В города поставляются односекционные и трёхсекционные вагоны
Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. На сей раз эта формула бытия, чьё авторство приписывается разным русским писателям XIX столетия, коснулась автобусных перевозок. В очередной раз те, кто не успел выполнить предыдущее распоряжение руководства страны в срок, не будут нарушителями, потому что теперь у них появилось дополнительное время на приведение своей деятельности в соответствие с требованиями законов и постановлений.
Ещё на полтора года отложено вступление в силу требования об обязательном оборудовании автобусов, работающих на городских регулярных перевозках, тахографами.
Также в городских и пригородных автобусных перевозках ближайшие два года участие могут принимать муниципальные и государственные унитарные предприятия.
Между тем, МУПы и ГУПы, которые прошли процедуру трансформации, получили новые возможности для развития. Так, в Нижегородской области уже начали процедуру поиска инвестора для крупнейшего автобусного предприятия регионального центра, который сможет получить 30% акций акционерного общества в обмен на участие в развитии компании.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия страны, в том числе выполняющие пассажирские перевозки, готовились к 1 января 2025 года. Не позднее наступления нового календарного года многие из них требовалось ликвидировать либо реорганизовать. При этом предприятия городского электротранспорта могли продолжать работу в прежнем режиме.
В соответствии с частями 1 и 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции"», ранее созданные ГУПы и МУПы подлежали до 1 января 2025 года ликвидации или реорганизации по решению учредителя.
Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы, из этого общего правила положениями п. 1 ч. 1 ст. 351 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». предусмотрен ряд исключений. Так, сохранение унитарных предприятий допускается для осуществления ими деятельности, предусмотренной, в том числе актами Правительства РФ. Перечень случаев создания унитарных предприятий утверждён постановлением Правительства РФ от 31.07.2020 № 1148. Пунктом 3 этого постановления допускается создание унитарных предприятий для осуществления деятельности, в том числе по перевозке пассажиров городским наземным электрическим транспортом (трамваи, троллейбусы), метрополитеном и монорельсовым транспортом.
Поэтому, если основным видом деятельности унитарного предприятия являлось, например, осуществление регулярных перевозок пассажиров троллейбусами или трамваями в городском и пригородном сообщении, оно могло продолжать работу в прежнем формате и после 1 января 2025 года.
Те же ГУПы и МУПы, что не подпадали под исключения, и в отношении которых учредителем не были приняты и (или) не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона № 485-ФЗ, ГУПы и МУПы, подлежали ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
По ряду причин, не все «автобусные» ГУПы и МУПы прошли путь трансформации, в то время как надзорные органы уже развернули по ним полномасштабную работу. Одним из препятствий на пути быстрой юридической трансформации организаций стало урегулирование требований кредиторов к предприятиям.
18 февраля Правительством РФ принято постановление № 177, включившее в переченью случаев в перечень случаев создания унитарных предприятий для осуществления отдельных видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31.07.2020 № 1148 регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении.
При этом для унитарных предприятий, специализирующихся на автобусных перевозках, возможность деятельности продлена лишь на два года — до 1 января 2027 года.
Тем временем, 25 февраля утверждено ещё одно изменение, влияющее на автобусных перевозчиков всех форм собственности. Они в очередной раз смогут перераспределить деньги, зарезервированные для покупки тахографов.
Ранее действие постановления от 03.12.2020 № 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» в части оснащения с 1 января 2022 года тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении было приостановлено постановлением Правительства РФ от 31.03.2022 № 539.
Первоначально мораторий в отношении автобусов, осуществляющих регулярные перевозки по городским автобусным маршрутам, вводился до 1 марта 2024 года, но затем был продлён до 1 марта 2025 года. Новым постановлением Правительства РФ от 25.02.2025 № 224 введение обязательного применения тахографов отсрочено до 1 сентября 2026 года.
Мэр города Иркутска в ноябре 2024 года на фоне грядущей реорганизации восьми городских МУПов, включая МУП «Иркутскавтотранс», сообщал, что неоднократно направляли письма в Государственную Думу по поводу пересмотра принятых решений и снятия требований со стороны Федеральной антимонопольной службы провести реорганизацию в указанные сроки, чтобы выполнить требования законодательства. Процесс преобразования «Иркутскавтотранса» начат 26 сентября 2024 года, но пока не доведён до конца.
События последних нескольких лет показывают, что передача городских и пригородных автобусных перевозок в частные руки не всегда приводит к ожидаемому результату. Контроль за транспортным обслуживанием со стороны муниципалитетов оказывается ослабленным. Поэтому во многих регионах стали задумываться о воссоздании автобусных предприятий, подконтрольным муниципалитетам или регионам. По этому пути пошли в Нижнем Тагиле и Ачинске, доукомплектовав автобусами трамвайные предприятия, а в Чувашии и Марий Эл автобусные перевозки стали дополнительным профилем работы республиканских троллейбусных перевозчиков. В составе ГУП РК «Крымтроллейбус» автобусные перевозки и вовсе стали преобладать в структуре транспортной работы.
Однако тем, кто хочет пойти по этому пути «с нуля» в городах, где нет горэлектротранспорта и возможности диверсифицировать деятельность трамвайных и троллейбусных предприятий, требования законодательства мешают создать муниципального перевозчика.
Так, в Соликамске Пермского края городская администрация через СМИ сообщила о намерении создать муниципальный автопарк на конкурентном рынке пассажирских перевозок, перепрофилировав местное МУП «Теплоэнерго».
Однако Пермское УФАС предостерегло администрацию Соликамска от возможного нарушения Закона о защите конкуренции с учётом того, что 1 января 2025 года в России завершалась реформа МУП и ГУП, направленная на ограничение деятельности таких предприятий на конкурентных рынках с целью сокращения государственно-монополистических тенденций в экономике, тормозящих развитие конкуренции.
Само МУП «Теплоэнерго» работает в сфере естественных монополий, которая относится к исключениям, поэтому предприятие смогло спокойно продолжить деятельность после 1 января 2025 года. Однако насчёт нового вида деятельности антимонопольная служба оказалась категоричной. Закон о защите конкуренции запрещает создавать унитарные предприятия на конкурентных рынках, если выручка от их деятельности может превышать 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год, а также в случае, когда такое предприятие не входит в перечень исключений, предусмотренных действующим законодательством.
На конец 2024 года деятельность в сфере пассажирских автобусных перевозок не относилась к исключениям, поскольку этот рынок является конкурентным. А переход к деятельности на конкурентном рынке МУП «Теплоэнерго», выручка на котором может превысить 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год, противоречит законодательству, поэтому Пермское УФАС выдало администрации Соликамска предостережение от возможного нарушения Закона о защите конкуренции.
Во многих регионах реорганизация муниципальных унитарных предприятий на фоне местных транспортных реформ стала двухшаговой, сопровождаясь передачей полномочий по организации транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам с маршрута муниципалитета н региональный уровень. Сначала муниципальные предприятия передавались в государственную собственность, а потом уже приватизировались в АО или ООО со 100% участием региона.
Так, МУП «ПАТП города Курска» стало ГУП Курской области «ПАТП города Курска», а затем АО «ПАТП города Курска» с единственным акционером — Курской областью в лице регионального минимущества. МП «Нижегородпассажиравтотранс» стало ГП Нижегородской области «Нижегородпассажиравтотранс», а затем стало акционерным обществом с тем же наименованием. Такой же путь из МУП в АО через ГП прошли «Городецпассажиравтотранс» и другие пассажирские автотранспортные предприятия Нижегородской агломерации.
В Псковской области городской электрический транспорт отсутствует. А основными игроками на рынке автобусных перевозок были ГППО «Псковпассажиравтотранс» (автобусные перевозки в Пскове и большинстве районов области, а также между ними), ГППО «Славяне» (автобусные перевозки в Великих Луках и ближайших районах юга области) и ГППО «Псковавтотранс» (предприятие по обслуживанию автостанций и автовокзалов). Первое из них находится в процессе реорганизации в АО с 23 сентября прошлого года, второе и третье — завершило процесс преобразования в ООО с 18 февраля 2025 года и 18 декабря 2024 года соответственно.
В Краснодарском крае мэрия Сочи в конце октября прошлого года обещала, что процедура реорганизации МУП «Сочиавтотранс», как того требует законодательство, завершится в январе 2025 года. Однако начатый 20 декабря процесс преобразования в АО «Сочиавтотранс» ещё не закончен.
В Липецке МУП «Горэлектротранс», занимающееся перевозками трамваями и электробусами, осталось в прежнем статусе. В то же время МУП «Липецкпассажиравтотранс» стало акционерным обществом.
В Дагестане основные автотранспортные предприятия с республиканским участием и к 2024 году не были МУПами, но реорганизация коснулась и их, уже не по причинам формального приведения в соответствии законодательству, но для оптимизации и развития предприятий, находящихся в ведении Минтранса РД.
Как сообщило Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан, с 1 ноября по инициативе ведомства на основании постановлением Правительства Республики Дагестан от 07.06.2024 № 164 принято решение о реорганизации ООО «Каспийское АТП» в форме присоединения к нему АО «Махачкалинская автоколонна № 1736» с последующим его переименованием в ООО «Дагестанавтотранс». Консолидация подведомственных Минтрансу РД автотранспортных предприятий будет способствовать развитию и укреплению материально-технической базы, совершенствованию организации и планирования работы транспортных предприятий и, следовательно, повышению эффективности их деятельности.
Уже упомянутое выше АО «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) в январе-феврале этого года практически полностью перешло на работу по брутто-контрактам для обслуживания 60 городских маршрутов Нижнего Новгорода. Однако пока в регионе брутто-контракты заключаются лишь на короткий срок о конца 2025 года, а подвижной состав НПАТ нуждается в обновлении, средства на которое не «зашиты» в расчёт стоимости транспортной работы.
Поэтому 7 марта учредитель «Нижегородпасажиравтотранса», права которого исполняет Минтранс Нижегородской области, объявил отбор инвестора на приобретение 30% акций НПАТ, размещаемых в рамках дополнительной эмиссии, который проходит с 10 по 27 марта.
Решение о проведении отбора инвестора утверждено постановлением Правительства Нижегородской области от 17.02.2025 № 106 «Об улучшении транспортного обслуживания населения в границах городского округа город Нижний Новгород» с 10 по 27 марта будет проведен отбор инвестора, имеющего намерение приобрести 30% акций регионального транспортного перевозчика АО «Нижегородпассажиравтотранс», размещаемых в рамках дополнительной эмиссии.
Согласно Порядку проведения отбора, заявка направляется в региональный Минтранс с комплектом документов, подтверждающих соответствие инвестора утвержденным 6 критериям:
С победителем отбора будет заключено соответствующее соглашение, в котором будут прописаны обязательства инвестора по улучшению транспортного обслуживания населения в границах городского округа город Нижний Новгород.
Рассмотрение заявок на участие в отборе намечено на 31 марта, а итоги отбора будут подведены 3 апреля 2025 года.
Ранее уже были реорганизованы транспортные предприятия в Березниках, Волгограде, Вологде, Новосибирске, Обнинске, Омске, Смоленске и Тольятти.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
В города поставляются односекционные и трёхсекционные вагоны
В городах готовятся к реконструкции трамвайных линий, запускают вместительные автобусы и вводят бесплатные пересадки
С 30 марта произойдёт первая корректировка графика движения поездов пассажирских поездов на 2024/2027 годы
В городах меняют троллейбусы на электробусы, нерегулируемые тарифы на регулируемые и оптимизирую муниципальных перевозчиков
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 82087 от 2 ноября 2021 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)