Средства ФНБ помогут строить новые самолёты, но пока каждый борт на вес золота

  • Дарья Гербер
    21 января 2024 г. — 11:00
    205
    Иллюстрация: 

    Авиакомпания Red Wings / flyredwings.com

    До подхода к исчерпанию средств ФНБ на переоформление самолётов иностранных лизингодателей авиакомпании успели урегулировать права на несколько десятков воздушных судов. Среди них — «Аэрофлот», «Победа», «Уральские авиалинии» и S7. Параллельно Правительство России утвердило новый инвестиционный проект по созданию более 600 гражданских авиалайнеров и формированию соответствующего компонентного производства. Тем временем ГТЛК анонсировала поставки первых самолётов и вертолётов по программе, стартовавшей в прошлом году. В частности, в Красноярском крае и на Чукотке получат новые вертолёты Ми-171 и Ми-8, а для межрегиональных полётов начнутся поставки SJ-100.

    Однако развёртывание массового строительства самолётов — процесс небыстрый, поэтому воздушные перевозчики используют любые возможности для пополнения своего флота. Так, парк авиакомпании Red Wings пополнился самолётом Ту-214, прошедшим процедуру восстановления лётной годности.

    Новый инвестпроект по созданию гражданских самолётов

    Официальный телеграм-канал Правительства России сообщил о новом инвестпроекте по созданию более 600 гражданских авиалайнеров при финансировании за счёт средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). На возвратной основе могут привлечь 283,8 млрд. рублей

    Решение, утверждённое распоряжением № 7-р от 13.01.2024,  направлено на развитие авиационной отрасли и наращивание выпуска гражданских самолётов. Господдержка проекта расширит производство отечественной авиатехники, обеспечит транспортную независимость страны и создаст полноценную систему послепродажного обслуживания воздушных судов.

    Паспорт инвестиционного проекта «Комплексная программа по расширению производства воздушных судов, авиационных двигателей,приборов и агрегатов, в том числе в целях создания системы послепродажного обслуживания гражданских воздушных судов, реализуемая Государственной корпорацией "Ростех"» предусматривает:

    • техническое перевооружение предприятий;
    • увеличение заводских мощностей;
    • проведение опытно-конструкторских работ, включая создание новых материалов и электронной компонентной базы.

    Ожидается, что инвестпроект обеспечит производство и выпуск более 600 самолётов для российских авиакомпаний до 2030 года. В частности, отечественным авиаперевозчикам передадут:

    • 270 МС-21-310;
    • 142 SSJ-New (SJ-100);
    • 115 Ту-214;
    • 70 Ил-114-300;
    • 12 Ил-96-300.

    При этом мощности российских авиапроизводителей должны к 2030 году выйти на проектные мощности по производству в год:

    • МС-21-310 — до 72;
    • SJ-100 — до 20;
    • Ту-214 — до 20;
    • Ил-114-300 — до 12;
    • Ил-96-300 — до двух единиц.

    Объём внутреннего и экспортного рынков до 2040 года создателями инвестпроекта оценивается в 1869 воздушных судов:

    • МС-21-310 — 990 штук;
    • SJ-100 — 342 штуки;
    • Ту-214 — 315 штук;
    • Ил-114-300 — 190 штук;
    • Ил-96-300 — 32 штуки.

    Авиакомпании переоформили ещё ряд иностранных самолётов

    По данным «Коммерсанта», зарезервированные в ФНБ 300 млрд рублей на сделки по переоформлению самолётов иностранных лизингодателей почти исчерпаны. Последние средства ушли на урегулирование по 28 самолётам «Аэрофлота», 45 самолётам S7 и 19 — «Уральских авиалиний». Большая часть общего бюджета — как минимум 250 млрд рублей — ушла на 86 самолётов «Аэрофлота», которые группа получила в операционный лизинг.

    Частные перевозчики переоформили суда в финансовый лизинг на 15 лет, но им удалось снять требование правительства о ежегодном перечислении чистой прибыли для их ускоренного выкупа. iFly, согласовавшая сделки на три самолёта, пока не смогла получить деньги.

    По данным источника, в бюджете ФНБ осталось 3,5 млрд из 300 млрд рублей, выделенных ранее на приобретение самолётов иностранных собственников. Всего выкуплено 150 самолётов, из которых 86 приходится на группу «Аэрофлот». Средства выделялись на страховое урегулирование отношений с иностранными лизингодателями, чьи самолёты остались в РФ после введения санкций в феврале 2022 года. Средства из ФНБ выделили в качестве льготного займа по ставке 1,5% на 15 лет. Новым собственником судов стала подконтрольная Росавиации лизинговая компания «НЛК-Финанс». Средства переводила её материнская НСК.

    Первые 35 млрд рублей из ФНБ «Аэрофлот» получил на десять самолётов в начале 2023 года. После группа провела серию сделок: в сентябре — на 18 самолётов и пять двигателей лизинговой компании AerCap (Ирландия) объёмом 63 млрд рублей, в октябре — на 17 самолётов SMBC Aviation Capital (Ирландия) примерно на 69,5 млрд рублей, затем ещё на четыре — с CDB Aviation и девять — с BOC Aviation. 22 декабря группа анонсировала передачу прав на ещё 28 самолётов. Суммы трёх последних сделок не раскрывались.

    Ещё 15 млрд рублей должна была перевести из чистой прибыли за 2022 год входящая в группу авиакомпания «Победа». Кроме этого, за собственные средства «Аэрофлот» в мае 2022 года выкупил из иностранного финансового лизинга восемь Airbus A330.

    22 декабря «Уральские авиалинии» сообщили, что урегулировали с AerCap вопрос по 19 Airbus. В тот же день S7 заявила об урегулировании по 45 самолётам. Компания согласовала передачу прав с пятью лессорами. Сумма сделок с учётом собственных средств (34 млрд рублей из чистой прибыли за 2022 год) составила 45–50 млрд рублей. AerCap сообщила, что получила 572 млн долларов за 19 Airbus «Уральских авиалиний» и 29 — S7 (около 52,5 млрд рублей по курсу ЦБ). Стоимость самолётов «Уральских авиалиний» оценена примерно в 30 млрд рублей, из которых 13,5 млрд рублей авиакомпания доплатила из своей чистой прибыли.

    Таким образом, частные компании получили из ФНБ около 30–40 млрд рублей. Оба перевозчика приобрели самолёты в финансовый лизинг на 15 лет, по завершении которого суда перейдут в их собственность.

    Ещё одной частной авиакомпанией, сумевшей согласовать условия сделок по трём Airbus на 9 млрд рублей, стала чартерная iFly. Речь идёт о прямом выкупе самолётов у ALC (США).

    Источники «Коммерсанта» полагают, что оставшиеся средства ФНБ будут использованы для урегулирования по самолётам «Аэрофлота» даже в случае, если затем лимит в 300 млрд рублей будет повышен. «Аэрофлот» и S7 уже сообщили, что продолжают переговоры с иностранными владельцами судов. Если S7 и «Уральские авиалинии» смогут согласовать урегулирования по новым самолётам, их шансы на получение средств в отрасли считают высокими. Но интересы чартерных компаний с небольшим или старым парком вряд ли будут учтены.

    При этом перевозчики заинтересованы в урегулировании по остальным самолётам: с учётом исчерпания денег ФНБ они могут обсудить льготное кредитование с частичной компенсацией процентной ставки. Если оставить перевозчиков без господдержки в этом вопросе, с учётом высокой ставки ЦБ эти расходы неизбежно перейдут в стоимость перевозки.

    Авиакомпания Red Wings получила самолёт Ту-214

    Не самым крупным российским компаниям приходится использовать другие возможности для обновления своего флота. 28 декабря 2023 года парк авиакомпании Red Wings в Казани пополнил самолёт Ту-214 (бортовой номер RA-64518), прошедший процедуру восстановления лётной годности.

    Самолёт Ту-214 (RA-64518) был изготовлен на Казанском авиационном заводе в 2009 году и до 2017 года эксплуатировался в авиакомпаниях «Трансаэро», а затем в Red Wings. В 2023 году «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), лизинговая компания-владелец машины, организовала работы по восстановлению лётной годности воздушного судна после длительного хранения. В середине декабря борт RA-64518 получил новый сертификат лётной годности.

    Максимальная дальность Ту-214 превышает 7000 км. С полной коммерческой загрузкой он может перевозить пассажиров на расстояние до 5200 км. Обновлённый салон выполнен в одноклассной компоновке экономического класса на 194 пассажира и имеет современное навигационное и спасательное оборудование.

    Кроме этого, Red Wings и Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) намерены продолжать сотрудничество в рамках программ по восстановлению и эксплуатации отечественного авиапарка пассажирских и транспортных самолётов. Так, 10 декабря Red Wings объявила о запуске бизнес-направления грузоперевозок: грузовой парк компании будет включать самолёты Ил-96-400Т, восстанавливаемые на авиазаводах ОАК.

    В свою очередь, ОАК расширяет линейку российской гражданской авиатехники, готовясь к серийному производству импортозамещённого ближнемагистрального лайнера Суперджет-100 (SJ-100), проводит лётные испытания дальнемагистрального пассажирского Ил-96-400М и сертификацию среднемагистрального МС-21-310 в импортозамещённой версии. Чтобы продемонстрировать актуальную линейку российских гражданских воздушных судов, эти самолёты и поступивший Red Wings Ту-214 носят специальную ливрею в новом корпоративном стиле ОАК.

    «КрасАвиа» получила вертолёт Ми-8

    Авиакомпания «КрасАвиа» получила шестой вертолёт Ми-8 МТВ-1 из 10 машин, предусмотренных краевой программой реновации вертолётного парка, рассчитанной до конца 2027 года. Машина находится в Тюмени для нанесения фирменной ливреи и в конце января прибудет к месту базирования — в посёлок Тура Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

    По заказу «КрасАвиа» вертолёт оснастили дополнительными топливными баками, расположенными снаружи, что увеличивает дальность полётов, не уменьшая пространство салона. Для северных территорий, где имеется большая удалённость населённых пунктов, такое усовершенствование крайне важно.

    Модель Ми-8МТВ-1 создана на базе Ми-8Т, но является более мощным вертолётом среднего класса с улучшенными лётно-техническими характеристиками. Воздушное судно способно перевозить до 22 пассажиров или 4000 кг груза в кабине либо на внешней подвеске. Также машина может оснащаться двумя дополнительными топливными баками. Новые вертолёты Ми-8МТВ-1 производятся на Казанском вертолётном заводе, входящем в холдинг «Вертолёты России». Поставки осуществляются с помощью лизинговой Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).

    На Чукотку поставят два вертолёта МИ-8

    ГТЛК сообщила, что планирует поставить два вертолёта Ми-8 МТВ-1 в Чукотский автономный округ в рамках инвестиционного проекта с использованием средств ФНБ.

    Первый вертолёт в рамках контракта между ГТЛК и местным перевозчиком «ЧукотАВИА» поступит в регион и начнёт перевозить пассажиров и грузы в ближайшее время. Воздушное судно также будет задействовано в выполнении работ для нужд санитарной авиации. Также ГТЛК прорабатывает сделку по передаче в лизинг авиакомпании «ЧукотАВИА» ещё одного универсального вертолёта Ми-8 МТВ-1, который планируется передать до конца 2024 года.

    Планы ГТЛК на 2024 год

    ГТЛК анонсировала передачу в 2024 году в регионы первых воздушных судов для Дальневосточной авиакомпании — четыре самолёта SJ-100 и 10 вертолётов Ми-171 А2. Ещё 30 вертолётов современных модификаций Ми-8 уйдут российским авиакомпаниям. Всего по проекту ФНБ ГТЛК поставит в регионы 86 вертолётов Ми-8 производства холдинга «Вертолёты России» Госкорпорации Ростех. Из них 26 аоздушных удов уже переданы в лизинг российским перевозчикам. Это самый крупный единовременный гражданский контракт на самую массовую модель вертолётов — 12 тыс единиц выпущено за 60-летнюю историю при наличии более 150 модификаций. Машины будут поставлены российским авиакомпаниям по льготной ставке — 2,5%.

    Кроме этого, компания разрабатывает новые инвестпроекты с использованием средств ФНБ по поставке 95 легкомоторных самолётов «Байкал» для Дальневосточной авиакомпании «Аврора». Их запуск также запланирован на 2024 год.

    Ранее авиакомпании договорились о долгосрочных поставках самолётов SJ-100, МС-21 и ЛМС-901.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)