Метрострой: вести из Москвы, Красноярска, Минска, Петербурга, Самары и Челябинска

  • Павел Яблоков
    16 октября 2024 г. — 19:17
    14
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал главы Правительства Самарской области «Смирнов. Самара»

    Осенью метростроевцы России и Беларуси продолжают трудиться на новых и давно освоенных объектов. Создание некоторых из них завершится только через несколько лет.

    В Красноярске уже два тоннелепроходческих механизированных комплекса ведут проходку тоннелей в центре города. Стартовало строительство тоннелей и на новом участке Невско-Василеостровской линии Петербургского метрополитена.

    В Москве продолжается проходка тоннелей для Рублёво-Архангельской линии. Объекты Троицкой линии готовят к открытию, а на Бирюлёвской линии почти на всех площадках пока ведут подготовительные работы. Работают строители и над открытием для пассажиров второго вестибюля станции «Физтех», принявшей первых пассажиров ещё в прошлом году.

    В Челябинске сроки открытия первой линии метротрамвая «сдвинуты вправо», но к началу проходки тоннелей уже почти всё готово. Проходку тоннелей для очередного участка уже третьей линии метро готовятся начать в Минске.

    В Самаре, несмотря на сомнительный эффект от продления единственной линии метро на одну станцию, прекращать строительство уже не имеет смысла и к 2026 году регион намерен завершить стройку. Скепсис горожан разделяют и в столичном проектном институте: развитие трамвайной сети дало бы за потраченные деньги больший эффект.

    Красноярск

    На самой восточной подземной стройке в начале сентября началась проходка тоннелей для долгожданного метротрама. Строители субподрядной организацией АО «Бамтоннельстрой-Мост» вышли с тоннелепроходческим механизированным комплексом (ТПМК) «Екатерина на участок длиной 3,3 км в центре города от улицы Шахтёров до улицы Карла Маркса: здесь помимо перегонных тоннелей разместится и из будущих станций.

    А в День метростроителя, 2 октября, в Красноярске запущен уже второй тоннелепроходческий комплекс «Соломея». Как уточняет АО «Моспроект-3», пройти участок длиной 3,3 км от остановочного пункта «Улица Шахтеров» до станции «Улица Карла Маркса» планируется примерно за 14,5 месяцев. Всего обоим ТПМК предстоит уложить более 4,8 тысяч колец высокоточной железобетонной обделки..

    Москва

    Основными объектами строительства в столице являются три новых линии: Троицкая, первый участок которой открылся в начале сентября, Рублёво-Архангельская и Бирюлёвская.

    12 октября сайт мэра Москвы и Правительства Москвы сообщил о завершении проходки тоннелепроходческим комплексом «Ольга» соединительной ветви длиной более километра в электродепо «Столбово» в районе станций «Новомосковская» — действующей на Сокольнической линии и строящейся на Троицкой линии. Новое депо сможет принимать поезда обеих линий, при этом до постройки депо «Троицкое» для составов 16-й линии оно станет основным. Сейчас же на первый участок Троицкой линии, открытой в сентябре, поезда временно выпускаются из депо «Замоскворецкое» Большой Кольцевой линии по соединительной ветви в районе станций «Новаторская» Троицкого радиуса и Большого кольца.

    Электродепо «Столбово» с 53 зданиями и сооружениями строится на территории площадью 16 гектаров. Уже готово здание газовой котельной. Продолжаются работы по устройству смотровых канав в отстойно-ремонтном корпусе, монтаж инженерных систем в здании поста электрической централизации. В административно-бытовом и инженерном корпусах, на тягово-понизительной подстанции, очистных сооружениях и в парковом околотке завершили монолитные работы и приступили к возведению кирпичных перегородок и отделке. Продолжается устройство веера путей, а для перегона поездов Сокольнической линии сооружают три соединительные ветки и подключают их к инженерным системам.

    Помимо электродепо «Столбово» в столице реконструируются депо «Владыкино» и «Выхино», а также строится для поездов Замоскворецкой линии электродепо «Южное» в районе Братеево. Здесь для отстоя, ремонта и обслуживания подвижного состава Замоскворецкой линии Московского метрополитена смогут отстаиваться 34 состава. Отстойно-ремонтный корпус готов уже на 85 процентов.

    По другим объектам Троицкой линии:

    • станция «Корниловская» находится в высокой степени готовности: выполняется благоустройство территории, продолжается отделка пассажирской зоны и внутренних помещений, готовятся к пусконаладочным работам систем жизнеобеспечения станции;
    • готовность участка протяжённостью 7,1 км со станциями «Крымская», «Академическая» и «Вавиловская» — 41 процент;
    • на станции «Вавиловской» приступили к отделочным работам во внутренних помещениях и на тягово-понизительной подстанции, также идёт передача наземных площадок около притоннельных сооружений на Ленинском проспекте для дальнейшего благоустройства;
    • на станции «Академическая» наполовину завершено возведение основных монолитных конструкций, ведётся армирование бетонного основания под эскалаторы;
    • на станции «Крымская» завершены земляные работы и разработка грунта котлована, а в пройденных тоннелях к соседним станциям «ЗИЛ» и «Академическая» идет устройство жесткого основания пути и монтаж инженерных сетей.

    В третьей декаде сентября началась проходка очередного тоннеля на Рублёво-Архангельской линии. Как сообщает ГК «Мосинжпроект», тоннелепроходческий щит «София» должен пройти 349 из 553 метров правого перегонного тоннеля между станциями «Звенигородская» и «Шелепиха»: ещё 204 метра строителям предстоит пройти горным способом. После этого строящийся отрезок будет соединен с участком «Шелепиха» — «Деловой центр», работавшим до 22 июня этого года в составе Большой Кольцевой линии. Ранее «София» трудилась на строительстве оборотных тупиков за станцией «Деловой центр», а также между станциями «ЗИЛ» и «Крымская» Троицкой линии. Станция «Звенигородская» Рублёво-Архангельской линии располится в районе Хорошево-Мнёвники возле пересечения улицы Шеногина, Шелепихинского шоссе и 1-го Силикатного проезда.

    После выхода «Софии» на новую работу над созданием Рублёвско-Архангельской линии трудятся уже три щита: ещё два, «Натали» и «Виктория», ведут проходку левого и правого перегонных тоннелей между станциями «Народное Ополчение» и «Бульвар Генерала Карбышева». В конце сентября для них у «Бульвара Генерала Карбышева» на глубине более 16 метров началось строительство демонтажно-щитовой камеры.

    Станция с метро «Бульвар Генерала Карбышева» строится на улице Маршала Тухачевского в районе пересечения с бульваром Генерала Карбышева и улицей Генерала Глаголева.

    Ещё для двух участков Рублёво-Архангельской линии проходка тоннелей только готовится. Как сообщило 30 сентября АО «Мосинжпроект», сразу две монтажно-щитовые камеры обустраивают на станции «Рублёво-Архангельское». С одной стороны будущей платформы проходческие щиты должны пройти около 2,3 км тоннелей до станции «Липовая Роща», а с другой — такое же расстояние до станции «Ильинская».

    Тем временем на строительных площадках трёх станций Бирюлёвской линии метро идут подготовительные работы. Строительные площадки станций «ЗИЛ», «Остров Мечты» и «Кленовый бульвар» огорожены и на них идут подготовительные работы — вынос коммуникаций и подведение временных инженерных сетей. Одновременно разрабатывается проектная документация для большинства этапов основного периода работ строительства линии.

    Огораживаются стройплощадки других станционных комплексов «Москворечье», «Кавказский бульвар», «Липецкая», «Лебедянская» и «Бирюлёво». Неосвоенной остаётся только территория у станции «Батюнинская». Общая протяженность новой Бирюлёвской линии с 10 станциями составит более 22 км. На ней запланированы пересадки на строящуюся станцию «ЗИЛ» Троицкой линии и одноимённую станцию МЦК, станцию «Технопарк» Замоскворецкой линии и станцию «Кленовый бульвар» Большой Кольцевой линии.

    Электродепо «Бирюлёвское» для отстоя, обслуживания и ремонта поездов новой линии пока проектируется. Его хотят разместить в районе Бирюлево Западное между улицами Подольских Курсантов, Мелитопольской, 3-й Никольской и Булатниковской. На территории площадью 19,12 гектара планируется возведение 40 зданий и сооружений общей площадью около 68 тыс. кв.м, включая отстойно-ремонтный корпус на 30 канав для отстоя, маневров, обслуживания, ремонта, мойки поездов и обточки колесных пар составов. Первый этап строительства, предусматривающий демонтаж ранее существовавших на участке сооружений, уже завершён на 60%. Далее предстоят перекладка инженерных коммуникаций, подготовка территории к строительству и возведение основных и вспомогательных здания и сооружения.

    В прошлом году на Люблинско-Дмитровской линии открылась новая станция «Физтех», однако строители с объекта не ушли. Как сообщило АО «Мосинжпроект», продолжается сооружение второго, северного, вестибюля «Физтеха». В нём завершили архитектурную отделку и продолжают монтаж инженерных систем, в том числе устанавливают вентиляцию и противопожарное оборудование. А украшением кассового зала стала тематическая художественная композиция на стекле в технике многоцветной печати, посвященная расположенному рядом вузу. Пол и стены пассажирской зоны вестибюля облицованы амфиболитом, габбро и сибирским гранитом, а фасад вестибюля площадью 5 тыс. кв.м — алюминиевыми и металлическими панелями. Также идёт благоустройство территории, прилегающей к станции метро.

    Минск

    В столице Беларуси завершаются приготовления к открытию второго участка Зеленолужской линии метро. Но строители уже устремились дальше. Как рассказывает «Общенациональное телевидение», в районе улицы Максима Богдановича между улицами Некрасова и Веры Хоружей вблизи площади Бангалор сооружают стартовый котлован для тоннелепроходческого комплекса «Алеся». На участке идёт перекладка инженерных сетей водопровода, хозбытовой канализации и теплотрассы. Параллельно создаются временные объезды и благоустраивается прилегающая территория.

    Самара

    В 2026 году рассчитывают завершить строительство нового участка метрополитена в Самаре. Как сообщил Департамент транспорта Самары со ссылкой на главу регионального Правительства Михаила Смирнова. строительство станции метрополитена «Театральная» в центре Самары вызывает жаркие споры. На старте возведения объекта было много проблем по расселению жильцов из зоны строительства метро. Однако на сегодня производству работ уже ничего не мешает. Сама станция готова примерно на 70%. Основные работы ведутся тоннельным отрядом № 6 «Мосметростроя» в левом перегонном туннеле на глубине более 20 метров. Длина каждого из тоннелей — 1,7 километра.

    По мнению руководства региона, вырытые в центре Самары котлованы длиной до 90 метров не оставляют и требуют начатую стройку довести до конца в 2026 году. В то же время Михаил Смирнов признался, что если бы три-четыре года назад у него спросили, что рациональнее для Самары — одна станция метро или 500 новых автобусов, лично он бы выбрал второе и именно об этом докладывал бы руководителю региона для принятия им окончательного решения, следую принципу: «каждый рубль бюджетных инвестиций в капитальные объекты эффективнее тогда, когда касается большего количества людей». Однако сегодня такой альтернативы уже нет.

    О том, что строительство метро не всегда оптимальное решение для развития транспортной систем города, говорилось и на прошедшей 3-4 октября в Москве международной конференции «Развитие городского пассажирского транспорта в государствах–участниках СНГ: вызовы, достижения, перспективы». Начальник центра территориальных проектов ГБУ «МосТрансПроект» Дмитрий Степчков среди минусов строительства метрополитенов выделил низкую востребованность метро при небольшом количестве станций, дороговизну и длительность строительства, а также высокие операционные расходы. В качестве альтернативного подхода предлагается развивать железнодорожный транспорт, автобусное и трамвайное сообщение. В частности, для Самары объём средств, затраченных на строительство нового участка метро, позволил бы проложить около 40 км новых трамвайных линий. При этом сеть. наземного рельсового транспорта удалось бы увеличить охват городской территории с 40 до 70%, в то время как продление метро до «Театральной» повысит охват города этим видом транспорта всего с 15 до 18%.

    Санкт-Петербург

    В середине сентября Санкт-Петербурге развёрнуто строительство ещё одного участка. Как сообщило АО «Метрострой Северной столицы», проходческий щит «Надежда» приступил к плановому строительству продолжения Невско-Василеостровской («зелёной») линии метро от станции «Беговая» до станции «Каменка» с промежуточной станцией «Богатырская». Ранее в июле проект получил положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» в июле 2024 года.

    Всего механизированный тоннелепроходческий комплекс весом 1600 тонн и диаметром 10,56 м должен пройти 4600 метров.

    Вестибюль станции «Богатырская» планируется разместить на пересечении Туристской улицы и Богатырского проспекта, а станции «Каменка» — на углу Комендантского и Шуваловского проспектов. В перспективе «Каменка» будет пересадочной на станцию «Шуваловский проспект» Фрунзенско-Приморской линии — её продление на северо-запад города также запланировано на ближайшие годы.

    Пока успехи в строительстве новых линий и станций остаются скромными и с момента открытия последнего участка прошло уже пять лет, в Северной столице готовят документацию под объекты, появления которых следует ожидать минимум через десятие.

    Так, по сообщению городского Комитета по градостроительству и архитектуре, в конце сентября на рабочем совещании губернатора города с членами городского правительства утверждён проект планировки с проектом межевания территории для размещения электродепо «Ладожское» Кольцевой линии, предусмотренной Генеральным планом города. В «Ладожском» планируется проводить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также отстой поездов.

    Челябинск

    Главгосэкспертиза России сообщила 24 сентября о выдаче положительного заключения по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на строительство стартового котлована остановочного пункта «Улица Косарева» линии «Север-Юг» скоростного транспорта в Челябинске (площадки №106).

    Стартовый котлован шириной около 17,7 м, длиной 71 м и глубиной 11,8 м разместят в Советском районе на проспекте Победы между домами №212 и №230 для тоннелепроходческих механизированных комплексов.

    Строителем объекта выступает АО «Челябинский метротрамвай», а проектировщиком — АО «Моспроект-3».

    Как уточняет Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, проект новой линии «Север-Юг» метротрамвая в Челябинске протяженностью свыше 9 км предусматривает строительство двух подземных станций («Площадь Революции» и «Торговый центр») и наземных остановочных пунктов «Улица Овчинникова», «Улица Косарева» и «Улица Каслинская». Реализация проекта ведется за счет льготного финансирования российских регионов с использованием инфраструктурного бюджетного кредита в рамках социально-экономической инициативы Правительства России «Инфраструктурное меню».

    Ранее были положительные заключения Главгосэкспертизы на проведение подготовительных работ на строительных площадках по улице Оучинникова и у улицы Косарева.

    Завершение строительства метротрамвая, ранее планировавшееся на 2025 года, сдвинуто на конец 2026 года, а открытие движения перенесено на 2027 год.

    Тем временем в Новосибирске готовятся приступить к проектированию нового участка линии метро. Однако для реализации планов крупнейшему городу Сибири, как и Санкт-Петербургу, нужно выделение федерального финансирования.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: