Электробусы: вести из Магнитогорска, Москвы и Санкт-Петербурга

  • Павел Яблоков
    26 марта 2025 г. — 17:30
    217
    Иллюстрация: 

    АО «Транс-Альфа» / trans-alfa.com

    В марте шаги к развитию электробусного сообщения сделали три города из Центрального, Северо-Западного и Уральского федеральных округов страны.

    В Санкт-Петербург завершена поставка электробус с ночной зарядкой «Сириус» производства вологодского завода «Транс-Альфа» по контракту, который нужно было исполнить ещё минувшим летом. На заводе запоздало сделали оргвыводы. Тем временем в Северную столицу от конкурентов вологжан на испытания поступил электробус ЛиАЗ-6274, также способный проходить 240 километров без подзарядки. Его специально для работы в петербургских условиях подготовила «Группа ГАЗ».

    В Москве пристраивают на работу последние электробусы КамАЗ-6282, полученные по двухлетнему контракту. Они продолжают вытеснять дизельные автобусы со столичных маршрутов юго-западной части города. На очереди — старт крупной поставки электробусов новой серии КамАЗ-52222. Сигнальный образец новой техники уже изучают специалисты «Мосгортранса» перед тем как начнётся поставка партии из 400 аналогичных машин.

    Электробусной столицей Южного Урала готовится стать Магнитогорск. На этот год намечена закупка первых автобусов с электродвигателями. А конкурс на поставку зарядных станций для электробусов уже объявлен.

    Магнитогорск

    Ранее сообщалось, что в планах администрации Магнитогорска на 2025 год значится закупка 12 электробусов Синара-6253 производства Челябинского завода городского электрического транспорта «Группы Синара». Начать реализацию планов в городе металлургов решили с инфраструктуры.

    24 марта администрация Магнитогорска объявила электронный аукцион на поставку 10 электрозарядных станций для электробусов с начальной ценой контракта 41,07 млн руб.

    Приём заявок ведётся до 1 апреля, а к 30 апреля уже необходимо выполнить поставку в город быстрых зарядных станций с разъёмами CCS Combo 2 с подключением к трёхфазной сети переменного тока напряжением 0,4 кВ. В комплект поставки товара помимо электрозарядных станций входят материалы и запчасти для выполнения их технического обслуживания и ремонта, а также система мониторинга и управления ЭЗС для удалённого контроля за работой зарядных станций. Срок службы закупаемых зарядных станций — 15 лет.

    Четыре зарядных станции требуется установить на Привокзальной площади, а ещё шесть в автобусном парке МП «Маггортранс» на Советской ул., 160/1. Выходная максимальная мощность каждой из станций должна составлять 200 кВт, при этом расположенные в автопарке станции должны обеспечивать возможность заряжать сразу два электробуса с мощностью 100 кВт на каждом коннекторе.

    Поставщик техники должен подписать контракт с Управлением транспорта и коммунального хозяйства администрации Магнитогорска.

    Москва

    В Москве трудоустраиваются последние электробусы КамАЗ-6282, закупленные по дополнительному соглашению к контракту 2023 года. С их помощью, а также за счёт перераспределения ранее полученных машин в марте на электротягу перевели ещё несколько маршрутов.

    С 22 марта электробусы вытеснили дизельную технику с маршрутов № с156 «Троицк (микрорайон В) — метро "Филатов луг"» и № с954 «метро "Беляево" — ул. Академика Капицы». А маршрут электробуса № с174 объединён с маршрутом № 168, который поменял свою трассу. До этого с 15 марта электробусы вышли на маршрут № 639 «метро "Беляево" — метро "Ясенево"». В феврале регулярную работу электробусов стала обеспечивать ещё одна эксплуатационная площадка «Мосгортранса» Коньково (бывший 1-й автобусный парк). Таким образом, в Москве уже 12 из 25 эксплуатационных предприятий «Мосгортранса» эксплуатируют электробусы.

    Тем временем в электробусный парк «Митино» прибыл первый электробус новой серии КамАЗ-52222. Специалисты «Мосгортранса» изучают технику для устранения замечаний и начала массовых поставок по заключённому в феврале новому контракту. Всего на этот год запланирована поставка 400 электробусов КамАЗ-52222, а первая партия из 40 машин по условиям контракта должна прибыть до 30 апреля.

    Санкт-Петербург

    Петербургский «Пассажиравтотранс» уже является лидером по количеству испытанных моделей электробусов. Но этой весной он упрочил своё место новыми тестами. Параллельно завершено изготовление техники по самому крупному петербургскому заказу автобусов с электродвигателями.

    20 марта Губернатор Петербурга осмотрел новый электробус ЛиАЗ-6274, создана специально для Петербурга и прибывший в город на испытания. Как сообщает «Пассажиравтотранс», 36% комплектующих электробуса с ночной зарядкой, включая тяговые батареи и компрессор, произведены в Северной столице. Ближайшие полгода машина будет проходить тестовую эксплуатацию на маршруте № 169А.

    В этом году планируется завершить строительство первой очереди электробусного парка «Ржевка». Весь парк на 400 машин планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году.

    В варианте с ночной зарядкой электробус ЛиАЗ-6274 обладает запасом хода не менее 240 километров, что позволяет работать весь день без технологических простоев.

    По данным перевозчика, в Петербурге уже 36 электробусов разных моделей работают на маршрутах №№ 1, 9, 40, 134, 127, 128, 169А и других.

    В ближайшее время их количество должно превысить 40 единиц. Вологодский завод «Транс-Альфа» 20 марта сообщил, что контракт с Санкт-Петербургом на поставку 28 электробусов модели 5298.02 «Сириус» выполнен полностью. Последние машин прибыли в марте. Специалисты отдела по наладке и вводу в эксплуатацию «Транс-Альфа» в течение нескольких месяцев проводили пуско-наладочные работы, устраняли все недочеты и обкатывали машины при помощи коллег из СПб ГУП «Горэлектротранс». Электробусы «Сириус» они обладают запасом хода не менее 240 км.

    В прошлом году парк «Пассажиравтотранса» пополнило 13 электробусов большого класса, в том числе, 11 электробусов «Сириус», хотя первоначально по контракту с «Пассажиравтотрансом» ООО «Торговый дом "Транс-Альфа"» должно было поставить 28 электробусов ещё до 31 июля 2024 года.

    Девять электробусов было поставлено в феврале 2025 года: пять машин — 18 февраля и ещё четыре — 27 февраля. Ещё восемь машин пришли в марте: четыре — 12 марта и заключительная четвёрка — 26 марта. «Пассажиравтотранс» намерен оплатить поставку техники за вычетом суммы претензий за нарушение сроков поставки электробусов. Так, для партии. поставленной 12 марта, просрочка составила 225 дней, в результате сумма пени за поставку партии техники ценой 151,8 млн руб. (37,95 млн руб. за машину) составила 23,9 млн руб. (15,75%).

    Как свидетельствует «Новое время» — информационное издание АО «Транс-Альфа» — руководство завода «Транс-Альфа» под любым предлогом уходило от решения главной задачи, то есть от производства электробусов и троллейбусов для Санкт-Петербурга — ключевого заказчика предприятия, что по мнению председателя Совета директоров Александра Каледина является колоссальной ошибкой. На передний план вышло выполнение более простых заказов на поставку троллейбусов в Йошкар-Олу (выполненного досрочно) и Владивосток. Ошибки были допущены и ранее с большим заказом троллейбусов для Санкт-Петербурга в конце 2023 года, когда завод сделал упор на количество, при этом забыв о качестве. В итоге троллейбусы пришли к заказчику с недоделками. По результатам оргвыводов в январе 2025 года состав Правления «Транс-Альфы» сменился.

    Всего в автопарке «Пассажиравтотранса», не считая тестируемого ЛиАЗ-674, ещё 44 электробуса, приобретённых предприятием — 28 Сириусов, 11 Volgabus-5270.E0, а также купленные по результатам испытаний MAN 12C Lion's City 12E, Yutong ZK6126BEVG, БКМ E433 Vitovt Max Electro, УТТЗ-6242.01 «Электрогород», и продолжающий испытания электробус с ночной зарядкой КамАЗ-6282ONC. Сочленённый электробус производства «Транс-Альфа» модели 6215.02 «Орион» проходил испытания в Петербурге, но не был приобретён.

    С 1 марта завершена полная замена троллейбусов электробусами в двух из трёх троллейбусных депо Нижнего Новгорода.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: