Не автобус и не такси: в Татарстане пассажиров приглашают в «Челнок»

  • Павел Яблоков
    22 сентября 2022 г. — 18:00
    369
    Иллюстрация: 

    Деловая электронная газета «Бизнес Online» / business-gazeta.ru

    В 2022 году в России на всех уровнях немало внимания уделяется вопросу импортозамещения продукции и технологий. Одно из разработанных за последние месяцы технологических решений по организации перевозки пассажиров по требованию готовится к массовому распространению. В ближайшее время сервис «Челнок» начнёт работу в Набережных Челнах.

    Изначально работавший на импортном программном обеспечении стартовавший минувшей осенью московский проект «По пути», в связи с изменившейся политико-экономической ситуацией, вынужден был искать альтернативную технологическую базу. Руку помощи столице протянуло ПАО «КАМАЗ», в последние годы активно сотрудничающее с комплексом городского хозяйства Москвы. «КАМАЗ» поставляет коммунальную технику и стал ведущим поставщиком электробусов и даже автобусов для ГУП «Мосгортранс».

    IT-специалисты ООО «Цифровая платформа КАМАЗ» помогли московскому сервису бесшовно перейти на отечественное ПО без прекращения обслуживания пользователей «По пути». А уже под собственным брендом «Челнок» мобильное приложение для организации динамических пассажирских перевозок по требованию представили на стенде «КАМАЗа» в ходе Kazan Digital Week 2022. Сервис перевозок позволяет заказать общественный транспорт через приложение. Маршруты передвижения автобусов автоматически генерируются в динамике, исходя из спроса в реальном времени.

    Презентация проекта «Челнок» в Набережных Челнах прошла в День Республики Татарстан 30 августа. На первом этапе запуска в городе планируется задействовать 10 новых восьмиместных минивенов китайского производства JAC Sunray. Ориентировочная стоимость проезда — 51 руб. Режим работы сервиса — с 6:00 до 23:00. Услуги перевозки будет предоставлять Логистический центр «КАМАЗ», который объявил набор водителей категории B на работу в две смены под новый проект.

    Для заказа микроавтобуса клиенту нужно будет установить специальное приложение, выбрать нужную точку и вызвать машину. Транспорт подъедет к ближайшей остановке общественного транспорта или виртуальной остановке: они предусмотрены вдали от существующих маршрутов общественного транспорта, сообщает KAZANFIRST.

    16 сентября официальная группа проекта «Челнок Набережные Челны» ВКонтакте объявила о начале закрытого периода работы системы и наборе команды для 500 тестировщиков для доработки функционала сервиса. Он будет работать в Новом городе — граничащем с территорией КАМАЗа частями Автозаводского и Центрального районов Набережных Челнов. Однако, судя по другой созданной в соцсети группе «Челнок Россия», проект на родине ПАО «КАМАЗ» рассматривается как пилотный для дальнейшего распространения.

    В 2020 году в Набережных Челнах с маршрутов практически исчезли автобусы большого класса после того, как 190 автобусов НЕФАЗ-5299, приобретённых по лизинговой схеме, решили не выкупать, а вернуть структурам концерна-производителя. Спустя год муниципальный автопарк пришлось формировать с нуля за счёт более скромных закупок новой техники, а также безвозмездной помощи Москвы. Но дефицит предложения для перевозок горожан в городе остаётся.

    В этом году сервис «По пути» помимо территории Новомосковского административного округа Москвы начал применяться и в Западном округе в районе инновационного центра «Сколково». Его тестирование на фокус-группе из сотрудников «Сколкова» началось с 1 августа. Микроавтобусы соединяют станцию МЦД Сколково с остановками внутри инновационной зоны. До конца августа планировалось запустить сервис «По пути» в ИЦ «Сколково» в полноценном режиме для всех пассажиров, однако пока это мероприятие не анонсировано. Также «Мосгортранс» планировал в действующей зоне покрытия «По пути» в ТиНАО увеличить количество задействованных микроавтобусов с 50 до 65 машин и открыть новые зоны работы. Благодаря модернизации программного обеспечения до конца года организаторы сервиса рассчитывают предоставить пассажирам новые возможности. Сервис «По пути» станет возможным использовать для поездок не только до станций метро и МЦД, но и до самых важных объектов внутри зоны работы сервиса в ТиНАО: школ, поликлиник, МФЦ, детских садов, отделений почты, сообщило ГУП «Мосгортранс». Сейчас жители отдалённых от Калужского шоссе частей Филимонковского, Сосенского, Десёновского, Воскресенского поселений имеют возможность доехать до станции метро «Прокшино» и обратно. А для пассажиров Рязановского поселения организована доставка до и от станций МЦД Щербинка и Силикатная. Поездка до нужной точки обходится в 51 руб.

    Сервис перевозок по вызову «НамПоПути» в этом году в тестовом режиме заработал и в Московской области. Однако его принцип работы иной: динамическим является лишь расписание движения транспорта по фиксированному маршруту. В то же время столичный и подмосковный проекты роднит то, что для их работы используются микроавтобусы (автобусы малого класса), в то время как пилотный проект набережночелнинского «Челнока» реализуется на транспортных средствах, для управления которыми нужны такие же права, как для легковых автомобилей, включая такси.

    22 сентября в рамках Kazan Digital Week 2022 специалисты обсудили вопросы создания интеллектуальных транспортных систем.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Организации: