Релокация и реновация: авиакомпании пополняют флот, несмотря на санкции

  • Дарья Гербер
    2 сентября 2023 г. — 11:00
    290
    Иллюстрация: 

    Авиакомпания «Россия» / rossiya-airlines.com

    Август завершился на позитивной ноте для отечественной авиаотрасли. Импортозамещённый «Суперджет» совершил первый испытательный полёт. В ожидании начала массового серийного производства российских самолётов авиакомпании используют альтернативные возможности пополнения воздушного флота. Группа «Аэрофлот» продолжает придерживаться намеченного курса на расширение авиапарка, способного эксплуатироваться за пределами страны. Помимо этого, решаются вопросы собственности на воздушные суда, взятые в аренду у иностранных лизингодателей. 

    В дочерней авиакомпании «Россия» начали работу два Boeing 737 редкой модификации: самолёты уже обслуживают рейсы под именами «Жириновский Владимир Вольфович» и «Державин Гавриил Романович», а по окончании высокого сезона они пройдут перекомпоновку и поступят в распоряжение «Аэрофлота». Вместе с тем переправка самолётов иностранного производства не всегда возможна из-за санкций, поэтому ранее в ГТЛК обозначили, что планируют продать машины, застрявшие за рубежом. Тем временем менее крупные авиакомпании приобретают отремонтированные старые самолёты: модернизированный Як-40 прибыл на новое место работы на Камчатке. 

    «Суперджет» совершил тестовый полёт

    30 августа импортозамещённый самолёт «Суперджет» успешно совершил первый полёт в Комсомольске-на-Амуре. Об этом проинформировало Министерство транспорта. Опытный ближнемагистральный образец, изготовленный производственным центром ПАО «Яковлев», совершил полёт длительностью в 54 минуты на высоте до 3 тыс м при скорости до 343 км/ч.

    Экипаж проверил характеристики устойчивости и управляемости самолёта, системы автоматического регулирования давления в кабине, а также произвёл «посадку на облако» и заход на посадку с уходом на второй круг. Самолёт пилотировали лётчики-испытатели Леонид Чикунов и Дмитрий Деменев в присутствии инженера-испытателя Дениса Велижанина.

    Второй образец скоро начнёт программу испытаний с отечественными двигателями ПД-8, которые проходят серию стендовых испытаний и испытания в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Всего импортозаместили около 40 систем и агрегатов.

    «Аэрофлот» получит два Boeing 737

    Группа «Аэрофлот» стала первым российским авиахолдингом, который смог расширить свой авиапарк западных самолётов, несмотря на западные санкции. По сведениям портала ATO.ru, это стало возможно за счёт достижения договорённости с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) касательно приобретения двух узкофюзеляжных пассажирских самолётов Boeing 737-900ER. С середины июля они эксплуатируются в дочерней компании «Россия», а по окончании высокого сезона пройдут перекомпоновку для полётов в «Аэрофлоте».

    ГТЛК приобрела два В-737-900ER в феврале 2020 года у ирландской компании Aergo Capital Limited через дочернее предприятие GTLK Asia, зарегистрированное в Сингапуре. Самолёты с заводскими номерами 43214 и 43212 собраны в 2018 году. Оба имеют салон экономкласса на 215 кресел. На момент покупки они эксплуатировались индонезийской авиакомпанией Lion Air. В ГТЛК сообщили, что два В-737-900ER были единственными самолётами в портфеле GTLK Asia, которая весной 2022 года попала под западные санкции.

    Согласно данным сервиса Flightradar24, 28 февраля 2023 года самолёты вылетели из индонезийского аэропорта Батам и на следующий день приземлились в московском Домодедово. В начале июня их переместили в Шереметьево — базу группы «Аэрофлот».

    Модификация В-737-900ER является довольно редкой для России. Два таких самолёта есть только у авиакомпании «Икар». «Россия» эксплуатирует 12 машин менее вместительной версии Boeing 737-800. 37 таких бортов есть у самого «Аэрофлота», ещё 41 летает у входящей в группу «Победы».

    Покупка ВС является частью стратегии «Аэрофлота» по расширению авиапарка, который может эксплуатироваться за пределами страны. Также она включает решение вопросов собственности на самолёты, взятые в аренду у иностранных лизингодателей. Воспользовавшись исключением в западных санкциях, «Аэрофлот» приобрёл в 2022 году 10 Boeing 777-300ER и восемь Airbus A330, которые ранее эксплуатировались авиакомпанией в финансовом лизинге.

    Сейчас «Аэрофлот» ведёт переговоры с иностранными лизингодателями о «страховом урегулировании» по 47 самолётам, что позволит их выкупить за счёт средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

    Пока же «Россия» информирует об эксплуатации полученных новинок. Первой присвоили бортовой номер 73484 и название «Жириновский Владимир Вольфович». Фамилия, имя и отчество государственного деятеля нанесены на носовой части фюзеляжа под кабиной лётного экипажа на русском и английском языках. Лайнер представили в моноклассной компоновке на 210 мест. Он обслуживает рейс SU/FV6311 Москва — Калининград.

    Второй — «Державин Гавриил Романович» с бортовым номером 73485 — вылетел из Шереметьево в Тюмень рейсом SU/FV6361 21 августа, после чего вернулся в Москву и отправился в Калининград рейсом SU/FV6313. Его пассажировместимость также составляет 210 человек. Инициативу назвать самолёт в честь Г. Р. Державина приурочили к 280-летию со дня его рождения.

    Следует отметить, что в «России» традиционно называли самолёты в честь городов, а не известных людей. Обратная практика у авиакомпании «Аэрофлот». Поэтому лайнер, который в «Аэрофлоте» носил имя «Евгений Барабаш», в распоряжении России получил имя «Якутск». Нынешнее наименование бортов ещё раз подчёркивает временный характер эксплуатирования «боингов» «Россией».

    Всего в парке авиакомпании «Россия» эксплуатируется 137 воздушных судов: 78 единиц «Суперджет» 100, 18 Airbus 319, 14 Boeing 737, 10 Boeing 777, девять Boeing 747 и восемь Airbus 320.

    ГТЛК планирует продать арестованные самолёты

    Однако не все самолёты удаётся доставить из-за рубежа в Россию. В феврале этого года сетевое издание Forbes.ru сообщало, что всего ГТЛК планирует продать 37 частично заблокированных за границей самолётов Boeing и Airbus, которые принадлежат её дочерним компаниям: GTLK Europe, GTLK Asia и GTLK Middle East. 

    GTLK Europe создали в Ирландии в 2012 году в том числе под запросы «Аэрофлота». Вместе три компании образуют зарубежную платформу ГТЛК для развития международного лизинга авиационного и водного транспорта GTLK Global Business. В её собственности 74 самолёта. 37 из них находятся в России и продолжают эксплуатироваться российскими авиакомпаниями. Ещё 37 — за рубежом. Большая часть из них — Boeing 777 и 737, также есть Airbus 321, 320 и 319.

    33 воздушных судна (это 90% заблокированных самолётов), находятся в Европе физически. Четыре — пребывают в финансовом лизинге с правом выкупа, по остальным подписаны договоры операционной аренды. Обсуждения продажи ведутся с тремя лизинговыми компаниями.

    На реализацию сделки может уйти несколько месяцев. ГТЛК исходит из того, что актив должен сохранять свою стоимость и приносить доход, однако использовать самолёты невозможно ввиду санкций. В связи с этим, как указывает источник, продажа активов — оптимальный сценарий. При этом нужно учитывать потерю стоимости за период простоя. Она зависит от того, должным ли образом машины законсервировали перед длительным хранением. По оценке Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, за девять месяцев самолёты могли потерять 20-50% стоимости.

    Вариант реализовать сделку с замороженными активами — это получить лицензии на совершение операции у местного регулятора. В такой лицензии указывают, что именно можно делать, стоимость имущества и куда направляются деньги. Вместе с тем сделку с арестованным имуществом могут не признать страны, поддержавшие санкции.

    Як-40 прибыл на Камчатку

    АО «Камчатское авиационное предприятие» проинформировало о пополнении парка самолётом Як-40. Воздушное судно стало четвёртым данного типа в авиапарке компании. Однако его выделяет дальность полётов — турбореактивная машина может совершать беспосадочные путешествия на расстояния до 2200 км. Такая дальность полётов достигнута благодаря увеличенной максимальной заправке топлива в 6 т.

    В Як-40 возможны три варианта компоновки: пассажирский (32 кресла), грузопассажирский (18 кресел и грузовой отсек), административный (VIP на 16 кресел). Кроме этого, административный и грузопассажирский варианты отличаются наличием перегородки, которая отделяет грузовой отсек от пассажирского либо диван и два кресла VIP-салона от кресел, предназначенных для сопровождающих лиц.

    Ожидается, что, помимо пассажирских перевозок, Як-40 будет работать на чартерных рейсах и рейсах, выполняемых совместно с «Камчатским территориальным центром медицины катастроф». Он подходит для выполнения санитарных заданий благодаря увеличенной дальности полётов, что означает меньшую потребность в запасных аэродромах. Это комфортнее для больных и актуально в выходные дни, когда некоторые аэропорты закрыты. Также прорабатывается вариант доставки больных из Камчатского края в крупные медицинские центры Дальнего Востока, например, в Хабаровск и Новосибирск. Сейчас транспортировка тяжёлых больных осуществляется через бронирование мест на рейсовых самолётах.

    На Камчатку ЯК-40 прибыл из Беларуси, где его приобрели на «Минском заводе гражданской авиации № 407». В белорусской столице воздушное судно 1980 года выпуска прошло полную диагностику и обслуживание. В соответствии с нормативно-технической документацией следующее крупное регламентное обслуживание пройдёт по налёту 600 часов.

    Ранее в начале августа ОАК объявила о переименовании корпорации «Иркут» в «Яковлев» на фоне основной нагрузки по части производства SSJ-NEW и МС-21. На производство последнего выделили 280 млрд рублей.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)