Пассажирский флот: новые имена, маршруты, спуски, испытания и планы

  • Дарья Гербер
    8 июля 2024 г. — 12:15
    153
    Иллюстрация: 

    Объединённая судостроительная корпорация / aoosk.ru

    Пассажирская маршрутная сеть водного транспорта продолжает развиваться благодаря пополнению флота. В Ростовской области спустя 30 лет скоростные суда вышли 2 июля на регулярный маршрут Ростов-на-Дону — ст. Багаевская — Семикаракорск: линию обслуживают СПК «Валдай 45Р». На Волге с 5 июля возрождён маршрут из Нижнего Новгорода в Ярославль: первый рейс осуществил «Метеор 120Р» «Капитан Полуэктов». Параллельно готовятся к работе ещё несколько судов. ОСК тестирует мелководную «Инию» на водоёмах Псковской области, а ГТЛК приняла пятое судно на подводных крыльях «Комета 120М» для перевозок в Азово-Черноморском бассейне. В Санкт-Петербурге для  будущей работы на Енисее спустили на воду судно класса «река-море» «Виктор Астафьев», ставшее первым построенным в России для работы в арктической зоне по проекту А45-90.2, а также достигли соглашения по развитию верфи в Отрадном.

    На очереди — новые контракты на поставку судов и новые проекты. Объединённая судостроительная корпорация представила проект арктического круизного лайнера, а Государственная транспортная лизинговая компания заказала шесть электросудов проекта «Экокруизер-м», которые призваны заменить суда серий «Москва» и «Москвич». 

    «Валдаи» вышли на маршрут Ростов-на-Дону — Багаевская — Семикаракорск

    По данным Министерства транспорта Ростовской области, 2, 4 и 6 июля с 27-го причала Ростова-на-Дону стартовали первые регулярные пассажирские рейсы от СПК «Дон» по маршруту Ростов-на-Дону — ст. Багаевская — Семикаракорск — ст. Багаевская — Ростов-на-Дону расписанием:

    • отправление из Ростова-на-Дону в 9:15, швартовка в ст. Багаевская с 10:30 до 10:50, прибытие в Семикаракорск в 12:05;

    • отправление из Семикаракорска в 13:15, швартовка в ст. Багаевская с 14:30 до 14:50, прибытие в Ростов-на-Дону в 16:05.

    По сообщению ФГБУ «АМП Азовского моря», дальнейшее расписание утвердят по результатам первых рейсов. Экскурсионные перевозки будут осуществляться на СПК «Валдай-45Р» вместимостью 45 человек. Первый круиз в Семикаракорск на «Валдае» состоялся 23 июня. Как акцентировали в Росморречфлоте, регулярные водные скоростные пассажирские перевозки в Азово-Донском бассейне были возобновлены после тридцатилетнего перерыва.

    Также в текущем году судоходная компания «Дон» запустила регулярный маршрут Ростов-на-Дону — Азов. Продолжительность поездки составляет 45 минут. Уже совершено более 450 рейсов и перевезено более 7500 пассажиров.

    Новый «Метеор» курсирует из Нижнего Новгорода в Ярославль

    Скоростное сообщение по Волге продолжает возрождаться. В начале июля после многолетнего перерыва прямые рейсы соединили Нижний Новгород И Ярославль. 5 июля состоялся первый рейс СПК «Метеор 120Р» «Капитан Полуэктов» (Метеор 120Р-4) в Ярославль. Об этом проинформировало Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области со ссылкой на пресс-службу судоходной компании «Водолёт».

    Судно проследовало по расписанию:

    • отправление из Нижнего Новгорода в 9:20, прибытие в Ярославль — в этот же день в 18:50;

    • обратный рейс — 6 июля с отправлением в 7:00 и прибытием в Нижний Новгород в 16:50.

    По маршруту запланированы остановки в Чкаловске, Юрьевце, Кинешме, Плёсе и Костроме. Даты и расписание следующих рейсов будут опубликованы на сайте компании «Водолёт». Пока что ближайшие поездки намечены на 10 июля из Нижнего Новгорода и 11 июля из Ярославля. 

    Перед дебютом на новом дальнем маршруте «Капитан Полуэктов», по информации Минтранса Нижегородской области, выходил в рейс 30 июня по маршруту Нижний Новгород — Макарьево — Нижний Новгород расписанием:

    •  отправление из Нижнего Новгорода в 9:30, прибытие в Макарьево в 11:15 (стоянка четыре часа);

    • отправление из Макарьева в 15:15, прибытие в Нижний Новгород в 17:15.

    2 июля «Метеор» отправился из Нижнего Новгорода в Васильсурск, также с промежуточной остановкой в Макарьеве.

    Второй приобретённый для Нижегородской области «Метеор 120Р» «Капитан Полуэктов» был передан региону в декабре 2023 года после успешного прохождения ходовых испытаний. Новое судно назвали в честь нижегородского капитана-испытателя Виктора Полуэктова — соратника Ростислава Алексеева. В свою очередь, «Конструктор Алексеев» — первый «Метеор 120Р» «Водолёта» — в эту навигацию трудится на линиях Нижний Новгород — Казань и Нижний Новгород — Казань — Ульяновск.

    Кроме этого, с 29 июня судоходная компания запустила регулярные рейсы по маршруту Нижний Новгород — Балахна — Городец и обратно. На направлении работают суда «Валдай 45Р». С 1 июля рейсы осуществляются три раза в день. Отправление из Нижнего Новгорода в 8:00, 12:00 и 16:20, из Городца — в 9:30, 13:40 и 18:00.

    ОСК тестирует «Инию» в Псковской области

    В Псковской области спустили на воду пассажирское судно «Иния» проекта 04860.1. Специалисты ОСК протестируют его работу на мелководье и начнут подготовку к передаче заказчику. «Иния» — второе судно разработки ОСК в линейке мелкосидящих пассажирских судов для городского и пригородного маршрутного сообщения, а также экскурсионных прогулок.

    Возможность доставки судна в любую точку страны по дорогам общего пользования является одним из преимуществ проекта, разработанного в НИПТБ ОСК «Онега». Судно рассчитано на 54 пассажира и двух членов экипажа, имеет осадку 0.5 м и габаритную длину 24.8 м. В отличие от речного трамвая «Соталия», высота борта «Инии» достигает 1.4 м, что означает использование не только в условиях рек и каналов, но и на озёрах и водохранилищах. По сути, «Иния» является более мощной модификацией «Соталии».

    Доля отечественного оборудования в проекте, включая пропульсивный комплекс, достигает 90%. Использованные технические решения максимально унифицированы между двумя проектами, что в перспективе упростит эксплуатацию парка подобных судов в регионах.

    Планируется что «Иния» будет использоваться для перевозки туристов и пассажиров в Псковской области. Разработкой водных маршрутов, в том числе и до Талабских островов, занимался региональный комитет по туризму.

    ГТЛК приняла пятое СПК «Комета 120М»

    ГТЛК подписала акт приёмки нового морского пассажирского судна на подводных крыльях (СПК) «Комета 120М» проекта 23160, построенного на заводах ОСК «Вымпел» и «Море» в рамках программы с государственным финансированием. Судну присвоили имя «Космонавт Павел Попович» в честь дважды героя Советского Союза, генерал-майора авиации, пилота космического корабля «Восток-4» и командира «Союза-14». Ранее, как и другие суда проекта 23160, судно имело рабочее название в честь одного из прибрежных городов Крымского полуострова «Керчь».

    Пятую по счёту «Комету» задействуют в навигацию-2024 для осуществления регулярных скоростных пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне компанией-оператором «Морские скоростные пассажирские перевозки». Она вмещает до 120 пассажиров (пять человек экипажа), развивает скорость более 60 км/ч, имеет габаритную длину 35,2 м, ширину — 10,3 м, водоизмещение — 73 т, осадку габаритную на плаву — 3,5 м, дальность хода в полном водоизмещении — 200 миль, автономность плавания — 8 часов.

    Салоны эконом- и бизнес-класса оборудованы креслами авиационного типа, имеют систему кондиционирования воздуха и выполнены из современных вибропоглощающих материалов. В салоне размещён стенд с биографией Павла Поповича и фотографиями, отражающими памятные моменты его жизни. Также судно оснащено современными средствами связи и навигации, а также системой умерения качки.

    В этом сезоне компание «Морские скоростные пассажирские перевозки» обслуживает в акватории Чёрного моря пассажирскую линию Анапа — Геленджик — Сочи: пока там работает второе судно проекта «Ялта».

    В Петербурге спустили на воду судно «Виктор Астафьев» и подписали договор с Emperium

    5 июня на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) в Санкт-Петербурге спустили на воду головное пассажирское судно проекта А45-90.2 «Виктор Астафьев», построенное по заказу ГТЛК. Контракт на создание двух теплоходов «Виктор Астафьев» и «Андрей Дубенский» подписали в 2020 году в рамках программы льготного лизинга водного транспорта ГТЛК. Это первые суда проекта А45-90.2: корабела ОСК строит теплоходы класса «река-море» для работы в арктической зоне, где перевозка людей на большие расстояния по водным артериям является почти безальтернативным средством транспортировки. В частности, маршрут Красноярск — Дудинка является социально значимым.

    Ожидается, что теплоходы станут флагманами пассажирского флота на Енисее. «Виктора Астафьева» запустят в навигацию 2025 года. Суда проекта А45-90.2 вмещают до 245 пассажиров и проходят без бункеровки до 5000 км. На борту расположены ресторан, бары, медицинская каюта, камеры хранения, пассажирский лифт, каюты комфорт класса, семь — класса «Люкс», а также одна двухместная каюта для лиц с ограниченными физическими возможностями. Сейчас по Енисею путешествуют около 600 тыс. человек в год. Рост пассажиропотока сдерживают только возможности судов, что изменится с поступлением теплоходов.

    Программу льготного лизинга водного транспорта ГТЛК запустили в 2018 году. За это время ГТЛК законтрактовала 83 судна, 32 из которых уже переданы в лизинг. На 1 мая 2024 года общий объём инвестиций составил 55,6 млрд рублей, в том числе 44 млрд рублей бюджетных средств.

    Сейчас линию Красноярск — Дудинка обслуживают теплоходы «Валерий Чкалов», построенный в 1953 году, и «Александр Матросов» 1954 года выпуска.

    Кроме этого, в первый день Петербургского международного экономического форума губернатор Ленинградской области и Emperium (входит в Sitronics Group) подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития промышленной инфраструктуры и судостроительного производства. Сейчас верфь в Отрадном имеет производственную мощность 12 судов в год, в планах — изменить эту цифру до 25 судов в год за счёт постройки нового эллинга, расширения площади производства и увеличения штата с 375 до 750 человек.

    ОСК представила проект арктического круизного лайнера

    Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» разработало проект арктического круизного лайнера «Кунашир» на основе ледокола проекта 23550. По данным Объединённой судостроительной корпорации (АО «ОСК»), строительство судов этой серии ведётся в различном исполнении, а головной корабль спущен на воду.

    Судно предназначено для морских круизов, перевозки пассажиров в арктических морях с возможностью высадки на необорудованный берег, на ледовые и необитаемые острова. Предлагаются варианты использования в экспедиционном, исследовательском или круизном рейсах. Предусмотрено использование беспилотных летательных аппаратов и вертолёта, а имеющиеся по левому и правому борту два катера на воздушной подушке и два катера в специальном исполнении могут применяться для экскурсионных поездок, ралли-рейдов, знакомства с флорой и фауной океана, а также осмотра айсбергов.

    Для размещения пассажиров предназначены каюты 22–59 кв. м: один двухместный люкс с лоджией, шесть двухместных премиум с лоджией, две двухместные каюты делюкс, шесть двухместных стандарт с лоджией, 16 двухместных кают супериор, шесть двухместных стандарт. Пассажировместимость и количество кают могут быть увеличены.

    Характеристики проекта: водоизмещение — 9000 т., длина — 112 м, ширина — 20 м, осадка — 7 м., скорость полного хода — 16 узлов, экономическая скорость хода —12 узлов. Ледовый класс — Arc7. Ледопроходимость при толщине сплочённого однолетнего льда — до 1,7 м, при толщине сплошного неподвижного льда — до 1,3 м. Пассажировместимость — 74 человека, экипаж — 55 человек. Автономность по запасам провизии и пресной воды — 35 суток. Дальность плавания экономической скоростью хода — 8000 миль. Мореходность неограниченная.

    Энергетическая установка включает четыре дизель-генератора мощностью по 3500 кВт и два дизель-генератора мощностью по 1000 кВт. Система электродвижения включает два гребных электродвигателя мощностью по 6300 кВт, работающих на два гребных винта фиксированного шага.

    ГТЛК заказала шесть электросудов проекта «Экокруизер-м»

    Государственная транспортная лизинговая компания (АО «ГТЛК») подписала c ООО «Эмпериум» (входит в Sitronics Group) контракт на строительство шести пассажирских электросудов проекта «Экокруизер-м». Договор заключён в рамках инвестиционного проекта ГТЛК с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) по обновлению гражданского водного флота России. Передача всех электросудов ожидается до конца июня 2026 года.

    «Экокрузер-м» заменит самые распространённые суда на внутренних водных путях — «Москва» и «Москвич». Облик существующих проектов дополнят электрические двигатели, оптимизированные обводы корпуса, энергоёмкая система аккумуляторов и умная электроника. Новое судно почти не создаёт шума и вибраций, также отсутствует запах переработанного топлива. Пассажировместимость — 130 человек.

    ФНБ-проект предусматривает строительство и передачу в лизинг на льготных условиях 260 судов в 2024–2028 гг., в том числе 16 «Экобасов» и шести «Экокруизеров-м». Общий объём инвестиций составил 231 млрд рублей, из которых 136 млрд рублей приходятся на средства ФНБ, 10 млрд рублей — на средства федерального бюджета и 85 млрд рублей — на заёмное финансирование.

    Также в марте 2024 года ГТЛК заключила с «Эмпериум» договор на строительство восьми пассажирских электросудов модели «Экобас». Ожидается, что их поставят до конца лета 2025 года. Планируется, что ими укомплектуют третий круглогодичный городской водный электромаршрут в Москве.

    Маршрутная сеть водного транспорта растёт на Волге, Москве, Оке, Дону и в Чёрном море.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)