Дополнительные или продлённые рейсы появятся в Кузбассе, Приморье, Черноземье и на Северо-Западе
В Санкт-Петербурге 27 декабря открылась первая за пять последних лет станция «Горный институт» Лахтинско-Правобережной линии.
В других крупных городах страны продолжаются готовиться к открытию новых станций в ближайшие три года.
В Новосибирске к осени 2025 года на три года позже первоначальных сроков рассчитывают всё-таки открыть станцию «Спортивная» и готовятся объявить конкурс на проектирование нового участка подземных линий.
В Красноярске и Челябинске постепенно согласовывается проектная документация и строители выходят на объекты будущего метротрамвая. Курс взят на завершение основных строительных работ в 2026 году.
«Классический» метрополитен продолжается строиться в Казани, Нижнем Новгороде и Самаре: вторую линию в столице Татарстана ждут в 2027 году, а продление линий в областных центрах — в 2026 году.
В 9:00 27 декабря первых пассажиров приняла новая станция «Горный институт» Лахтинско-Правобережной линии. Единственный вестибюль станции расположен на пересечении Большого проспекта Васильевского острова и 22-23 линий Васильевского острова. Павильон для входа в вестибюль размещён на месте бывшей проезжей части 24-25-й линий В.О. между Большим просп. В.О. и Косой линией, павильон для выхода — на углу Большого просп. В.О. и Косой линии.
«Горный институт» стал четвёртой станцией метро, имеющей выход на Васильевский остров и первой станцией, работы на которой выполнило АО «Метрострой Северной столицы», созданного вместо признанного банкротом ОАО «Метрострой» (бывшая «Ленметрострой»).
Строительство станции велось на глубине 70 метров. Подъём с платформы и спуск на неё выполняют четыре эскалатора с высотой подъёма 58,6 м. Маломобильных пассажиров в кассовый зал с поверхности доставляют три лифта.
Как сообщило АО «Метрострой Северной столицы», оформление станции отсылает к истории Санкт‐Петербургского Горного Университета императрицы Екатерины II. В центральном зале расположены выполненные во флорентийской технике мозаичные панно на тему природы России, горного дела и геологии, а также пейзаж Васильевского острова с главным зданием Горного университета. В вестибюле станции смонтированы ещё два декоративных панно: из меди над эскалаторами и с использованием смальты в кассовом зале.
Ранее, 25 ноября, «Метрострой Северной столицы» сообщил о старте обкатки нового участка Лахтинско-Правобережной линии (Линия 4). Первый поезд в тестовом режиме преодолел расстояние 3,6 км от действующей станции «Спасская» до «Горного института». Общая протяженность участка составила более 3,6 км. Несколько недель на новом участке специалисты тестировали работу систем связи, корректность функционирования централизованной системы управления: комплекса стрелочных переводов, сигнальных механизмов, а также систем автоматического ведения поездов и другие технические нюансы.
К открытию новой станции метро на Васильевский остров с 25 декабря вернулся трамвайный маршрут № 40 «Тихорецкий просп. — Детская ул.», временно укороченный с 9 ноября в связи с ремонтом трамвайных путей по 1-й Кадетской линиям В.О. Однако в связи с продолжением работ на ул. Льва Толстого вагоны между Б. Сампсониевским просп. и ул. Котовского следуют в обоих направлениях по 1-му Муринскому просп., Лесному просп., Гренадерской ул. (обратно также Б. Сампсониевскому просп. и ул. Смолячкова), Гренадерскому мосту, ул. Чапаева и Большой Монетной ул.
Движение трамваев по ул. Льва Толстого по информации СПб ГУП «Горэлектротранс» закрыто с 16 декабря 2024 года до 1 апреля 2025 года.
А автобусный маршрут № 262 «Наличная ул. — Звенигородская ул.», по сообщению СПб ГКУ «Организатор перевозок», с 25 декабря вместо Детской ул. (обратно – 26-27-й линий В.О.) и части Большого просп. В.О. направлен в обоих направлениях по Косой линии.
Всего у «Горного института» расположены остановки общественного транспорта девяти маршрутов: трамвайных №№ 1 и 40, троллейбусных №№ 10 и 11, автобусных №№ 1, 7, 128, 152 и 262. В августе после девятилетнего перерыва на участок Большого просп. В.О. рядом с павильонами «Горного института» вернулись троллейбусы, а в октябре на место временной стройплощадки вернулись трамваи.
Между «Горным институтом» и бывшей конечной Линии 4 — станцией «Спасская» — через несколько лет должна появиться станция «Театральная»: её строительство по ряду организационных причин велось медленнее, чем свежеоткрытой станции. Непосредственно вблизи Горного университета у пересечения Масляного канала и 22-23-й линий В.О. в перспективе запланировано строительство второго вестибюля, но строительные работы в этом направлении не начаты.
Среди дальнейших планов «Метростроя Северной столицы» — открытие первого участка Красносельско-Калининской линии (Линии 6), запланированное на 2025 год.
Кроме этого, как сообщило издание «Деловой Петербург» со ссылкой на состоявшийся 27 декабря эфир 78 телеканала с губернатором города, специалисты начинают работы по проектированию новой станции петербургского метрополитена «Проспект Маршала Жукова», которая появится на Кировско-Выборгской линии метро (Линия 1) после нынешней конечной станции «Проспект Ветеранов». Ожидается, что для строительства новой станции привлекут федеральное финансирование. В дальнейшем линию метро рассчитывают довести до аэропорта Пулково. новый участок красной ветки метро протянут до аэропорта Пулково. Для развития сети метрополитена город ожидает три новых горнопроходческих щита, два из которых изготовит Обуховский завод.
Предыдущие три новые станции («Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары») пополнили схему Петербургского метрополитена в 2019 году.
С 1 июня 2024 года в Санкт-Петербурге на реконструкцию закрыта станция «Фрунзенская».
Первый участок второй линии Казанского метрополитена планируют завершить строить к 2027 году. Об этом сообщило издание «Вечерняя Казань» со ссылкой на мэра города. Работы по возведению трассы длиной 5,4 км с четырьмя станциями «100-летия ТАССР», «Академическая», «Зилант» и «Тулпар» продвигаются согласно графику.
Уже достроен левый перегонный тоннель от станции «Академическая» до «100-летия ТАССР» длиной 1011 метров, а в обратном направлении пройдено 50 метров правого тоннеля. В то же время строительство метрополитена является затратным процессом, и для первого этапа потребуется 43 миллиарда рублей. Финансирование ведётся из бюджета республики.
В 2021 году Правительственной комиссией по региональному развитию принято решение о строительстве объектов метрополитена и метротрамвая в ряде городов страны, включая Красноярск, Нижний Новгород и Челябинск за счёт льготного инфраструктурного бюджетного кредита в рамках социально-экономической инициативы Правительства России «Инфраструктурное меню».
На самой восточной метростройке страны произошли некоторые изменения. Главгосэкспертиза России во второй половине ноября выдала положительное заключение по итогам рассмотрения подготовленного группой компаний «Моспроект-3» проекта строительства монтажного котлована станции Вокзальная» в Красноярске.
Проектом предусмотрено сооружение монтажного котлована размером 140 м на 30 м глубиной 15 м для пересадочной станции метротрамвая «Вокзальная» для последующей проходки перегонных тоннелей в сторону станции «Копылова» и приёма тоннелепроходческих щитов, которые будут вести проходку от станции «Площадь Революции». В зоне строительства будут устроены ограждающие конструкции по методу «стена в грунте» и распорная система, после чего на дне котлована соорудят монтажный и демонтажный лотки для тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК).
В свою очередь, ГК «Моспроект-3» сообщила, что разработка котлована начнётся после сложной технологической подготовки территории, а первый старт ТПМК с «Вокзальной» запланирован в 2025 году.
Проект рельсового скоростного транспортного комплекса в Красноярске предусматривает строительство первой линии метро с последующей интеграцией городского общественного электротранспорта в единый транспортный каркас. На первом этапе линии длиной 11 км расположатся шесть станций: «Высотная», «Копылова», «Вокзальная», «Площадь Революции» и «Карла Маркса» и «Улица Шахтёров». Генеральный подрядчик строительства первого этапа линии — ГК «Моспроект-3», субподрядчик — группа компаний «Бамтоннельстрой-Мост».
Издание «Сибирское агентство новостей» по итогам прошедшей 18 декабря встречи мэра города с журналистами сообщило, что проходчики работают в хорошем темпе и соблюдают график выполнения работ, комплексы «Екатерина» и «Соломея» прошли в общей сложности более одного километра тоннелей от монтажной камеры на улице Молокова в сторону станции «Улица Карла Маркса». Поэтому вероятность открытия первого участка в 2026 году достаточно велика.
ГУММиД Нижнего Новгорода сообщил, что к концу ноября проходческий щит «Владимир» прошел первую важную отметку по пути к площади Свободы — котлован вентиляционной шахты у ТЦ «Счастье» на улице Белинского. Всего пройдено около 700 метров.
Во время технологического перерыва в ноябре специалисты провели осмотр режущего инструмента ротора тоннелепроходческого комплекса и убедились, что дальнейшей проходке ничто не помешает и темпы строительства тоннеля могут быть ускорены.
Строительство нового участка Автозаводской линии Нижегородского метрополитена планируется завершить в конце 2026 года — на год позже изначально объявленного срока.
В ходе прямого эфира мэр Новосибирска объявил о старте в ближайшее время конкурса на выбор подрядчика для проектирования продолжения Дзержинской линии метро с двумя станциями «Гусинобродская» и «Молодёжная», а также электродепо «Волочаевское». Также между станциями «Берёзовая роща» и «Золотая нива» предстоит построить второй перегонный тоннель. Конкурсная документация подготовлена с учетом глубокого анализа опыта проектировщиков Москвы и Санкт-Петербурга, а также провели встречи с китайскими партнёрами и экспертами из «Минскметропроекта». На проектирование, которое займет около года, в бюджете заложено 350 млн руб. После прохождения Госэкспертизы планируется подача заявки на финансирование строительных работ. Об этом сообщило издание infopro54.
Тем временем Новосибирск готовится открыть почти готовую станцию «Спортивная» на Ленинской линии уже в 2025 году. Заключительные работы на объекте проведут в режиме повышенной готовности в связи с необходимостью обеспечения безопасности проезда и сохранения целостности оборудования.
В августе 2024 года Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Новосибирска в одностороннем порядке расторг контракт с компанией «Спецтрансстрой» из-за срыва сроков сдачи объекта. В свою очередь, подрядчик обратилась с иском в суд, в том числе с претензией о неоплаченных работах на сумму более 860 млн рублей. При этом возможность продолжения достройки объекта другой компанией была «заморожена» по иску экс-подрядчика ввиду возможности наложения обеспечительных мер на готовые объекты и оборудование «Спортивной», однако в сентябре 2024 года суд отказался наложить обеспечительные меры и разрешил городской администрации привлечь другого подрядчика для достройки станции.
Среди оставшихся работ необходимо завершить устройство инженерных систем и конструкции платформенных дверей станции.
По информации сетевого издания «Континент Сибирь», 20 декабря МКУ «Управление заказчика транспортных и инженерных сооружений» (УЗТИИС) подписало контракт стоимостью 2,352 млн руб. о возмездном оказании услуг по экспертному сопровождению с ФАУ «Главгосэкспертиза России» объекта «Станция "Спортивная" Ленинской линии метрополитена в городе Новосибирске». Предметом договора является оценка соответствия изменений, внесённых в результаты инженерных изысканий, и (или) изменений, внесённых в проектную документацию.
Созданное в этом году МКУ «УЗТИИС» было определено новым застройщиком станции метро «Спортивная» 9 октября 2024 года вместо муниципального предприятия «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» (МП «Метро МиР»).
Завершить все работы по строительству станции смогут в 2025 году после получения положительного заключения Главгосэкспертизы на обновлённую сметную документацию.
Изначально станцию метро «Спортивная» в Новосибирске планировалось ввести в эксплуатацию к 1 сентября 2022 года для обеспечения транспортного обслуживания международных спортивных состязаний. После этого анонсированные сроки открытия неоднократно переносились.
Новые сроки прозвучали в начале декабря в выступлении губернатора Новосибирской области, слова которого приводит издание «Континент Сибирь». Нынешний хоккейный сезон пройдёт без станции, но к следующему сезону, стартующему в сентябре 2025 года, она должна быть готова. Недостатков выполненных работ в строительных конструкциях объекта нет. Объем работы, который нужно доделать, ещё есть, но он несущественный. Главная задача — это прохождение всех процедур, связанных с документацией.
В будущем году Новосибирский метрополитен отпразднует 40-летие: он был открыт в 1985 году. Последняя новая станция из 13 действующих — «Золотая Нива» — была открыта в феврале 2011 года.
Продолжается строительство продления единственной линии Самарского метрополитена. 9 декабря 2024 АО «Мосинжпроект» сообщило о завершении строительства первого, левого, перегонного тоннеля между станциями «Театральная» и «Алабинская». Проходка тоннеля стартовала 6 мая 2024 года. Менее чем за восемь месяцев ТПМК прошел 1587 метров со средней скоростью проходки около 300 метров в месяц при плановых показателях 250 метров. Проходка выполняется силами Тоннельного отряда № 6 (дочерней компании АО «Мосметрострой»). В скором времени московские строители приступят к сооружению правого перегонного тоннеля от «Алабинской» до «Театральной». Группа компаний «Волгатрансстрой», осуществляющая строительство станции «Театральная» и обустройство тоннелей, выступает генеральным подрядчиком.
Станция метро «Театральная» должна стать завершающей, 11-й станцией первой линии Самарского метрополитена. Конструкции станции готовы более чем на 90 процентов: на объекте ведутся отделочные работы и монтируется технологическое оборудование.
Новый участок единственной линии метро в Самаре планируют завершить в 2026 году.
В конце октября Главгосэкспертиза России одобрила проектную документацию для достройки остановочного пункта «Торговый центр» линии «Север — Юг» челябинского метротрамвая с тоннелями. Проектом предусмотрена достройка основных конструкций платформенной части и натяжной камеры станции «Торговый центр» с сооружением свода, обратного свода, стен из монолитного железобетона, а также приведение в работоспособное состояние ранее пройденных горных выработок около 3,5 км перегонных тоннелей от станции в направлении севера, двух вентиляционных стволов и подходных выработок к перегонным тоннелям.
Положительное заключение Госэкспертизы позволит подрядчику приступить к работам, провести необходимую выработку, достроить станционный комплекс и провести отделку. Все восстановительные мероприятия конструкций станции и притоннельных сооружений будут вестись закрытым способом работ на глубине 45 м в сложных гидрогеологических условиях прямо под рекой Миасс.
Приведение в работоспособное состояние будет заключаться в контрольном нагнетании инъекционных растворов за обделку для повышения водонепроницаемости тампонажного слоя и прилегающего к обделке грунтового массива, чеканке швов для герметизации и антикоррозионной обработке тюбингов на участках ранее пройденных горных выработок «Торгового центра» и притоннельных сооружений, уточнило Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
Ранее построенный участок станционного комплекса длиной 155 м будет достроен до 177 м, включая основную обделку из монолитного железобетона платформенного участка с блоком технологических помещений и тягово-понизительной подстанцией метростроителям предстоит достроить буровзрывным способом в горном массиве кварцевых диоритов с диоритами прочными и средней прочности.
Также предстоит привести обделку тоннеля наклонного хода из чугунных тюбингов диаметром 10,5 м в работоспособное состояние и завершить его строительство под трёхленточный эскалатор длиной более 57 м.
Кроме этого, восстановительные работы по проекту будут вестись в вентиляционных стволах №№ 251 и 253 в центральной части города на пересечении улиц Елькина и Карла Маркса, Каслинской и Калинина в зоне плотной городской застройки, а также в венттоннелях к перегонным тоннелям под землей.
Всего в рамках проекта новой линии «Север — Юг» метротрамвая в Челябинске протяжённостью свыше 9 км предусматривается строительство двух подземных станций «Площадь Революции» и «Торговый центр» и нескольких наземных остановок «Улица Овчинникова», «Улица Косарева» и «Улица Каслинская».
Группа компаний «Моспроект-3» помимо проекта метротрамвая в Челябинске ведёт строительство объектов метрополитена по федеральному проекту «Инфраструктурное меню» в Нижнем Новгороде и Красноярске, а также участвует в строительстве линий Московского метрополитена.
В сентябре 2024 года в Москве открылись первый участок Троицкой линии с четырьмя станциями и станция «Потапово» Сокольнической линии.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
Дополнительные или продлённые рейсы появятся в Кузбассе, Приморье, Черноземье и на Северо-Западе
Изменения вызваны растущими затратами перевозчиков на обслуживание техники и необходимостью повышения зарплат персонала
В краевом центре Сибири маршрутов станет больше, в городе на Алтае — меньше
А в Нижнем Новгороде перенесли окончания поставки электробусов на 2025 году
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.