Московские «маршрутки»: отменить нельзя оставить?

  • Павел Яблоков
    15 августа 2016 г. — 00:06
    15753
    Иллюстрация: 

    автора

    15 августа по замыслу столичного Департамента транспорта должно было стать тем днём, с которого москвичи забыли бы слово «маршрутка». Однако по мере приближения этой даты становится ясно, что слухи об исчезновении столичных маршруток, мягко говоря, преувеличены.

    Здесь сыграли свою роль сразу несколько факторов – и традиционно излишний оптимизм столичного Департамента транспорта, и нежелание перевозчиков покидать хлебные места, и... недостаточное желание самого Департамента решить вопрос полностью.

    Поскольку это не первый материал TR.ru, посвящённый переходу столичных маршрутов на «новую модель транспортного обслуживания» то для начала – «краткое содержание предыдущих серий».

    Что происходило до 2015 года

    Подготовка к транспортной реформе началась в Москве ещё в 2012 году, но долгое время её результаты не были видны пассажирам. О том, что что-то происходит, можно было догадаться только по косвенным признакам. В апреле 2013 года в городе был введён мораторий на открытие новых «коммерческих» маршрутов. Постановлением Правительства Москвы от 02.04.2013 № 186-ПП новые маршруты могли открываться только одним перевозчиком – ГУП «Мосгортранс», который, в свою очередь, к этому времени полностью прекратил эксперименты с «коммерческими» перевозками, сосредоточившись на рейсах по регулируемым тарифам. Фактически, с этого момента началась «игра на выбывание» для городских автобусных маршрутов по нерегулируемым тарифам с остановками в любых местах, не запрещённых правилами дорожного движения. Количество этих автобусов, в обиходе называемых «маршрутками», с тех пор только сокращалось.

    Насчитывающий при своём формировании в 2007 году 700 единиц, и вяло пополнявшийся затем арсенал маршруточных линий (максимальный номер зарегистрированного маршрута – 767м), к ноябрю 2015 года насчитывал всего 481 маршрут по нерегулируемым тарифам. Тридцать один из них стал городским лишь после присоединения Новой Москвы.

    Первоначально речь шла о том, что «маршрутки» продолжат свою работу лишь до 1 января 2014 года, однако затем этот срок неоднократно продлевался. Около 400 маршрутов вошли и в 2016 год.

    В 2013 году первый столичный маршрут перешёл на экспериментальную систему работы. По заданию Департамента транспорта ГУП «Мосгортранс» провёл конкурс, по результатам которого маршрут № 22 «Улица 8 Марта – НАМИ» стал обслуживаться ООО «Север-Авто» («Группа Автолайн»). Перевозчик стал получать деньги за фактически выполняемую транспортную работу и выполнение расписания.

    В 2014 году провели другой эксперимент – несколько маршрутов в столичных районах Измайлово и Гольяново были усилены ГУП «Мосгортранс» с одновременной отменой дублирующих их «маршруток».

    В том же 2014 году была разработана и новая маршрутная сеть, лоты с которой в 2015 году вынесли на аукционы.

    2015 год: от теории к практике

    В первой половине 2015 года большинство аукционов провалилось из-за отсутствия заявок перевозчиков. После доработки аукционной документации те же лоты повторно были выставлены на торги осенью 2015 года, и тогда победители были определены по каждому из них.

    Таким образом, в 2015 году удалось запустить перевозки только по трём из 211 запланированных маршрутов.

    30 сентября 2015 года заработали первые два маршрута по «новой модели транспортного обслуживания» – №№ 199к и 368. К экипировке подвижного состава и готовности перевозчика к началу работы контролирующие органы изначально стали предъявлять довольно жёсткие требования.

    В декабре стартовал третий маршрут№ 320.

    Главным итогом 2015 года стало то, что из теоретической области транспортная реформа начала потихоньку перемещаться в практическую. Правда, судя по объёмам сделанного, речь шла скорее о «пробных шарах».

    Тем не менее, были заключены все контракты с перевозчиками и на оставшиеся 208 маршрутов. По новым условиям, не позднее 15 июня 2016 года все они должны были начать работу – для выхода на линию перевозчикам отводилось шесть месяцев с даты заключения контрактов. Этого должно было хватить на всестороннюю подготовку – от разработки расписаний и найма водителей до обустройства автобаз и закупки новых автобусов (по условиям госконтрактов возраст транспорта не должен быть старше двух лет на начало перевозок).

    На волне оптимизма от запуска осенью 2015 года двух маршрутов с шестью микроавтобусами, аукционы на 208 маршрутов с более чем 1700 автобусами прошли в весьма сжатые сроки. Между датами заключения первого и последнего контрактов истекло немногим более месяца. К сожалению, как показали события этого года, такой лавинообразный переход на работу по новым условиям оказался не под силу всем сторонам. Хотя наверняка в прошлом году организаторы конкурентных процедур получили поощрение за их успешное проведение. Это заложило «мину замедленного действия», сработавшую летом 2016 года.

    Уже одно то, что «Мосгортранс» вследствие транспортной реформы должен перестать обслуживать 67 маршрутов, передав их частным перевозчикам, говорило о масштабах грядущих перемен. А ведь частные перевозчики должны были освоить ещё 141 маршрут по мотивам отменяемых «маршруток». В декабре 2015 года TR.ru первым опубликовал предварительный график начала обслуживания автобусных маршрутов частными перевозчиками по единым городским правилам. Как позже выяснилось, от официально утверждённого, обнародованного лишь в апреле 2016 года, даты в нём отличались сдвигом всего на день вперёд.

    Но даже 211 маршрутов по «новой модели» для Москвы – не предел для того, чтобы полностью извести маршрутки. Ещё в конце 2015 года стало понятно, что в наступившем году «маршруток» в Москве, конечно, станет меньше, но полностью они не исчезнут.

    2016 год: весна

    Со стороны казалось, что процесс подготовки перевозчиков к выходу на новые для них маршруты шёл без каких-либо проблем. В начале апреля 2016 года «Группа Автолайн» даже опубликовала на своём сайте информацию, из которой следовало, что перевозчик готов выйти на маршруты раньше предельно предусмотренных госконтрактами сроков подготовки в полгода. Впоследствии эти сроки не подтвердились, а информация с сайта была удалена.

    Лишь в конце апреля, всего за 10 дней до запуска первой группы маршрутов, был опубликован официальный график. Тогда казалось, что от приятного для многих пассажиров бонуса реформы – исчезновения турникетов из автобусов 67 маршрутов, передаваемых от «Мосгортранса» — нас отделяют считанные недели, и к 15 июня о них можно будет полностью забыть.

    Первые шесть маршрутов из майско-июньской партии заработали в срок – 9 мая. Тогда же обнаружилось, что с появлением «новых синих» автобусов дублирующие их «маршрутки» не обязательно должны исчезнуть. Более того, вскоре стало очевидным, что их соседство может затянуться на несколько месяцев, до 15 августа.

    Вслед за лёгкой шестимаршрутной разминкой, 16-17 мая частным перевозчикам предстояло выйти уже на следующую группу из 60 маршрутов. С этого момента и до пассажиров стало доходить, что что-то пошло не так. Семь маршрутов уже с 23 мая срочно пришлось возвращать назад в «Мосгортранс», так как автобусов большого класса у частных перевозчиков в наличие не оказалось. Выявилась и масса других проблем: неудобный подвижной состав, недовыпуск автобусов, разорванные кольцевые маршруты, стоянки автобусов в непривычных и неприспособленных местах, скудное информирование пассажиров.

    В дальнейшем частные перевозчики попросту перестали в сроки выходить на маршруты «Мосгортранса», которые последний продолжал обслуживать как ни в чём не бывало.

    2016 год: лето

    Ещё через полмесяца, к 1 июня ситуация дошла и до того, что частные перевозчики стали срывать сроки выхода и на не-«мосгортрансовские» маршруты.

    К 15 июня, когда перевозчики должны были заступить на все маршруты, в реальности они освоили лишь 30 из 67 маршрутов «Мосгортранса» и 109 из 141 маршрутов, дополнительно подключенных к единому городскому тарифному меню. Почти треть маршрутов осталась не освоена новыми перевозчиками в срок. Этот вакуум было поручено частично временно заполнить «Мосгортрансу» – с 15 июня он вышел на 17 новых для себя маршрутов.

    В течение июня и июля частные перевозчики расширили своё присутствие на «контрактных» маршрутах, однако до полной ликвидации пробелов всё ещё далеко. На 1 августа частными перевозчиками не обслуживалось 18 маршрутов из 211, при этом единственным «должником» осталось ООО «Трансавтолиз» («Группа Автолайн»). За последующие несколько дней им стало обслуживаться ещё несколько маршрутов, но сроки завершения этого процесса всё ещё под вопросом. Никаких официальных объявлений, вселяющих уверенность о грядущем завершении выхода на все 211 маршрутов, до сих пор нет.

    15 августа – «День "М"»?

    А был ли он вообще, этот единый день расставания с маршрутами-«маршрутками», имеющими букву «м» в конце номера – «день "М"»?

    Нигде официально не опубликованный, но тем не менее существующий и знакомый всем столичным перевозчикам приказ Департамента транспорта от 15.02.2016 № 61-02-29/6 «О внесении изменений в Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным транспортом в городском сообщении (муниципальных маршрутов регулярных перевозок)», предписывал исключить из городского реестра все маршруты с буквой «м» в конце номера с 15 августа 2016 года.  Разница в полгода между изданием приказа и закрытием маршрутов не случайна – это минимальный срок заблаговременного оповещения перевозчиков по Федеральному закону № 220-ФЗ о прекращении работы обслуживаемых ими маршрутов. Около десятка заметных столичных перевозчиков обратились в судебные инстанции с требованием признать приказ Департамента недействительным.

    Ни по одному из исков к «дню "М"» решение не вынесено. С одной стороны, это хорошо для Департамента – его приказ остаётся в силе, и с 15 августа уже можно будет штрафовать перевозчиков за работу по несанкционированным маршрутам.

    А с другой – более десятка перевозчиков не признали решения Департамента и продолжают работать на маршрутах. В такой ситуации и все штрафные санкции в их адрес так же будут ими оспариваться. Так может продолжаться довольно долго в режиме войны скоростей, где скорость зарабатывания перевозчиками денег должна быть уравновешена адекватной по величине и срокам скоростью наложения, и, главное, вступления в законную силу штрафов.

    Да, штраф необязательно оплачивать сразу после вынесения постановления об административном правонарушении. Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) Российской Федерации даётся 60 дней для добровольной оплаты штрафов. Кроме того, постановление можно обжаловать в течение десяти суток с момента получения. То есть расплачиваться за проступок можно спустя несколько месяцев после его совершения.

    К зиме в Москве может образоваться целый «снежный ком» противостояния перевозчиков и городских властей, где арбитрами будут выступать вероятнее всего уже структуры федерального уровня. Ведь вынесенные решения арбитражного суда можно обжаловать в судах высшей инстанции.

    Сколько несогласных?

    Насколько велика роль в городских перевозках тех, кто не принял новую политику Департамента транспорта?

    В ноябре 2015 года в городском реестре числился 481 маршрут по нерегулируемым тарифам (450 с литерой «м» в окончании номера и 31 маршрут в Новой Москве). В конце июля 2016 г. их количество сократилось до 432 (401 «м» и 31 – Новая Москва). Из них на начало августа работало около 320 (289 «м» и 31 в Новой Москве).

    Исходя из данных картотеки арбитражных дел, о намерении оспорить приказ Департамента транспорта об исключении «их» маршрутов из городского реестра, заявило около десятка перевозчиков. В частности, они обслуживают такие маршруты как №№ 28м, 45м, 85м, 118м, 152м, 153м, 165м, 172м, 181м, 198м, 205м, 216м, 225м, 248м, 251м, 254м, 258м, 270м, 278м, 280м, 281м, 300м, 308м, 322м, 328м, 329м, 333м, 346м, 353м, 356м, 370м, 372м, 374м, 378м, 387м, 391м, 418м, 421м, 433м, 443м, 447м, 452м, 477м, 478м, 480м, 494м, 495м, 497м, 498м, 504м, 506м, 510м, 518м, 593м, 594м, 595м, 597м, 600м, 605м, 614м, 615м, 616м, 620м, 622м, 629м, 633м, 635м, 636м, 640м, 644м, 646м, 648м, 658м, 660м, 661м, 662м, 665м, 675м, 701м, 704м, 727м, 734м, 735м, 748м.

    Это как минимум 88 из 289 сохранившихся маршрутов. Не будет большим сюрпризом, если работа этих маршрутов продолжится после 15 августа.

    На долю «Группы Автолайн», компаний «ГЕПАРТ» и «Таксомоторный парк № 20», являющихся главными перевозчиками по «новой модели» приходится около 100 работающих «м»-маршрутов. Эти маршруты с наибольшей вероятностью прекратят работу в ближайшие дни.

    Ещё около 100 маршрутов обслуживаются перевозчиками, которые не участвуют в «новой модели», но и не заявили требований об оспаривании приказа Департамента транспорта. Скорее всего, причины их закрытия будут скорее экономическими, чем директивными. Таковы последствия снижения рентабельности перевозок из-за перераспределения пассажиропотоков и дополнительных расходов в виде штрафов.

    Таким образом, по самым скромным оценкам, не менее 100 маршрутов продолжат свою активную работу и после 15 августа. Это более 1000 автобусов – немалая работа для контролирующей организации.  ГКУ «Организатор перевозок» и без того приходится разрываться между задачами контроля оплаты проезда пассажирами и контроля качества перевозок перевозчиками «новой модели», за которыми уже, как выяснилось, нужен глаз да глаз.

    Примечательно, что многие «м»-маршруты продолжают работать там, где уже появились их «синие» дублёры, либо частота движения автобусов «Мосгортранса» увеличена. То есть предусмотренная компенсация за отмену «маршруток» пассажирам уже дана. Тем не менее, даже после этого оставшиеся многочисленные «маршрутки» отнюдь не ездят пустыми. А спрос, в свою очередь, рождает предложение. То самое предложение, от которого перевозчики по своей доброй воле не отказываются.

    Молчание – знак согласия?

    За 10 дней до определённой ещё полгода назад даты окончательного расставания с маршрутками не началось никакого массированного оповещения пассажиров о закрываемых маршрутах. Хотя Правила перевозок пассажиров и багажа гласят, что информация об изменении расписания должны доводиться до пассажиров в срок не позднее 10 дней до даты изменения расписаний.

    Казалось бы, Департамент транспорта больше всего заинтересован в том, чтобы объявить пассажирам о том, что реформа прошла успешно, и с «маршрутками» пришла пора расстаться. Тем более опыт обклейки всех столичных остановок объявлениями с рекламой запуска «новой модели» у него уже был. А тут – такой прекрасный повод повторить. Но на остановках по-прежнему висят уже потрёпанные информационные листовки времён весенней кампании, в том числе с так и не реализованными до сих пор изменениями.

    В отсутствие объявлений Департамента перевозчики решили восполнить информационный пробел сами и на свой лад.

    Такого рода объявления можно встретить во многих микроавтобусах города. Их видят тысячи пассажиров, пользующиеся «маршрутками» в последние дни. Обычно после таких информационных акций транспортные власти города получают увеличенное количество обращений в свой адрес от недовольных пассажиров.

    Какой же окажется реакция Департамента транспорта?

    С успехами и неудачами транспортной реформы в Москве, «сравнительно честных способах» сохранения «маршруток», готовящихся новых маршрутах и со многим другим TR.ru продолжит знакомить в последующих материалах.

    Регионы: