Концессии на рельсах: работы в Саратове и Нижнем Новгороде, подготовка в Ульяновске и Самаре

  • Дарья Гербер
    5 декабря 2023 г. — 18:15
    536
    Иллюстрация: 

    Telegram-канал «Скоростной трамвай»

    С выходом года на финишную прямую в регионах начинают делиться сроками завершения работ по ремонту и модернизации трамвайной инфраструктуры по концессионным проектам. В Саратове проинформировали о состоянии работ на реконструируемых трассах, а также обозначили перенос сроков запуска скоростного трамвая. На этом фоне в Нижнем Новгороде планируют закончить реконструкцию в Сормово в начале 2024 года. Также в городе на зимний период приостановлено сообщение по маршруту, имеющему скорее туристическое значение, чем вносящему вклад в пассажирские перевозки.

    Тем временем другие города готовятся ко второй волне заключения концессионных соглашений для модернизации и развития инфраструктуры городского электротранспорта. В Самаре предложение концессионера по развитию трамвайного сообщения решили признать целесообразным, а в Ульяновске схожая инициатива спровоцировала бурное обсуждение и потребовала разъяснений от городской администрации.

    В Саратове сдвинули сроки запуска скоростного трамвая

    Телеграм-канал «Скоростной трамвай» проинформировал о ходе работ на трамвайных маршрутах №№ 6, 8, 9 по состоянию на 1 декабря.

    На маршруте № 6 демонтировано 98% рельсового полотна и 100% контактной сети. Демонтаж опор контактной сети завершён на 85,5%. Ведётся разработка грунта под устройство основания пути (37,2%), переустройство сетей связи, канализации и водоснабжения, а также сетей газо- и теплоснабжения. Заказано оборудование для реконструкции тяговой подстанции.

    На маршруте № 8 демонтировано 87% рельсового полотна и 85% контактной сети, продолжается демонтаж опор. Ведётся разработка грунта под устройство основания пути (43,4%), укладка щебня под монтаж рельсошпальной решётки (330 п. м. пути) переустройство сетей связи, канализации и водоснабжения, а также сетей газо- и теплоснабжения. Выполнено бурение скважин под опоры контактной сети на 6%. Первая тяговая подстанция демонтирована на 100% (заказано оборудование для реконструкции), по второй тяговой подстанции заказано оборудование для последующей реконструкции.

    На маршруте № 9 проводятся работы на всех участках до Детского парка. Готовность переустройства сетей канализации и водоснабжения составляет 50%, переустройство сетей газа — 92%, переустройство сетей теплоснабжения — 100%. Демонтировано 94,8% рельсового полотна, 93,4% контактной сети и 40,4% опор линий электропередачи. Установлено 32 новых опоры линий электропередачи. Также по улице Слонова и Политехнической улице подготовлены площадки для укладывания рельсового полотна (400 и 900 м), уже уложено 200 м новых шпал.

    Вместе с тем, по сведениям информагентства «Взгляд-инфо», в концессионное соглашение ООО «ГЭТ» и КУИ Саратова «О создании, реконструкции и эксплуатации имущественного комплекса наземного электрического транспорта общего пользования» внесены изменения по срокам реализации.

    В соответствии с ним реконструкция трамвайной сети Саратова и строительство транспортной развязки в районе «Стрелки» включают четыре этапа:

    1.  Реконструкция объекта «Трамвайная сеть от остановки «Детский парк» до остановки «Завод Зуборезных станков» (маршрут № 9). В качестве подрядчика определили ООО «ФракДжет-Строй», который до 31 декабря 2023 года должен был разработать рабочую документацию и выполнить строительно-монтажные работы с поставкой оборудования. В обновлённом концессионном соглашении сроки сдвинулись до 4 декабря 2024 года.

    2.  Строительство скоростной трамвайной линии Мирный пер. — 6-я Дачная (маршрут № 3); реконструкция транспортной развязки на пересечении просп. им. 50 лет Октября, ул. Тракторная и ул. Большой Горной в границах территории ул. Рябиновская, просп. им. 50 лет Октября, ул. Молочная, ул. Мельничная, ул. Соколовая, Мурманский проезд, ул, Тракторная в Кировском районе — реконструкция путепровода над железнодорожными путями.

    Этап разбит на две части. Первая — строительство скоростной трамвайной линии Мирный пер. — 6-я Дачная (маршрут № 3). Торги на выполнение выиграло ООО «СП Транстоннельстрой» со сроками выполнения работ до 30 ноября 2024 года. Теперь концессионное соглашение предусматривает срок до 17 октября 2025 года.

    Второй частью этапа является реконструкция транспортной развязки в районе «Стрелки». Её до 30 ноября 2024 года должно было выполнить ООО «Поволжская мостостроительная компания». Новые сроки обозначены датой 17 октября 2025 года.

    3.  Реконструкция объекта «Трамвайная сеть от остановки «Стадион "Волга"» — ул. Усиевича Г. А., завод Зуборезных станков — Комсомольский пос.» (маршрут № 8). Подрядчиком является ООО «СП Транстоннельстрой», которое должно было провести работы до 31 октября 2024 года. Здесь сроки сдвинуты до 4 декабря 2024 года.

    4.  Реконструкция объекта «Трамвайная сеть от остановки "6-я Дачная" до остановки "Школа № 52" (трамвайный маршрут № 6)». Подрядчиком также является ООО «СП Транстоннельстрой» со сроком окончания работ до 31 августа 2024 года. В этом случае сроки сдвинуты до 17 октября 2025 года.

    Реконструкцию в Сормове завершат в 2024 году

    23 ноября ГКУ Нижегородской области «Центр развития транспортных систем» проинформировало о закрытии движения сезонного трамвайного маршрута № 11 «Чёрный пруд — Благовещенская площадь» на зимний период.

    С наступлением холодов на туристическом маршруте наблюдается снижение пассажиропотока. Кроме этого, во время неблагоприятных погодных условий требуется обеспечение особых мер безопасности. Отмечается, что маршрут возобновит работу с наступлением весенне-летнего сезона.

    Параллельно обозначены сроки завершения реконструкции трамвайных путей в Сормовском районе Нижнего Новгорода. По сведениям портала «ДОМОСТРОЙНН.РУ» со ссылкой на Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, работы закончатся в начале 2024 года.

    На текущий момент выполнено порядка 24 км одиночного пути нового полотна. Ввод готовых участков осложняется необходимостью поэтапного закрытия в соответствии с ПДД. Около 40 перекрёстков поочерёдно перекрываются, чтобы избежать транспортного коллапса.

    Кроме этого, несоблюдение сроков произошло из-за сложностей с поставкой материалов, так как проект модернизации трамвайных путей реализуется одновременно в 10 городах. Летом 2023 года у подрядчика были проблемы с финансированием: он не мог обеспечить нужное количество техники и рабочих. Теперь финансирование поступает в полном объёме, и подрядчик обещает завершить работы к началу 2024 года. После приёмки работ Центр развития транспортных систем обозначит сроки возобновления движения трамваев. В любом случае, в связи с отставанием от графика по ремонту путей полноценная работа трамвайных маршрутов №№ 6 и 7 возобновится лишь в будущем году.

    Пока же нижегородцам предлагается компенсационный транспорт:

    • возобновлённый троллейбусный маршрут № 5 следует от улицы Старая Канава (остановка «Мост») через Союзный переулок, улицу Коминтерна, Сормовское шоссе, улицы Мориса Тореза и Акмолинскую до улицы Пролетарской (остановка «Мещерское озеро»);
    • усиленные автобусные маршруты А-3 «Красное Сормово — Посёлок Высоково», А-8 «Красное Сормово — 7 микрорайон Сормова», А-35 «Красное Сормово — 7 микрорайон Сормова» для подвоза пассажиров от улицы Вождей Революции и улицы Культуры на улицу Коминтерна и улицу Циолковского;
    • изменённый автобусный маршрут № Т-55 «ЗКПД-4 — Автовокзал «Щербинки» идёт от остановки «ЗКПД-4» с прохождением в прямом и обратном направлениях по улицам Зайцева — Осинки — Машинной — Стрелковой — проспекту 70 лет Октября — улицам Светлоярской, Циолковского, Культуры, Коминтерна, по Сормовскому и Московскому шоссе до тоннеля Московского вокзала.

    В Ульяновске — частная концессионная инициатива

    По сведениям ИА «Улпресса», 6 октября 2023 года в администрацию Ульяновска поступила частная концессионная инициатива касательно проекта «Создание, модернизация единой инфраструктуры общественного электротранспорта и оказание услуг по перевозке пассажиров города Ульяновска». Её инициатором стало ООО «Проектный офис "Айпика БиДи"». Весь городской транспорт и инфраструктуру предлагается отдать концессионеру, который вложит 40 млрд рублей в закупку нового подвижного состава, обновление сетей и строительство электростанций для автомобилей. При этом объекты могут передать в пользование частникам на 35 лет.

    Мэр уже подписал распоряжение администрации Ульяновска № 378-р от 13.11.2023 о возможности заключения соглашения на иных условиях. Проект обсуждался на заседании Комиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Ульяновска. Сейчас формируются рабочие группы из специалистов, чтобы выработать меры по решению проблем, которые накопились в отрасли общественного транспорта. По итогам обсуждений будут обозначены условия, которые предложат частной стороне. При принятии условий объявят торги, а концессионное соглашение заключат с победителем конкурса.

    В свою очередь, концессионер обещает создать специальную проектную компанию. Инвестиционная стадия будет длиться пять лет, эксплуатация — 30 лет, а срок концессии — 35 лет. Концедентом (тем, кто передаст право собственности на объекты) выступит администрация Ульяновска.

    Предложение предполагает, что городские власти передадут инвесторам в управление на 35 лет ряд объектов:

    • транспортные предприятия (МУП «Ульяновскэлектротранс», АО «ПАТП-1», ООО «ПАТП-2»);
    • подвижной состав (автобусы, троллейбусы, трамваи);
    • трамвайные пути, троллейбусные и трамвайные контактные сети;
    • тяговые подстанции и кабельные сети;
    • сопутствующая транспортная инфраструктура и земельные участки для инфраструктуры;
    • маршрутная сеть городского транспорта;
    • центр управления городом (ЦУГ);
    • транспортно-пересадочные узлы, депо и автостанции;
    • инфраструктура городского освещения, а также АНО «ЦОДД» (включая имущественный комплекс — светофоры);
    • МУП «УльГЭС»;
    • комплекс программного обеспечения ЦУГ и ЦОДД;
    • земельные участки под линейные объекты;
    • инфраструктура платных парковок.

    Также договор предусматривает для концессионера возможность ведения коммерческой деятельности.

    Город обязуется:

    • предоставить в аренду земельные участки для строительства инфраструктуры;
    • компенсировать проезд льготников и выпадающие затраты на дополнительную транспортную работу, выполняемую заказами, не предусмотренными установленными объёмами концессионным соглашением;
    • компенсировать строительство не предусмотренной соглашением инфраструктуры;
    • ежегодно индексировать стоимость проезда на уровень официальной инфляции;
    • перераспределять в сторону концессионера текущие бюджеты, относящиеся к объекту концессионного соглашения;
    • частично покрывать расходы эксплуатации за счёт бюджетных, в том числе социальных расходов.

    В свою очередь, концессионер:

    • привлечёт проектное финансирование;
    • обеспечит выполнение стандарта качества пассажирских перевозок и контроль оплаты проезда;
    • обновит подвижной состав, построить транспортно-пересадочные узлы и электрозаправки;
    • погасит лизинговые платежи за трамваи, троллейбусы, автобусы (электробусы) и освещение;
    • построит новые трамвайные пути и контактную сеть, сделает капремонт уже существующих аварийных участков трамвайной и троллейбусной сети;
    • установит новые умные остановки и модернизирует уже существующие;
    • модернизирует ЦУГ, ЦОДД, видеонаблюдение и фото-, видеофиксацию;
    • расширит сеть городского освещения;
    • организует платные парковки, построит сети передачи данных и организует доступ в интернет на территории транспортной инфраструктуры;
    • осуществит все городские перевозки на условии монополии городского общественного транспорта.

    Ориентировочно для Ульяновска концессионер планирует закупить 100 трамваев и 50 троллейбусов, плюс в разы большее количество электробусов, которые свяжут два берега и будут курсировать по всем районам города. Ожидается, что реализация соглашения стартует в 2024 году.

    Окупать вложенные средства планируется за счёт билетных и не билетных доходов — непосредственно пассажирских перевозок и эксплуатации инфраструктуры для коммерческих целей.

    По сведениям источника, планируемое концессионное соглашение вызвало бурный отклик в сети. Позднее выяснилось, что в список передаваемого имущества не входит УльГЭС (речь только об опорах, чтобы создать цифровой двойник города), а все муниципальные объекты таковыми и останутся. Частник должен будет выплачивать в городской бюджет определённый процент от оборота. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 115 имущество (имеющееся либо создаваемое) в рамках концессионного соглашения всегда будет являться муниципальной собственностью и может быть лишь использовано частной стороной на условиях, прописанных в соглашении. Город передаст имущество в управление, чтобы частники выполняли функции перевозчика. Но они будут обязаны обновлять подвижной состав в течение всего периода соглашения.

    Контролировать концессионеров будет специально созданный орган. Концессия делится на два периода: инвестиционный и эксплуатационный. На этапе инвестиций создаётся план строительных работ и обновления. Если он не будет соблюдаться, есть основания для расторжения. Также город будет отслеживать удовлетворённость жителей качеством перевозок. Если улучшения не наступят, это тоже повод для расторжения договора.

    Предварительно город планирует:

    • брать плату с концессионера в размере 5% с оборота от выручки;
    • обелить рынок транспортных услуг, маршрутчикам предложат работать «в белую» или уйти с рынка, в последнем случае концессионер выведет на маршруты свою технику;
    • заморозить тарифы, чтобы их ежегодный рост не превысил уровень инфляции;
    • компенсировать концессионеру оплату проезда льготников.

    В списке технических и финансовых партнёров по реализации проекта заявлены такие организации, как ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» (Республика Беларусь)», ООО «УК «Роснано» (РФ), ООО «INLINE Technologies» (РФ).

    Концессию в Самаре признали целесообразной

    По информации «Коммерсанта», мэрия Самары признала целесообразной концессию на развитие трамвайного сообщения, поступившую от ООО «Мовиста Регионы Самара».

    Соглашение пока не заключено, продолжаются переговоры. Проект концессионного соглашения предусматривает реконструкцию 20,5 км одиночного пути трамвайных линий, обновление одного перекрёстка, одной тяговой подстанции и строительство ещё одной тяговой подстанции. Кроме этого, контракт предполагает покупку 45 трёхсекционных трамвайных вагонов. Имущество передадут в муниципальную собственность.

    Чиновники рассматривают возможность концессионного соглашения уже в текущем году на срок в три года. Также уточняется, что в случае заключения контракта концессионер будет отвечать только за поставку новых вагонов, обновление оборудования и строительство инфраструктуры. Перевозки останутся в компетенции МП «ТТУ», и имущество предприятия передаваться концессионеру не будет.

    Стоимость проезда в самарских трамваях и троллейбусах повышать не планируется, так как предполагается отдельное направление финансирования за счёт средств вышестоящих бюджетов.

    Ранее в ноябре заключено соглашение, открывающее возможность модернизации на концессионной основе трамвайной сети Уфы.

    Тем временем продолжается обновление трамвайного подвижного состава. УКВЗ изготовит один трамвай для Красноярска, а «ПК Транспортные системы» поставят шесть вагонов в Саратов. Обновление вагонного парка в Златоусте идёт путём приобретения модернизированных вагонов на базе Tatra T3, а Санкт-Петербург принял первый двухсекционный вагон серии «Довлатов».

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)