Выпуск отечественных самолётов задерживается, владение импортными — дорожает

  • Дарья Гербер
    27 мая 2024 г. — 10:55
    179
    Иллюстрация: 

    В начале мая Правительство России внесло изменения в комплексную программу развития авиаотрасли до 2030 года. В сравнении с предыдущей версией базовый прогноз пассажирских авиаперевозок ухудшен до 2029 года. Немалую роль в этом сыграл перенос срока старта серийного производства отечественных самолётов и вертолётов на более позднее время. В результате планы обновления авиапарков в горизонте 2030 года сокращены, что, в свою очередь, влияет на возможности развития маршрутных сетей авиакомпаний.

    В таких условиях возрастает стоимость владения даже бывшей в употреблении авиационной техники, что приводит к перетоку части флота к более крупным авиаперевозчикам. В частности, S7 Airlines получила три самолёта Airbus A321 от Государственной транспортной лизинговой компании. Ранее эти борты эксплуатировались авиакомпанией «Ямал»: причиной отказа от финансовой аренды стало повышения лизинговой ставки.

    Сдвиг поставок самолётов изменил прогноз авиаперевозок на 2024–2028 годы

    Параллельно Правительство РФ утвердило распоряжением от 4 мая № 1102р внесение изменений в комплексную программу развития авиаотрасли до 2030 года. На этот раз ухудшен прогноз перевозок вплоть до 2029 года. Как сообщает «Интерфакс», обновлённый базовый прогноз учитывает перенос поставок магистральных самолётов отечественного производства (SJ-100, МС-21) на более поздние сроки и снижение объёмов выпуска региональных лайнеров (Ил-114-300, «Байкал», «Ладога»). Теперь планируется выпустить 994 самолёта вместо ранее заявленного 1081.

    Выпуск первых ближнемагистральных самолётов SJ-100 теперь запланирован на 2026 год, причём сразу в количестве 30 единиц, тогда как ранее первые два самолёта ожидались в 2023 году с последующим выходом на 20 единиц в год. Первые девять среднемагистральных МС-21 ожидаются в 2025 году начиная с сентября, 31 — в 2026 году. Ранее первые шесть единиц ожидались в 2024 году. Выход на 72 МС-21 в год, как и ранее, запланирован на 2029 год. Обновился и график поставок Ту-214: в 2022–2023 году поставлено по одному лайнеру, ещё один передадут в сентябре текущего года. На 2025 год запланирован выпуск четырёх судов, на 2026 год — семи. С 2028 года прогнозируется выпуск 28 Ту-214 ежегодно против ранее заявленных 20 в год начиная с 2027 года.

    Общее число выпущенных к концу 2030 года SJ-100, МС-21 и Ту-214 не изменилось по сравнению с предыдущей версией документа — 142, 270 и 115 единиц соответственно. Несколько скорректирован план выпуска широкофюзеляжных Ил-96-300. Первые два самолёта ранее ожидались в 2025 году, и эти прогнозы сохранены, однако в программе учли ранее собранные и переданные в 2022–2023 годах два самолёта. Таким образом, всего в 2030 году должно быть 14 бортов против ранее заявленных 12.

    По данным источника, на снижение выпуска самолётов до 994 против 1081 повлияли обновлённые графики строительства региональных лайнеров. Преимущественно этим занимается «Уральский завод гражданской авиации». Так, выход на рынок 44-местной «Ладоги» перенесён с 2025 на 2028 год, а всего их теперь планируется выпустить в количестве 105 штук против 140. Первые российско-белорусские «Освеи» (ЛМС-192, аналог чешских L-410) ожидаются в 2027 году в количестве 20 штук, в 2030 году их должно быть 158. Предыдущая версия комплексной программы предполагала выпуск 40 L-410 в 2027 году и 178 за всё время её действия. Первые поставки «Байкалов» (ЛМС-901) перенесены с 2024 на 2025 год, всего планируется построить 139 лайнеров вместо ранее заявленных 154. Для лёгкого многоцелевого самолета "Байкал" (ЛМС-901) и двигателя для него ВК-800СМ планируется до конца 2024 года получение сертификата типа на базовую транспортную версию, а до конца 2025 года — на пассажирскую версию самолёта для обновления парка воздушных судов, используемых на местных воздушных линиях, и повышения транспортной доступности на Дальнем Востоке. Появление Ил-114-300 теперь ожидается в 2026 году против 2024 года, всего планируется произвести 51 самолёт, а не 70, как заявлялось ранее.

    График поставок вертолётной техники также скорректирован. Например, к концу 2030 года планируется выпуск 187 «Ансатов» против 201, а число произведённых Ми-8МТВ-1, напротив, увеличат со 188 до 212. Общее число выпущенных вертолётов в рамках программы должно составить 765 против 764 в предыдущей версии.

    Перенос сроков пополнения воздушного флота повлиял и на корректировку будущих пассажиропотоков. В соответствии с прогнозом в 2024 году российские авиакомпании перевезут 98,1 млн человек, включая 77,3 млн внутри страны. В редакции августа 2023 года прогноз сохранялся на уровне 104,5 млн человек, включая 83,6 млн внутреннего пассажиропотока. В 2023 году было перевезено 105,4 млн человек (+11% г/г). Таким образом, в 2024 году ожидается падение показателя на 7%. Прогноз на 2025 год — 89,8 млн человек (предыдущий — 105,6 млн), что предполагает снижение год к году на 8,5%.

    С 2026 года ожидается постепенное восстановление трафика: сначала до 92,3 млн человек (предыдущий прогноз — 106,9 млн), в 2027 году — до 98,8 млн (против 108,7 млн), в 2028 году — до 107,4 млн (против 111,3 млн). На 2029–2030 годы прогнозы улучшены — до 118,4 млн против 115,6 млн и до 126,8 млн против 121,3 млн соответственно. Для сравнения, в 2019 году российские авиакомпании перевезли рекордные 128,1 млн пассажиров.

    Руководство Минтранса и Росавиации публично не анализировало пассажиропоток на 2024 год, однако ГТЛК прогнозировала рост до 113 млн человек. Ожидалось, что восходящий тренд авиаперевозок поддержат поставки отечественных самолётов и вертолётов, реализуемых ГТЛК в рамках госпрограмм, в том числе с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Всего ГТЛК планировала передать заказчикам в 2024 году 50 вертолётов модификаций Ми-8, четыре вертолёта «Ансат» и четыре самолёта SJ-100. В свою очередь, крупнейшая авиационная группа «Аэрофлот» планирует перевезти в текущем году более 50 млн человек против 47,3 млн в 2023 году.

    В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) отметили, что рост пассажирских перевозок в ближайшие годы будет зависеть от возможностей авиакомпаний по увеличению парка. Ранее АЭВТ оценивала общий коммерческий парк в 2,346 тыс. единиц техники, включая 1,332 тыс. самолётов и 1,014 тыс. вертолётов. При этом в 2023 году 89% пассажиров было перевезено на самолётах зарубежного производства, 10% — на отечественных самолётах, 1% — на вертолётах.

    По данным АЭВТ, в I квартале 2024 года общий пассажиропоток составил 23 млн человек, что на 8% больше года ранее. Положительный тренд может означать, что всего по итогам текущего года показатель вырастет на 5%. Однако из-за уменьшения резервного парка иностранных самолётов, которые разбирают на запчасти, по мнению представителя «ЮТэйр — пассажирские авиалинии» компании могут налетать «чуть меньше, чем в прошлом году».

    Авиакомпания S7 Airlines получила три самолёта Airbus A321

    На фоне задержек со строительством новых судов авиакомпании совершают сделки на вторичном рынке. Пресс-служба S7 Airlines проинформировала о расширении флота воздушных судов: уже этим летом к полётам приступят три самолёта Airbus A321. Договоры операционной аренды подписаны с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Лайнеры помогут расширить маршрутную программу авиакомпании.

    Airbus A321 относятся к категории среднемагистральных воздушных судов. Все передаются в компоновке экономического класса. Два рассчитаны на перевозку 219 пассажиров, один — 220 пассажиров. Перед вводом в эксплуатацию самолёты пройдут техническое обслуживание. В частности, будут проведены процедуры по выводу из хранения, плановые технические работы и перекраска в ливрею S7 Airlines. По данным РБК, ранее суда эксплуатировались авиакомпанией «Ямал», однако перевозчик принял решение от них отказаться после повышения лизинговой ставки в ноябре 2023 года.

    Юридически самолёты принадлежали европейской дочерней структуре ГТЛК, в отношении которой с попаданием в санкционные списки суд Ирландии ввёл процедуру ликвидации. Продолжение полётов на принадлежащих зарубежной компании самолётах могло привести к аресту бортов в иностранных аэропортах. В связи с этим ГТЛК перезаключила лизинговые контракты с «Аэрофлотом», «Россией» и S7. За переоформлением документов последовало повышение лизинговой ставки. В некоторых случаях индексация достигала 30%. С отказом от Airbus A321 в парке «Ямала» осталось 26 самолётов: 15 SSJ100, восемь Airbus A320 и три Bombardier CRJ-200 LR. До «Ямала» переданные S7 лайнеры летали в ливреях «Аэрофлота» и ливанской национальной Middle East Airlines. Как уточняет сетевое издание «Федеральный бизнес журнал», самолёты с регистрационные номерами RA-73689, RA-73310 и RA-73693 выпущены в 2003–2004 годах.

    Авиапарк S7 — один из самых современных в России, однако его дальнейшее обновление оказалось затруднено после введения санкций. За каждую машину, появляющуюся на рынке, идёт напряжённая конкуренция. Так, около года назад S7 не удалось получить Boeing 737-900ER, принадлежащие ГТЛК и ранее эксплуатирующиеся индонезийской Lion Air. Весной 2023 года ГТЛК ввезла их в Россию, и уже летом они оказались в парке авиакомпании «Россия». Перевозчик использовал машины для обслуживания рейсов между Москвой, Калининградом и Махачкалой.

    Ранее Объединённая авиастроительная корпорация возобновила программу лётных испытаний Ил-114-300. Параллельно в ПАО «Ил» — ВАСО выкатили фюзеляж очередного Ил-96-300, а авиакомпания Red Wings запустила пассажирский рейс по маршруту Москва — Батуми на восстановленном лайнере Ту-204-100В.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Регионы: 
    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)