В тихом Омутнинске упорные перевозчики водятся, а в других регионах маршруты остаются без обслуживания

  • Полина Лемешева
    14 февраля 2022 г. — 17:25
    428
    Иллюстрация: 

    Подсмотрено Курган / smartik.ru/kurgan

    В регионах обслуживание перевозчиками низкоприбыльных, но социально значимых маршрутов трудно поддаётся контролю. В Кургане перевозчики начали отказываться от работы на непопулярных маршрутах и самовольно сокращать выпуск техники на линии. Жителям ряда деревень в Муромском районе Владимирской области приходится бороться за общественный транспорт в суде: в торгах, которые проводит администрация, никто не принимает участия, других мер не предпринимается, а страдают пассажиры. В городе Омутнинске Кировской области неэффективность проведения торгов как инструмента открытой конкуренции проявилась во всей наглядности. Перевозчики торгуются за право обслуживания маршрутов годами, а пассажиры тем временем жалуются на недовыпуск техники и опоздания рейсов. 

    В Кургане перевозчики отказываются от обслуживания маршрутов, которые считают неприбыльными

    В этом году из-за отказа перевозчика жители Кургана остались без автобусного маршрута до кладбища. В феврале стало известно о том, что перевозчик, который обслуживал автобусный маршрут № 32 «1 микрорайон — Зайковское кладбище», отказался от рейса. 

    По закону перевозчик обязан обслуживать его ещё 90 дней, поэтому у властей есть время найти на этот маршрут другую транспортную компанию. Однако механизмов для решения данной проблемы у администрации не много: маршрут можно выставить на конкурс, но если никто не подаёт заявку на участие, остаётся только стартовать конкурс заново. Так и получилось с маршрутом № 32: его выставили на конкурс, который так и не состоялся. Сейчас процедура проводится повторно. Если конкурс вновь провалится, местная администрация будет рассматривать вопрос изменения этого маршрута, сообщает ИА «URA.RU».

    Маршрут № 32 — не единственный в списке «отщепенцев»: в прошлом году, помимо него, местные власти также получили уведомления об отказе обслуживать маршруты № 22 «ул. Криволапова — Ярмарка на Омской — Продбаза», № 42 «ул. Невежина — Утяк», № 306 «Тёплый Стан — Вокзал» и № 374 «Вороновка — 1 микрорайон». Первые четыре маршрута передали другим предпринимателям, а № 374 пришлось закрыть. При этом, как заявили в мэрии,  перевозчики не представляли расчёты, подтверждающие убыточность маршрутов. 

    Иногда транспортные компании не отказываются от обслуживания полностью, но не выполняют условия контракта, самовольно сокращая число автобусов на линии и нарушая расписание движения. Так, в сентябре 2019 года маршрутную сеть Кургана обслуживало 430 автобусов. Сейчас на линии находится около 320 единиц. В октябре прошлого года перевозчик, отвечающий за автобусный маршрут № 13, самостоятельно сократил число автобусов с пяти до двух. То же самое произошло с маршрутом № 321: на линию стали выходить не четыре, а два автобуса. В связи с ненадлежащим выполнением взятых обязательств заказчик подал на перевозчика в суд. Вопрос о снятии лицензии рассмотрит Арбитражный суд Курганской области.

    Ещё один инструмент в руках перевозчика — повышение тарифов. С 25 января стоимость проезда на автобусном маршруте № 366 поднялась до 30 руб. И здесь к исполнителю не может быть никаких претензий с точки зрения закона, если властями тариф  установлен как нерегулируемый.

    Решением проблемы может стать обследование пассажиропотока и разработка новой маршрутной сети. Этим займется Российский дорожный научно-исследовательский институт (РОСДОРНИИ, Москва). Исследование планируют завершить к весне 2022 года.

    В Оренбурге проектом обновления маршрутной сети занимаются представители местного университета: специалисты кафедры автомобильного транспорта Оренбургского государственного университета предлагают сократить количество маршрутов почти на 20%

    В Муромском районе Владимирской области суд обязал администрацию вернуть автобусы 

    Жители ряда деревень Муромского района Владимирщины вынуждены добиваться восстановления работы общественного транспорта через суд. Проблема возникла после начала пандемии. Количество рейсов по маршрутам сократили в соответствии с указом губернатора о введении режима повышенной готовности в марте 2020 года. 

    Но снижение объёма работ и пассажиропотока больно ударило по прибыльности. Частный предприниматель, осуществляющий перевозки, отказался от обслуживания урезанных маршрутов № 174 «Муром — Урваново» и № 110 «Муром — Савково». Перевозчик предпочёл в принципе отказаться от работы в районе. Заменить его оказалось некому: хотя местные власти организовали конкурс на освободившиеся маршруты, участия в нём никто не принял. Проведённый аукцион пришлось признать несостоявшимся из-за отсутствия претендентов.

    Ситуация сложилась тупиковая, и местным жителям пришлось самостоятельно обращаться в суд. В результате суд принял сторону истцов: бездействие регионального департамента транспорта и дорожного хозяйства признано незаконным. То есть проведения конкурса недостаточно: проблему необходимо решать, а не спускать на бюрократических «тормозах». Как именно — решать уже чиновникам.

     Хотя представители регионального департамента транспорта, регионального департамента бюджетной политики, а также администрации Мурома и муниципальных образований Муромского района даже не явились на заседание, их обязали восстановить автобусное сообщение в течение месяца, сообщает ИА «ПроВладимир». На Департамент транспорта возложена обязанность в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу организовать регулярное автобусное сообщение и обязанность организовать транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении путём установления межмуниципальных маршрутов «Муром — Загряжское» (укороченный вариант маршрута № 174 до границы Муромского района без выхода в Меленковский район), «Муром — Саксино» и «Муром — Савково» для осуществления регулярных перевозок. Муромский муниципальный район и городской округ Муром — отдельные муниципальные образования. Поэтому, хотя районные власти и пытались организовывать перевозки из райцентра в сельские населённые пункты района, в спорной ситуации ответственным за сложившуюся картину оказался региональный минтранс.

    Сложившуюся ситуацию специально для TR.ru — Транспорт в России прокомментировал Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

    «Проблема транспортной доступности одного из районов схожа с большим количеством подобных в других регионах. Перевозчик в сложных условиях резкого снижения пассажиропотока решил отказаться от неприбыльного маршрута, а контроля со стороны региональных властей тут мало. По сути, мотивировать работать можно за счёт средств бюджета, которые покрывают выпадающий пассажиропоток, а стало быть мы рано или поздно придём к ситуации, когда без оплаты транспортной работы перевозчику выполнение социальных рейсов в отдаленные территории будет невозможно. При этом действия Дептранса в данном случае должны быть более активные, а не работать с перевозчиком тогда, когда маршрут перестал обслуживаться.»

    Маршруты за один рубль — волокита на годы: в Омутнинске торги на обслуживание маршрутов ведутся с 2017 года

    Но не везде желание муниципалитетов оплачивать транспортную работу даёт ожидаемый результат. В Омутнинске Кировской области ситуация с торгами за обслуживание маршрутов доведена до абсурда: из-за бюрократических тонкостей распределить маршруты между перевозчиками не удаётся с 2017 года. 

    Методика обоснования начальной (максимальной) цены контрактов порой настолько причудлива, что городские и пригородные маршруты Омутнинского муниципального района пришлось в соответствии с законодательством разыгрывать с стартовой ценой около одного рубля. Как следствие, шаг аукциона был определён буквально в две копейки. Так как перевозчики не отступали от участия в торгах, повышая ставки на номинальные копейки, сложилась парадоксальная ситуация, при которой определить победителя в разумные сроки оказалось невозможно. При низкой начальной ставке потенциально такие торги могут продолжаться бесконечно и повышать ставки можно годами, так и не достигнув порогового значения в 100 млн руб. Если участники не прекращают торговаться и не достигают соглашения альтернативными способами, то, с точки зрения закона, ситуация неразрешима. 

    Счастливым избавлением уже в конце 2017 года для маршрутов № 1 и № 6 оказалась техническая неполадка на электронной площадке. Здесь участники уже ушли от бюджетного финансирования перевозок в стадию назначения ими самими стоимости за обеспечение контракта. Торги выиграла ИП Назарова С.В., хотя ставка обоих участников (вторым было МХО ООО «Транспортник») с учётом начальной цены контрактов и вытекающего из неё шагов аукциона была до нелепости скромна: 32,37 руб. за маршрут № 6 «Благоустройство – ул. Парковая» (при стартовой цене 0,77 руб.) и 46,37 руб. за маршрут № 1 «Лесозаводская – Политехнический техникум» (при стартовой цене 1,11 руб.).

    Процедура торгов обязывает участника подтверждать своё согласие, нажимая кнопку на своем компьютере в течение 10 минут. Если у кого-то программа зависла, то участник выбывает из торгов, и победа достаётся последнему, кто повысил шаг аукциона. При этом оспорить итоги торгов оказалось невозможно. Уже 18 декабря автобусы ИП Светланы Назаровой вышли на маршруты, сообщали «Омутнинские вести». Контракт заключили на срок до 31 декабря 2022 года.

    По остальным трём городским маршрутам технических неполадок не произошло, и в итоге торги велись с несколькими остановками вплоть до 12 мая 2019 года, когда очередной сбой в системе торгов не дал участникам сделать следующее предложение. Путём судебных решений и предписаний антимонопольных органов торги по маршруту № 2 были признаны недействительными в апреле 2020 года. А в июне 2020 года были признаны недействительными заключённые в 2019 году по итогам объявленных в 2017 году аукционов контракты с ИП Назаровой С.В. на обслуживание маршрутов № 3 и № 4.

    Всё это время жители малаговской части города были недовольны обслуживанием маршрутов. Жалобы и обращения пассажиров попадали в различные инстанции, не только в администрацию, но и в прокуратуру, а также в министерство транспорта Кировской области.

    Победителем объявленного в июне 2020 года нового аукциона на обслуживание автобусного маршрута № 3 «Омутнинск — Осокино» стал ИП Назаров П.А. Стоимость контракта в ходе аукциона тоже существенно выросла: начальная ставка составляла всего 5,247 тыс. руб. бюджетных денег, но в результате предпринимателю пришлось заплатить за право работать на маршруте 1,03 млн руб. Контракт начал действовать с 14 июля и будет действовать до 31 декабря 2022 года. При этом обслуживать так дорого обошедшийся маршрут будет всего один автобус.

    По маршруту № 2 «Лесозаводская — ул. Мира» ставки оказались ещё выше. Если два из четырёх претендентов остановились на стадии понижения цены муниципального контракта, предложив снизить его стоимость с 37,111 тыс. руб. до 35,256 ты. руб. (ИП Назаров П.А.) и 32,658 тыс. руб. (ИП Третьяков Д.Н.), то два оставшихся претендента бились дольше и ушли далеко в плюс. Формально победительницей торгов стала снова ИП Назарова С.В., предложившая 4,000673 млн руб. Однако администрация этих денег, конечно же, не получила: победительница торгов не заплатила в бюджет города сумму, которую сама же и предложила, попросту отказавшись от подписания контракта. В итоге 27 июля 2020 муниципальный маршрут № 2 достался МХО ООО «Транспортник», «скромно» предложившему лишь 4,000488 руб.

    Ещё до большего абсурда дошли торги по маршруту № 4, оценённому в 7,640 тыс. руб. бюджетных средств и выставленному на торги в июне 2020 года. К последним шагам электронного аукциона в декабре 2021 года ИП Третьяков Д.Н. уже был готов выложить за него 33,090945 млн руб., а ИП Назаров П.А. 33,090907 млн руб. Другие омутнинские перевозчики сошли с дистанции на более скромных суммах, которые, впрочем, тоже были выше, чем их плата за другие полученные маршруты: ИП Назарова С.В. ограничилась 4,445377 млн руб., а МХО ООО «Транспортник» 4,376578 млн руб.

    Торги, которые не смогли прервать технически, смогли остановить с помощью УФАС. Предписанием антимономольного органа от 4 февраля этого года администрация Омутнинского городского поселения Омутнинского района оказалась обязанной отменить определение поставщика, начатое полтора года назад. Чем с радостью и воспользовалась — ведь это решение было принято в результате рассмотрения обращения, поданного 28 января муниципалитетом. 

    С 1 февраля этого года муниципальный маршрут № 4 снова поменял перевозчика. На этот раз договор на обслуживание маршрута заключён с МХО ООО «Транспортник». До 2017 года этот маршрут обслуживал ИП Рыжаков, затем право работы на нём получила ИП Назарова С.В. График движения общественного транспорта оставлен без изменения. 

    Менее драматично складывается судьба регулярного пассажирского сообщения между райцентром Омутнинск и населёнными пунктами Черная Холуница, Загарье, Струговский, Песковка и Лесные Поляны в составе района. До конца 2015 года индивидуальные предприниматели не обращали внимания на районные маршруты, а тогдашний муниципальный перевозчик МУП «Омутнинское АТП» становился единственным участником торгов по лотам с начальной стоимостью от нескольких десятков тысяч до миллиона рублей. В 2017-2019 годах уже сменившее его МХО ООО «Транспортник» в одиночку участвовало в торгах и получало контракты ценой в один рубль. За часть контрактов 2020-2021 годов уже пришлось побороться: чтобы ездить в Залазну, Восточный и Белореченск, «Транспортник» вместо получения 5 тыс. руб. бюджетных денег сам внёс в районный бюджет 4,36 млн руб. соревнуясь с ИП Назаровым П.А. и ИП Назаровой С.В.

    В Бийске в ходе торгов в борьбе за право обслуживать маршруты произошла обратная ситуация: ставки достигали десятков миллионов рублей. Заплатив городу серьёзные суммы, перевозчики посчитали себя вправе требовать от администрации разумного распределения полученных средств: к примеру, потратить их на восстановление аварийного тоннеля. 

    В Ярославле местная администрация в ходе транспортной реформы создала условия, вытеснившие с ряда направлений перевозчиков, традиционно обслуживавших маршруты. И тут же столкнулась с тем, что и новые не справились с выполнением контрактов, после чего была вынуждена призвать в регион компании федерального уровня. Местные небольшие компании серьёзно пострадали: пришлось сокращать штат и сдавать технику, взятую в лизинг, но теперь готовы вернуться к работе — если только власти предоставят гарантии стабильности.

    О сложностях с лишением перевозчиков свидетельств на право выполнения перевозок по нерегулируемым тарифам в специальном интервью для TR.ru рассказывал и один из организаторов транспортной реформы Новокузнецка Денис Новохацкий.

    Виды транспорта: