Брутто-контракты: подготовка в Екатеринбурге, Саратове и Петрозаводске, планы других городов

  • Дарья Гербер
    16 июля 2024 г. — 19:45
    280
    Иллюстрация: 

    Официальный сайт Екатеринбурга / екатеринбург.рф

    Брутто-контракты с полной оплатой транспортной работы получают дальнейшее распространение ещё в нескольких регионах страны. Централизация финансовых потоков у заказчика и оплата услуг перевозчика по пробегу, а не количеству перевезённых пассажиров, стала одним из эффективных инструментов по выравниванию качества обслуживания. Так, в Краснодаре в конце мая ещё девять направлений перевели на брутто-контракты, что повлияло и на состояние подвижного состава: соглашения предусматривают использование нового транспорта, оборудованного в соответствии с современными реалиями.

    С 1 августа ещё в двух региональных центрах готовятся к частичному переходу на брутто-контракты. В Екатеринбурге в рамках местной транспортной реформы они начнут действовать для всех трамваев и троллейбусов столиц Среднего Урала, а в Саратове пионерами должны стать два автобусных маршрута №№ 6А и 90А. Администрация Петрозаводска после месяца перерыва планирует с 1 августа возобновить использование брутто-контрактов в столице Карелии, но в усечённом составе: по принципам полной оплаты транспортной работы будет действовать всего один маршрут, открываемый вместо трёх прежних. Ещё несколько городов признают эффективность брутто-контрактов, однако пока не располагают должными средствами для массового перевода местных маршрутов на новую модель транспортного обслуживания: среди них Сочи на юге и Нижний Новгород в Приволжье.

    В Екатеринбурге новые контракты начнут действовать с 1 августа

    В Екатеринбурга городской электрический транспорт  переводится на брутто-контракты с 1 августа. Соответствующее постановление подписано в Администрации города.

    Брутто-контракты являются частью транспортной реформы. Они нужны для перевода общественного транспорта из области бизнеса в сферу муниципальных услуг. Трамваи и троллейбусы начнут ездить без учёта экономической целесообразности строго по графику. Средства от продажи билетов будут поступать в городской бюджет, а перевозчики смогут получать плату за пройденный километр, а не за пассажиров. Далее изменения затронут автобусное сообщение.

    Также за счёт брутто-контрактов зарплаты сотрудников увеличатся до 30%, будет обновляться и ремонтироваться подвижной состав, а предприятия-перевозчики смогут нанимать более компетентных специалистов. В дополнение сотрудники общественного транспорта будут получить жильё от города в пользование или приобретать недвижимость на льготных условиях. Для контроля перевозок появится единый центр управления.

    Отмечается, что введение брутто-контрактов не повлечёт повышения стоимости проезда, однако штрафы для безбилетников возрастут.

    Параллельно, по данным сетевого издания «Е1.РУ Екатеринбург Онлайн», в рамках транспортной реформы ожидаются и другие изменения. В частности, администрация вернётся к планам развития городского метро ввиду выхода показателя пассажиропотока на доковидный период. Также количество выделенных полос вырастет с 17 до 42, для трамваев сделают выделенные пути, число платных парковок увеличится с 3 тыс. до 17 тыс., маршруты будут корректировать в зависимости от загрузки, до конца года поступят 50 троллейбусов с увеличенным автономным ходом, стартует масштабное обновление трамвайного парка, а за счёт участия в программе по развитию электротранспорта трамвайная ветвь дойдёт до Академического.

    Пока же, по информации источника, 8 июля администрация Екатеринбурга объявила первый конкурс по новым правилам работы общественного транспорта на портале госзакупок. Начальная стоимость контракта составила 115,4 млн рублей. За эту сумму подрядчик должен обслуживать троллейбусные маршруты № 25 «Ботаническая — Академическая» и № 36 «Химмаш — Академическая» в период с 1 августа 2024 года по 31 января 2025 года.

    Год назад администрация Екатеринбурга размещала закупку на обслуживание 15 троллейбусных маршрутов. Цена контракта составляла 415,8 млн рублей. Таким образом, раньше перевозчику платили 44,5 рубля за километр, теперь стоимость вырастет до 199 рублей за километр.

    9 и 10 июля были размещены и остальные трамвайно-троллейбусные лоты. Приём заявок ведётся до 17-18 июля. Маршруты сгруппированы по территориальному признаку.  Общая стоимость обслуживания 23 трамвайных маршрутов, сгруппированных в 11 лотов 1,335 млрд руб., 15 троллейбусных маршрутов, разнесённых по семи лотам — 764,7 млн руб.

    Ожидается, что на первом этапе система будет работать в минус. Также отмечается нехватка кондукторов, которые зачастую работают сезонно: как правило, это пенсионеры, которые уезжают на дачи в летний сезон. Вместе с тем сейчас из-за нехватки водителей и кондукторов, а также неравнозначности маршрутов транспортная работа в Екатеринбурге выполняется на 70%. Власти рассчитывают, что со временем пассажиропоток вырастет и перевозки станут рентабельнее благодаря правильной маршрутизации.

    В Саратове ищут перевозчиков на первые маршруты

    В Поволжье после весенней неудачной попытки внедрить брутто-контракты намечают с августа. По данным ИА Saratovnews, МКУ «Транспортное управление» повторно разместило на сайте госзакупок два аукциона на пассажирские перевозки по маршрутам № 6А «Посёлок Комсомольский — гипермаркет “Касторама”» и 90А «ТЦ “Леруа Мерлен” — Крекинг». Сумма контрактов составила примерно 384 млн рублей. На маршрут № 6А выделено 193,5 млн рублей, на № 90А — 189,8 млн рублей. Во время предыдущего аукциона суммы были выше — 261,2 млн и 245,2 млн рублей соответственно. Срок выполнения перевозок по контрактам — с 1 августа по 31 декабря 2024 года. Победителей определят в ближайшие дни.

    Ранее планировалось, что новые маршруты будут полностью дублировать трассы №№ 6 и 90, однако позднее, по сведениям ИА Saratovnews, администрация города изменила схему движения. Так, автобусы маршрута № 6А не будут ездить по ул. Авиастроителей от просп. Энтузиастов до ул. Орджоникидзе и по ул. Орджоникидзе от ул. Авиастроителей до просп. Энтузиастов. Движение в прямом направлении будет осуществляться по просп. Энтузиастов через остановку «Стадион “Волга”». В Ленинском районе автобусы маршрута № 6А будут курсировать до «Касторамы», а не до ТЦ «Хэппи Молл». У автобусного маршрута № 90А отменена остановка «Поликлиника № 4».

    В соответствии с документацией подвижной состав должен быть оснащён кондиционерами, ГЛОНАСС, комплексом видеофиксации, тревожными кнопками и системами громкой связи для объявления остановок. Водители обязуются носить специальную форму и соблюдать чистоту в салоне. Сам транспорт должен быть не старше 2023 года выпуска.

    Как указало сетевое издание «164.ру», брутто-контракты положат начало системному изменению в сфере общественного транспорта. Они предполагают не только перевозку пассажиров и получение за это денег, но и выплаты за качество работы и состояние автобусов. Одной из проблем саратовских автобусов является отсутствие кондиционеров: на 90 маршрутов почти 90% транспорта не оборудованы этим агрегатом.

    За расторжение двух предыдущих муниципальных контрактов МКУ «Транспортное управление» привлекли к ответственности. Об этом проинформировало ИА «СарБК». В частности, 27 апреля МКУ отказалось от соглашений с АО «Межгородтранс» на перевозку пассажиров по регулируемым тарифам на маршрутах №№ 6А и 90А в одностороннем порядке. В соответствии с законодательством такие действия допускаются, если имело место нарушение условий контракта.

    В руководстве МКУ отметили, что причиной расторжения послужила несвоевременная установка оборудования со стороны «Межгородтранс», что привело к невыходу на маршруты, которые анонсировались на 1 мая. Однако проверка этих нарушений не обнаружила. Директора МКУ привлекли к административной ответственности по ч. 6 ст. 7.32 КоАП.

    Кроме этого, как сообщило ИА «Взгляд-инфо», саратовское ООО «САТО», обслуживающее маршрут № 6, подавало жалобу в региональное УФАС на один из аукционов. По мнению перевозчика, мэрия учредила новый дублирующий маршрут с нарушением законодательства, торги были объявлены на перевозки по регулируемым тарифам по маршруту, который «к моменту объявления закупки не являлся и не мог считаться установленным». Однако жалобу признали необоснованной.

    Администрация Петрозаводска объявила аукцион на новый маршрут

    По информации сетевого издания «Сампо ТВ 360°», 5 июля администрация Петрозаводска объявила аукцион на обслуживание нового маршрута № 30 по регулируемым тарифам. Среди требований — навигация, возможность безналичной оплаты и надлежащее состояние автопарка. Маршрут № 30 запустят по брутто-контракту с начальной ценой 21,3 млн руб. Таким образом, перевозчик не сможет необоснованно поднимать стоимость проезда и будет подотчётен мэрии за срыв расписания или грубость водителей.

    В качестве одного из претендентов выступит муниципальное предприятие «Городской транспорт», получившее от «Карелавтотранса» первую партию автобусов в пять единиц. Машины оборудованы низкопольной площадкой и имеют возраст не старше пяти лет.

    Новый маршрут № 30 свяжет СКЗ с Сулажгорой, Первомайским, Центром, Перевалкой и Кукковкой. За счёт этого жителям отдалённого района станут доступнее социальные объекты: поликлиника № 3, университет, Республиканская больница, онкодиспансер и художественная школа.

    15 июля стало известно, что единственная заявка на аукцион была признана соответствующей требованиям.

    Ранее с 1 июля в Петрозаводске прекратились перевозки по регулируемым тарифам по маршрутам №№ 5, 14 и 29: местные перевозчики опротестовали решение администрации городского округа о внесении изменений в муниципальный документ планирования регулярных перевозок.

    ДОПОЛНЕНИЕ от 17:37 23.07.2024:
    Единственным участником аукциона стало ПМУП «Городской транспорт». Готовится заключение контракта на обслуживание маршрута № 30.

    В Сочи отложили перевод на новую систему

    По данным РБК, в Сочи перевод перевозчиков на брутто-контракты затягивается из-за высокой стоимости мероприятия: администрация города не определилась с финансовой моделью проекта.

    В 2022 году мэрия Сочи разработала комплексную схему обслуживания транспортом общего пользования (КСОТ) с переводом перевозчиков на брутто-контракты. Объём инвестиций оценивался в сумму более 6 млрд рублей. Запуск пилотного проекта ожидался в 2023 году: Сочи должен был стать первым городом в регионе, внедрившим брутто-систему. В Министерстве экономики Кубани обозначали, что на оплату работы перевозчиков из краевого бюджета требовалось выделение 1 млрд рублей ежегодно. Сейчас же, чтобы снизить бюджетную нагрузку, прорабатываются разные варианты реализации проекта.

    В Краснодаре ещё девять направлений перевели на брутто-систему

    В свою очередь, в краевом центре Кубани продолжается перевод на брутто-контракты: с конца мая ещё девять маршрутов в Краснодаре стали ездить строго по расписанию без привязки к наполненности салона за гарантированную сумму. Водители при этом получают зарплату не в зависимости от купленных билетов, а от пройденных километров, что исключает гонки в часы-пик.

    Как указало сетевое издание «Смотрим», система предусматривает и ряд требований к подвижному составу: наличие кондиционеров, камер видеонаблюдения, валидаторов и систем отслеживания. За счёт последнего диспетчер Центра мониторинга дорожного движения Краснодара наблюдает за транспортом в режиме онлайн — в случае нарушения перевозчик заплатит штраф. Параллельно прорабатывают вопрос автоматического контроля за водителем. Это поможет выявить факты приёма наличных или отбития билета.

    Сейчас по регулируемым тарифам в Краснодаре работают 14 городских маршрутов. В планах властей — перевод на брутто-контракты и остальных муниципальных рейсов. По текущей оценке, это потребует выделения порядка 15 млрд рублей из городского бюджета.

    Нижнему Новгороду требуются миллиарды рублей

    В Нижнем Новгороде также столкнулись с вопросом стоимости перевода на брутто-контракты. По информации портала Gipernn.ru, на такой тип соглашения перешёл только один маршрут — А-90, для которого в 2022 году приобрели автобусы по нацпроекту Безопасные качественные дороги. С учётом того, что транспорт на нём стал работать строго по графику, власти рассматривают вопрос поэтапного перевода других перевозчиков на брутто-контракты, однако итогового решения ещё нет.

    Ожидается, что брутто-контракты на всех маршрутах кардинально улучшат качество перевозок в Нижнем Новгороде: перевозчик не зависит от числа пассажиров и следует расписанию, так как любые нарушения соглашения ведут к штрафам.

    Начальная (максимальная) цена брутто-контракта определяется в соответствии с Приказом Минтранса РФ № 351 и общая сумма для Нижнего Новгорода составляет ориентировочно несколько миллиардов рублей из областного бюджета. Вместе с тем перевод на брутто-контракты предусмотрен новой транспортной реформой Нижегородской агломерации. Первые семь автобусных маршрутов в тестовом режиме присоединялись к системе в марте 2022 года — А-5, А-23А, А-25, А-27, А-33, А-53А и А-53Б.

    Ранее в Кузбассе, Петербурге, Ярославле, Вологде, Челябинске и Казани поделились рецептами борьбы с дефицитом водительских кадров. Одним из проблемных вопросов остаётся то, что разработанные по заказу Минтранса России предложения об изменении приказа № 351 не предусматривают индексации зарплат водителей.

    Анонсы новых материалов TR.ru — Транспорт в России ежедневно публикуются в нашем Telegram-канале.

    Виды транспорта: 

    Комментарии

    Комментарии (0)