От «ГАЗелей» и «ПАЗиков» до «Ласточек»: росту тарифов все виды транспорта покорны?

  • Павел Яблоков
    31 июля 2018 г. — 23:55
    734

    Ни на месяц не прекращаются известия о том, что в каком-то из уголков России изменяется стоимость проезда в общественном транспорте. Как правило – в сторону повышения. В июле и августе этого года транспортные прейскуранты обновятся ещё в ряде регионов. О некоторых из них – в обзоре TR.ru.

    Мотивы пересмотра тарифов, как правило, везде одинаковы – увеличение себестоимости перевозок, желание обновить подвижной состав, повысить зарплату персоналу. В отдельных случаях – и реализация планов финансового оздоровления предприятий, находящихся в нескольких шагах от банкротства. Также тарифы на проезд зависят от расходов предприятий на электроэнергию, горюче-смазочные материалы, запчасти и другие накладные расходы. Так, цены на дизельное топливо в первом полугодии 2018 года по данным Росстата, выросли на 11,2% по сравнению с первым полугодием прошлого года.

    Одним из трендов стало разделение тарифных планов во многих городах: стоимость проезда при оплате наличными выше, чем при использовании транспортных или банковских карт. А там, где транспорт работает допоздна, тарифы ближе к полуночи могут стать выше, чем днём.

    Если выборы местных, региональных и федеральных представителей власти в последнее время стали проходить дважды в год в «единые дни голосования», то изменения тарифов могут происходить в любой день недели, месяца и года в любом регионе. Ниже – только самые крупные из последних событий.

    В обзоре не уделено внимание дальним железнодорожным и авиационным перевозкам, остался незатронутым и водный транспорт. Причина проста: динамическое ценообразование для железнодорожных и авиабилетов давно уже запутало даже постоянных пассажиров, попытки отличить рост базовой ставки от очередной сезонной акции, как правило, терпят провал. Речники в большинстве своём работают только во время навигации, и на этот срок, обычно не превышающий полугода, стараются зафиксировать стартовую цену сезона – с тем, чтобы через зиму «обнулиться» и начать будущий сезон с новых цен.

    Звон монет под стук колёс

    С 1 июля 2018 года в Кабардино-Балкарской республике проезд в пригородных поездах вырос до 22 руб. за одну тарифную зону (10 км), сообщила Северо-Кавказская ППК. Кроме того, с 1 июля Башкортостанская ППК повысила тарифы в Мордовии и Челябинской области, а Северо-Западная ППК — в Мурманской области.

    Заехавшие «на час» в Калининградскую область электропоезда «Ласточка», чьё пребывание должно было ограничиться лишь временем проведения ЧМ-2018 по футболу, остались в регионе. Методом проб и ошибок они заняли свою нишу в перевозках, обосновавшись на экспрессных курортных маршрутах. Окончательно освоившись, с 20 июля они обзавелись и собственными тарифами на проезд для скорых поездов «семитысячной» нумерации, которые выше, чем на обычных поездах.

    Первые 10 км пути будут, как и раньше, обходиться в 21 руб., а далее за каждый последующий километр пути стоимость проезда увеличилась до 2,03 руб. вместо 1,69 руб. От Южного вокзала Калининграда до станции Светлогорск-2 стоимость проезда повысилась таким образом с 82 до 94 руб., до Зеленоградска – с 58 до 66 руб., до Пионерского Курорта – с 68 до 78 руб., сообщает Калининградская ППК.

    С 21 июля Саратовская ППК в Пензенской области перешла на тариф в размере 2,2 руб./км. Он действует на участках Ртищево-1 – Пенза-1 и Ртищево-1 – 595 км.

    С 1 августа повышена стоимость проезда в электричках и пригородных поездах Московско-Тверской ППК на территории Тверской области. Первые 10 км обойдутся пассажирам в 25,4 руб. вместо 24,5, а каждый последующий километр – ещё в 2,54 руб. вместо 2,45 руб. Километр проезда на «Ласточке» будет ещё дороже – 3,81 руб. вместо 3,67 руб. Стоимость проезда в границах Тверской области в пригородных поездах округляется с точностью до одного рубля таким образом, что суммы менее 50 копеек не учитываются, а 50 копеек и выше увеличиваются до целых рублей, сообщает сайт перевозчика.

    Автобус, троллейбус, трамвай: ни недели без подорожания!

    С 1 июля 2018 года в муниципальных автобусах и троллейбусах Брянска стоимость проезда составляет 18 руб. В тот же день в троллейбусах Оренбурга она повысилась с 13 до 20 руб. за наличный расчёт, а по транспортным картам отныне возможно проехаться за 17 руб.

    В Липецке для автобусов и трамваев МУП «Липецкий пассажирский транспорт» стоимость проезда увеличена на два рубля: при оплате проезда транспортной картой – с 17 до 19 руб., при оплате наличными – с 22 до 24 руб. А в Саранске для автобусов и троллейбусов стоимость проезда выросла с 16 до 18 руб. при оплате наличными и с 16 до 17 руб. при оплате банковской картой. Установлена новая стоимость проездных билетов (на троллейбус – 850 руб., единый – 1190 руб.).

    Со 2 июля в трамваях и троллейбусах Курска стоимость проезда составляет 17 руб. вместо прежних 15. Себестоимость проезда одного пассажира при этом составляет 24,1 руб., а разница оплачивается из городской казны, сообщает ИА «КурскСити». Предыдущее повышение тарифов было в мае 2016 года.

    С 7 июля повышены тарифы на проезд в Чебоксарах: за наличную оплату проезд в троллейбусах составляет 20 вместо 18 руб., а по транспортным картам – 16 вместо 14 руб.

    С 13 июля до 21 руб. возросла стоимость проезда в Твери в автобусах, троллейбусах и трамваях МУП «ПАТП-1» при оплате наличными. С 1 августа выше стала и стоимость проезда по электронной транспортной карте «Иволга» — 20 руб. вместо 18.

    С 14 июля стоимость проезда в электротранспорте Хабаровска выросла с 24 до 25 руб., а также введён вечерний тариф в 30 руб. для поездок после 20:00. А с 1 августа к ним присоединятся и муниципальные автобусы.

    С 15 июля в Ревде Свердловской области тарифы на проезд в городских автобусах повысились с 20 до 22 руб.

    С 17 июля повышены тарифы в Рославле Смоленской области — на автобусных маршрутах №№ 2, 4, 4-3, 11, 14, 15, 25, 27, 33,57, 81, 82, обслуживаемых ООО «ТК Спектр», — с 19 до 20 руб., опередив этим маршруты Смоленска, где по-прежнему можно проехать за 18—19 руб.

    С 24 июля новый тариф введён на городских маршрутах города Елизово Камчатского края – 25 руб., а с 1 сентября с 25 до 27 руб. увеличится стоимость проезда и в автобусах Петропавловска-Камчатского, где нынешние цены держатся с ноября 2015 года.

    С 26 июля своё слово в повышении тарифов сказали транспортники города Лиски Воронежской области. Цена поездки выросла с 15 до 16 руб., а в ночное время (с 22:00 до 06:00) – до 24 руб.

    С 27 июля выросли тарифы в автобусах и маршрутках Ставрополя – до 21 и 23 руб. соответственно. Первоначально их собирались повысить ещё 15 июля, но не успели выполнить требования местного законодательства, требующего сообщать о повышении стоимость проезда на маршрутах по нерегулируемым тарифам за 30 дней, сообщила «Ставропольская правда». Плата за проезд в муниципальных автобусах и троллейбусах Ставрополя не изменилась.

    С 1 августа 2018 года новые цены начали действовать сразу во многих регионах. Стоимость проезда в городском транспорте повысили оба предпринимателя, обслуживающие городские маршруты Тимашёвска Краснодарского края, – с 17 до 20 руб. Их «пригородные» коллеги сделали это ещё 5 июня. В Старом Осколе Белгородской области основной перевозчик «ТрансАльянс» повысил стоимость проезда в городском транспорте с 15 до 20 руб., а на пригородных маршрутах – с 1,65 до 2,2 руб. за каждый км. Стоимость проезда в автобусах города Свободный Амурской области повышена с 24 до 25 руб. Предыдущее повышение было 1 января этого года.

    С 1 августа, на месяц после областного центра, стоимость проезда повышена в городах Липецкой области. В Ельце стоимость проезда повышена до 22 руб. за наличный проезд и 17 – за безналичный (по транспортной карте). Новый уровень тарифов тоже похож на липецкий, но не нынешний, а действовавший до 1 июля. В Грязях, Данкове, Задонске и Усмани новые тарифы скромнее – 15 руб. по транспортным картам и 19 руб. за наличный расчёт. Ещё ниже тарифы в Лебедяни – 14 и 18 руб., а в Чаплыгине – и вовсе 13 и 17 руб. соответственно.

    С 1 августа в городе Сокол Вологодской области тарифы на городских автобусных маршрутах вырастут с 21 до 25 руб. – в прежнем виде они держались с 15 декабря 2015 года. Таким образом, он сравнится с ценами на проезд в Бабаевском, Грязовецком и Харовском районах. В Вологде, Череповце и Шекснинском районе уже с пассажиров берут по 26 руб., а самые дешёвые тарифы остались в Кадуйском и Устюженском районах – 20 руб., сообщает «Сокольская правда».

    С 1 августа в Новотроицке Оренбургской области МУП «НовГорТранс» повысит стоимость проезда в муниципальных автобусах с 12 до 15 руб., а в трамваях – с 10 до 13 руб. В соседнем Орске готовятся не менявшийся с…  2012 года тариф в 12 руб. заменить на 17 руб., но решение об этом примут не раньше августа.

    Наиболее громкие повышения

    В Карелии с 1 августа новые цены начинают действовать на пригородных межмуниципальным автобусных маршрутах. Новая предельная цена за километр пути, которой сразу воспользовались перевозчики, составляет 3,4 руб. И это практически антирекорд по продолжительности действия старого, который ввели лишь 30 июня этого года. Тогда, в первой половине лета, километровую поездку повысили в цене с 2,9 до 3,2 руб.

    Одно из самых резонансных тарифных событий лета происходит в Саратове. С 1 августа 2018 года произойдет повышение тарифов в местном муниципальном транспорте. При безналичной оплате проезда стоимость возрастёт с 17 до 21 руб., при оплате наличными – до 23 руб. Стоимость месячных проездных билетов не меняется. Безналичная система оплаты проезда введена на троллейбусах маршрута № 4 с 5 июля, а с 1 июля банковские карты станут принимать все троллейбусы и трамваи МУП «СГЭТ».  Последнее повышение тарифов прошло два года назад.

    Однако согласованное городскими властями повышение тарифов, в штыки принятое горожанами, не приведёт ни к каким улучшениям в работе городского транспорта. Об этом заявил директор «Саратовгорэлектротранса» Роберт Виньков. Принятая мера позволит лишь предприятию работать и сохранит его. Для развития предприятия необходимы тарифы на уровне 46 руб., а если включить закупку подвижного состава, то проезд должен стоить 65 руб.

    Нормативная себестоимость проезда на электротранспорте Саратова составляет 37,78 руб. Представители саратовской администрации, в свою очередь, объяснили, почему остановились на 23 рублях. На проезд граждане должны тратить не более пяти процентов от суммы доходов, а в Саратове доходы населения в среднем составляют чуть более 27 тысяч рублей в месяц на человека, сообщает ИА Saratovnews.

    Частные перевозчики Саратова тоже повысили стоимость проезда – с 18 до 23 руб., но единой даты перехода на новые тарифы у них нет. Каждый транспортный оператор установил свою дату подорожания между 28 июля и 2 августа.  До 26 руб. выросла стоимость проезда в автобусах по маршруту Саратов – Энгельс, а также до 23 руб. – на городских автобусных маршрутах Энгельса.  

    А вот троллейбусники соседнего с Саратовом Энгельса повышать ценник не будут, а выручку постараются увеличить за счёт наполняемости. В мае этого года депутаты Энгельсского горсовета приняли решение снизить стоимость месячного проездного билета для граждан до 500 руб., а для студентов и пенсионеров – до 200 руб. Такая мера позволила на 40% увеличить выручку от продажи месячных проездных билетов, сообщает сайт «Стройсар» со ссылкой на администрацию Энгельса.

    С 1 августа АО «Удмуртавтотранс» повышает тариф на городских маршрутах в городе Можга с 20 до 27 руб. Столь резкое повышение вызвало интерес региональных властей, уже заявивших о желании найти для можгинских маршрутах более «дешевого» перевозчика. Хотя перевозчик в своём пресс-релизе о новых тарифах обосновывает всё – и перевод всех десяти местных маршрутов на работу по нерегулируемому тарифу, и возникшие вслед за этим дополнительные налоговые обязательства – перечисление 18% НДС за каждый реализованный билет.

    Платить меньше, чем раньше, – бывает ли такое?

    Счастливые исключения, когда проезд изменяется в более выгодную для пассажиров сторону, редки. Но и такие случаются. С 1 августа станет дешевле проезд в электричках по городу Кирову – правда, на довольно коротком участке из трёх станций. Но, как обещают, это лишь первый этап нового местного проекта «Городская электричка».

    С 16 июля в Новосибирске проводится эксперимент «сетевая поездка», с помощью которого пассажиры смогут пересаживаться бесплатно или со скидкой с одного маршрута на другой.

    Повышение стоимости разовых поездок иногда совмещают с введением новых предложений для постоянных пассажиров – им предлагают варианты с той или иной скидкой. Так, в троллейбусах Йошкар-Олы с 1 августа вводятся транспортные карты. Их использование позволяет на какое-то время забыть о повышении стоимости разовых поездок с 18 до 22 руб. Городские автобусы частных перевозчиков Йошкар-Олы повысили цены раньше – с 12 июля до 23 руб. вместо 20, и транспортных карт для них не предусмотрено.

    Список городов и регионов, в которых стоимость проезда недавно повысилась или планируется повыситься, можно расширять и расширять. О том, что ни в 2018, ни в 2019 году стоимость проезда в городском транспорте не повысится, пока заявили только в Комитете по транспорту Санкт-Петербурга, сообщил «Коммерсант». Серьёзное повышение тарифов (на 10 руб. для разовой поездки) в городе на Неве произошло в 2017 году. После такой «заморозки» возможное повышение в 2020 году, скорее всего, тоже будет ощутимым – сразу на 20-25 %.

    С 1 августа на Российских железных дорогах повсеместно будет указываться только местное время отправления и прибытия поездов. Ранее даже пассажиры удалённых от столицы России регионов вынуждены были ориентироваться на «московское» время. Тарифы на перевозку пассажиров давно везде «свои» не только в каждом регионе, но даже в каждом городе, а порой различаются даже на соседних улицах. И объединяет их лишь одно: «движение вверх».

    Долгое воздержание от повышения стоимости проезда обычно приводит к одному – финансовому краху перевозчиков: возрастающий разрыв между себестоимостью проезда и суммой, которую разрешено местными властями собирать с пассажиров, стоил жизни уже не одной сотне некогда крепких транспортных предприятий.

    А началось это лето с того, что с 1 июня подорожал проезд в трамваях Пятигорска и Череповца