалось, что по внутренней территории будет курсировать только экологический транспорт. И регулярный маршрут электробусов Sk1, открытый ГУП «Мосгортранс» в 2019 году, этим условиям удовлетворяет. Эксперименты с запуском электробусов велись ещё с 2016 года.
Микроавтобусы проекта «По пути» работают на дизельном топливе, а автобусов малого класса на электрической тяге в парке ГУП «Мосгортранс» пока нет. Опытный экземпляр ГАЗель e-CITY, продемонстрированный транспортным специалистам в конце ноября на выставке BW Expo, будет проходить тестирование в «Мосгортрансе» до августа 2023 года: от его результатов и планируется рассмотреть вопрос о закупке партии аналогичных машин.
Хотя «По пути» и является сервисом поездок по заказу, в абсолютно любой точке любой дороги в микроавтобусы проекта нельзя сесть, как и выйти из машины. Для посадки и высадки задействовано 270 остановок: как оборудованных, так и более 90 виртуальных (их можно увидеть на карте в мобильном приложении). До ноября этого года поездки от них были доступны только до хабов у метро «Прокшино» и станций МЦД (D2) Щербинка и Силикатная: между остальными точками, включёнными в проект, прямой проезд был недоступен.
С 1 ноября автобусы сервиса «По пути» в тестовом режиме можно заказать до примерно 60 важных соцобъектов (школ, поликлиник, МФЦ, детских садов, отделений почты и других). Их перечень сформирован для каждого из пяти поселений (муниципалитетов) Новой Москвы, участвующих в проекте. Поездки можно совершать между прежними точками доступа и соцобъектами, а также между соцобъектами. Три новых точки находятся в «старой Москве» — районе Южное Бутово Юго-Западного административного округа Москвы.
Источник: сайт проекта "По пути"
В поселении Филимоновское пассажирам доступны точки посадки/высадки:
В Сосенском поселении доступны для выбора семь точек, часть из которых находится в районе Южное Бутово Юго-Западного административного округа Москвы:
ДОПОЛНЕНИЕ от 16:47 02.03.2023
С 7 декабря в поселении также добавлены новые точки:
В Десёновском поселении «социальные» остановки введены у объектов:
В Воскресенском поселении к «По пути» привязаны остановки у соцобъектов:
Наибольшее количество объектов подключено в Рязановском поселении:
Зону «По пути» в Новомосковском административном округе по-прежнему обслуживают 50 микроавтобусов Mercedes Sprinter. Стоимость проезда 51 руб., оплата по банковской карте, привязанной к приложению «Московский транспорт». Среднее время ожидания транспорта 13,5 минут, сообщает ГУП «Мосгортранс».
Если в Москве возможность поездки между разными вариантами точек появилась лишь недавно, то стартовавший в начале этой осени проект «Челнок» в Набережных Челнах изначально реализовывался без хабов: все точки внутри зоны действия проекта имеют возможность связи по принципу «каждый с каждым».
Зона действия проекта в Набережных Челнах охватывает так называемый «Новый город»: основные жилые микрорайоны Автозаводского и Центрального районов Набережных Челнов, ограниченные просп. Чулман, просп. Хасана Туфана, ул. Раскольникова, ул. Нариманова, Орловским кольцом, Машиностроительной ул., Залесным просп., просп. Абдурахмана Абсалямова, ул. Алиша, просп. Яшьлек. Транспорт работает с 6:00 до 23:00. Таким образом, охватывается и некоторая часть суток, когда предложение по регулярным маршрутам достаточно невелико. Перевозки выполняются Логистическим центром ПАО «КАМАЗ».
Источник: сайт проекта "Челнок"
С 4 ноября после более чем месяца тестирования сервиса, его вывели на работу в штатный режим. Стоимость поездки, как и на «По пути» в Москве, 51 руб. Бесплатно отменить поездку можно в течение первых двух минут с момента заказа поездки. После этого времени деньги за отменённую поездку вернуть уже нельзя. На время тестирования «Челнока» отобранной фокус-группой из примерно 500 человек, плата за пользование была символической в один рубль, что позволяло протестировать и все вопросы, связанные с оплатой поездок.
Для заказа поездки необходимо скачать и установить мобильное приложение, пройти регистрацию, привязав банковскую карту. Далее в приложении необходимо построить необходимый маршрут, оплатить поездку, быть вовремя в точке посадки (время ожидания крайне ограничено) и подтвердить свою посадку, отсканировав QR-код в салоне. При этом «Челнок» может приехать к точке посадки и остановке на другой стороне дороги, если программный алгоритм посчитает, что таким образом поездка для группы пассажиров окажется быстрее. При этом первоначальный прогноз времени в пути может оказаться оптимистичным, так как сервис в состоянии «прицепить» дополнительных пассажиров по пути, что потребует времени на дополнительную остановку или даже отклонение-заезд от ранее запланированной траектории.
В отличии от Москвы, где для сервиса «По пути» применяются микроавтобусы, «Челнок» использует восьмиместные минивэны JAC Sunray китайского производства, автобусами не считающиеся. Поэтому правила проезда в них аналогичны транспортным средствам категории B, что породило трудности, связанные с перевозкой детей. Как и в легковых автомобилях, без ограничений могут пользоваться поездками дети от 12 лет и выше, поэтому он доступен для старших школьников. Что касается более младших, то изначально возможность поездок для них не была предусмотрена. Она появилась по просьбам жителей города только с декабря, и лишь для детей от шести лет. Юные пассажиры возрастом младше 12 лет, в отличие от общественного транспорта, могут совершать поездки только в сопровождении взрослых людей возрастом от 18 лет, при этом они должны пользоваться имеющимся в каждой машине креслом-бустером, сообщает сайт проекта.
И столичный «По пути», и татарстанский «Челнок» с этого года в работе используют российское программное обеспечение, разработанное IT-специалистами ООО «Цифровая платформа КАМАЗ».
К возможностям DRT-сервисов присматривались в Белгородской области, где они могли бы решить воспрос транспортного обслуживания частного сектора в пригородах регионального центра.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В РУДН провели ситуационный анализ перспектив транспортного коридора «Север — Юг»
В Москве объявили лауреатов XI национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры
Текстовые онлайн-трансляции диалога с министром транспорта России Романа и презентации доклада ЦЭИ «В поисках высоких скоростей: что значит ВСМ для России?»
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.