К заказам готовы? Модельный ряд российских заводов. Часть 2: автобусы

  • Павел Яблоков
    31 мая 2024 г. — 17:15
    558

    Задача обновления подвижного состава общественного транспорта включена в показатели национальных целей развития Российской Федерации на период 2030 года. Значительная часть подвижного состава общественного транспорта эксплуатируется дольше нормативного срока службы. Не исключением являются и автобусы. Чтобы добиться к 2030 году требуемых объёмов обновления подвижного состава, понадобится массовая закупка техники отечественного производства с помощью федеральных мер поддержки. Национальные проекты и программы для реализации национальных целей пока только формируются, но уже понятно, что основные поставщики автобусной техники останутся теми же, что участвовали в последние годы в мероприятиях «Безопасные качественные дороги», «Чистый воздух», программах специальных казначейских кредитов (СКК) и инвестпроекте ГТЛК-ФНБ. Однако модельный ряд заводов в зависимости от поступающих заказов может претерпевать изменения.

    Несмотря на то, что автобусы — более массовый продукт, чем трамваи, троллейбусы и электробусы, количество российских производителей этой техники принципиально не отличается в большую сторону. Но этот вид транспорта имеет более представительный ассортимент как в модельном ряде, так и в типах вместимости. О том, какие модели автобусов для регулярных пассажирских перевозок (и некоторых других) включены в реестр российской промышленной продукции (РРПП) и доступны для госзакупок — в продолжении иллюстрированного обзора TR.ru — Транспорт в России, первая часть которого была посвящена городскому электрическому транспорту.

    Некоторые пояснения

    О том, какие преимущества даёт включение продукции в реестр промышленной продукции, произведённой на территории Российской Федерации, также называемый реестром российской промышленной продукции (РРПП), и по каким причинам техника российского производства может не оказаться в реестре, было рассказано в первой части статьи.

    Не используемые в регулярных перевозках спецавтобусы (вахтовые, автозаки, передвижные лаборатории, школьные и так далее) останутся за рамками этого обзора, также как и микроавтобусы, изготавливаемые на малых и средних предприятиях на базе грузовых шасси. Исключение будет сделано только для семейства автобусов малого класса Горьковского автозавода.

    Российскому автопрому, включая автобусостроителей, за последние два года пришлось серьёзно перестроить производственную программу, заменив комплектующие западного происхождения (в первую очередь, двигатели и автоматические коробки переключения передач) на китайские или российские. Впрочем, собирать автобусы и из прежних компонентов на заводах не разучились, поэтому прежний модельный ряд всё ещё содержится в реестре российской продукции — как минимум до истечения трёхлетнего срока полученных ранее заключений Минпромторга России. Тем более что в случае хорошего заказа некоторые недоступные напрямую компоненты могут быть получены параллельным импортом. Так, в конце прошлого года в Москве для работы по новым госконтрактам были закуплены микроавтобусы «ГАЗель» со специально раздобытыми для этого «санкционными» двигателями Cummins, поскольку в другой комплектации необходимый столице экологический класс Евро-5 пока нижегородским заводом не обеспечивался.

    В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2015 № 220-ФЗ, пассажирские транспортные средства делятся на пять классов, характеризующихся определёнными габаритами в части длины:

    • особо малый класс — длина до 5 метров включительно;
    • малый класс — длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно;
    • средний класс — длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно;
    • большой класс — длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно;
    • особо большой класс — длина более чем 16 метров.

    Эти характеристики используются при допуске перевозчиков на регулярные маршруты и учитываются параметрами госзакупок. Автобусы особо малого класса, ранее представленные «ГАЗелями» ГАЗ-322132, уже сняты с производства.

    В обзоре наименования некоторых моделей приведены в упрощённом виде по сравнению с записями в РРПП для унификации формата представления сведений о продукции различных производителей. Также все прописные буквы переведены в строчные, за исключением устойчивых аббревиатур.

    ПАЗ

    Четыре российских завода, производящих автобусную технику, входят в состав «Группы ГАЗ». Наиболее широкий модельный ряд — у ООО «Павловский автобусный завод» (ПАЗ), расположенный в городе Павлово-на-Оке Нижегородской области.

    «Классические» «ПАЗики» малого класса серии 3205 (длина 7,0 м) (с полноприводным вариантом ПАЗ-3206 и длиннобазной версией среднего класса ПАЗ-4234 (8,2 м)) продолжают оставаться в модельном ряду завода с конца 1980-х и на сегодня потребителям предлагается более десятка модификаций этой неприхотливой техники:

    • ПАЗ-32053 (с бензиновым двигателем ЗМЗ и МКПП 3307-1700010-11);
    • ПАЗ-32053-70 (с бензиновым двигателем ЗМЗ и МКПП 3307-1700010-11);
    • ПАЗ-320530-02 (с бензиновым двигателем ЗМЗ и с МКПП 3307-1700010-11);
    • ПАЗ-320530-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-320530-07 (с дизельным двигателем ММЗ);
    • ПАЗ-320530-12 (с МКПП 3307-1700010-11);
    • ПАЗ-320530-22 (с двухтопливным бензиново-газовым (пропан-бутан) двигателем ЗМЗ и МКПП 3307-1700010-11);
    • ПАЗ-32054 (с бензиновым двигателем ЗМЗ и МКПП 3307-1700010-11);
    • ПАЗ-320540-02 (с бензиновым двигателем ЗМЗ и МКПП 3307-1700010-11);
    • ПАЗ-320540-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-320540-07 (с дизельным двигателем ММЗ);
    • ПАЗ-320540-12 (с МКПП 3307-1700010-11);
    • ПАЗ-320540-22 (с двухтопливным бензиново-газовым (пропан-бутан) двигателем ЗМЗ и МКПП 3307-1700010-11);
    • ПАЗ-320570-02 (с бензиновым двигателем ЗМЗ и МКПП 3307-1700010-11);
    • ПАЗ-320570-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-320570-12 (с МКПП 3307-1700010-11);
    • ПАЗ-320570-22 (с двухтопливным бензиново-газовым (пропан-бутан) двигателем ЗМЗ и МКПП 3307-1700010-11);
    • ПАЗ-320601-02 (с бензиновым двигателем ЗМЗ и МКПП 66-11-1700010);
    • ПАЗ-320601-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-320601-12 (c МКПП 66-11-1700010);
    • ПАЗ-3206-02 (с бензиновым двигателем ЗМЗ и МКПП 66-11-1700010);
    • ПАЗ-3206-110 (с бензиновым двигателем и МКПП 66-11-1700010);
    • ПАЗ-3206-110-70 (с бензиновым двигателем и МКПП 66-11-1700010);
    • ПАЗ-320670-02 (с бензиновым двигателем ЗМЗ и МКПП 66-11-1700010);
    • ПАЗ-320671-02 (с бензиновым двигателем ЗМЗ и МКПП 66-11-1700010);
    • ПАЗ-320671-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-4234-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-4234-07 (с дизельным двигателем ММЗ);
    • ПАЗ-423470‑04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22).

    Основное отличие всех модификаций ПАЗ-32053 от ПАЗ-32054 состоит в наличии у первых одной пассажирской двери и одной для аварийного выхода, в то время как вторые обладают двумя полноценными дверьми.

    Учитывая установленный запрет на использование автобусов старше 10 лет для школьных перевозок, эта техника при должном уходе, с учётом относительно небольшого пробега за время службы впоследствии может оказаться на вторичном рынке и использоваться для регулярных перевозок пассажиров в местах, где не установлены требования по предельному возрасту подвижного состава. В линейке «классических» автобусов ПАЗ к школьным относятся модификации ПАЗ-320570, ПАЗ-320670 и ПАЗ-423470.

    Автобус серии ПАЗ-32053. Источник: «Группа ГАЗ»

    Школьный автобус ПАЗ-32054-70. Источник: «Группа ГАЗ»

    Автобус серии ПАЗ-4234. Источник: «Группа ГАЗ»

    Семейство «Вектор Next» также представлено более чем десятком модификаций разного назначения и размера двух классв. Среди 7,5-метровых «Вектор Next» малого класса заявлены:

    • ПАЗ-320406-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-320406-14 (с газовым двигателем ЯМЗ Евро-3 и блоком управления двигателем МГ22);
    • ПАЗ-320436-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-320436-14 (с газовым двигателем ЯМЗ Евро-3 и блоком управления двигателем МГ22).

    Все варианты укомплектованы дисковыми тормозами. Модификация ПАЗ-320406 — с высоким полом, ПАЗ-320436 — «Доступная среда» с низкой задней площадкой и широкой дверью.

    Автобус ПАЗ «Вектор Next 7.5» «Доступная среда». Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Автобус 320406-04. Источник: «Группа ГАЗ»

    Среди 7,6-метровых (7,645 м) «Вектор Next» среднего класса представлены:

    • ПАЗ-320405-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-320405-14 (с газовым двигателем ЯМЗ Евро-3 и блок управления двигателем МГ22);
    • ПАЗ-320435-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-320435-14 (с газовым двигателем ЯМЗ Евро-3 и блок управления двигателем МГ22);
    • ПАЗ-320475-04 (школьный автобус, с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22).

    Все варианты укомплектованы дисковыми тормозами. Модификация ПАЗ-320405 — с высоким полом, ПАЗ-320435 — «Доступная среда» с низкой задней площадкой и широкой дверью. Несмотря на малую, менее 15 см разницу между «Вектор Next 7.5» и «Вектор Next 7.6», автобусы принадлежат к разным классам подвижного состава — малого и среднего соответственно.

    Автобус ПАЗ-320405-04 «Vector Next». Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Автобус ПАЗ «Вектор Next 7.6» «Доступная среда». Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Школьный автобус ПАЗ-320475-04 «Вектор Next 7.6». Источник: «Группа ГАЗ»

    Наиболее вместительные 8,8-метровые автобусы «Вектор Next» среднего класса представлены модификациями:

    • ПАЗ-320415-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-320415-14 (с газовым двигателем ЯМЗ Евро-3 и блоком управления двигателем МГ22);
    • ПАЗ-320425-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-320455-04 (с дизельным двигателем ЯМЗ (Евро-3 или Евро-5) и блоком управления двигателем МД22);
    • ПАЗ-320455-14 (с газовым двигателем ЯМЗ Евро-3 и блоком управления двигателем МГ22).

    Модификации ПАЗ-320415 и ПАЗ-320425 — с высоким полом, ПАЗ-320455 — «Доступная среда» с низкой задней площадкой и широкой дверью.

    Автобус ПАЗ «Вектор Next 8.8» «Доступная среда». Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Особняком от всего модельного ряда стоит новейшая разработка завода полностью низкопольный городской автобус среднего класса ПАЗ-422320-04 «CityMax 9», чья длина всего на 30 см короче большого класса. В реестр Минпромторга он внесён в комплектации дизельным двигателем ЯМЗ Евро-3 и блоком управления двигателем МД22, хотя в производственной линейке завода есть также комплектация с двигателем ЯМЗ Евро-5, а также модификация ПАЗ-422320-14 с газовым двигателем ЯМЗ-53504 (Евро-5).

    Автобус ПАЗ-422320-04. Источник ГК «Современные транспортные технологии»

    Автобусы ПАЗ-422320-04. Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Автобус ПАЗ-422320-14. Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Автобус ПАЗ-422320-14 «Citymax 9 CNG». Фото Павла Яблокова.

    КАвЗ

    Ещё одно предприятие «Группы ГАЗ» — ООО «Курганский автобусный завод» (КАвЗ) предлагает три базовые модели автобусов среднего класса в городском, пригородном и междугородном исполнении:

    • КАвЗ-4235‑61 (с дизельным двигателем ЯМЗ);
    • КАвЗ-4235‑62 (с дизельным двигателем ЯМЗ);
    • КАвЗ-4238‑61 (с дизельным двигателем ЯМЗ);
    • КАвЗ-4238‑62 (с дизельным двигателем ЯМЗ);
    • КАвЗ-4238‑А1 (с дизельным двигателем ЯМЗ);
    • КАвЗ-4238‑А2 (с дизельным двигателем ЯМЗ);
    • КАвЗ-4238‑B1 (с дизельным двигателем Weichai);
    • КАвЗ-4238‑B2 (с дизельным двигателем Weichai);
    • КАвЗ-4238-С1 (с газовым двигателем Yuchai);
    • КАвЗ-4238-С2 (с газовым двигателем Yuchai);
    • КАвЗ-4270‑70 (с дизельным двигателем Cummins);
    • КАвЗ-4270‑80 (с дизельным двигателем ЯМЗ);
    • КАвЗ-4270‑82 (с дизельным двигателем ЯМЗ);
    • КАвЗ-4270‑А2 (с дизельным двигателем ЯМЗ);
    • КАвЗ-4270‑С2 (с газовым двигателем Yuchai).

    Автобусы моделей 4235 и 4238, предназначенные для пригородных перевозок, отличаются длиной (8,4 и 10,0 м соответственно), автобусы модели 4270 предназначены для городских перевозок.

    Автобус семейства КАвЗ-4235 с дизельным двигателем. Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Автобус семейства КАвЗ-4235 с дизельным двигателем. Источник: «Группа ГАЗ»

    Автобус семейства КАвЗ-4238. Источник: «Группа ГАЗ»

    Автобус семейства КАвЗ-4238 в междугородном исполнении. Источник: «Группа ГАЗ»


    Автобус семейства КАвЗ-4270 с дизельным двигателем. Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Автобус КАвЗ-4270‑С2 с газовым двигателем Yuchai. Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Автобус КАВЗ-4270-C2 c газовым двигателем. Источник: «Группа ГАЗ»

    Автобусы КАвЗ также используются для организованных перевозок детей. В таком исполнении они представлены модификациями:

    • КАвЗ-4235‑65 с дизельным двигателем ЯМЗ;
    • КАвЗ-4238‑65 с дизельным двигателем ЯМЗ;
    • КАвЗ-4238‑А5 с дизельным двигателем ЯМЗ;
    • КАвЗ-4238‑B5 с дизельным двигателем Weichai;
    • КАвЗ-4238‑С5 с газовым двигателем Yuchai.

    Школьный автобус серии КАвЗ-4238. Источник: «Группа ГАЗ»

    Большинство моделей КАвЗ записаны в РРПП отдельно в базовом варианте и в спецкомплектации.

    ЛиАЗ

    Самую крупногабаритную технику из заводов «Группы ГАЗ» собирает ООО «Ликинский автобусный завод» (ЛиАЗ):

    • ЛиАЗ-429260 (городской среднего класса, дизельный двигатель);
    • ЛиАЗ-529265 (городской большого класса, дизельный двигатель);
    • ЛиАЗ-529265-03 (пригородный большого класса, дизельный двигатель);
    • ЛиАЗ-529267 (городской большого класса, газовый двигатель);
    • ЛиАЗ-621365 (городской особо большого класса, дизельный двигатель).

    При этом на все модификации ЛиАЗ-5292 в РРПП сохраняются две записи — как в прежней «оригинальной» комплектации, так и с двигателями Weichai. Последний вариант более актуальный: модели ЛиАЗ-529265 и 529265-03 предлагаются ГК «Современные транспортные технологии» с дизельным двигателем Weichai WP7.300E51, а ЛиАЗ-529267 — с газовым двигателем Weichai WP7NG280E51. Также ЛиАЗ-5292, как и ЛиАЗ-6213, комплектуются двигателями семейства ЯМЗ-536, а ЛиАЗ-4292 — ЯМЗ-534.

    Автобус ЛиАЗ-529265. Источник: «Группа ГАЗ»

    ЛиАЗ-429260 комплектуются дизельным двигателем ЯМЗ-53403 (Евро-5).

    Автобус ЛиАЗ-429260. Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Автобус ЛиАЗ-621365. Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Автобус ЛиАЗ-621365. Источник: «Группа ГАЗ»

    ГАЗ

    Выпускаемое Горьковский автомобильным заводом (ООО «Автомобильный завод ГАЗ») в Нижнем Новгороде с 2013 года семейство GAZelle Next представлено несколькими типоразмерами (по аналогии с западными моделями они классифицируются по длине и высоте в формате L*H*) с разным видом потребляемого топлива. Ряд модификаций с 2021 году выпускается также рестайлинговом варианте GAZelle NN (New Next).

    • ГАЗ-A62R23 (GAZelle Next, двигатель бензиновый Евро-5);
    • ГАЗ-A62R25 (GAZelle Next, двигатель двухтопливный (бензиновый/газ LPG) Евро-5);
    • ГАЗ-A62R26 (GAZelle Next, двигатель газовый CNG Евро-5);
    • ГАЗ-A62R32 (GAZelle Next или GAZelle NN, двигатель дизельный GAZ Евро-3);
    • ГАЗ-A62R33 (GAZelle Next, двигатель бензиновый Евро-5);
    • ГАЗ-A62R35 (GAZelle Next, двигатель газовый LPG Евро-5);
    • ГАЗ-A62R36 (GAZelle Next, двигатель газовый CNG Евро-5);
    • ГАЗ-A63R42 (GAZelle Next, двигатель дизельный Евро-4 или GAZ Евро-3);
    • ГАЗ-A63R43 (GAZelle Next, двигатель бензиновый Евро-4);
    • ГАЗ-A63R45 (GAZelle Next, двигатель газовый LPG Евро-5);
    • ГАЗ-A64R42 (GAZelle Next, двигатель дизельный Евро-4 или GAZ Евро-3);
    • ГАЗ-A64R43 (GAZelle Next, двигатель бензиновый Евро-4);
    • ГАЗ-A64R45 (GAZelle Next, двигатель газовый LPG Евро-5);
    • ГАЗ-A65R22 (GAZelle Next или GAZelle NN, двигатель дизельный GAZ Евро-3);
    • ГАЗ-A65R23 (GAZelle Next, двигатель бензиновый Евро-5);
    • ГАЗ-A65R25 (GAZelle Next, двигатель двухтопливный (бензиновый/газ LPG) Евро-5);
    • ГАЗ-A65R26 (GAZelle Next или GAZelle NN, двигатель газовый CNG Евро-5);
    • ГАЗ-A65R32 (GAZelle Next или GAZelle NN, двигатель дизельный GAZ Евро-3);
    • ГАЗ-A65R33 (GAZelle Next, двигатель бензиновый Евро-5);
    • ГАЗ-A65R35 (GAZelle Next, двигатель газовый LPG Евро-5);
    • ГАЗ-A65R36 (GAZelle Next или GAZelle NN, двигатель газовый CNG Евро-5);
    • ГАЗ-A65R52 (GAZelle Next или GAZelle NN, двигатель дизельный GAZ Евро-3, 6-ступенчатая МКПП);
    • ГАЗ-A66R23 (GAZelle Next, двигатель бензиновый Евро-5);
    • ГАЗ-A66R32 (GAZelle Next или GAZelle NN, двигатель дизельный);
    • ГАЗ-A66R33 (GAZelle Next, двигатель бензиновый Евро-5);
    • ГАЗ-A67R42 (GAZelle Next, двигатель дизельный);
    • ГАЗ-A67R43 (GAZelle Next, двигатель бензиновый Евро-4).

    Модификации А64, А65, А68 относятся к классу А и предназначены для перевозки стоящих и сидящих пассажиров. Модификации А62, А63, А66, А67 относятся к классу В и предназначены для перевозки только сидящих пассажиров.

    Микроавтобус ГАЗ-A65R52 (GAZelle Next H3L4). Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Новейшее поколение низкопольных микроавтобусов GAZelle City представлено в РРПП всего одной модификацией ГАЗ-А68R52 с дизельным двигателем GAZ Евро-3 или импортными аналогами более высокого экологического класса.

    Автобус GAZelle City (ГАЗ-А68R52). Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    Автобусы GAZelle City (ГАЗ-А68R52). Источник: ГК «Современные транспортные технологии»

    НефАЗ и КамАЗ

    Публичное акционерное общество «НефАЗ», являющееся дочерним предприятием ПАО «КамАЗ», которое, в свою очередь, входит в госкорпорацию «Ростех», благодаря регулярной перерегистрации своего модельного ряда присутствует в РРПП не только автобусами с комплектующими западного происхождения, но и модификациями с уже частично замещёнными агрегатами китайского производства, а также с приходящими им на смену российскими узлами.

    Дизельный автобус НефАЗ-5299-0000011-52 представлен в вариантах:

    • с двигателем Cummins ISB6.7Е5 250B и коробкой передач ZF;
    • с двигателем Cummins ISB6.7Е5 250В и АКПП FastGear;
    • с двигателем Cummins ISB6.7Е5 250B и МКПП КамАЗ 144.1700106-20;
    • с двигателем КамАЗ 667.521-250 и АКПП FastGear;
    • с двигателем КамАЗ 667.521-250 и коробкой передач ZF;
    • с двигателем КамАЗ 667.521-250 и МКПП КамАЗ 144.1700106-20.

    Газовый автобус НефАЗ-5299-0000011-56 представлен в вариантах:

    • c двигателем КамАЗ 820.91-260 и коробкой передач ZF;
    • с двигателем КамАЗ 820.91-260 и МКПП КамАЗ 144.1700106-20;

    Междугородный дизельный автобус НефАЗ-5299-0000017-52 заявлен в комплектациях:

    • с двигателем Cummins ISB6.7Е5 250B и коробкой передач ZF;
    • с двигателем Cummins ISB6.7Е5 250В и АКПП FastGear;
    • с двигателем Cummins ISB6.7Е5 250B и МКПП КамАЗ 144.1700106-20;
    • с двигателем КамАЗ 667.521-250 и АКПП FastGear;
    • с двигателем КамАЗ 667.521-250 и коробкой передач ZF;
    • с двигателем КамАЗ 667.521-250 с МКПП КамАЗ 144.1700106-20.

    Автобус НефАЗ-5299-0000017-52. Источник: ПАО «КамАЗ»

    Частично низкопольный (60%) дизельный автобус НефАЗ-5299-0000030-52 присутствует в РРПП в видах:

    • с двигателем Cummins ISB6.7Е5 250B;
    • с двигателем Cummins ISB6.7Е5 310;
    • с двигателем КамАЗ 667.510-310;
    • с двигателем КамАЗ 667.521-250.

    Автобус НефАЗ-5299-0000030-52. Источник: ПАО «КамАЗ»

    Газовый НефАЗ-5299-0000030-56 в РРПП внесён в единственном варианте c газовым двигателем КамАЗ 820.91-260 и АКПП Voith, D854.

    Частично низкопольный газовый НефАЗ-5299-0000030-57 зарегистрирован в двух вариантах с двигателями Weichai WP7NG260E51 (КПГ) и Weichai WP7NG290E51 (КПГ).

    Автобус НефАЗ-5299-0000030-57. Источник: ПАО «КамАЗ»

    Пригородный дизельный автобус НефАЗ-5299-0000031-52 зарегистрирован как с двигателем Cummins ISB6.7Е5 310, так и с дизельным КамАЗ 667.510-310.

    Автобус НефАЗ-5299-0000031-52. Фото Павла Яблокова

    Пригородный газовый полунизкопольный автобус НефАЗ-5299-0000031-57 может комплектоваться двигателями Weichai WP7NG260E51 (КПГ) или Weichai WP7NG290E51 (КПГ).

    Автобус НефАЗ-5299-0000031-57. Источник: ПАО «КамАЗ»

    Городской дизельный низкопольный автобус НефАЗ-5299-0000040-52 прошёл путь эволюции в комплектациях:

    • с двигателем Cummins ISB6.7Е5 250B;
    • с двигателем Cummins ISB6.7Е5 310;
    • с двигателем КамАЗ 667.510-310;
    • с двигателем КамАЗ 667.521-250.

    Автобус НефАЗ-5299-0000040-52. Источник: ПАО «КамАЗ»

    Газовый городской низкопольный автобус НефАЗ-5299-0000040-57 допускает использование двух типов двигателей с двумя видами топлива:

    • Weichai WP7NG260E51 с КПГ;
    • Weichai WP7NG260E51 с СПГ;
    • Weichai WP7NG290E51 с КПГ;
    • WP7NG290E51 с СПГ.

    Автобус НефАЗ-5299-0000040-57. Источник: ПАО «КамАЗ»

    Автобусы для вахтовых перевозок в труднодоступных районах в данном обзоре не упоминаются. Но одно исключение будет сделано для новой модели, производимой публичным акционерным обществом «КамАЗ». В отличие от прямоугольных «коробок», установленных на грузовых шасси с изолированной кабиной водителя, семейство КамАЗ-6250 — полноприводные (4х4) автобусы вагонной компоновки. После выполнения крупного эксклюзивного заказа для «Газпрома», профинансировавшего разработку новой модели, не исключено появление автобусов и в общегражданском сегменте для регулярных маршрутов, где требуется техника повышенной проходимости. В РРПП представлено две модификации:

    • КамАЗ 6250-Р5 (с газовый двигателем (КПГ и/или СПГ));
    • КамАЗ 6250-5Н (с дизельным двигателем).

    Автобус КамАЗ-6250. Фото Павла Яблокова

    Выходящие за рамки подвижного состава большого класса перспективные разработки ПАО «КамАЗ», последние два года демонстрируемые на выставках и продвигаемые уже под маркой «КамАЗ», а не «НефАЗ», в РРПП пока не внесены. Первая серия — частично низкопольные (60%) автобусы среднего класса КамАЗ-4290. Сайт завода сообщает о двух разработанных модификациях:

    • KAMAZ-4290-30-5M (с дизельным двигателем);                               
    • KAMAZ 4290-30-5N (с газовым двигателем, CNG).

    Автобус KAMAZ-4290-30-5M. Источник: ПАО «КамАЗ»

    Автобус KAMAZ-4290-30-5M. Фото Павла Яблокова

    Автобус KAMAZ 4290-30-5N. Источник: ПАО «КамАЗ»

    Городские полностью низкопольные автобусы особо большого класса КамАЗ-6299 также готовятся к будущему серийному выпуску заводом в двух исполнениях:

    • дизельный KAMAZ-6299-40-5F;
    • газовый KAMAZ-6299-40-5Т (КПГ).

    Автобус KAMAZ-6299-40-5F. Источник: ПАО «КамАЗ»

    Автобус KAMAZ-6299-40-5Т. Источник: ПАО «КамАЗ»

    Автобус KAMAZ-6299-40-5Т. Фото Павла Яблокова

    Демонстрировавшийся в прошлом году автобус среднего класса KAMAZ Vega (аналог ПАЗ «Вектор Next» «Доступная среда») не упомянут пока даже в списке продукции на сайте ПАО «КамАЗ».

    Volgabus

    «Волгабас Групп» в лице «Бакулин Моторс Групп» выпускает электробусы и троллейбусы, а производство автобусов заявлено за двумя другими предприятиями группы, зарегистрированными в городе Волжский Волгоградской области. При этом сборка части автобусов ведётся на заводе во Владимирской области, а в начале этого года был анонсирован проект нового завода в Хабаровской крае для выпуска автобусов и электробусов под брендом Amurbus.

    ООО «Волгабас» указано в РРПП производителем моделей:

    • Volgabus-4298G4 (КПГ) с тахографом «ШTPИX-TaxoRUS» SM 100.42.00.00.14 с GPS модемом;
    • Volgabus-4298G4 (СПГ) с тахографом «ШTPИX-TaxoRUS» SM 100.42.00.00.14 с GPS модемом;
    • Volgabus-527002-0000010 с дизельным двигателем.

    Автобусы Volgabus-4298G4 (КПГ). Источник: Volgabus

    ООО «Волгабас Волжский» является производителем автобусов:

    • Volgabus-527002 (с дизельным двигателем);
    • Volgabus-527004 (с дизельным двигателем);
    • Volgabus-5270G2 (с газовым двигателем (КПГ или СПГ));
    • Volgabus-5270G4 (с газовым двигателем (КПГ или CПГ));
    • Volgabus-5270GH (с газовым двигателем (КПГ));
    • Volgabus-627102 (особо большого класса с дизельным двигателем);
    • Volgabus-6271G2 (особо большого класса с газовым двигателем (КПГ)).

    Автобус Volgabus-5270G2 (КПГ). Источник: Volgabus

    Автобус Volgabus-5270GH. Источник: Volgabus

    Автобусы Volgabus-5270G4 (КПГ). Источник: Volgabus

    Поставлявшиеся не далее как минувшей зимой в Ленинградскую область междугородные автобусы Volgabus-5285.G4 в реестр Минпромторга не включены.

    СимАЗ

    Общество с ограниченной ответственностью «СимАЗ» (Симбирский автомобильный завод, г. Ульяновск) продолжает производить линейку городских, пригородных и междугородных автобусов с разным видом используемого топлива на японских шасси ISUZU:

    • СимАЗ-2258-0000010-30 (междугородный, с газовым двигателем (КПГ));
    • СимАЗ-2258-0000010-526 (междугородный с дизельным двигателем);
    • СимАЗ-2258-0000010-530;
    • СимАЗ-2258-0000010-538 (городской с газовым двигателем (КПГ), «Доступная среда»);
    • СимАЗ-2258-0000010-539 (городской с газовым двигателем (КПГ));
    • СимАЗ-2258-0000010-542 (пригородный с дизельным двигателем);
    • СимАЗ-2258-0000010-546;
    • СимАЗ-2258-0000010-553;
    • СимАЗ-2258-0000010-554 (городской с дизельным двигателем, «Доступная среда»);
    • СимАЗ-2258-0000010-558 (городской с дизельным двигателем, «Доступная среда»).

    Автобусы с комплектацией «Доступная среда» отличаются низкой площадкой в заднем свесе и двустворчатыми задними дверьми.

    Автобус СимАЗ-2258-30. Источник: ООО «СимАЗ»

    Автобус СимАЗ-2258-526. Источник: ООО «СимАЗ»

    Автобус СимАЗ-2258-538. Источник: ООО «СимАЗ»

    Автобус СимАЗ-2258-539. Источник: ООО «СимАЗ»

    Автобус СимАЗ-2258-542. Источник: ООО «СимАЗ»

    Автобус СимАЗ-2258-554 «Доступная среда». Источник: ООО «СимАЗ»

    РариТЭК

    ООО «Автомобильный завод РариТЭК» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан) — единственный производитель автобусов, выпускающий подвижной состав, работающий исключительно на газомоторном топливе. Автобусы базовой модели большого класса Lotos-105 (длина 10,5 м) зарегистрированы в реестре в восьми модификациях, комбинирующих городское или пригородное исполнение, виды коробок переключения передач и систем питания двигателей:

    • Lotos-105С01 (городское исполнение, механическая КПП, система питания КПГ);
    • Lotos-105С02 (городское исполнение, автоматическая КПП, система питания КПГ);
    • Lotos-105C11 (пригородное исполнение, механическая КПП, система питания КПГ);
    • Lotos-105C12 (пригородное исполнение, автоматическая, КПП, система питания КПГ);
    • Lotos-105L01 (городское исполнение, механическая КПП, система питания CПГ);
    • Lotos-105L02 (городское исполнение, автоматическая КПП, система питания CПГ);
    • Lotos-105L11 (пригородное исполнение, механическая КПП, система питания CПГ);
    • Lotos-105L12 (пригородное исполнение, автоматическая КПП, система питания СПГ).

    Автобус Lotos-105. Источник: АО «РариТЭК Холдинг»

    Как и в случае с городским электрическим транспортам (трамваями, троллейбусами, трамваями), российские производители автобусов готовы поставлять как серийно производимую технику, так и переходить к выпуску новых моделей при наличии соответствующих заказов. По всем позициям сформирован конкурентный рынок: можно выбирать среди предложений нескольких заводов.

    Немалую роль в формировании долгосрочных производственных планов заводов будут играть федеральные программы поддержки транспортной отрасли в рамках анонсированных нацпроектов «Инфраструктура для жизни», «Эффективная транспортная система» и «Транспортная мобильность», которые предстоит утвердить Правительству РФ осенью этого года в рамках реализации национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года.

    Задачи развития и трансформации общественного городского транспорта до 2030 года, а также перспективные технологические и организационные пути их решения будут обсуждаться 7 июня на конференции «Городской общественный транспорт 2030: цели, вызовы и решения» РУТ (МИИТ) и Ассоциации транспортных инженеров в рамках выставки-форума «Россия» в Москве.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 
    Регионы: 

    Комментарии

    Комментарии (0)