В Беларуси продолжается реализация пилотного проекта по развитию электротранспорта в городах
АО «Мосинжпроект» / mosinzhproekt.ru
2025 год будет не самым урожайным на открытие новых станций метро в России. Однако пусковые участки этого сезона продолжают готовить в Москве и Санкт-Петербурге, в последние дни 2024 года расширивших сети подземных линий. В Северной столице в новом сезоне должна появиться шестая линия, а южнее Кремля готовятся продлить дебютировавшую в прошлом году столичную Троицкую линию. Параллельно в обоих городах разворачивают новые стройплощадки для последующих линий, которые готовят к открытию в 2026-2030 годах.
В соседней Беларуси объёмы строительства не столь высоки, чтобы открывать новые станции каждый год. После открытия трёх станций Зеленолужской линии в конце декабря прошлого года, следующий пусковой участок смогут подготовить до 2030 года.
В Красноярске и Казани в этом году ни одной новой станции не появится. Но проекты очередных участков прошли госэкспертизу, что позволит продолжить строительство подземных магистралей, приближая дни их открытия.
Главный и единственный пусковой участок Московского метрополитена в 2025 году продление открытой в прошлом году Троицкой линии, на которой 28 декабря для пассажиров открылся второй участок от станции «Тютчевская» до станции «Новомосковская». Цель на этот год — участок от станции «Новаторская» до станции «ЗИЛ» с четырьмя станциями — «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ». Как сообщила ГК «Мосинжпроект», на всех участках Троицкой линии от станции «ЗИЛ» до «Новомосковской» проходка тоннелей завершена.
Станция «Крымская» будет выполнена в морской тематике: подвесные потолки в станционном зале будут напоминать паруса, а колонны и балки — крылья парящих птиц. Светильники на путевых стенах будут стилизованы под судовые иллюминаторов. Стену главного фасада первого вестибюля будет украшать барельеф с подсветкой в форме полуострова Крым.
Визуализация станции «Крымская». Источник: АО «Мосинжпроект»
У станции «ЗИЛ» фоновым цветом оформления будет чёрный, который будут дополнять детали белого, серого, синего и красного цветов. Путевые стены украсит композиция, выполненная в технике печати на стекле, отображающая историю развития завода имени Лихачёва.
В 2028-2030 годах 16-я, Троицкая, линия Московского метро должна прирасти ещё шестью станциями, которые расположатся за нынешней конечной «Новомосковская» — «Сосенки», «Летово», «Десна», «Кедровая», «Ватутинки» и «Троицк». Строительные работы на этом участке пока ещё не начались.
Также в Москве продолжаются работы на строительстве Рублёво-Архангельской линии. 15 января Telegram-канал Мэра Москвы сообщил о завершении проходки правого перегонного тоннеля между станциями «Звенигородская» и «Шелепиха», которая завершилась на глубине 41 м в подземной демонтажной камере в районе примыкания к тоннелям, ранее использовавшимся ответвлением Большой Кольцевой линии. Строительство встречного левого тоннеля планируется начать весной.
Станция «Звенигородская» с островной платформой готова почти на треть. Два подземных вестибюля будут иметь выходы на улицу Шеногина и 1-й Силикатный проезд. Ранее в конце прошлого года завершилась проходка ещё нескольких тоннелей Рублёво-Архангельской линии.
Восемь станций Рублёво-Архангельской линии на участке «Шелепиха» — «Ильинская» планируется открыть поэтапно в 2026-2027 годах. На временно неработающей станции «Деловой центр» уже создана пересадка на Солнцевскую и Филёвскую линии метро, на «Шелепихе» — на МЦК. На станции «Строгино» будет пересадка на одноимённую станцию Арбатско-Покровской линии, а на «Народном Ополчении» — на Большую Кольцевую линию.
Тем временем, в январе в столице уже начались подготовительные работы для возведения нового восточного участка Арбатско-Покровской линии от действующей «Щелковской» до будущей станции «Гольяново».
Для строительства нового участка метро за оборотными тупиками станции «Щелковская» на Уральской улице будет построена монтажно-щитовая камера, откуда два тоннелепроходческих механизированных комплекса будут должны пройти более 1,7 км до станции «Гольяново», которая расположится на Уссурийской улице в районе пересечения с Сахалинской улицей. У станции запланированы островная платформа и два подземных вестибюля с выходами на обе стороны Уссурийской улицы.
Как сообщило АО «Мосинжпроект», для создания платформенного участка и оборотных тупиков на Уссурийской улице обустроят открытый котлован глубиной 17 метров с ограждением «стена в грунте». В котловане разместится демонтажная камера для финиша двух ТПМК «Анастасия» и «Лия» диаметром шесть метров, которые стартуют от станции «Щелковская». Завершить строительство станции «Гольяново» планируется в 2028 году. Новая станция позволит снизить нагрузку на открытую в 1963 году станцию «Щёлковская», которая помимо Гольянова также принимает пассажиров, прибывающих из городов и посёлков ближнего Подмосковья, включая Балашиху, Щёлково, Фрязино, Черноголовку, Свердловский и Лосино-Петровский, а также прибывающих в столицу на междугородных автобусах до Центрального автовокзала. Общая длина участка продления Арбатско-Покровской линии составит около 2,6 км.
Также в столице строится станция «Достоевская» на Кольцевой линии. Завершить работы планируется в 2030 году.
В Северной столице 27 декабря прошлого года открылась первая за пять лет новая станция метро «Горный институт». На этот год — планы более амбициозные: открытие новой, шестой, линии. Правда, пока только из двух станций. И даже этот участок первоначально обещали открыть ещё в 2022 году.
Теперь же работы на первом участке Красносельско-Калининской линии со станциями «Путиловская» и «Юго-Западная» («Казаковская»), а также переход с «Путиловской» на станцию «Кировский завод» Кировско-Выборгской линии (Линия 1) планируют завершить в 2025 году. Пока строители занимаются внутренней отделкой станций, а в перегонных тоннелях между «Юго-Западной» и «Путиловской» укладывают рельсовые плети и монтируют кронштейны для контактного рельса. Станция «Юго-Западная» станет первой в Красносельском районе города, она разместится на пересечении улиц Маршала Казакова и Маршала Жукова. Вестибюль станции «Путиловская» будет выходить на улицу Васи Алексеева между проспектом Стачек и улицей Маршала Говорова.
Как сообщила газета «Санкт-Петербургские ведомости», два щита начали проходку семикилометрового участка с четырьмя станциями от «Путиловской» в сторону станции «Каретная» («Обводной канал — 2»), которая будет расположена ближе к центру города. Планируется, что станция «Броневая» расположится на углу Благодатной улицы и Новоизмайловского проспекта; «Заставская» — на Московском проспекте с переходом на станцию «Московские ворота» Линии 2; «Боровая» будет находиться рядом с одноимённой железнодорожной платформой Витебского направления, а «Обводной канала — 2» («Каретная») с пересадкой на Линию 5 расположится на Тамбовской улице вблизи автовокзала.
После «Каретной» на маршруте коричневой линии Петербургского метро должны появиться станции «Лиговский проспект — 2» (пересадочная на Лахтинско-Правобережную линию (Линия 4)), «Знаменская» и «Суворовская — 1» (в более дальней перспективе с неё запланирована пересадка на седьмую, Кольцевую, линию). Дальнейшее развитие линии запланировано «Суворовской — 1» к станциям «Смольный», «Полюстровский проспект», «Бестужевская», «Пискаревка» и «Ручьи». Подготовка градостроительной документации по участкам Линии 6 вплоть до Полюстровского проспекта находится на завершающей стадии.
Мотивационным драйвером развития шестой линии метро станет строительство ВСМ-1 Москва — Санкт-Петербург, из-за чего метростроевцам уже в 2028 году необходимо открыть станцию «Лиговский проспект — 2», а на существующей станции «Лиговский проспект — 1» построить второй выход — иначе город не справится с возросшей нагрузкой от дополнительных железнодорожных пассажиров на новом вокзале ВСМ. В противоположном направлении от «Юго-Западной» до 2030 года планируется продлить Красносельско-Калининскую линию до станции «Улица Доблести» с промежуточной станцией «Брестская». Как сообщил в эфире телеканала «Санкт-Петербург» вице-мэр города Николай Линченко, для обслуживания новой линии в 2029 году планируется открыть новое электродепо «Красносельское» («Юго-Западное») у станции «Юго-Западная». В прошлом году началось проектирование депо. Для ускорения строительства линий некоторые станции первоначально могут не открываться для пассажиров: их построят в конструкциях с отделкой и аварийным выходом, но наклонные ходы и вестибюли будут открываться позже. Такой подход будет применён к участку от «Путиловской» до «Каретной». В планах города — строительство 31 км линий до 2030 года.
Тем временем ведётся продление Невско-Василеостровской линии (Линия 3) от нынешней конечной станции «Беговая» на 4,7 км до «Каменки» («Зоопарк») с промежуточной станцией «Богатырская» («Богатырский проспект»). За проходку тоннеля отвечает единственный в Санкт-Петербурге тоннелепроходческий комплекс «Надежда», который может прокладывать тоннели увеличенного диаметра сразу для двух путей. Уже выполнено 35% работ. На местах строительства будущих вестибюлей станций идёт вынос инженерных сетей и сооружение строительных городков. Вестибюль станции «Каменка» будет располагаться на углу Комендантского и Шуваловского проспектов, а «Богатырской» — на пересечении Туристской улицы и Богатырского проспекта. По условиям тендера, работы по обустройству «стен в грунте» необходимо завершить до конца 2025 года. Строительство участка также планируется закончить в 2028 году. До пересадки на «Каменку» в 2030 году планируется продлить на один перегон Фрунзенско-Приморскую линию (Линия 5) — от нынешней конечной «Комендантский проспект» до новой станции «Шуваловский проспект».
Хотя в прошлом году поезда Линии 4 пошли до «Горного института», одна станция на построенном участке не будет открыта для пассажиров ещё несколько лет. Как сообщило информационное агентство «Росбалт», станция «Театральная» построена, однако открыть её не позволяет отсутствие вестибюля и наклонного хода. Работы по подготовке планировочных решений для них продолжаются. После четырёх-пяти лет строительных работ станция может быть введена в строй».
Также в мае 2025 года ожидается ещё одно открытие. Станция «Удельная» Московско-Петроградской линии (Линия 2), не принимающая пассажиров с лета 2024 года, должна вернуться к ним после завершения реконструкции. А вот закрывшаяся вместе с ней «Фрунзенская» распахнёт двери нового вестибюля, встроенного в многоэтажное здание не ранее лета 2027 года.
30 декабря 2024 года в Минске при участии Президента Республики Беларусь состоялось торжественное открытие нового участка Зеленолужской линии Минского метро с тремя станциями «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец». Строительство участка третьей линии протяжённостью 4,08 км начато в августе 2017 года. Его запуск позволил улучшить связь жилых районов Курасовщина и «Минск-Мир» с другими районами города.
В интерьере станции «Слуцкий Гостинец» нашли отражение некоторые узоры, используемые в слуцких поясах, являющихся историческим наследием белорусской культуры.
Основной художественной идеей интерьера станции «Неморшанский сад» стала тема экологии и образ сада с деревьями, кронами и травами.
В оформлении станционного зала станции «Аэродромная», расположенной в районе бывшего аэропорта Минск-1, главным элементом являются парящие квадратные светильники на фоне алюминиевого подвесного потолка.
Для обслуживания нового участка Зеленолужской линии «Минский метрополитен» закупил семь четырёхвагонных составов «Минск-2024» производства российского завода «Метровагонмаш», входящего в «Трансмашхолдинг». Поезда для Минска, состоящие из головных (модель 81-765.7) и промежуточных (модель 81-766.7) моторных вагонов, разработаны конструкторами компании «ТМХ Инжиниринг» в соответствии с техническим заданием заказчика с использованием в конструкции вагонов комплектующих производства белорусских предприятий, в том числе гасителей колебаний, элементов освещения салона и кабины машиниста, стеклоочистителей, а также бортовой системы безопасности движения.
Поскольку на Зеленолужской линии применяются платформенные двери (в России они имеются на некоторых станциях Петербургского метрополитена), то для точного совмещения проемов дверей поезда и платформенных дверей, по сравнению с составами серии «Москва 2019» (81-765/766) промежуточные вагоны укорочены по длине на 140 мм, а головные — на 70 мм; а также оснащены необходимым оборудованием для синхронизации.
С учётом полученного пополнения и возросшего пассажиропотока на Зеленолужской линии с 30 декабря изменились интервалы движения. Отныне в часы пик с 7:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00 они составляют 5 минут, а в непиковое время — от 7 до 17 минут. Расписание движения поездов (в промежутке до 6:00 и после 23:00) размещено на информационных досках в кассовых залах и в торцах пассажирских платформ всех станций метро, сообщил «Минский метрополитен». Ранее интервалы движения составляли 8 минут в часы пик и 12 минут в остальное время.
Первый участок Зеленолужской линии от «Юбилейная площадь» станции до станции «Ковальская Слобода» с промежуточными станциями «Площадь Франтишка Богушевича» и «Вокзальная» протяжённостью 3,53 км открыта в 2020 году. Всего в Минском метрополитене действует три линии с 36 станциями — Московская с 15 станциями, Автозаводская с 14 станциями и Зеленолужская с семью станциями. Общая протяжённость линий — около 45 км.
Дальнейшее строительство Минского метрополитен также связано с Зеленолужской линией. В 2023 году начаты подготовительные работы. По сведениям Мингорисполкома, вынесены инженерные сети по улице Максима Богдановича, а также снесено несколько зданий, на месте которых разместятся станции. К прокладке тоннелей и строительству станций на следующем участке от Юбилейной площади до площади Бангалор (станция «Парк Дружбы народов») длиной свыше 4 км с промежуточными станциями «Профсоюзная», «Переспа» и «Комаровская», планируется приступить в начале 2025 года. Проходка тоннелей будет вестись в том числе под главной городской рекой — Свислочью. Год ввода в эксплуатацию нового участка пока не определён, но ранее сообщалось, что его открытие — дело ближайшей пятилетки, то есть до 2030 года.
Как уточнило Белорусское телеграфное агентство (БЕЛТА), после завершения строительства всех участков, общая протяжённость Зеленолужской линии составит около 16 км, на ней будет расположены 14 станций. В генеральном плане Минска предусмотрено строительство четвёртой, Кольцевой, линии протяженностью более 25 км с 17 станциями, с прохождением вдоль второго автотранспортного городского кольца через площадь Бангалор. Она будет иметь пересадки на первые три линии и её строительство позволит решить вопрос разгрузки пересадочного узла между Московской и Автозаводской линиями. При реализации этих планов протяжённость четырёх линий с 64 станциями будет составлять 87,9 км.
Проектирование четвёртой линии уже началось. С учётом строящегося большого микрорайона Северный берег и застройки в Фрунзенском и Московском районах, где проживает свыше 800 тыс. человек, после завершения строительства участка Зеленолужской линии до станции «Парк Дружбы народов», сооружение Кольцевой линии планируется начать именно с этой стороны.
Строительство второй линии Казанского метрополитена ведётся с 2022 года. В январе 2025 года Главгосэкспертиза России сообщила о выдаче положительного заключения на строительство первого участка второй линии в Приволжском районе Казани. Вторая половина второго участка пройдёт по Советскому району, а всего будущая линия должна связать пять районов столицы Татарстана — Приволжский, Советский, Ново-Савиновский, Московский и Кировский.
В состав первого участка второй линии войдут четыре станции: «100-летие ТАССР» (проектное название «Улица Юлиуса Фучика», пересадочная на «Дубравную» первой линии), «Академическая» (проектное название «10-й микрорайон»), «Зилант» (проектное название «100-летие ТАССР») и «Тулпар» (проектное название «Улица Академика Сахарова»). Станционные платформы всех метровокзалов будут иметь длину 105 м. Общая строительная длина первого пускового участка первой линии в двухпутном исполнении — 5,75 км, соединительной ветви с первой линией — 0,361 км.
На расчётный срок эксплуатации провозная способность будущей линии Казанского метро учтена в объёме 13,3 тыс. пассажиров в час с максимальной пропускной способностью подвижного состава 30 пар поездов в час. В настоящее время на первой линии минимальные интервалы в часы пик составляют 5 минут.
Застройщиком объекта выступает ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан», а генеральным проектировщиком — ГУП РТ «Головная территориальная проектно-изыскательская научно-производственная фирма "Татинвестгражданпроект"».
Открыть первый участок второй линии Казанского метро планируют в 2027 году. К концу прошлого году уже был достроен левый перегонный тоннель от станции «Академическая» до «100-летия ТАССР» длиной 1,01 км.
Названия будущих четырёх станций определили в начале 2022 года народным голосованием.
Очередное препятствие устранено на пути строительства первой подземной пассажирской магистрали Красноярска. Завершена историко-культурная экспертиза одного из объектов, в ходе которого изучалось возможное влияние работ на объекты культурного наследия в районе осушённого Пионерского пруда по Высотной улицы, где ещё в 1980‑е были вырыты первые шахты для строительства метрополитена. Как сообщило сетевое издание «Дела», исследование вели, чтобы дать разрешение на проведение работ первого этапа — подготовки территории под монтажный котлован на Высотной улице, откуда в сторону улицы Копылова в ближайшем будущем должен отправиться в путь тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК). Второй тоннель длиной около 3 км был построен ранее, но проект по его адаптации к новому строительству пока не готов.
Пока же основные работы в Красноярске ведутся в центре города на строительстве станций «Площадь Революции», «Вокзальная» и «Улица Карла Маркса». А от котлована на улице Шахтёров в сторону центра движутся ТПМК, уже прошедшие в общей сложности более 1,5 км. На строительстве тоннелей в Красноярске трудятся два проходческих щита. Щит «Екатерина» преодолел путь в 876 м, а щит «Соломея» — в 700 м. Всего им предстоит пройти около 6 км.
Полностью первую линию Красноярского метротрамвая планируют построить к 400-летнему юбилею Красноярска, которое будет праздноваться в 2028 году.
Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, новую станцию «Спортивная» в 2025 году могут открыть и в Новосибирске. Однако уже не первый год этот вопрос зависит больше не от темпов строительных работ, а от прохождения экспертизы уже построенной инфраструктуры надземного метровокзала.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В Беларуси продолжается реализация пилотного проекта по развитию электротранспорта в городах
Его подписали на открытии реконструированного ТПУ Щербинка линии МЦД-2
В столице продолжили перенумерацию маршрутов, в Курской и Челябинской областях развивают транспорт в пригородах региональных центров
Пассажирами изменения встречены без особого энтузиазма
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.