Лет ми СПИК фром май харт: «Волгабас» получил поддержку Минпромторга для производства автобусов

  • Павел Яблоков
    14 октября 2022 г. — 16:00
    251
    Иллюстрация: 

    АО «Орех» / opex.ru

    Заказы, связанные с обновлением подвижного состава общественного транспорта, весьма неравномерно загружают производственные мощности машиностроителей. Иногда заводам приходится простаивать, а иногда — работать в авральном режиме, едва укладываясь в оговоренные контрактами сроки поставки. Имея гарантированный сбыт продукции, производители могли бы, не боясь рисков, вкладываться в развитие производства и загодя готовить технику для конечных адресатов. На днях специальные инвестиционные контракты (СПИК) с Минпромторгом России и властями Волгоградской области заключил один из ведущих производителей автобусной техники — холдинг «Волгабас Групп».

    СПИК для «Волгабаса»

    В начале октября две компании холдинга — ООО «Волгабас» и ООО «Волгабас Волжский» — подписали с Минпромторгом России, правительством Волгоградской области и администрацией города Волжский специальные инвестиционные контракты (СПИК 2.0). В рамках СПИК «Волгабас Групп» планирует вложить средства в разработку новых моделей, модернизацию производственных мощностей и научные изыскания, обеспечив переход на комплектующие отечественного производства и снижение зависимости от импортных компонентов. Объём инвестиций ООО «Волгабас» в рамках СПИК 2.0 составит 278 млн руб., а ООО «Волгабас Волжский» — 708 млн руб., сообщил Минпромторг России.

    Реализация контрактов позволит внедрить технологии использования сжиженного и компримированного природного газа в качестве топлива для сердец автомобильной техники — моторов, при производстве низкопольных автобусов.

    В течение срока действия контрактов (9,5 лет) предприятия «Волгабас Групп» обязуются выпустить более 4000 низкопольных автобусов на сжиженном и компримированном природном газе с российскими комплектующими, а также создать 260 новых рабочих мест. Остальные стороны СПИК в пределах своих полномочий должны обеспечивать инвесторам стабильность условий ведения хозяйственной деятельности, сообщает «Волгабас Групп».

    Ранее холдинг «Волгабас Групп» совместно с корпорацией ВЭБ.РФ, Фондом развития Дальнего Востока и Арктики и Администрацией Хабаровского края обсуждал вопрос открытия нового кластера по сборке автобусов, электробусов и водоробусов.

    Применение СПИК для производства подвижного состава общественного транспорта

    Механизм господдержки СПИК, направленный на стимулирование инвестиций в промышленное производство в России, применяется с 2015 года. Инвестор заключает соглашение с государством, в котором фиксируются обязательства инвестора реализовать инвестиционный проект, а также обязательства государства обеспечить стабильность условий ведения бизнеса и предоставить меры господдержки. Следует отметить, что СПИК — не финансовая, а регуляторная мера поддержки, не предполагающая предоставления денежных средств инвестору. Так, участники СПИК могут получать налоговые льготы. Состав и размер налоговых преференций — снижение ставок по налогам на прибыль, имущество, транспортному и земельному налогам, зависит от регионального и муниципального законодательства. Также участник-инвестор может досрочно получать статус «российского производителя»: инвестор обязуется локализовать производство в течение трёх лет, но уже в это время производимая им продукция уже будет считаться российской. Кроме того, при крупных проектах с инвестиционным бюджетом более 3 млрд руб. участник СПИК может выходить на рынок госзаказа как «единственный поставщик».

    В 2019 году после изменений в законодательстве в дополнение к СПИК 1.0 пришел СПИК 2.0: отменён минимальный порог инвестиций в проект, срок действия СПИК увеличен до 15 лет (инвестпроекты выше 50 млрд руб. — до 20 лет), все контракты заключаются на федеральном уровне, а в проектах обязательно применение современных технологий из утвержденного перечня. СПИК 2.0 применяется для инвестиционных проектов разработке и внедрению современных технологий из утверждённого перечня в целях освоения серийного промышленного производства. СПИК заключаются при одновременном участии государственного органа, субъекта РФ и муниципального образования. От лица Российской Федерации контракт подписывают Минпромторг, Минэнерго или Минсельхоз России.

    Среди более чем 600 позиций, в перечень современных технологий для СПИК включена технология использования сжиженного природного газа или сжиженного и компримированного природного газа в качестве моторного топлива при производстве низкопольных автобусов и грузовых автомобилей. Также современной технологией СПИК-перечня является технология по производству низкопольных троллейбусов с увеличенным автономным ходом и (или) низкопольных автобусов на электрической тяге и (или) водородных топливных элементах.

    Помимо «Волгабас Групп» механизм СПИК используют и другие производители подвижного состава общественного транспорта. В 2018 году подписан СПИК с ПАО «ГАЗ».

    В декабре 2020 года межведомственной комиссией по внесению изменений в специальные инвестиционные контракты Российской Федерации были одобрены изменения в СПИК для ПАО «КАМАЗ» и ООО «Даймлер Камаз Рус», подписанные в мае 2018 года инвесторами, Минпромторгом России, кабмином Татарстана и администрацией Набережных Челнов. Дополнительное соглашение с ПАО «КАМАЗ» и ООО «Даймлер Камаз Рус» включило со стороны инвестора ПАО «НЕФАЗ», а номенклатура выпускаемой продукции дополнена автобусами, электробусами, двигателями Р6, а также иной грузовой техникой. Это первое изменение в СПИК, благодаря которому в номенклатуру объектов локализации включены электробусы. Общий объём инвестиций по всем направлениям составит 38,7 млрд руб. за весь срок действия контракта, сообщил Минпромторг России.

    Как отметил зампред Правительства РФ — министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров в интервью «Комсомольской правде», должно произойти переосмысление механизма СПИК: он должен стать основной платформой для реализации проектов, направленных на гарантированное производство с долгосрочной закупкой промышленной продукции. Такой подход призван сбалансировать развитие российской промышленности с учетом интересов государственного и частного секторов.

    Вопросы производства нового подвижного состава для городского электрического транспорта обсуждались на состоявшихся 6 октября парламентских слушаниях в Госдуме и конференции в Общественной палате РФ, прошедшей 10 октября.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.