Эконом-обновление: кавер-версии трамваев и троллейбусов для Новосибирска, Омска и Барнаула

  • Павел Яблоков
    19 декабря 2022 г. — 12:35
    467
    Иллюстрация: 

    Вечерний Омск / omskgazzeta.ru

    Даже получающие финансовую поддержку предприятия электротранспорта стараются бережно относиться к имеющимся ресурсам. Несмотря на закупку новой техники, в Омске и Барнауле не отказываются от капитально-восстановительного ремонта (КВР) трамваев и троллейбусов. Без экономичных мер по сохранению парка подвижного состава, уже сейчас выпуск на маршруты был бы на 10% меньше существующего. Продолжат в 2023 году превращать старые трамвайные вагоны в новые и в Новосибирске.

    Омск

    Несмотря на получение в этом году девяти новых троллейбусов ПКТС-6281.00 «Адмирал» и заключение контракта на поставку ещё 40 таких машин в будущем году, в омском МП «Электрический транспорт» продолжают дорожить каждой имеющейся на предприятии машиной. В парке предприятия 144 троллейбуса: 71 «Адмирал» выпуска 2020-2022 годов и 73 машины более старых серий. С 2011 года 15 троллейбусов серии АКСМ-101 1996-1997 гг. выпуска производства завода «Белкоммунмаш» прошли капитально-восстановительный ремонт с продлением срока службы. Этого мало в качестве единственного источника обновления подвижного состава, но в то же время достаточно, чтобы почувствовать полученную экономию.

    Выработавшие ресурс троллейбусы, к которым относятся машины старше 10 лет, либо с пробегом более 600 тыс. км, подвергаются разборке до каркаса. У них переваривается кузов, заменяется обшивка, устанавливаются новые отопительная система, электроника, двери, сиденья. Реостатно-контакторная система управления меняется на транзисторную, также троллейбусы обретают способность «аварийного» автономного хода. Ремонтная бригада из 12 человек, состоящая из сварщиков, электриков и слесарей по ремонту подвижного состава, в год ремонтирует по одному-два троллейбуса. Источником финансирования КВР являются собственные средства предприятия.

    В ноябре с КВР вышел троллейбус АКСМ-101 1997 года выпуска с гаражным номером 10. Осенью начат КВР очередного троллейбуса — ЗиУ-682Г-016.03 2006 года с гаражным номером 143. Он станет первым модернизированным омскими рабочими троллейбусом производства бывшего завода «Тролза». Всего в парке омичей около 30 таких машин, выпущенных в 2006-2007 гг. Стоимость работ вместе с приобретением необходимого оборудования составляет чуть более четырёх миллионов рублей, в то время как стоимость новых троллейбусов, заказанных Омском на 2023 год, вшестеро больше 24,1 млн руб.

    Осенью на улицы Омска вышел очередной модернизированный трамвайный вагон.

    Новосибирск

    В Новосибирске с 2017 года действует программа модернизации трамвайных вагонов специально созданным совместным российско-белорусским предприятием «БКМ-Сибирь». В этом году уже выпущено четыре из пяти запланированных вагонов, до конца года ожидается завершение работ по выпуску пятого вагона. Кузова вагонов серии КТМ-5 (модели 71-605 и 71-605А) заменяются на новые кузова БКМ-62103 с частично низким уровнем пола и аппарелью, капитальным ремонтом тележек и установкой энергоэффективного привода. Всего за весь период действия программы на модернизацию отправлено 42 трамвайных вагона. Стоимость модернизации одного трамвайного вагона в 2022 году — 20,25 млн руб. На 2023 год предполагается увеличение стоимости до 21 млн рублей. При этом стоимость нового трамвайного вагона с низкопольной средней частью кузова сейчас втрое дороже — от 60 млн руб.

    14 декабря на выездном совещании мэра города подвели итоги модернизации городских трамваев и озвучили планы на будущее. В 2023 году в Новосибирске на совместном российско-белорусском предприятии за счёт совместного финансирования города и области планируется модернизировать 10 трамвайных вагонов. Последний раз такие показатели закладывались в программу «допандемийного» 2019 года, после чего силами «БКМ-Сибирь» на протяжении трёх сезонов обновлялось для города лишь по пять трамвайных вагонов в год.

    В парке новосибирского МКП «Горэлектротранспорт» осталось около 30 вагонов моделей 71-605 и 71-605А, поэтому в ближайшие два года завод будет с ними работать. Однако это не отменяет задачи по приобретению нового подвижного состава с целью увеличения количества трамваев в городе. Необходимо закупить около ста новых вагонов через участие в федеральных программах, сообщает сайт администрации Новосибирска.

    До конца этого года троллейбусная часть МКП «Горэлектротранспорт» должна получить первое за девять лет пополнение в виде девяти новых троллейбусов с увеличенным автономным ходом. На будущий год планы заметно выше — 120 троллейбусов.

    Барнаул

    В Барнауле в конце ноября в первый рейс отправился двенадцатый трамвай, прошедший КВР на базе местного МУП «Горэлектротранс». В вагоне модели Tatra T3SU с бортовым номером 3063 полностью заменены внутренняя обшивка салона, пассажирские сиденья, электрооборудование. Также в вагоне отремонтированы кузов и ходовая часть. Одной из особенностей модернизированных вагонов является транзисторная система управления тяговым двигателем, позволяющая экономить до 40 % электроэнергии в сравнении с реостатно-контакторной системой управления, которой были оснащены старые трамваи.

    Вместо педалей на всех модернизированных вагонах установлен ручной контроллер. В прошлом году после КВР на линию вышли работать пять трамваев. Полный ремонт одного вагона обходится предприятию в пределах 8 млн руб. Приобретение нового низкопольного вагона обходится уже в девять раз дороже, правда «кавер»-версии трамваев сохраняют высокий уровень пола, поэтому реальная разница с новыми вагонами аналогичного класса менее резкая.

    Проведение КВР позволяет продлить срок эксплуатации вагонов на 15 лет. Ежегодно на ремонт подвижного состава и инфраструктуры предприятие затрачивает около 80 млн руб.

    До 1 апреля 2023 года в Барнаул должны прибыть 10 новых трамвайных вагонов модели Т802E производства завода «Белкоммунмаш». Их за 716,4 млн руб. поставит ООО «Автотехкомплект». А в этом году в оба «трамвайных» города Алтайского края — Бийск и Барнаул — поступило по пять трамвайных вагонов модели МТТЧ на базе Tatra T3SU, подаренных Правительством Москвы.

    В этом году заказ на изготовление кавер-версий 20 трамвайных вагонов на базе серии КТМ-5 (71-605) для Магнитогорска получило екатеринбургское НПП ООО «Горизонт». В будущем году как минимум один такой реновированный трамвай рассчитывают получить в Иркутске.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: