Также реконструкция продолжается в Новотроицке, Петербурге, Ульяновске, Курск, Липецк, Самара и Ижевск готовятся к новому сезону
Павел Яблоков
Развитие сети линий метро продолжается в нескольких российских городах, включая Красноярск, Москву, Нижний Новгород, Санкт-Петербург и Челябинск.
В столице начали готовить проекты планировки территории для продления трёх линий на территории Новой Москвы. Тем временем строители приступили к сооружению пересадки между станциями «Академическая» Калужско-Рижской и Троицкой линий, а также второго выхода станции «Рижская» Большой Кольцевой линии. Продолжается строительстве станции «Достоевская» Кольцевой линии.
В Санкт-Петербурге «Метрострой Северной столицы» создал дочернюю компанию для проектирования новых участков метрополитена. А строительство продления Линии 3 получило согласование Главгосэкспертизы.
В Красноярске с 17 февраля из-за начала строительных работ в районе будущей станции «Вокзальная» изменилось движение транспорту в районе железнодорожного вокзала.
В Нижнем Новгороде готовятся к окончанию проходки одного из тоннелей в нагорной части города и завершают изыскания для проектирования линии в Сормовском районе.
В Челябинске наметили весной начать проходку первого нового тоннеля линии метротрамвая «Север — Юг».
В Красноярске стройка первой линии метротрамвая вплотную подошла к Привокзальной площади. Началась подготовка территории монтажного котлована.
Из-за строительных работ с 17 февраля вносятся изменения в работу общественного и индивидуального автотранспорта.
Как сообщил Дептранс Красноярска, остановка автобусов и троллейбусов переносится в сторону Деповской ул. Для обеспечения безопасности движение транспорта будет запрещено по Выборгскому пер., а также ул. Братьев Абалаковых от пересечения с Деповской ул. до Привокзальной пл. На этих участках будут установлены дорожные знаки «Движение запрещено».
Также полностью перекрыты для транспорта будут участки по ул. Бограда от Привокзальной пл. до Деповской ул. и на проезде с восточной стороны Привокзальной пл.
Горожанам рекомендуют приезжать на железнодорожный вокзал, пользуясь общественным транспортом, так как количество парковочных мест для личных автомобилей будет ограничено. Они останутся лишь на небольшом участке на пересечении ул. Братьев Абалаковых и Деповской ул., также автомобиль можно будет оставить в парковочных карманах возле зданий по ул. Бограда.
Планируется, что ограничения будут действовать до 1 декабря 2026 года.
Как напомнили в Фонде развития территорий, участок первой очереди строительства длиной 10,8 км пройдёт от станции «Высотная» до станции «Улица Шахтёров», при этом общая протяжённость перегонных тоннелей составит 19,3 км. На линии планируется шесть остановочных пунктов, из них один наземный — «Улица Шахтёров» и 5 подземных: («Высотная», «Улица Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции» и «Улица Карла Маркса»). Тоннелепроходческие комплексы «Екатерина» и «Соломея» уже прошли 900 и 600 метров тоннелей от станции «Улица Шахтёров». На других участках строительства активно ведётся перенос инженерных коммуникаций, проводятся мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, сооружаются монтажные котлованы на месте будущих станций.
В Москве новогодние каникулы отметились чередой открытий дополнительных выходов с действующих станций метро, переходов между станциями, а до их старта первых пассажиров принял второй участок Троицкой линии метро.
В новом году строители приступили к сооружению новых объектов. В начале февраля на станции «Академическая» Калужско-Рижской линии началось строительство пересадки на Троицкую линию. В связи со строительными работами часть платформы ограждена.
Открытие нового участка Троицкой линии между станциями «Новаторская» и «ЗИЛ», включая пересадочную станцию «Академическая» запланировано на конец 2025 года.
А на станции «Рижская» Большой Кольцевой линии стартовал новый этап строительства второго выхода со станции. Началось строительство лестничных спусков, ведущих от строящегося эскалаторного наклонного хода непосредственно в станционный зал. Для строительства тоннелей будут частично разобрана обделка потолочного свода, также огородят часть платформы в среднем зале и у остановки поездов в сторону станции «Марьина Роща». Завершение строительства второго выхода с «Рижской»-кольцевой намечено на IV квартал 2028 года.
Долгосрочные строительные работы ведутся и на сложном объекте — станции «Достоевская» Кольцевой линии, которая расположится на действующем перегоне между станциями «Проспект Мира» и «Новослободская». Как сообщила газета «Московский метрострой», предстоит построить обходные тоннели для перезапуска движения поездов по кольцу. При этом специфика условий расположения площадки в самом центре города не позволяет вести строительство в открытом котловане и использовать тоннелепроходческие комплексы, поэтому будет вестись горным способом. Поэтому возле театра Российской армии» построены шахтные стволы, через которые ведётся доставка оборудования и строителей, а также идёт выдача выработанной породы.
Проектное строительное решение изменено. Ранее планировалось строительство станции с трёх стволов, однако затем их количество решили увеличить до семи глубиной от 52 до 64 метров.
В начале февраля 2025 года проект строительства обходных тоннелей получил согласование Мосгосэкспертизы. На сегодня пройдено 500 метров из порядка 1713 суммарной длины тоннелей. Проходка рядом с действующим участком метро требует предельной осторожности и исключает применение ряда спецсредств.
Одновременно со строительством обходных тоннелей ведётся проходка подходной выработки к камере переключения движения № 2. Также ведётся сооружение вентиляционного канала для тоннелей Кольцевой линии, где уже пройдено более 80 из 214 метров.
В дальнейшем обходные тоннели будут соединены с тоннелями Кольцевой линии через сооружаемые камеры переключения движения, что позволит перенаправить подвижной состав на время строительства «Достоевской» без долговременного перекрытия движения.
Одноимённая станция «Достоевская» Люблинско-Дмитровской линии открылась в 2010 году. До 2024 года «Достоевская»-кольцевая была известна под проектным названием «Суворовская», а в советское время значилась в перспективных планах как «Площадь Коммуны».
Тем временем проектировщики начали разрабатывать документацию для перспективных линий метро. В первой половине февраля Москомархитектура выпустил распоряжения о подготовке планировки территории сразу трёх линейных объектов для развития метро в Новой Москве — продление Сокольнической линии метрополитена от станции «Потапово» в район Щербинка города Москвы, продление проектируемой Бирюлёвской линии метро от проектируемой станции «Бирюлёво» в Филимонковский район и продление Солнцевской линии от станции «Аэропорт Внуково» в Филимонковский район. Работы по выполнению начального уровня градостроительной проектной документации рассчитаны на 2025-2026 годы. Строительство объектов планируется начать около 2030 года.
В январе в Москве началось строительство продления Арбатско-Покровской линии от станции «Щёлковская» до станции «Гольяново».
В Нижнем Новгороде продолжается проходка тоннелей для продления Автозаводской линии в нагорной части города. В конце января в Нижнем Новгороде на площади Свободы завершено создание монолитной «стены в грунте» — важного этапа разработки котлована демонтажной камеры для приёмки тоннелепроходческого щита, сообщил Telegram-канал нижегородского ГУММиД.
Тем временем тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Владимир» прошёл уже от Сенной площади к площади Свободы 1,3 км правого перегонного тоннеля.
Генеральный подрядчик строительства метро в Нижнем Новгороде — ГК «Моспроект-3».
Тем временем генеральный подрядчик уже готовится к строительству следующего участка — продления Сормовско-Мещёрской линии. По информации ГУММиД, проектировщики продолжают вести инженерно-геологические изыскания для определения характеристик грунтов в Сормове. Специалисты бурят скважины на глубину до 35 метров для получения образцов грунта и продолжают проводить полевые и лабораторные исследования. Геодезические изыскания будущей трассы метрополитена от станции «Буревестник» до места строительной площадки на Станционной улице уже завершена. Параллельно с разведкой трассы продолжается изъятие участков и оформление их в собственность муниципалитета. После проведения всего комплекса исследований проектная документация на строительство новой станции метро «Сормовская» будет направлена в Главгосэкспертизу.
АО «Метрострой Северной Столицы» 3 февраля сообщило о заключении контрактов с новой проектно-изыскательской организацией — ООО «МетроПроект». Их предметом стала разработка рабочей документации по продолжению Невско-Василеостровской линии на северо-западе Петербурга и работы по подготовке необходимой проектной и рабочей документации для строительства Красносельско-Калининской линии в сторону станции «Суворовская».
Новая организация ООО «МетроПроект» учреждена АО «Метрострой Северной Столицы» и зарегистрирована 27 января. Она создана для своевременного обеспечения Петербурга проектами по сооружению объектов сети метрополитена и ускорению темпов его строительства, включая выполнение инженерных изысканий, разработку предпроектной, проектной и рабочей документации. Необходимо загрузить коллектив метростроителей проектами на несколько лет вперед. Регистрация отдельной организации — процедура, необходимая для оптимизации работы в этом направлении. Хотя компетенции ООО «МетроПроект» в части всех этапов проектирования будут постепенно наращиваться, это не исключает привлечения к работам подрядных и субподрядных организаций».
В первую очередь «МетроПроект» сосредоточится на проектировании собственными силами участков перспективного строительства Невско-Василеостровской, Красносельско-Калининской, Фрунзенско-Приморской линий, а также выходов со станции «Театральная».
Тем временем Главгосэкспертиза России 6 февраля сообщила о выдаче положительного заключения на завершающий этап проекта строительства участка Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции «Беговая» (проектное название «Улица Савушкина») до станции «Каменка» («Зоопарк»), включающий сооружения участка основной линии метро, внутреннее обустройство тоннелей и притоннельные сооружения. Начало строящегося участка метро находится в районе дома 11 по Туристской улице, конечный пункт — юго-восточнее дома 37. на Шуваловском проспекте.
Общая эксплуатационная длина линии от существующей станции «Беговая» — 5,2 км. В проектируемый участок метро входят две новые станции - «Яхтенная» («Богатырская» и «Каменка» («Зоопарк»), позволяющие принимать составы поездов из 6 вагонов с максимальной пропускной способностью до 40 пар поездов в час.
Являющаяся генеральным подрядчиком строительства метрополитена в Нижнем Новгороде и метротрамвая в Красноярске ГК «Моспроект-3» реализует проект метротрама и в Челябинске. 6 февраля «Моспроект-3» сообщил, что разработка первого стартового котлована челябинского метротрама на улице Овчинникова для начала первой щитовой проходки подземных тоннелей до пл. Революции в Челябинске выполнена на 50%. От стройплощадки станции «Улица Овчинникова» механизированные комплексы начнут прокладывать два тоннеля до станции «Площадь Революции» первой линии челябинского метротрамвая «Север — Юг». После полной разработки грунта, строители приступят к сооружению железобетонного лотка размером 20 на 19 метров и толщиной 1100 мм для монтажа ТПМК.
На подготовительном этапе строители переложили из зоны работ на улице Овчинникова 400 метров труб водоснабжения, свыше 670 метров дождевой канализации и 150 метров кабелей связи, а также переустроили почти 2 километра наружного освещения, сделали объездные дороги и запустили движение автомобильного транспорта.
Проект первой линии «Север — Юг» метротрама в Челябинске протяженностью свыше 9 км предусматривает строительство двух подземных станций («Площадь Революции» и «Торговый центр») и наземных остановочных пунктов: «Улица Овчинникова», «Улица Косарева» и «Улица Каслинская».
Как сообщило сетевое издание «74.ru» рыть тоннель метротрама собираются начать весной. АО «Моспроект-3» объявило аукцион по выбору подрядчика для прохождения двух тоннелей длиной чуть более двух километров каждый стоимостью 8,9 млрд руб. Подведение итогов аукциона намечено на 4 марта, работы должны стартовать 28 марта 2025 года и завершиться 3 декабря 2026 года. Пути будут проложены под землёй от пересечения ул. Овчинникова с 1-й Окружной ул. вдоль ул. Елькина до её пересечения с ул. К. Маркса.
В ведомость работ включены монтаж котлована, перегонка тоннелепроходческих комплексов, эксплуатация кранов и прочей техники, собственно проходка тоннелей, железобетонная и сборная обделка, монтаж гидроизоляции, а также обслуживание площадки и вывоз грунта. Монтаж путей для движения трамвайных вагонов в цену не входит, но на участках оборудуют временные рельсы для технологических тележек.
Строительство метро также ведётся в Самаре, Новосибирске, Казани и Минске.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Также реконструкция продолжается в Новотроицке, Петербурге, Ульяновске, Курск, Липецк, Самара и Ижевск готовятся к новому сезону
Регионами получена техника марок ГАЗ, ЛиАЗ, НефАЗ, МАЗ и Volgabus
Планы сибиряков на 2025 год заметно скромнее прошлогоднего заказа
Изменилась также стоимость проезда в общественном транспорте Ленинградской, Нижегородской, Орловской, Тамбовской и Ростовской областей
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.