Водители: борьба с дефицитом в Кузбассе, Петербурге, Ярославле, Вологде, Челябинске и Казани

  • Дарья Гербер
    10 июля 2024 г. — 10:45
    231

    Дефицит водителей общественного транспорта остаётся проблемой многих регионов России. Однако на этом фоне готовящиеся поправки в приказ Минтранса России об определении начальной цены контракта при закупках транспортной работы пока не учитывают назревший вопрос индексации размера оплаты труда водителей. На этом фоне представители перевозчиков делятся своим видением исправления нынешней ситуации с несоответствием рабочей нагрузки и оплаты труда, что, в свою очередь, провоцирует переработки и ДТП с участием общественного транспорта.

    Тем временем в регионах продолжают по-своему работать над решением проблемы: так, в Кузбассе, Петербурге, Ленобласти, Вологде и Челябинске стараются увеличить зарплаты, вводят стимулирующие выплаты и совершенствуют условия труда. В Ярославле столкнулись с ограничениями законодательства, которые не позволяют организовать переобучение водительских кадров, ставшее необходимым из-за местных особенностей, а дефицит в Казани и отсутствие чётких инструкций по решению проблемы могут привести к серьёзным сбоям автобусного сообщения в преддверии саммита БРИКС.

    НИИАТ представил схему оплаты труда водителей общественного транспорта

    По заказу Минтранса РФ ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) с 17 августа 2023 года выполняет НИР по доработке приказа № 351 о расчёте начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) для оплаты транспортной работы при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Согласно телеграм-каналу «Приоритет для ОТ в городах», в начале июня появился проект нового нормативного акта, который разослан в регионы для сбора обратной связи.

    В документе приведены расчёты для заказчиков транспортной работы, в том числе начисление заработной платы водителям. Согласно нему, НИИАТ решил не учитывать необходимость повышения зарплаты водителям общественного транспорта, что могло бы сократить острейший дефицит кадров. Соответственно перевозчики даже в случае выхода на маршруты с оплатой 100% НМЦК не смогут достойно финансово обеспечить водителей, и, следовательно, не смогут привлечь кадры во избежание срыва рейсов.

    В качестве примера рассмотрен водитель городского автобуса большого класса в городе-миллионнике. Средняя зарплата за прошлый год по крупным и средним предприятиям равна 65 тыс. рублей. Далее она умножается на коэффициент типа подвижного состава, для большого класса — 1,43, затем — на понижающий коэффициент размера города, для миллионника — 0,8. Итого: 65*1,43*0,8 = 74,4 тыс. рублей. С учётом налога в 13% на руки водитель сможет получить в среднем 64,7 тыс. рублей в месяц с учётом доплат и переработок, так как они не закладываются в приказ 351.

    Очевидно, что расчёт зарплаты водителей требует исправления в соответствии с рыночными реалиями через отказ от понижающего коэффициента либо его изменение, а также через пересмотр нелогичной разницы между коэффициентами для транспортов разных классов. По мнению источника, необходимо добавить в формулу умножение на прогнозный коэффициент инфляции текущего года и повысить среднюю зарплату водителей. Для города-миллионника она должна быть не ниже 100 тыс. рублей на руки.

    Подобная сумма упоминалась и в недавнем интервью начальника управления транспорта мэрии Воронежа, — города-миллионника, где действуют однорублёвые нетто-контракты и местные транспортники готовы закрывать глаза на то, каким образом водители «добирают» необходимую им сумму.

    В Тобольске поделились взглядом на проблему кадров

    Сетевое издание «72.ру» обратило внимание на то, что в России участились случаи резонансных ДТП с участием водителей общественного транспорта. Представители транспортных предприятий видят причину в нехватке персонала и, следовательно, переработках. В частности, 10 мая 2024 года автобус в Санкт-Петербурге пробил ограждение и упал в Мойку. Погибли семь человек. 15 мая 2024 года в Златоусте уснул водитель трамвая, пострадали два человека. 26 мая 2024 года водитель маршрутного автобуса «Питеравто» уснул в Новокузнецке, травмированы девять человек.

    Острейшая нехватка водителей в российских ПАТП связана с несоответствием физической и психической нагрузки с размером зарплаты. Оплата труда водителя автобуса большого класса в Тобольске должна составлять около 110 тыс. рублей. По информации председателя Союза автотранспортников Тюменской области и директора Тобольского ПАТП Сергея Кугаевского, именно такой уровень оплаты был заложен в расчётах НИИАТа. Однако в Тюменской области зарплата водителя автобуса — около 65 тыс. рублей, а с учётом дисконта, связанного с припиской пассажиров, до водителя реально дойдёт около 40–50 тыс. рублей. Результат — отток кадров, неисправные автобусы, сорванные рейсы, а главное, переработка. В Екатеринбурге, где ежедневно из-за отсутствия водителей простаивает до 25% автобусов, водителей направляют на сверхурочную работу. В Тюменском ПАТП дефицит достигает 150 водителей.

    По данным источника, часть предприятий, нарушая закон, платят серую зарплату. Есть и те, кто часть экономии от налогов направляют на зарплату. Но это ухудшает положение предприятий белой налоговой зоны.

    В России неоднократно откладывается ввод тахографов на городских регулярных перевозках. Такая практика устраивает органы власти, отвечающие за организацию перевозок. При скрытой проблеме платить можно меньше, а в случае ДТП будет виновен водитель и его руководитель.

    Исправить ситуацию на федеральном уровне, по мнению председателя Союза автотранспортников Тюменской области, помогут:

    • ввод уголовной ответственности для чиновников-организаторов перевозок за занижение расчётного уровня зарплаты водителя, если вследствие переработки произошло ДТП;
    • незамедлительно ввести тахографы на городские маршруты и такси;
    • принять законы, предусматривающие налоговую и уголовную ответственность для предпринимателей за серую заработную плату;
    • внести изменения в контрактную систему (к аукционам допускать только компании с устойчивым финансовым положениям, необходимым количеством автобусов, водителей и белой оплатой труда);
    • разрешить работу мигрантов на пассажирских перевозках.

    На региональном уровне:

    • прекратить манипулировать заработной платой водителей при заключении контрактов на пассажирские перевозки;
    • совместно с налоговой, транспортной инспекцией, прокуратурой ликвидировать подрядчиков «серой налоговой зоны» и нелегальных перевозчиков;
    • организовать обучение водителей автобусов в ПТУ;
    • поставить задачу повышения качества пассажирских перевозок, увеличения доли общественного транспорта. Мониторить удовлетворенность пассажиров.

    Со своей стороны, руководители транспортных предприятий должны не нарушать режим труда и отдыха водителей, а по возможности — увеличить оплату труда.

    Дефицит водителей в Кузбассе

    По данным сетевого издания NGS42.RU, кадровый голод в Кузбассе в сфере общественного транспорта является одним из самых тяжёлых в Сибири. По итогам марта водители оказались в пятёрке самых востребованных специалистов — на них приходится 6,6% от всех вакансий в Кузбассе по информации hh.ru. За прошлый год количество вакансий для водителей общественного транспорта в Кузбассе выросло на 55% по сравнению с 2022 годом. Больше предложений стало и в первые два месяца 2024 года — сразу на 45%. Однако количество резюме, напротив, уменьшилось. По данным на март, было свободно 373 рабочих места для водителей автобусов. Ещё 44 вакансии — для водителей троллейбусов, 20 — для водителей трамваев. Средняя предлагаемая зарплата составила около 50 тыс. рублей.

    Наибольшая потребность в водителях автобусов и троллейбусов зарегистрирована в Новокузнецке — 213 рабочих мест, из них водителей автобусов — 188 свободных рабочих мест, троллейбусов — 25 свободных рабочих мест. Водители трамвая требуются только в Прокопьевске. Наименьший спрос зафиксирован в Кемерове. На водителей автобусов в Кузбассе приходится до 80% всех вакансий в транспортной сфере, ещё 15% связаны с управлением маршрутками и ПАЗами, оставшиеся 5% — предложения для водителей междугороднего транспорта.

    Работодатели предлагают сменный график, полный соцпакет, льготный стаж, а некоторые предоставляют жильё иногородним, комплект формы, доставляют до работы и компенсируют проезд. За последние два года средняя предлагаемая зарплата для водителей общественного транспорта выросла с 53 тыс. рублей до 74 тыс. рублей в 2024 году. Однако зачастую в вакансиях указывают заработок с учётом премий и максимальной загрузки. Максимальные зарплатные предложения достигают 125 тыс. рублей — это касается водителей, готовых работать вахтовым методом. По данным областного правительства, за 2023 год заработок водителей вырос на 19% — это 10,7 тыс. рублей в месяц. Рост в январе-феврале 2024 года составил 5–10%.

    В свою очередь, Национальная транспортная ассоциация сообщила об увеличении почасовой ставки для водителей новокузнецких автобусов с 400 рублей до 480 рублей, а на автобусах особо большого класса («гармошках») — до 600 рублей. Повышение стало едва ли не самым крупным за последние годы в Новокузнецке и по отрасли в целом — на 20%. Тарифы подняты с 1 июня, таким образом, увеличенную зарплату пересчитали за весь июнь. Кроме этого, с 1 июля работники филиала НТА в Новокузнецке могут получить дополнительно 15 тыс. (ранее 10 тыс.) к заработной плате за каждого нового сотрудника: «Питеравто» набирает водителей категорий D, DE, слесарей по ремонту, обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования, а также мастеров по ремонту транспорта.

    Условия акции «Приведи друга» просты: когда на собеседование приходит человек по рекомендации сотрудника компании, ему необходимо предупредить, что именно конкретный сотрудник рассказал о вакансии. Новый сотрудник также может рассчитывать на денежную премию: 30 тыс. подъёмных и надбавку за удалённое проживание в размере 500 рублей за смену. Плюс к этому: официальное трудоустройство, льготный стаж, водитель не участвует в ремонте ТС, закрепление за автобусом, комплект форменной одежды, иногородним — жильё и компенсация при трудоустройстве работника в течении года после переобучения на категорию D.

    Как уточнили в Минтрансе Кузбасса, в начале 2022 года насчитывалось 419 вакансий для водителей, а в начале 2023 года — уже 493. Работодатели предлагают частичную компенсацию затрат на летний отдых детей, выплату подъёмных, работу на новом транспорте, бесплатное посещение бассейна, массажного кабинета или тренажёрного зала и даже конкурс профмастерства. Однако за кузбасских специалистов борются не только местные компании, но и рекрутеры из других регионов. За 2023 год работодатели открыли в Кемеровской области 11 тысяч вакансий для водителей. Из них 29% — предложения из других регионов.

    Не хватает водителей и в других областях Сибирского ФО. В Новосибирской области на одну вакансию водителя приходится 3,9 резюме, в Алтайском крае — 3,6, в Томской области — 3,2, в Красноярском крае — 3,3. Эксперты считают, что кадровый голод сохранится надолго, поскольку связан с демографической ямой, и выиграть в борьбе за сотрудника смогут те, кто предложит лучшие условия труда, заботу о сотруднике и развитие за счёт корпоративного обучения.

    В Петербурге и Ленобласти повышают зарплаты

    Интернет-издание 47news.ru сообщило о периодическом объединении маршрутов № 1 и № 110 в Приозёрском районе Ленобласти ввиду нехватки водителей: местное предприятие получило новый подвижной состав в количестве шести единиц, однако сажать за руль некого, что приводит к увеличению времени в пути и переполненности салона. Всего на 16 маршрутов нужно минимум 32 человека, а с учётом отпускных и больничных — 40. Таким образом, нехватка кадров составляет около шести человек.

    В компании-перевозчике «Пальмира» обозначили, что для борьбы с дефицитом подняли зарплаты на 30–50%. Теперь это 55 тыс. рублей за 15 дней. Таким образом, в месяц водители могут рассчитывать на зарплаты от 100 тыс. рублей. Для сравнения, средняя зарплата в Ленобласти, по данным Петростата, не доходит до 75 тыс. рублей.

    По сведению источника, 4 июня были оптимизировали автобусные маршруты и в Тосненском районе, чтобы сократить убытки на перевозках. В частности, объединили три убыточных маршрута №№ 315, 315а и 316 в один. Планировалось, что это повысит пассажиропоток, сократит затраты и позволит приобрести четырёхлетние автобусы вместо задействованных семилетних. По данным администрации, затраты на перевозки с прошлого года выросли с 25 до 100 млн рублей. Ранее перевозчики уже отказывались работать в районе, потому что убытки составляли 75 млн и выше, поэтому оптимизация необходима. Кроме этого, при поломке транспорта слияние позволит быстро заменить его на резервный: когда на маршруте один автобус, пропуск из-за неисправности может составить до четырёх рейсов.

    Изменение уже спровоцировало недовольство жителей Стекольного. Если раньше они добирались до Тосно за 25 минут, то теперь тратят до часа. Для компенсации с 3 июня администрация запустила один автобус-экспресс напрямую до Тосно.

    В самом Санкт-Петербурге дефицит водителей автобусов, по информации «Делового Петербурга», усугубляется недостатком притока кадров из регионов, где так же проводят транспортные реформы. В частности, зарплаты в Курске и Сочи становятся сопоставимы с петербургскими, и кадры не заинтересованы в переезде.

    По данным руководства ООО «Вест-Сервис» и ООО «Такси», дефицит водителей в двух компаниях составляет порядка 400 человек. Зарплаты водителям повышают (порядка 95–100 тыс. рублей), однако рост окладов ограничен условиями контрактов. В свою очередь, в АО «Третий парк» заявили о недостатке примерно 300 водителей при зарплате до 85 тыс. рублей — 10% от требуемого штата.

    По данным источника, о дефиците водителей в сфере автобусных перевозок особенно часто стали говорить после падения автобуса ООО «Такси» в Мойку в начале мая. Выходом из ситуации некоторые игроки видят сверхурочную загрузку работников. Другие предлагают бесплатное проживание и пакет акций.

    В целом, как сообщил портал 78.ru, дефицит водителей на петербургских предприятиях общественного транспорта составил свыше 20%. В Заксобрании посчитали, что проблему дефицита кадров можно решить за счёт роста зарплат. Доход водителей должен вырасти примерно в полтора раза.

    В Ярославле водители трамваев и троллейбусов ограничены в переобучении

    В Ярославле зафиксирована проблема иного рода. По данным «ЯрНьюс», водители трамваев и троллейбусов не могут пересесть на электробус по причине правовой коллизии.

    Как указали в «Яргорэлектротрансе», с 1 апреля вступили в силу поправки в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Теперь право на обучение вождению на категорию D (водитель автобуса) получают водители с имеющейся категорией В и С и стажем более 12 месяцев. И эта норма ущемляет водителей трамваев и троллейбусов с их правами категорий «Tm» (трамвай) и Tb» (троллейбус). У них может не быть прав категории В и С, а значит перейти с троллейбуса или трамвая на автобус или электробус они не могут, потому что не имеют право на переобучение на категорию D.

    В руководстве муниципального перевозчика считают, что водитель общественного транспорта должен беспрепятственно переобучаться на любые категории. Глава «ЯрГЭТ» вошёл в общественный совет при Ространснадзоре и предложил разрешить ситуацию, что требует подготовки дополнительных поправок в федеральные правовые акты. Отмечается, что Общественный совет предложение поддержал. После подготовки поправки направят в Министерство транспорта РФ.

    Можно было бы говорить о том, что среди водителей трамваев и троллейбусов также наблюдается нехватка кадров, и в общем случае этот тезис справедлив. Но конкретно в Ярославле ближайший год количество необходимых вагоновожатых будет сокращено из-за модернизации трамвайной сети. То, что наиболее радикальный вариант с полной приостановкой трамвайного движения местные власти пересмотрели, частично решило вопрос сохранения трудового коллектива «ЯрГЭТ», но не полностью.

    В Вологде повысят зарплаты с 1 августа

    В Вологде обновление местного автопарка постарались синронизировать с улучшением условий оплаты труда водителей. По данным Vologda-poisk.ru, руководство Вологды проинформировало о поступлении 31 автобуса, которые приступили к пассажирским перевозкам. Также проработано брендирование 100 автобусов МУП «ПАТП № 1»: разработанные эскизы нанесут на транспорт к 15 августа. Кроме этого, идёт работа с персоналом: зарплаты водителям повысят на 15 тысяч рублей с 1 августа. Таким образом, водители без переработок и с минимальным стажем будут зарабатывать от 70 тыс. рублей.

    Повышение проведут за счёт субсидирования предприятия из средств муниципального бюджета. Также ожидается, что кадровый состав пополнят работники, ранее уволившиеся из-за условий труда, а в 2025 году запланировано выделение около 90 млн рублей на приведение в порядок самого МУП «ПАТП №1» — его помещений, оборудования и прилегающей территории.

    В Челябинске рассчитывают на подъёмные и стимулирующие выплаты

    По информации сетевого издания «74.ру», потребность в водителях общественного транспорта растёт и в Челябинске. По состоянию на середину июня открыто 505 вакансий на основные предприятия этой сферы. Ещё полгода назад их было меньше на 55. В частности, с МУП «Служба организации движения» требуется 164 водителя автобуса, в ООО «ЧелябГЭТ» — 112 водителей трамвая и 29 водителей троллейбуса, в ООО «Синара-ГТР Челябинск» — 200 водителей.

    В феврале новым водителям автобусов и трамваев пообещали полмиллиона рублей подъёмных. Мера призвана решить проблему кадрового дефицита. Однако за полгода заявления на участие в акции подали лишь 36 специалистов.

    По состоянию на конец июня, 18 водителей МУП «СОД» претендуют на получение мотивационных выплат. Первые перечисления планируется начать с июля 2024 года. В ООО «ЧелябГЭТ» заявления на получение мотивационных выплат подали также 18 сотрудников. По условиям работодателя выплата осуществляется поэтапно: 50 тыс. рублей уже выплачены при трудоустройстве, остальная сумма — в течение трёх лет при соблюдении условия о безаварийном исполнении трудовых обязанностей.

    В свою очередь, «ЧелТрансХолдинг» объединяет несколько частных компаний, которые обслуживают в общей сложности 20 маршрутов. Здесь нехватка водителей достигает 20–30%. Работодатели пытаются привлечь людей повышенной зарплатой, её регулярной индексацией и стипендией при обучении на вождение.

    В Казани ищут способы повысить зарплату

    О нехватке 850 водителей и 850 кондукторов, что не позволит заменить к октябрьскому саммиту БРИКС запланированные 263 старых автобуса, сообщила деловая электронная газета «БИЗНЕС Online». Пока в заявке, направленной в Минтранс России для получения техники на условиях льготного лизинга, только 157 машин, а закупка ещё 106 бессмысленна, так как они будут простаивать в парке. Если нет водителей и кондукторов, нет билетной выручки и нет средств для оплаты лизинга.

    В перспективе нехватку кондукторов решит запуск бескондукторной системы оплаты проезда, с водителями же ситуация сложнее. Низкая заработная плата и рабочий день с 4:00 отталкивают людей от работы в пассажирских перевозках. Оптимизма не добавляет и управление 12-метровыми машинами в плотном городском потоке в кабине без кондиционера: летом температура до 50 градусов. Таким образом, условия труда несоизмеримы с зарплатами и режимом работы.

    По данным предприятия «Байлык № 3», водители повально увольняются. На маршруты из 25 автобусов выходит 19, оставшиеся стоят либо из-за поломки, либо из-за отсутствия водителей. Проблема с кадрами и у муниципального перевозчика — МУП «ПАТП № 2». На его долю приходится 80% автобусных перевозок. В условиях нехватки персонала водители и кондукторов перерабатывают. Нужны финансы для повышения зарплаты. Уже сейчас перевозчик увеличивает интервалы и сокращает количество рейсов в вечернее время. При соблюдении режима труда и отдыха заработная плата водителей «ПАТП № 2» составляет 75 тыс. рублей, кондукторов — 35–40 тыс. рублей. У ремонтных рабочих средняя зарплата — 55 тыс. рублей, инженерно-технических работников — в районе 65 тыс. рублей.

    По плану на маршруты города ежедневно надо отправлять более 700 машин, а по факту в среднем выпускают на 30% меньше — около 500. На ситуации сказался отток мигрантов: по данным респондентов издания, их стало сложнее привлечь после теракта в «Крокус Сити Холле»: ведомства дольше рассматривают документы и строже отсеивают претендентов. Формально доля мигрантов на автотранспортных предприятиях доходит до 50–60%. На деле же многие получают российское гражданство, поэтому доля этнических узбеков, таджиков, киргизов достигает 80%.

    В транспортном блоке правительства РТ считают, что есть смысл привлекать сотрудников женского пола. Наличие трудностей с зарплатами водителей в пассажирских перевозках Казани руководство РТ признаёт, но конкретных решений нет. Предварительно озвучена возможность повышения зарплат с точки зрения тарифного регулирования.

    С 8 июля в Казани из-за нехватки подвижного состава и водителей уже пришлось изменить автобусную сеть: два маршрута отменены, ещё у восьми укорочены трассы следования.

    Ранее TR.ru Транспорт в России рассказывал о способах привлечения водителей для работы в общественном транспорте Ростова-на-Дону, Екатеринбурга и Курска.

    Анонсы новых материалов TR.ru  Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Комментарии

    Комментарии (0)