Эконом-обновление: Краснодар получит трамвайные вагоны из Таганрога

  • Павел Яблоков
    20 апреля 2022 г. — 18:15
    2553

    За последние годы трамвайный парк Краснодара достаточно существенно обновился, став одним из лидеров страны по этому показателю. Но не только новую технику краснодарские транспортники готовы рассматривать для обновления подвижного состава. Этой весной специалисты МУП «КТТУ» получили более бюджетный вариант добыть в своё пользование несколько вагонов, которые ещё в начале года перевозили пассажиров, но в другом городе – Таганроге. Не пенсионного ещё возраста вагоны были отставлены от работы по чисто организационным причинам — прекращению работы последнего «неконцессионного» маршрута.

    20 апреля МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» (КТТУ) объявило закупку на поставку трамвайных вагонов с начальной стоимостью 6,18 млн руб. За эти деньги, выделенные из собственных средств предприятия, приобрести даже один новый трамвай невозможно. Например, аукционы по поставке частично низкопольных вагонов для Магнитогорска в этом сезоне начинались с отметки в 47 млн руб. Тем не менее, приобретение сразу нескольких вагонов состоялось и в ближайшее время будет оформлено всеми необходимыми документами. Предусмотренная Федеральным законом № 223-ФЗ закупка у единственного поставщика была применена для реализации уникального предложения. В распоряжении зарегистрированного в Краснодаре индивидуального предпринимателя Гальченко А. С. оказалось несколько трамвайных вагонов одной из тех моделей, которые успешно эксплуатируются в административном центре Краснодарского края уже несколько лет.

    Предыстория событий, позволивших получить «бюджетное» пополнение МУП «КТТУ», началась ещё зимой, когда таганрогское МУП «ТТУ» с 5 февраля завершило работу на последнем остававшимся в их ведении трамвайном маршруте № 6, освободив пути для дальнейшей реконструкции под концессионную трамвайную сеть ООО «Синара — ГТР Таганрог». До последнего дня на «шестёрке» работали трамвайные вагоны, техническое состояние которых позволяло им продолжать работать на линии. Поскольку МУП «ТТУ» осталось отныне исключительно троллейбусным муниципальным перевозчиком, то «непрофильную», но имеющую остаточную стоимость трамвайную технику реализовали «с молотка». Приватизация движимого имущества МУП «ТТУ» согласована приказом комитета по управлению имуществом Таганрога № 151 от 28.02.2022.

    На торги выставили пять вагонов модели 71-623-02 2012 года выпуска и три вагона модели 71-407 2013 года выпуска по цене от 400 тыс. до 1,95 млн руб., определённой по результатам тщательной оценки каждой единицы подвижного состава. Фактически, три вагона (два — модели 71-623-02 ценой в 400 тыс руб. и один — модели 71-407 ценой 540 тыс. руб.) продавались «на металлолом», так как они технически неисправны, имеют изломы рам, достигли предельного износа на уровне 82-86%, и требуемый для них ремонт уже экономически нецелесообразен. Остальные три вагона 71-623-02 ценой 1,015 млн каждый и два 71-407 ценой 1,95 млн руб. ещё в состоянии поработать по прямому назначению после проведения косметического ремонта и технического обслуживания. Согласно экспертной оценке, выполненной в начале февраля этого года Таганрогской межрайонной торгово-промышенной палатой, их состояние оценивается как удовлетворительное, износ вагонов производства УКВЗ оценен в 59%, а продукции «Уралтрансмаша» — в 40%. До 1 апреля претенденты могли ознакомиться с техникой и до 4 апреля подать заявку на участие аукциона. Сами аукционы по каждому вагону прошли 7-8 апреля на площадке torgi.gov.ru.

    В торгах приняли участие два индивидуальных предпринимателя, при этом по лотам их заявки не пересекались. Внимание ИП Свадьбина А.С. из Челябинска привлекли трамвайные вагоны модели 71-407: № 387 и № 389 стоимостью по 1,989 млн руб. каждый и № 388 стоимостью 550,8 тыс. руб. А вагонами модели 71-623-02 заинтересовался краснодарский ИП Гальченко А.С. За «неходовые» вагоны № 358 и № 359 он предложил по 408 тыс. руб., а за работавшие до последних дней на «шестёрке» вагоны №№ 357, 360 и 361 — по 1,0353 млн руб. за каждый. Всего пять вагонов обошлись предпринимателю в 3,9219 млн руб.

    Именно эту партию из пяти трамвайных вагонов и приобрело соответствующей закупкой 20 апреля МУП «КТТУ». Разница между закупочной ценой муниципального предприятия в 6,18 млн руб. и стоимостью купленных в Таганроге вагонов значительно выше, чем реальный доход предпринимателя от сделки. Ведь в цену договора вошли затраты на доставку, страхование, уплату налогов, таможенных пошлин, сборов и других обязательных платежей. Расстояние между МУП «ТТУ» и трамвайными депо Краснодара по автотрассе, которое надо преодолеть вагонам для прибытия на новое место службы, около 350 км. Свои деньги предприниматель получит не позднее 15 рабочих дней с момента поставки всей партии товара.

    Модель 71-623-02 хорошо знакома транспортникам Краснодара. 20 подобных вагонов работают на маршрутах Восточного трамвайного депо столицы Кубани с начала 2014 года. Ещё больше в Краснодаре более современных вагонов модели 71-623-04: их в двух городских депо уже 99, и их число может вырасти по итогам этого года. Также трамваи серии 71-623-02 продолжают работать в Москве, Набережных Челнах, Хабаровске, Коломне, Нижнекамске, Уфе, Старом Осколе, Санкт-Петербурге, Челябинске. Первая партия, подаренная Москвой, готовится выйти на маршруты Тулы.

    Вагоны модели 71-407 в России эксплуатируются в четырёх городах. Больше всего их в Нижнем Тагиле — 40. 30 вагонов трудятся в Нижнем Новгороде, 14 в Туле и пять — в Краснодаре.

    Наибольшую потребность в скорейшем пополнении вагонного парка в стране имеет Краснотурьинск в Свердловской области, где в распоряжении местного МУП «Городской трамвай» для обслуживания единственного маршрута остался лишь один исправный вагон, и тот выпущен в далёком 1992 году. Второй сгорел 21 марта этого года и восстановлению не подлежит. Оба трамвая переехали в Краснотурьинск в 2019 году из более благополучного Нижнего Тагила, подарившего вагоны своему соседу. Как сообщает «Вечерний Краснотурьинск», мэрия Краснотурьитска направляла письмо о безвозмездной передаче трамвайных вагонов моделей 71-623 и 71-619А, однако Таганрог был готов отдать технику только на возмездной основе. Вагоны модели 71-619А, подаренные Таганрогу Москвой, тем временем, уже переехали в Тулу, где готовятся к выходу на местные линии.

    На закупку новых трамваев для столицы Кубани в этом году планируют направить 1,0753 млрд руб. 31 марта в Краснодаре по Московской улице открыта первая в этом веке новая трамвайная линия.

    Виды транспорта: