На июль намечена премьера нового пятисекционного трамвайного вагона
Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. На сей раз эта формула бытия, чьё авторство приписывается разным русским писателям XIX столетия, коснулась автобусных перевозок. В очередной раз те, кто не успел выполнить предыдущее распоряжение руководства страны в срок, не будут нарушителями, потому что теперь у них появилось дополнительное время на приведение своей деятельности в соответствие с требованиями законов и постановлений.
Ещё на полтора года отложено вступление в силу требования об обязательном оборудовании автобусов, работающих на городских регулярных перевозках, тахографами.
Также в городских и пригородных автобусных перевозках ближайшие два года участие могут принимать муниципальные и государственные унитарные предприятия.
Между тем, МУПы и ГУПы, которые прошли процедуру трансформации, получили новые возможности для развития. Так, в Нижегородской области уже начали процедуру поиска инвестора для крупнейшего автобусного предприятия регионального центра, который сможет получить 30% акций акционерного общества в обмен на участие в развитии компании.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия страны, в том числе выполняющие пассажирские перевозки, готовились к 1 января 2025 года. Не позднее наступления нового календарного года многие из них требовалось ликвидировать либо реорганизовать. При этом предприятия городского электротранспорта могли продолжать работу в прежнем режиме.
В соответствии с частями 1 и 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции"», ранее созданные ГУПы и МУПы подлежали до 1 января 2025 года ликвидации или реорганизации по решению учредителя.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, из этого общего правила положениями п. 1 ч. 1 ст. 351 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». предусмотрен ряд исключений. Так, сохранение унитарных предприятий допускается для осуществления ими деятельности, предусмотренной, в том числе актами Правительства РФ. Перечень случаев создания унитарных предприятий утверждён постановлением Правительства РФ от 31.07.2020 № 1148. Пунктом 3 этого постановления допускается создание унитарных предприятий для осуществления деятельности, в том числе по перевозке пассажиров городским наземным электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы), метрополитеном и монорельсовым транспортом.
Поэтому, если основным видом деятельности унитарного предприятия являлось, например, осуществление регулярных перевозок пассажиров троллейбусами или трамваями в городском и пригородном сообщении, оно могло продолжать работу в прежнем формате и после 1 января 2025 года.
Те же ГУПы и МУПы, что не подпадали под исключения, и в отношении которых учредителем не были приняты и (или) не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 485-ФЗ, ГУПы и МУПы, подлежали ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
По ряду причин, не все «автобусные» ГУПы и МУПы прошли путь трансформации, в то время как надзорные органы уже развернули по ним полномасштабную работу. Одним из препятствий на пути быстрой юридической трансформации организаций стало урегулирование требований кредиторов к предприятиям.
18 февраля Правительством РФ принято постановление № 177, включившее в переченью случаев в перечень случаев создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31.07.2020 № 1148 регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении.
При этом для унитарных предприятий, специализирующихся на автобусных перевозках, возможность деятельности продлена лишь на два года — до 1 января 2027 года.
Тем временем, 25 февраля утверждено ещё одно изменение, влияющее на автобусных перевозчиков всех форм собственности. Они в очередной раз смогут перераспределить деньги, зарезервированные для покупки тахографов.
Ранее действие постановления от 03.12.2020 № 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» в части оснащения с 1 января 2022 года тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении было приостановлено постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 № 539.
Первоначально мораторий в отношении автобусов, осуществляющих регулярные перевозки по городским автобусным маршрутам, вводился до 1 марта 2024 года, но затем был продлён до 1 марта 2025 года. Новым постановлением Правительства РФ от 25.02.2025 № 224 введение обязательного применения тахографов отсрочено до 1 сентября 2026 года.
Мэр города Иркутска в ноябре 2024 года на фоне грядущей реорганизации восьми городских МУПов, включая МУП «Иркутскавтотранс», сообщал, что неоднократно направляли письма в Государственную Думу по поводу пересмотра принятых решений и снятия требований со стороны Федеральной антимонопольной службы провести реорганизацию в указанные сроки, чтобы выполнить требования законодательства. Процесс преобразования «Иркутскавтотранса» начат 26 сентября 2024 года, но пока не доведён до конца.
События последних нескольких лет показывают, что передача городских и пригородных автобусных перевозок в частные руки не всегда приводит к ожидаемому результату. Контроль за транспортным обслуживанием со стороны муниципалитетов оказывается ослабленным. Поэтому во многих регионах стали задумываться о воссоздании автобусных предприятий, подконтрольным муниципалитетам или регионам. По этому пути пошли в Нижнем Тагиле и Ачинске, доукомплектовав автобусами трамвайные предприятия, а в Чувашии и Марий Эл автобусные перевозки стали дополнительным профилем работы республиканских троллейбусных перевозчиков. В составе ГУП РК «Крымтроллейбус» автобусные перевозки и вовсе стали преобладать в структуре транспортной работы.
Однако тем, кто хочет пойти по этому пути «с нуля» в городах, где нет горэлектротранспорта и возможности диверсифицировать деятельность трамвайных и троллейбусных предприятий, требования законодательства мешают создать муниципального перевозчика.
Так, в Соликамске Пермского края городская администрация через СМИ сообщила о намерении создать муниципальный автопарк на конкурентном рынке пассажирских перевозок, перепрофилировав местное МУП «Теплоэнерго».
Однако Пермское УФАС предостерегло администрацию Соликамска от возможного нарушения Закона о защите конкуренции с учётом того, что 1 января 2025 года в России завершалась реформа МУП и ГУП, направленная на ограничение деятельности таких предприятий на конкурентных рынках с целью сокращения государственно-монополистических тенденций в экономике, тормозящих развитие конкуренции.
Само МУП «Теплоэнерго» работает в сфере естественных монополий, которая относится к исключениям, поэтому предприятие смогло спокойно продолжить деятельность после 1 января 2025 года. Однако насчёт нового вида деятельности антимонопольная служба оказалась категоричной. Закон о защите конкуренции запрещает создавать унитарные предприятия на конкурентных рынках, если выручка от их деятельности может превышать 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год, а также в случае, когда такое предприятие не входит в перечень исключений, предусмотренных действующим законодательством.
На конец 2024 года деятельность в сфере пассажирских автобусных перевозок не относилась к исключениям, поскольку этот рынок является конкурентным. А переход к деятельности на конкурентном рынке МУП «Теплоэнерго», выручка на котором может превысить 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год, противоречит законодательству, поэтому Пермское УФАС выдало администрации Соликамска предостережение от возможного нарушения Закона о защите конкуренции.
Во многих регионах реорганизация муниципальных унитарных предприятий на фоне местных транспортных реформ стала двухшаговой, сопровождаясь передачей полномочий по организации транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам с маршрута муниципалитета н региональный уровень. Сначала муниципальные предприятия передавались в государственную собственность, а потом уже приватизировались в АО или ООО со 100% участием региона.
Так, МУП «ПАТП города Курска» стало ГУП Курской области «ПАТП города Курска», а затем АО «ПАТП города Курска» с единственным акционером — Курской областью в лице регионального минимущества. МП «Нижегородпассажиравтотранс» стало ГП Нижегородской области «Нижегородпассажиравтотранс», а затем стало акционерным обществом с тем же наименованием. Такой же путь из МУП в АО через ГП прошли «Городецпассажиравтотранс» и другие пассажирские автотранспортные предприятия Нижегородской агломерации.
В Псковской области городской электрический транспорт отсутствует. А основными игроками на рынке автобусных перевозок были ГППО «Псковпассажиравтотранс» (автобусные перевозки в Пскове и большинстве районов области, а также между ними), ГППО «Славяне» (автобусные перевозки в Великих Луках и ближайших районах юга области) и ГППО «Псковавтотранс» (предприятие по обслуживанию автостанций и автовокзалов). Первое из них находится в процессе реорганизации в АО с 23 сентября прошлого года, второе и третье — завершило процесс преобразования в ООО с 18 февраля 2025 года и 18 декабря 2024 года соответственно.
В Краснодарском крае мэрия Сочи в конце октября прошлого года обещала, что процедура реорганизации МУП «Сочиавтотранс», как того требует законодательство, завершится в январе 2025 года. Однако начатый 20 декабря процесс преобразования в АО «Сочиавтотранс» ещё не закончен.
В Липецке МУП «Горэлектротранс», занимающееся перевозками трамваями и электробусами, осталось в прежнем статусе. В то же время МУП «Липецкпассажиравтотранс» стало акционерным обществом.
В Дагестане основные автотранспортные предприятия с республиканским участием и к 2024 году не были МУПами, но реорганизация коснулась и их, уже не по причинам формального приведения в соответствии законодательству, но для оптимизации и развития предприятий, находящихся в ведении Минтранса РД.
Как сообщило Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан, с 1 ноября по инициативе ведомства на основании постановлением Правительства Республики Дагестан от 07.06.2024 № 164 принято решение о реорганизации ООО «Каспийское АТП» в форме присоединения к нему АО «Махачкалинская автоколонна № 1736» с последующим его переименованием в ООО «Дагестанавтотранс». Консолидация подведомственных Минтрансу РД автотранспортных предприятий будет способствовать развитию и укреплению материально-технической базы, совершенствованию организации и планирования работы транспортных предприятий и, следовательно, повышению эффективности их деятельности.
Уже упомянутое выше АО «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) в январе-феврале этого года практически полностью перешло на работу по брутто-контрактам для обслуживания 60 городских маршрутов Нижнего Новгорода. Однако пока в регионе брутто-контракты заключаются лишь на короткий срок о конца 2025 года, а подвижной состав НПАТ нуждается в обновлении, средства на которое не «зашиты» в расчёт стоимости транспортной работы.
Поэтому 7 марта учредитель «Нижегородпасажиравтотранса», права которого исполняет Минтранс Нижегородской области, объявил отбор инвестора на приобретение 30% акций НПАТ, размещаемых в рамках дополнительной эмиссии, который проходит с 10 по 27 марта.
Решение о проведении отбора инвестора утверждено постановлением Правительства Нижегородской области от 17.02.2025 № 106 «Об улучшении транспортного обслуживания населения в границах городского округа город Нижний Новгород» с 10 по 27 марта будет проведен отбор инвестора, имеющего намерение приобрести 30% акций регионального транспортного перевозчика АО «Нижегородпассажиравтотранс», размещаемых в рамках дополнительной эмиссии.
Согласно Порядку проведения отбора, заявка направляется в региональный Минтранс с комплектом документов, подтверждающих соответствие инвестора утвержденным 6 критериям:
С победителем отбора будет заключено соответствующее соглашение, в котором будут прописаны обязательства инвестора по улучшению транспортного обслуживания населения в границах городского округа город Нижний Новгород.
Рассмотрение заявок на участие в отборе намечено на 31 марта, а итоги отбора будут подведены 3 апреля 2025 года.
Ранее уже были реорганизованы транспортные предприятия в Березниках, Волгограде, Вологде, Новосибирске, Обнинске, Омске, Смоленске и Тольятти.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
На июль намечена премьера нового пятисекционного трамвайного вагона
Количество тестируемых образцов техники почти сравнялось с числом ещё неисполненных контрактов
Для строительства тоннелей метротрамвая найден подрядчик, а в столице России открыто электродепо «Южное»
В зависимости от объёма работ перекрытия движения носят кратковременный или длительный характер
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)