Корпоративность и вовлечённость: перевозчики стимулируют водителей и сотрудников дополнительными выплатами

  • Полина Лемешева
    23 июня 2022 г. — 18:35
    180
    Иллюстрация: 

    «Мострансавто» / mostransavto.ru

    Экономический кризис и рост цен на запчасти и топливо, в особенности на фоне убытков, которые были вызваны снижением пассажиропотока во время пандемии, вынуждают перевозчиков экономить на зарплатах сотрудникам — водителям и кондукторам. Как показывает практика, это оказывается далеко не лучшим решением. Отсутствие достойной оплаты труда приводит к нехватке кадров, а значит — недовыпуску и простою техники и ещё большим убыткам.

    В особенности проблема становится актуальной в связи с готовящимися поправками в законодательство, усложняющими получение прав категории D. Это значит, что компаниям-перевозчикам будет ещё сложнее найти сотрудников. Ситуация побуждает их делать рабочие места более привлекательными: обещать повышение оплаты труда и дополнительные выплаты и бонусы. Так, в Челябинске повысили стипендию студентам учебно-производственного центра «ЧелябГЭТ», а иногородним водителям предоставляются небольшие доплаты для аренды жилья или помощь в выплате ипотеки. В подмосковном «Мострансавто» сотрудники будут получать премии за предложения по оптимизации рабочих процессов.

    Кто за рулём: транспортным предприятиям в регионах не хватает водителей

    С нехваткой персонала сталкиваются перевозчики в разных регионах страны. Так, с Самаре с существенным дефицитом сотрудников столкнулись в ТТУ и компании «Самара Авто Газ»: в ноябре прошлого года штат водителей был недоукомплектован в ТТУ на 34%, водителей автобусов было на четверть меньше положенного. Нехватка кондукторов составляла 47% для ТТУ и  35% для «Самара Авто Газ». Проблема возникла из-за низкого уровня зарплат, поэтому в регионе пришлось поднять вопрос об их индексации.

    В Ростове-на-Дону водителей в два раза меньше, чем требуется для обслуживания маршрутов: водительский состав неукомплектован на 54%. В связи с ростом цен на топливо и запчасти перевозчики не могут выплачивать водителям достойную плату, поэтому те вынуждены увольняться и переходить к работе на такси или в сфере грузоперевозок. Местные власти предприняли попытку решить проблему, подняв стоимость проезда в общественном транспорте. Тарифы изменили с 13 ноября прошлого года. По схожим причинам за последнее время подорожал проезд в транспорте городов Кубани, Приволжья, Сибири, Урала и Черноземья.

    С похожей ситуацией столкнулись в прошлом году в Ярославле: из-за кризисной ситуации с транспортом в городе и необдуманных решений по введению планового режима многие водители и кондукторы были вынуждены увольняться, и к числу проблем добавилась острая нехватка кадров.

    При этом скоро освоить профессию водителя общественного транспорта станет ещё сложнее: МВД Росии подготовило ряд поправок в действующее законодательство, уточняющих и ужесточающих требования к получению водительских прав определенных категорий, включая категорию D, которая требуется для управления автомобилем, предназначенным для перевозки людей. Для получения прав этой категории будет обязателен стаж вождения легкового авто или грузовика не менее одного года.

    Кроме того, в целях повышения уровня безопасности дорожного движения иностранных граждан теперь обяжут в течение одного года заменять после получения ВНЖ в России свои национальные водительские удостоверения на российские. Это значит, что водителям потребуется заново проходить медицинское освидетельствование и прочие обязательные процедуры, в т. ч. проверку навыков вождения, сообщает сетевое издание «Vladnews».

    «Мострансавто» начнет премировать сотрудников за рационализаторские предложения

    Крупнейший автобусный перевозчик в Московской области — АО «Мострансавто» — вводит систему премирования сотрудников за рационализаторские предложения по оптимизации и реорганизации внутренних процессов компании. Приниматься будут предложения как по отдельным аспектам рабочих процессов, так и о работе целых подразделений, а то и всего предприятия. В первую очередь руководство заинтересовано в обратной связи по усовершенствованию различных технологических процессов. Специалисты могут направить свои предложения через корпоративный сайт, доступ к которому есть у почти 15 тыс. сотрудников компании.

    Каждая предложенная идея будет обрабатываться специально созданной для этой цели оценочной комиссией. Работники, чьи идеи будут реализованы и принесут исчислимый результат, а также экономический эффект, получат премии. Размер вознаграждения сотруднику будет определяться в зависимости от полученного подтвержденного годового экономического эффекта, сообщает Минтранс Московской области.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 20:45 23.06.2022
    Когда этот материал был подготовлен, стало известно, что само «Мострансавто» переживает не лучшие времена и часть сотрудников могут не дождаться внедрения их рацпредложений. О серьёзности сложившейся ситуации свидетельствует подписанное и опубликованное на портале Правительства Московской области постановление № 659/18 от 23.06.2022 «О принятии мер в целях предупреждения банкротства и восстановления платёжеспособности (санация) акционерного общества "Мострансавто"». За счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, на счёт предприятия будет направлено 3,8 млрд руб. При этом Правительством региона определены целевые результаты принятых мер:

    • уменьшение кредиторской задолженности предприятия на 31 июля 2022 года по обязательствам, срок которых истёк на 31 марта 2022 года, не менее, чем на 80%;
    • недопущение возникновения задолженности по оплате труда и выходных пособий по состоянию на 1 января 2023 года;
    • неприостановка деятельности предприятия по состоянию на 1 января 2023 года;
    • соотношение численности работников предприятия по состоянию на 1 января 2023 года к их численности на 31 марта 2022 года не менее 0,8.

    Последний пункт означает грядущие сокращения персонала, но не более, чем на 20%.

    В Челябинске помогают иногородним водителям дополнительными выплатами

    Когда местных водителей недостаточно, проблему кадрового дефицита можно решить с помощью работников из других регионов, если создать им удобные условия. С 1 июня «ЧелябГЭТ» начала выплачивать водителям трамваев и троллейбусов компенсации за аренду жилья. Ежемесячно иногородние сотрудники, имеющие регистрацию по месту жительства за пределами г. Челябинска и г. Копейска, работающие менее года, будут получать 5750 руб. (до вычета НДФЛ). Компенсация будет выплачиваться в течение года с даты трудоустройства. Выплата предоставляется выпускникам Учебно-производственного центра ООО «ЧелябГЭТ», которые проработали не более года на момент вступления Приказа в силу, иногородним водителям, впервые устроившимся на предприятие, а также отработавшим менее года с даты трудоустройства. Для получения компенсации водителю необходимо предоставить в Отдел кадров данные о регистрации по месту жительства, а также оригинал и копию договора аренды (найма) жилья.

    Отдельная компенсация предусмотрена для водителей, заключивших в течение года с момента трудоустройства договор ипотечного кредитования. При предоставлении копии договора кредитования они могут получить компенсацию в размере 2900 рублей до вычета НДФЛ. Такая компенсация будет выплачиваться ежемесячно в течение трёх лет с даты трудоустройства, сообщается в публикации на официальном сайте ООО «ЧелябГЭТ». В мае на предприятии также повысили размер стипендии ученикам учебно-производственного центра до 15 тыс. руб. в месяц.

    Труд работников электротранспорта в Челябинске в ближайшие годы будет востребован. Начато строительство линий метротрамвая, а также скоро запускается троллейбусная концессия. Водителей электротранспорта потребуется ещё дольше, при этом вскоре они будут работать на новой технике: троллейбус новой модели Синара-6254 для Челябинска уже был продемонстрирован публике в июне на ПМЭФ. Поэтому руководство транспортного предприятия заинтересовано в том, чтобы создать для сотрудников более привлекательные условия.

    Виды транспорта: