SJ-100, МС-21 и ЛМС-901: авиакомпании договорились о долгосрочных поставках самолётов

  • Дарья Гербер
    18 сентября 2023 г. — 10:20
    245
    Иллюстрация: 

    Уральский завод гражданской авиации / ВКонтакте

    Очередной Восточный экономический форум принёс хорошие новости для отечественного воздушного флота: авиакомпании сумели договориться о поставках самолётов российского производства на ближайшие годы. В 2023-2025 годах «Аэрофлот» получит первые импортозамещённые SJ-100 и МС-21. Контракты стали первыми в рамках крупнейшей сделки на поставку 339 самолётов группе «Аэрофлот». В свою очередь, 10 МС-21 достанутся «Авроре» в соответствии с соглашением, достигнутым с ПАО «Яковлев» (бывшая корпорация Иркут). Крупная поставка ждёт Единую дальневосточную компанию «Аврора». 95 «Байкалов», призванных заменить Ан-2, начнут пополнять флот Единой дальневосточной авиакомпании в 2026 году. Известно, что соответствующие соглашения уже подписаны Хабаровским краем и Республикой Саха (Якутия). Обращает на себя внимание и то, что название «Суперджетов» в недавних новостях стали обозначать по-другому: пассажирский сегмент авиастроения переживает очередной ребрендинг.

    МС-21 для «Авроры»

    АО «Авиакомпания «Аврора» и ПАО «Яковлев» на VIII Восточном экономическом форуме подписали соглашение о поставке 10 самолётов МС-21 с двухклассной компоновкой пассажирского салона вместимостью 175 кресел (16 мест бизнес-класса и 159 мест в экономическом классе) с 2027 по 2030 год.

    Соглашение закрепило основные условия, которые будут отражены в договорах поставки и лизинга воздушных судов. В соответствии с ними первые два самолёта поставят до конца 2027 года. Все машины передадут поэтапно до 2030 года.

    МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолёт нового поколения. Он ориентирован на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок. Передовая аэродинамика, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают высокие лётно-технические характеристики и сниженные, по сравнению с аналогами, эксплуатационные расходы. Аэродинамическое совершенство самолёта достигается с помощью крыла большего удлинения из композитных материалов. Двигатели МС-21 с высокой степенью двухконтурности ПД-14 отличаются низким расходом топлива, уменьшенным уровнем шума и эмиссии вредных веществ.

    «Аэрофлот» получит SJ-100 и МС-21

    По сведениям интернет-портала «Российской газеты», «Аэрофлот» получит первые самолёты SJ-100 и МС-21 в 2023-2025 годах. Соответствующее соглашение с лизинговой компанией «Авиакапитал-сервис» (входит в Ростех) было подписано на Восточном экономическом форуме.

    В общей сложности речь идёт о 18 МС-21-310 и 34 SJ-100 в импортозамещённом виде. Контракты стали первыми в рамках крупнейшей сделки на поставку 339 самолётов группе «Аэрофлот»: в сентябре 2022 года компания подписала договор, по которому намеревалась приобрести импортозамещённые МС-21-310, SJ-100 и Ту-214.

    По сведениям Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), «Аэрофлот» получит в лизинг шесть воздушных судов МС-21-310. Договор авиакомпании «Россия» с лизинговой компанией подразумевает поставку 12 воздушных судов MC-21-310 и 34 лайнеров SJ-100.

    Договоры «Аэрофлота» и «России» с «Авиакапитал-Сервис» реализуют сделки лизинга в рамках инвестиционного проекта, утверждённого Правительством в январе 2023 года. Он подразумевает передачу авиаперевозчикам первых 63 новых МС-21-310, SJ-100 и Ту-214, планируемых к поставке до 2025 года.

    Обращает на себя внимание то, что название импортозамещённой версии модели SSJ-100 стали обозначать в отраслевых пресс-релизах по-иному. Если раньше для отличия от самолётов прежних поставок их называли SSJ-NEW, то теперь решили вернуть в обозначение число «100», но исключить первую S (Sukhoi). В августе завершился ребрендинг корпорации «Иркут»: она сменила имя на «Яковлев». Поскольку производство «Суперджетов» ещё в 2020 году вместе с АО «Гражданские самолёты Сухого» передали в корпорацию «Иркут», то пришло время окончательно отвязаться от нейминга, более ассоциирующегося с военной, а не гражданской техникой.

    95 «Байкалов» для Дальневосточной компании

    Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) проинформировала о поставке 95 легкомоторных «Байкалов» для Дальневосточной авиакомпании. Соответствующее соглашение подписано с авиакомпанией «Аврора» и Уральским заводом гражданской авиации (АО «УЗГА») на Восточном экономическом форуме — 2023 (ВЭФ). Для финансирования сделки рассматривается возможность привлечения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

    До конца 2023 года стороны согласуют комплектацию и состав оборудования воздушных судов, цену, сроки поставок, гарантийные обязательства и условия сервисного обслуживания. После этого, по сведениям пресс-службы АО «УЗГА», состоится подписание договора на поставку.

    Самолёты пополнят флот Единой дальневосточной авиакомпании в 2026–2030 годах и будут выполнены в различной комплектации для пассажирских и транспортных перевозок, а также для авиалесохраны и санавиации.

    ЛМС «Байкал» заменят морально устаревшие Ан-2. Поставка ГТЛК расширит маршрутную сеть Дальнего Востока, повысит качество авиационных услуг и нарастит пассажиропоток. Кроме этого, источник отметил, что серийный заказ обеспечит долгосрочную загрузку отечественных авиастроителей, поспособствует снижению стоимости воздушных судов и развитию суверенных компетенций. Первоочерёдно это будет касаться производственной площадки в Комсомольске-на-Амуре, где организовано серийное производство «Байкалов».

    ЛМС-901 «Байкал» — лёгкий многоцелевой самолёт, предназначенный для использования на местных воздушных линиях, а также для выполнения широкого спектра авиационных работ. Оснащён одним турбовинтовым двигателем. Рассчитан на перевозку до девяти пассажиров в пассажирском варианте или до 2000 кг груза на дальность 1500-3000 км. Крейсерская скорость до 300 км/ч. Может эксплуатироваться на грунтовых взлётно-посадочных полосах, помимо этого, предусмотрена возможность использования лыжного или поплавкового шасси.

    В свою очередь, Якутия подписала меморандум о взаимопонимании с АО «Авиакомпания "Аврора"» касательно потребности в ЛМС-901 «Байкал». В Минтрансе региона обозначили, что суда в количестве 25 единиц будут выполнять авиационные работы. На сентябрь-октябрь запланирована программа испытаний. По итогам УЗГА оформит пакет документов, для сертификационных органов, чтобы получить допуск «Байкала» к коммерческим полётам.

    Также меморандум о взаимопонимании по эксплуатации ЛМС-901 «Байкал» на полях ВЭФ-2023 подписали АО «Авиакомпания "Аврора"» и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края. Воздушный парк региона пополнится 17 машинами. Помимо запуска производства «Байкалов», в Хабаровском крае уже производят импортозамещённые SJ-100. По информации АО «Хабаровские авиалинии», со стороны регионального правительства координировать реализацию меморандума будет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 22:50 18.09.2023:
    Как уточнила Авиакомпания «Аврора», согласно уже подписанным меморандумам в Республике Саха (Якутия) — планируется эксплуатировать 25 воздушных судов ЛМС-901 «Байкал», в Хабаровском крае — 17, в Забайкальском крае и Амурской области – по 14, в Чукотском автономном округе и Республике Бурятия — по пять, в Еврейской автономной области — два. С остальными субъектами ДФО завершается работа по согласованию текстов меморандумов, которые планируется подписать в ближайшее время.

    Ранее, в конце августа, импортозамещённый «Суперджет» совершил первый испытательный полёт. Группа «Аэрофлот» продолжила расширять авиапарк, способный летать за пределами страны. В «России» начали работу два Boeing 737 редкой модификации. В ГТЛК обозначили, что планируют продать машины, застрявшие за рубежом, а модернизированный Як-40 прибыл на новое место работы на Камчатке.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)