«ЯрГЭТ» пообещал сохранить трамвай и троллейбус в Ярославле

  • Павел Яблоков
    25 января 2020 г. — 23:56
    823
    Иллюстрация: 

    ao_yarget / Instagram

    В ближайшие недели ярославские троллейбусы попрощаются с депо № 1 на ул. Городской вал. Транспорт распределят по другим площадкам. Специалисты и простые горожане обеспокоены, что положение городского электротранспорта в 600-тысячном городе может ухудшиться.

    Первое ярославское троллейбусное

    Троллейбусное движение в Ярославле открылось 70 лет назад с 7 января 1949 г. Тогда же распахнуло ворота и троллейбусное депо № 1 на ул. Городской вал, 15. На территории площадью 18 тыс. кв. м расположены шесть зданий, в том числе мастерские, склад, главный корпус депо, диспетчерская и тяговая подстанция.

    За десятилетия многие конструкции строений депо, включая тяговую подстанцию, пришли в аварийное состояние. На содержание депо у перевозчика ОАО «Яргорэлектротранс» («ЯрГЭТ») уходит по 20 млн руб. в год, а его ремонт обойдётся значительно дороже — 10 млн на аварийные работы и 30 млн на сами ремонтные нужды, сообщает ИА REGNUM. При этом 2018 г. «ЯрГЭТ» закончил с убытком в 59,8 млн руб., отмечает «Яркуб».

    «Яргорэлектротранс» был преобразован в 2010 г. из одноимённого муниципального предприятия. 100% акций принадлежит Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля.

    Троллейбусное депо № 1 сейчас отвечает за работу маршрутов № 1 «Шинный завод — Ярославль-Главный», № 7 «Волгоградская ул. — Октябрьская пл.» и № 8 «Торговый пер. — Волгоградская ул.». В депо № 2 базируется транспорт, обслуживающий маршруты № 3к «Ярославль-Главный — ТРЦ "Рио"», недействующий № 4 «Торговый переулок — Фабрика "Красный Перевал"», № 5 «ул. Рыкачёва — Ярославль-Главный» и № 9 «Крестобогородская ул. — Шинный завод». Маршрут № 3 «Ярославль-Главный — Фабрика "Красный Перевал"», закрытый из-за ремонта Тутаевского шоссе, обслуживался совместно обоими депо.

    На балансе «Яргорэлектротранса» в конце 2019 г. числились 108 троллейбусов. Подвижной состав депо № 1 насчитывает порядка 50 троллейбусов, депо № 2 — порядка 60 троллейбусов, а единственного ныне трамвайного депо (бывшее № 4) — около 70 вагонов, что значительно меньше их проектной вместимости. Все предприятия загружены лишь на 50-75%. Так, депо № 1 рассчитано на 100 машин, а депо № 2 — на 75 машин.

    Идея вывода троллейбусов с территории депо № 1 обсуждалась специалистами ещё в 2018 г., но окончательно «созрела» в прошлом году. По одному из вариантов для стоянки троллейбусов на разворотной площадке маршрутов №№ 7 и 8 на Волгоградской ул. планировали построить ангары для троллейбусов. При этом вся ремонтная база и всё обслуживание неизбежно находились бы на другом конце города, в «полноценном» депо № 2.

    По другому варианту троллейбусы должны подселить в единственное трамвайное депо (депо № 4 в общей нумерации «ЯрГЭТ»). При этом трамвайный веер планировалось перенести на площадку между главным зданием депо и трамвайной линией по Ленинградскому проспекту, а площадку для отстоя троллейбусов — на место существующего трамвайного веера. Такой вариант требует немалых денег на реконструкцию трамвайного предприятия, источник которых так и не определён.

    На месте депо на ул. Городской Вал инвестор будет в 2020-2022 гг. строить жилой комплекс с пафосным названием «Сердце Ярославля» из двух домов переменной этажности от семи до 11 этажей. Сумма инвестиционного проекта — около 2,5 млрд руб. Из них городу отдадут 230 млн руб., которые пойдут на покупку 10 энергоэффективных троллейбусов и расширение маршрутной сети, сообщает телеканал «Первый Ярославский».

    Также «ЯрГЭТ» сможет приобрести новую модульную тяговую подстанцию вместо аварийной. Общая рыночная стоимость имущества троллейбусного депо № 1 — 235,78 млн руб., в том числе земельного участка — 104,09 млн руб. (57,8 млн за гектар), сообщает 76.ru. Фактически инвестор, вкладывая в строительство жилого комплекса около 2,7 млрд руб., выплатит городу стоимость ликвидированного троллейбусного предприятия.

    В социальных сетях наблюдатели обнаружили документ, согласно которому депо находится в залоге вместе с земельным участком и зданиями на срок до августа 2024 г. Заложено депо было начиная с апреля 2019 года. Как сообщает ИА REGNUM, договор заключили владелец участка — принадлежащий мэрии города «Яргорэлектротранс» — и банк «ВТБ». Кредит в размере 73 млн руб. брался для приобретения нового подвижного состава — в 2018-2019 гг. «ЯрГЭТ» получил девять троллейбусов ВМЗ-5298.01 «Авангард».

    Возможность стройки на территории депо, которое находится в залоге у банка, может быть предусмотрена инвестиционным соглашением, заключёным Комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии Ярославля, «Яргорэлектротрансом» и компанией «Специализированный застройщик Перспектива». Однако текст не предоставляют даже муниципальным депутатам, недоумевает сетевое издание «ЯрНьюс».

    Переезд столь же неизбежен, сколь непонятен

    Троллейбусное депо намереваются перевести на территорию трамвайного депо на Ленинградском проспекте до 1 апреля. При этом общественность обеспокоена тем, что вывод может начаться до подготовки новой площадки. 26 февраля маршрут № 1 переводится на обслуживание в депо № 2. С площадки на ул. Гагарина будет дополнительно выезжать 12 троллейбусов. До конца января сотрудников депо должны уведомить об увольнении. Руководство планирует снять собственную охрану и нанять для этого стороннюю организацию.

    Всё слесарное оборудование должно быть перераспределено между депо № 2 и трамвайным депо, сообщает ИА REGNUM. А маршруты №№ 7 и 8 с выпуском в 23 троллейбуса будут переведены в трамвайное депо на Ленинградском проспекте.

    По другой информации, сроки переезда на территорию трамвайного депо из-за модернизации тяговой подстанции сдвинулись на июнь. При этом никаких массовых сокращений сотрудников не планируется, утверждает 76.ru.

    В трамвайном депо хотят отдать одно целое здание под обслуживание троллейбусов и подвести к предприятию контактную сеть. Но работы по переобустройству не могут начаться, пока не будет готова проектно-сметная документация. До сих пор нет понимания, в какую сумму выльются работы, а также каким будет источник финансирования. В бюджете на это средств не заложено, субсидии есть только непосредственно на работу общественного транспорта. Неудивительно, что обеспокоенная общественность расклеила листовки на Тутаевском шоссе и Ленинградском проспекте. В них неизвестные авторы задаются вопросом о том, останется ли троллейбус в Брагине после закрытия основного троллейбусного депо, сообщают ЯрНовости.

    Невдалеке от трамвайного депо на Ленинградском проспекте уже строилось троллейбусное на 200 машино-мест — оно должно было получить № 5. Однако объект, строившийся с 1970-х гг., в 1990-е окончательно было заброшен, а его территория в 2012 г. была реализована «с молотка».

    Также свежи недавние обещания транспортников о продлении в 2019 г. трассы маршрутов №№ 7 и 8 до 15-го микрорайона со строительством троллейбусной линии. Об этом минувшим летом сообщали многие СМИ, в том числе ЭХО76 и «Комсомольская правда — Ярославль» со ссылкой на руководство «ЯрГЭТ». Однако до реальных работ дело не дошло.

    Пока известно лишь, что к весне обновят фасады и проведут ремонт крыши в депо № 2 на ул. Гагарина. Выпуск с площадки c 35 машин планируется увеличить до 50, а потом до 71 единиц, сообщает «Городской телеканал» со ссылкой на директора «ЯрГЭТ».

    Чтобы успокоить общественность, «Яргорэлектротранс» 24 января на своём официальном сайте и на странице в фейсбуке опубликовал официальное заявление, в котором появившуюся в СМИ информацию о закрытии трамвайного и троллейбусного движения в Ярославле назвал недостоверной. Перевозчиком отмечается, что закрытия движения троллейбусных маршрутов и сокращения выпуска не планируется. Также останутся прежними количество трамваев и их маршруты.

    Недействующие сейчас троллейбусные маршруты №№ 3 и 4 будут возобновлены после окончания капитального ремонта Тутаевского шоссе в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги». А перевод троллейбусов из депо № 1 на другие площадки (троллейбусное депо № 2 и трамвайное № 4) не повлияет на маршрутную сеть и количество подвижного состава, выпускаемого на линию.

    Для обновления троллейбусного парка и замены троллейбусов, непригодных к эксплуатации вследствие физического износа, «ЯрГЭТ» ведёт переговоры с вологодским ОАО «Транс-Альфа ЭЛЕКТРО» о поставке низкопольных троллейбусов «Авангард» в течение 2020 года. Также трамвайно-троллейбусный перевозчик не подтверждает информацию о сокращении штата предприятия, утверждая, что уведомления о предстоящем увольнении по сокращению ни одному работнику АО «ЯрГЭТ» не вручались.

    С 19 августа прошлого года из-за реконструкции Тутаевского шоссе троллейбусный маршрут № 3 «Ярославль-Главный — Фабрика "Красный Перевал"» заменён укороченной версией № 3К «Ярославль-Главный — ТРЦ "Рио"», а вместо троллейбусного маршрута № 4 «Торговый переулок — Фабрика "Красный Перевал"» запущен аналогичный автобусный маршрут № 4Т «Торговый переулок — Фабрика "Красный Перевал"». Девять автобусных маршрутов направлены в обход перекрытого участка Тутаевского шоссе. В зоне реконструкции шоссе демонтировали контактную сеть троллейбуса.

    Со 2 сентября для компенсации связи северных районов Ярославля с центром открыт новый трамвайный маршрут № 9 «ул. Свердлова — ул. Блюхера».

    С 18 ноября открыт сквозной проезд по Тутаевскому шоссе между улицами Урицкого и Елены Колесовой. Однако троллейбусы на свои привычные маршруты не вернулись, так как монтаж контактной сети планируется после окончания всех работ. Уже с с 10 декабря перекрыт следующий участок Тутаевского шоссе — от Б. Норской ул. до ул. Панина. Здесь работы продлятся ориентировочно до 15 мая 2020 г. Поэтому до конца весны отсутствие троллейбусов на Тутаевском шоссе, независимо от дальнейшего развития событий, будет носить временный характер.

    Универсальное депо

    Троллейбусы — не первые «подселенцы» в трамвайном депо «Яргорэлектротранса». С декабря здесь базируется часть автобусов ПАТП-1, обслуживающих маршруты №№ 10, 11, 42 и 97с в Дзержинском районе. Ранее они выезжали с базы на Московском проспекте, экономия на нулевых рейсах составила около 50 км. В трамвайном депо в ночное время базируются 30 автобусов. Для них оборудована специальная стоянка, есть отдельный заезд, здесь же рядом мойка. Имеются также зона технического обслуживания и кабинет прохождения медицинского осмотра водителей.

    В свою очередь, на базе кузовного цеха ПАТП-1 теперь производится капитальный ремонт кузова и основных узловых элементов не только автобусов, но и троллейбусов, делится информацией официальный сайт Ярославля. В 2019 г. там обновили 16 автобусов, после чего приступили к троллейбусам. Обновление коснулось машин 2007-2009 годов выпуска.

    В 2020 г. работу планируют ускорить. Для этого на ПАТП готовится новый цех в два раза больше действующего. Отличить в городе капитально обновлённые автобусы можно по окраске — на маршруты выходят бело-синие машины с красной полосой, информирует «Городской телеканал».

    По наиболее вероятному сценарию развития событий, к этому лету в городе останется одно полноценное троллейбусное депо, где будут обслуживаться все троллейбусные маршруты. Наиболее удалённые от депо на ул. Гагарина маршруты №№ 7, 8 из-за отсутствия контактной сети на трамвайной площадке будут ночевать на Волгоградской ул., а часть персонала, обеспечивающего их выпуск, будет базироваться в трамвайном депо. А для восстановления маршрутов №№ 3 и 4 «внезапно» может не оказаться либо контактной сети, либо места в депо, либо исправных троллейбусов.

    В Тверской области, соседствующей с Ярославской, проведение транспортной реформы на территории Твери и Калининского района приведёт к прекращению троллейбусного движения к концу февраля. При этом перевозчик — МУП «ПАТП-1» — не делал официальных заявлений на этот счёт. Трамваи в городе не ходят с 2018 г.

    Организации: 
    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (1)

    1. В 2012г. был разработан проект совмещенного трамвайно-троллейбусного депо на Ленинградском проспекте 37, вместо трамвайного. Поднимите его и после корректировки станет ясна цена вопроса по переводу депо №1 на Ленинградский проспект.
      Все остальные половинчатые решения просто ведут к увеличению издержек предприятия и его скорейшей ликвидации. Рискуем остаться без троллейбуса в городе!!!!!