Краснодар избавляется от старейшей троллейбусной линии. Но проектировщики этого не советовали

  • Павел Яблоков
    28 мая 2019 г. — 23:56
    1160
    Иллюстрация: 

    В Краснодаре 17 мая представили Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры, рассчитанную до 2034 года. Буквально через несколько дней следующим шагом городской администрации стало объявление о демонтаже одной из центральных троллейбусных линий, где проходят четыре маршрута «рогатых». После этого проектировщикам транспортно-планировочного документа пришлось выступить с заявлением, что не такое будущее они предлагали в своих разработках.

    23 мая на заседании городской Думы было принято решение о выделении 123 млн руб. на приобретение электробусов с динамической подзарядкой. Этих средств должно хватить на закупку 10-12 машин с кондиционерами. Тогда же было озвучено, что машины пойдут не где-то в новых районах, не охваченных ранее электротранспортом, а по участку главной улицы города на участке между Северной и Офицерской улицами. А до их покупки уже в самое ближайшее время здесь вместо троллейбусов начнут работать автобусы.

    Красная улица – центральная улица Краснодара. На ней находятся администрации Краснодара и Краснодарского края. По улице проходят трассы четырёх троллейбусных маршрутов — №№ 9, 13, 21, 31, на которых работают более 50 троллейбусов. Первая линия Краснодарского троллейбуса открыта 28 июля 1950 г. на месте снятой трамвайной линии по Красной ул. (тогда ул. Сталина).

    Автобусы и троллейбусы меняются трассами и ролями

    С 15 июня два троллейбусных маршрута — № 9 «Автовокзал "Южный" – Бальнеолечебница» и № 31 «Железнодорожный вокзал "Краснодар-I" – ул. Домбайская» — станут обслуживаться автобусами под №№ 9 и 15 соответственно. Автобусный маршрут № 14 «Бальнеолечебница – Комсомольский микрорайон», напротив, станут обслуживать троллейбусы.

    Ещё два маршрута продолжат обслуживаться троллейбусами, но их трасса пойдёт в обход Красной улицы. Маршрут № 13 «Ул. им. Дмитрия Благоева — Бальнеолечебница» пойдёт по Северной ул., ул. Тургенева и ул. Атарбекова, а маршрут № 21 «Ул. Домбайская — ул. Круговая» наполовину обновит трассу. Он двинется вместо Круговой ул. к Бальнеолечебнице по шоссе Нефтяников и ул. Фёдора Лузана (обратно – Офицерской ул.), Стахановской ул. (обратно – ул. Дзержинского), ул. Тургенева, ул. Атарбекова и ул. Герцена.

    Для компенсации троллейбусных маршрутов теперь через Красную улицу пройдёт трасса изменённого автобусного маршрута № 2 «Ул. Валерия Гассия – Бальнеолечебница». На участке между Северной ул. и ул. Атарбекова автобусы вместо частей Северной ул. и ул. Тургенева направятся по Красной ул., шоссе Нефтяников, ул. Фёдора Лузана и Стахановской ул. (обратно – ул. Дзержинского) и северной части ул. Тургенева.

    Маршрут № 14 уже не в первый раз выступает в роли «разменной монеты» для соблюдения баланса выпуска на автобусные и троллейбусные маршруты МУП КТТУ. При массовых мероприятиях типа ЧМ–2018 по футболу или Кубка Конфедераций–2017 муниципальные автобусы откомандировывались в Сочи. А их место на маршруте № 14 занимали троллейбусы, на время ликвидируя транспортно-планировочный парадокс, при котором маршрут, полностью проходящий под контактной сетью, не обслуживается электротранспортом.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 11:50 09.06.2019.
    Изменения, анонсированные на 15 июня, ввели уже с 7 июня. Маршрут № 14 в троллейбусном исполнении в обоих направлениях следует по Сормовской ул. без заезда на ул. Тюляева и Уральскую ул.

    Льготники не почувствуют замены?

    Одновременно с объявлением планов об изгнании троллейбусов с Красной улицы, на заседании городской думы приняли решение, призванное повысить лояльность пассажиров к замене вида транспорта. Для студентов и школьников с 1 июня введены льготные проездные на три вида общественного транспорта — трамваи, троллейбусы и автобусы. Ранее молодёжь могла пользоваться льготами только в маршрутах электротранспорта. Цены на льготные проездные на три вида транспорта в месяц: на 50 поездок — 800 рублей, на 75 поездок — 1050 руб. Стоимость одной поездки в трамвае, троллейбусе и автобусе для студентов и школьников при пополнении льготной карты на 1050 руб. составит 14 руб., на 800 руб. — 16 руб. Если льготные поездки не использованы в текущем месяце, они переходят на следующие периоды без пополнения карты. Льгота для учащихся будет предоставляться в течение года, за исключением времени каникул студентов и школьников — июля и августа.

    Поскольку замена вида транспорта на маршрутах №№ 9, 14 и 31 придётся на середину первого летнего месяца, специальные меры примут для пассажиров, ранее приобретших месячные проездные билеты. До конца июня будет действовать взаимозаменяемость проездных билетов: льготные проездные на троллейбус будут действительны при проезде в автобусах по бывшим троллейбусным маршрутам, а «автобусные» – на возобновляемом троллейбусном.

    «Что-то я не узнаю вас в гриме»

    При объявлении грядущих изменений в облуживании Красной улицы общественности было заявлено, что замена троллейбусов на электробусы — это реализация программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, которую разработала и подготовила для Краснодара Высшая школа экономики (ВШЭ).

    С этим не согласились разработчики транспортно-планировочного документа. Компания «А+С Транспроект» на своём сайте опубликовала официальную позицию по вопросу демонтажа троллейбусной линии по ул. Красная в Краснодаре. Приводим её полностью.

    В краснодарских СМИ появилась информация, из которой можно сделать вывод о том, что планирующийся с 15 июня 2019 года демонтаж контактной сети троллейбуса с улицы Красная и замена проходящих здесь маршрутов на иные виды транспорта входят в комплекс предложений по КСОДД, КСОТ и ПКРТИ, разработанных для администрации Краснодара НИУ «Высшая школа экономики».

    Так как раздел КСОТ (комплексной схемы обслуживания населения общественным транспортом) в рамках этого контракта разработан «А+С Транспроект», хотим отдельно пояснить суть наших предложений, содержащихся в проекте в части развития альтернативных видов тяги.

    1. Закупка для муниципального унитарного предприятия «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» (МУП КТТУ) электробусов с динамической подзарядкой (троллейбусов с увеличенным автономным ходом), которые заряжаются во время движения под контактной сетью и могут двигаться также по участкам УДС без наличия КС, предлагалась в качестве альтернативы традиционному обновлению парка обычных троллейбусов по мере их списания в связи с выработкой ресурса.

    2. Целевое назначение такого подвижного состава — возможность продления троллейбусных маршрутов без сооружения КС и замена автобусов на маршрутах с наибольшей протяжённостью прохождения трассы под КС на экологически чистый транспорт большой вместимости. В частности – рассматривались пассажиронапряжённые №№ 2 и 14 и «парадный» № 2Е, с организацией движения машин на электротяге на тех их участках, где нет и не планируется устройства контактной сети. При этом отдельно учитывался фактический дефицит современного подвижного состава автобусов и сложности с их эксплуатацией, испытываемые муниципальным перевозчиком из-за непрофильности его специализации.

    3. Предложений, предполагающих демонтаж существующих участков контактной сети, в проекте нет. Запуск электробусов с динамической подзарядкой рассматривался исключительно в качестве альтернативы сооружению новых участков контактной сети в районах массового жилищного строительства.

    4. Последовательно выступая за развитие современных экологичных видов транспорта, «А+С Транспроект» придерживается позиции, что главная цель внедрения электробусов с динамической подзарядкой – не замена обычных троллейбусов, и никак не связана с демонтажом контактной сети. Их цель – масштабирование троллейбусной сети без временных и финансовых затрат на сооружение её новых участков. При этом экономически и технологически наибольшая необходимость в наличии контактной сети сохраняется на центральных участках сетей с максимальным уровнем интенсивности движения.

    5. Современные конструкции контактной сети, которые могут быть применены и в центре г. Краснодар, эстетичны, не громоздки и позволяют машинам с поднятыми токоприёмниками двигаться с максимально возможной скоростью. Мы располагаем большим каталогом изображений таких конструкций и готовы при заинтересованности предоставить их партнёрам для передачи разработчикам проекта реконструкции.

    КСОТ в целом нацелена на развитие системы общественного транспорта, обеспечение его приоритета, достижение максимальной эффективности вложений и повышение отдачи от использования всех составляющих системы с учётом фактических финансовых возможностей. При этом сами конкретные решения по мероприятиям и последовательности их исполнения, включая закупку подвижного состава, замену одного его вида на другой и изменению маршрутов, остаются сферой ответственности уполномоченного органа администрации в области организации перевозок. Как дополнительно пояснили в Департаменте транспорта, набор мероприятий непосредственно по изменению маршрутов с перераспределением подвижного состава между его разными видами, обслуживающими ул. Красная и центр города в целом (в частности, замена на № 14 автобусов на традиционный троллейбус), основан на анализе данных обследования пассажиропотоков весны 2019 года, произведённого совместно с МУП КТТУ на его маршрутах, и преследует цели повышения качества перевозок и улучшения их экономических показателей.

    Презентация Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) Краснодара состоялась 17 мая этого года. Проект включал подготовку Комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД), которую разработала ВШЭ. К области ответственности компании «А+С Транспроект» относилась разработка макромодели как основы для Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) и комплекса мероприятий в рамках КСОТ, среди которых акцент сделан на сохранение и развитие трамвайного движения.

    При реализации этих мер Краснодар может стать первым в России городом, для которого благодаря КСОТ подтверждена крупнейшая программа строительства новых путей. В ближайшие три года ожидается приобретение около 100 трамвайных вагонов за счёт средств, выделенных из бюджета города и Краснодарского края. Поставщик 31 вагона (четырёх трёхсекционных и 27 односекционных) из закупки этого года уже определён – им стал Усть-Катавский вагоностроительный завод.

    КТТУ — главный пассажирский перевозчик Краснодара, выполняющий перевозки по 15 трамвайным, 12 троллейбусным и девяти автобусным маршрутам. В распоряжении предприятия — 268 трамваев, 183 троллейбуса, 171 автобус, рапортует сайт администрации и городской думы Краснодара.

    Краснодар-2019 = Москва-2016?

    Обещания запустить электробусы на Красной улице Краснодара «когда-то потом» напоминают события трёхлетней давности в Москве. Тогда с ряда центральных улиц, в том числе с Тверской, где находится Мэрия Москвы, сняли контактную сеть троллейбуса, а троллейбусные маршруты заменили автобусами. Первоначально эту меру объявляли временной, обещав ближайшей осенью запустить по Тверской небольшую партию электробусов с динамической подзарядкой (троллейбусов с увеличенным автономным ходом), которые бы проходили «зачищенные» от троллейбусных проводов участки центра на автономном ходу.

    Однако закупленная городом скромная партия из 12 машин, которой едва хватало на обслуживание даже одного маршрута, не была принята в эксплуатацию, а контракт с поставщиком расторгли. За последующие три года реальных попыток перевести бывшие троллейбусные маршруты центра города на эксплуатацию электробусами не предпринималось. Для транспортного обслуживания населения электробусами, с учётом их эксплуатационных особенностей, выбраны другие наиболее подходящие маршруты. Даже оптимистам стало понятно, что автобусы заняли место троллейбусов в центре надолго.

    Случаи, когда на практике реализуются не те решения, которые были предусмотрены проектом, нередки. В 2017 году в Москве при реконструкции Садового кольца с него исчезли троллейбусные линии. Хотя даже смета строительных работ предусматривала не только восстановление работы легендарной «Букашки» – маршрута Б, но и строительство нескольких новых поворотов-связок с радиальными направлениями.

    Вопросы взаимоотношения транспортных проектировщиков и заказчиков в числе прочих обсуждались на IV международной научно-практической конференции «Транспортное планирование и моделирование», состоявшейся в апреле в Санкт-Петербурге.

    Комментарии

    Комментарии (0)