основные моменты пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы»
В условиях ориентации на импортозамещение и разработку отечественных технологий российские заводы и их партнёры из Беларуси поделились планами на текущий год. Новые российские федеральные программы по обновлению автопарков уже способствовали увеличению спроса на пассажирскую технику. Ответное слово — за заводами. ПАО «НефАЗ» (группа «КамАЗ») обозначило, какие модели станут основой серийного производства и представило продолжение реконструкции производства в соответствии с двумя проектами. В свою очередь, заводы «Группы ГАЗ» донастроили производственные мощности для ускорения выпуска подвижного состава: ПАЗ нарастил производство автобусов «Вектор Next» по специальным казначейским кредитам, а на ЛиАЗе собирают не только на автобусы, но и на электробусы.
Поставщиков пассажирской техники на рынке в ближайшее время может стать больше: завод «Швабе-СпецАвто», продемонстрировал прототип автобуса «Руслайнер-728», который может начать конкурировать с «ГАЗелями». Тем временем Уфимский трамвайно-троллейбусный завод и Минский автомобильный завод сообщили, что учредят совместное предприятие в Башкирии, чтобы расширить производство электротранспорта. Кроме того, МАЗ готовится к производству туристических автобусов: сейчас техника этого класса практически безальтернативно поставляется из Китая. А производитель пассажирского электротранспорта BKM Holding представил план поставок трамваев, троллейбусов и электробусов для белорусских и российских городов.
ПАО «НефАЗ» сообщило о планах выпуска 2024 году 2,3 тыс единиц пассажирской техники, более 7,1 тыс единиц спецнадстроек (самосвальные установки, вахтовые автомобили) и 1,8 тыс единиц прицепной техники.
В частности, в серийное производство включены новые пассажирские модели:
Также в 2024 году продолжится реконструкция производства в соответствии с двумя проектами с автоматизацией и роботизацией технологических процессов производства, а также модернизацией оборудования:
В рамках проекта «Развитие производственных мощностей по выпуску пассажирских автобусов в ПАО «НефАЗ» до 3 тыс. единиц в год» на первый квартал 2024 года запланировано внедрение двух единиц РТК (робототехнического комплекса) для сварки остовов сидений и одной единицы РТК для гибки. На четвёртый квартал намечено завершение работ по созданию роботизированного участка сварки каркаса автобуса, новой линии катафорезного грунтования и порошковой окраски, заготовительного производства, объединяющего резку и гибку на станках с ЧПУ, а также внедрение лазерной резки трубных и профильных заготовок на установках с автоматической подачей.
Первый этап проекта «Развитие производственных мощностей по выпуску самосвальных установок К5 и модернизация самосвального производства в ПАО «НефАЗ» завершён. В первом квартале 2025 года планируется завершить модернизацию линии окраски самосвальных платформ в части удлинения и увеличения грузоподъёмности подвесного толкающего конвейера, а также модернизации АСУ ТП (автоматизированной системы управления технологическим процессом). Предполагаются закупка, монтаж и ввод в эксплуатацию новой дробеструйной камеры.
Параллельно на заводе ремонтируют здания и помещения.
По информации журнала «Грейдер», Павловский автозавод перенастроил производственную линию, чтобы обеспечить ускоренные поставки автобусов «Вектор Next» по специальным казначейским кредитам (СКК). На одном из участков установили второй кран, чтобы ускорить сварку кузовов, а на другом смонтировали сварочную оснастку для доварки деталей. Кроме этого, на ПАЗе организовали 500 дополнительных рабочих мест. Набор кадров шёл из учебных заведений и других предприятий «Группы ГАЗ».
Ускорился и Ликинский автозавод, где выросло число контрактов на поставку автобусов и электробусов. Если в 2023 году из цехов выходило восемь единиц за смену, то в 2024 году здесь собирают 14 машин.
Завод «Швабе-СпецАвто» (совместное предприятие Холдинга «Швабе» и завода спецавтомобилей «Промышленные технологии») представил прототип семиметрового автобуса «Руслайнер-728». Ожидается, что его задействуют для перевозки пассажиров в городах с населением менее 100 тыс человек.
Кузов новинки — жёсткий сварной пространственный каркас из профилей прямоугольного сечения, изготовленных из марганцевой стали 16 МП, обшитый пластиковыми композитными панелями. В передней части — распашная дверь, через которую пассажиры попадают в салон. В задней части — двухстворчатая дверь, выполняющая функцию запасного выхода. В салон ведёт одна ступень, расположенная на относительно небольшой высоте. Справа от проёма предусмотрен вертикальный поручень. Ещё один поручень идёт по центру потолка вдоль салона, чтобы стоящие пассажиры могли держаться во время движения.
Длина «Руслайнера-728» составляет 7 м, высота потолка в салоне — 1,9 м. Машина оборудована 21 сидячим местом и рассчитана на перевозку ещё семи стоящих пассажиров. При большой площади тонированным остеклением предусмотрены форточки в каждом втором стеклопакете. Оснащение предполагает кондиционер на крыше, автономный отопитель и покрытие пола износостойким материалом. В кабине водителя установлены мультируль из упругого пластика, электростеклоподъёмники, видеокамеры, большие зеркала со сферическими секциями и электроприводом, а также регулятор жёсткости подвески.
Из технических особенностей «Руслайнер-728» имеет шасси лёгкого грузовика Dongfeng Captain-T: раму лестничного типа из высоколегированной стали с толщиной лонжерона 50 мм, стандартный 2,2-литровый турбодизель Quanchai Q23-132E60 мощностью 128 л. с. (максимальный крутящий момент — 315 Нм) и механическую пятиступенчатую коробку передач 5G32 с тросовым механизмом переключения. Подвеска на полуэллиптических рессорах зависимая: спереди — балка с гидравлическими амортизаторами, сзади — мост со сдвоенными скатами, где гидравлические телескопические амортизаторы дополнены стабилизатором поперечной устойчивости и пневмобаллонами, что обеспечивает плавность хода.
Гидравлическая тормозная система снабжена вакуумным усилителем. Тормозные механизмы передних колёс — дисковые, задних — барабанные с антиблокировочной системой (ABS), системой контроля устойчивости (ESC) и системой управления распределения тормозных усилий EBD.
По данным сетевого издания Kolesa.ru, завод выпустит первые серийные автобусы в начале лета 2024 года, чему поспособствуют производственные мощности новой площадкой Промтеха в Нижнем Новгороде. Завод введут в эксплуатацию в IV квартале. Его мощности рассчитаны на производство 1500 автобусов в год, а оборудование позволит разработать целую линейку «Руслайнеров» с кузовом 10–12 м, что означает возможность эксплуатации на городских, туристических и междугородних маршрутах. Так, уже анонсирована подготовка модели 5-метрового микроавтобуса на 8–15 пассажиров, «Руслайнер-58» и «Руслайнер-515». Также, по данным «Автостат Инфо», компания рассматривает возможность партнёрства с зарубежными производителями, продукция которых адаптирована под требования российских перевозчиков. В частности, вероятны переговоры с Higer для производства больших автобусов.
В свою очередь, «Автостат Инфо» сообщает, что подготовка предсерийного образца состоится через три месяца, а с третьего квартала 2024 года начнётся серийное производство. Стоимость автобуса составит 4,5 млн рублей, что примерно на 1 млн рублей ниже ближайшего конкурента — модели марки «ГАЗ».
Уфимский трамвайно-троллейбусный завод (УТТЗ) и Минский автомобильный завод (МАЗ) создадут в Башкирии совместное предприятие по производству электротранспорта. Соглашение подписано 8 февраля 2024 года. Стороны анализируют бизнес-план. По данным Office Life, инвестиционная стоимость составит 500 млн рублей.
Завод появится в особой экономической зоне «Алга». Как обозначил источник, за 2024 год МАЗ рассчитывает возвести корпус нового завода и установить оборудование. В 2025 году останется провести пусконаладочные работы. Проект нового завода разработали в 2020 году с прогнозом окупаемости за четыре года.
Строительство предприятия увеличит производство электротранспорта в Уфе вдвое — 500 единиц техники вместо 250. Последнее актуально на фоне того, что в Башкирии собираются освоить выпуск автобусов третьего поколения МАЗ-303 и сочленённых троллейбусов. УТТЗ рассчитывает получить кузова для опытных моделей в первом полугодии 2024 года. Сертификация и испытания новых машин могут продолжаться около полугода.
Сотрудничество МАЗа с УТТЗ началось в 2019 году с опытных партий до 30 троллейбусов. В 2022 году объём достиг 32 машинокомплектов, в 2023 году — уже 238. В 2024 году заключены контракты на 255 машинокомплектов.
Кроме этого, при участии белорусского бизнеса на заводе «Амкодор-Алга» наладят производство аккумуляторов и расширят выпуск спецтехники.
Параллельно МАЗ поставляет технику в белорусские города. Так, в 2023 году Витебск закупил 39 автобусов большого класса и 10 троллейбусов. Троллейбусы с увеличенным автономным ходом МАЗ-203Т70 прибыли в марте-апреле, а поставки автобусов МАЗ-203.047 начались в ноябре и завершились в конце января. В 2024 году «Витебскоблавтотранс» получит два низкопольных трамвайных вагона Т811 от BKM, 26 автобусов МАЗ-257.040 среднего класса и 12 сочленённых автобусов МАЗ-216.047 особо большой вместимости. Последняя модель была поставлена в Санкт-Петербург в 2023 году, и, по данным Abw.by, ею заинтересовались транспортники Казани: один автобус приобретён в лизинг.
Один из насущных вопросов автотранспортников России и Беларуси обновление парка междугородных и туристических автобусов. В этом сегменте альтернативы китайской продукции сейчас нет. Белорусский производитель работает и в этом направлении, хотя быстро изменить ситуацию не получится. В планах МАЗа на 2024 год — выпуск опытной партии из 10 туристических автобусов МАЗ-350.046 с кухонным блоком, туалетом и спальным местом для водителя. Каждый рассчитан на перевозку 61 пассажира. По сведениям «Минской правды», МАЗ произведёт каркас, оси и мосты, а предприятие холдинга «БелАвтоМАЗ» — пластик. Первый экземпляр модели был представлен в прошлом году на выставке COMTRANS.
В 2024 году BKM Holding планирует произвести первый для предприятия низкопольный трёхсекционный трамвай модели T856, выпустить водородный грузовик и продолжить обновление транспорта с расширением продаж на зарубежных рынках. Основу производственной программы предприятия составят трамвайные вагоны и оборудование к ним (более 50%), электробусы (около 30%) и троллейбусы (20%).
Из анонсированных планов по Беларуси BKM Holding поставит 15 электробусов модели Е321 в Шклов, 20 низкопольных трамваев модели Т811 и 10 электробусов модели Е433 в Минск, 10 трамваев модели Т811 в Мозырь, два сочленённых электробуса модели Е433 и зарядную станцию в Микашевичи.
Экспорт 2024 года составит более 80%. BKM Holding участвует в российских госпрограммах через организацию сборочных производств. В частности, реализуется проект по сборке электробусов и трамвайных вагонов для Нижнего Новгорода: город первым получит новую модель Т856. Продолжатся поставки машинокомплектов трамвайных вагонов Т811 в Краснодар.
В свою очередь, проект по модернизации трамвайных вагонов позволит обновить подвижной состав в Новосибирске за счёт новой модели частично низкопольного кузова серии Т701. Согласовываются планы поставок в Самару. Прорабатываются контракты на поставку кузовов в Уфу. В парки Краснодара и Сочи готовятся пополнения электробусами модели Е321 под ключ, то есть города получат не только технику, но и зарядные станции.
Продолжатся поставки троллейбусов в кузове Olgerd. Заключены контракты на классические машины в Санкт-Петербург и с автономным ходом в Новороссийск.
По итогам 2023 года BKM Holding имеет положительное сальдо внешнеторгового оборота и чистую прибыль. Всего было изготовлено 246 единиц основной продукции: 175 троллейбусов, 33 электробуса, 38 трамвайных вагонов и 11 комплектов трамвайных тележек с электрооборудованием. Темп роста продукции составил 153,9%. Задание по бизнес-плану перевыполнено на 13,1%. Удельный вес экспорта в объёме производства — 98,6%.
Ранее российские автобусные заводы анонсировали участие в федеральных программах и планах на 2023–2024 годы.
Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.
основные моменты пленарной дискуссии «Эффективная транспортная система. Ключевые элементы»
о новой инициативе ГТЛК
О ключевых транспортных проектах стран и развитии международных транспортных коридоров
В городах переходят на новые контракты и оптимизируют маршрутную сеть
TR.ru (Транспорт в России) — ежедневное интернет-издание о транспорте в России и в мире. Наши темы — общественный и коммерческий транспорт, транспортные системы городов и регионов, инфраструктура для пассажиров и водителей. Новости, аналитика, обсуждения. Подробнее...
Свидетельство о регистрации средства массовой информации № Эл. 77-6059 от 30 января 2002 года. 16+
Использование наших материалов на других сайтах разрешается только с индексируемой ссылкой на TR.ru.
Комментарии
Комментарии (0)